Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Электрооборудование ВАЗ 2107: конструкция, принцип работы и схемы подключения

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Работа любого двигателя автомобиля невозможна без соответствующего электрооборудования. А если рассматривать машину в целом, то без нее это просто обычная коляска. В этой статье мы рассмотрим как устроена и работает сеть на борту автомобиля на примере ВАЗ 2107.

Содержание
  1. Особенности конструкции бортовой сети ВАЗ 2107
  2. Источники тока
  3. Проводка бортовой сети ВАЗ 2107
  4. Таблица: провода подключения основных электроприборов ВАЗ 2107
  5. Пучки (жгуты) проводов
  6. Монтажный блок
  7. Таблица: предохранители ВАЗ 2107 и защищаемые ними цепи
  8. Таблица: реле ВАЗ 2107 и их цепи
  9. Таблица: предохранители и реле дополнительного монтажного блока ВАЗ 2107 инжектор
  10. Системы бортовой сети ВАЗ 2107 и принцип их действия
  11. Система энергообеспечения
  12. Видео: как найти неисправность генератора
  13. Система пуска силовой установки
  14. Видео: если не крутит стартер
  15. Система зажигания
  16. Видео: ремонт системы зажигания ВАЗ 2107 (ч. 1)
  17. Видео: ремонт системы зажигания ВАЗ 2107 (ч. 2)
  18. Система наружного, внутреннего освещения и световой сигнализации
  19. Система звуковой сигнализации
  20. Видео: ремонт звукового сигнала ВАЗ 2107
  21. Дополнительное электрооборудование ВАЗ 2107
  22. Система управления двигателем
  23. Информационные датчики
  24. Основные неисправности электрооборудования ВАЗ 2107
  25. Таблица: неисправности электрооборудования ВАЗ 2107
  26. Видео: поиск неисправностей бортовой сети ВАЗ 2107

Особенности конструкции бортовой сети ВАЗ 2107

В «семерках», как и в большинстве современных машин, используется однопроводная схема подачи питания на электрооборудование. Все мы знаем, что ток устройств подходит только для одного проводника — плюсового. Другой вывод потребителя всегда подключается к «массе» машины, к которой подключается отрицательный полюс аккумулятора. Такое решение позволяет не только упростить конструкцию бортовой сети, но и замедлить процессы электрохимической коррозии.

Источники тока

Бортовая сеть автомобиля имеет два источника питания: аккумулятор и генератор. При выключенном двигателе автомобиля питание в сеть подается исключительно от аккумуляторной батареи. При работе силового агрегата питание подается от генератора.

Номинальное напряжение встроенной сети «семерки» составляет 12 В, но в зависимости от режима работы двигателя оно может варьироваться в пределах 11,0-14,7 В. Практически все электрические цепи ВАЗ 2107 защищены в виде предохранители (предохранители). Включение основных электроприборов осуществляется через реле.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Проводка бортовой сети ВАЗ 2107

Объединение электроприборов в общую цепь «семерки» осуществляется с помощью гибких проводов типа ПВС. Токопроводящие жилы этих проводников скручены из тонких медных проволок, количество которых может варьироваться от 19 до 84. Сечение проволоки зависит от силы протекающего по ней тока. ВАЗ 2107 использует проводники сечением:

  • 0,75 мм2;
  • 1,0 мм2;
  • 1,5 мм2;
  • 2,5 мм2;
  • 4,0 мм2;
  • 6,0 мм2;
  • 16,0 мм2.

В качестве изоляционного слоя используется поливинилхлорид, стойкий к возможному воздействию топлива и технологических жидкостей. Цвет изоляции зависит от назначения проводника. В таблице ниже приведены провода для подключения основных электрических компонентов в «семерке» с указанием их цвета и сечения.

Все электрические приборы ВАЗ 2107 имеют однопроводное соединение

Таблица: провода подключения основных электроприборов ВАЗ 2107

Тип подключения Сечение провода, мм2 Цвет изолирующего слоя
Минусовая клемма АКБ – «масса» автомобиля (кузов, двигатель) 16 Чёрный
Плюсовой вывод стартера — аккумулятор 16 Красный
Положительный контакт генератора — плюс АКБ 6 Чёрный
Генератор — разъем чёрного цвета 6 Чёрный
Клемма на генераторе «30» – колодка МБ белого цвета 4 Розовый
Разъем стартера «50» – реле его запуска 4 Красный
Реле пуска стартера — чёрный разъем 4 Коричневый
Реле включения зажигания — разъем чёрного цвета 4 Голубой
Вывод замка зажигания «50» – голубой разъем 4 Красный
Разъем замка зажигания «30» – зелёный разъем 4 Розовый
Штекер правой фары – «масса» 2,5 Чёрный
Штекер левой фары — голубой разъем 2,5 Зелёный, серый
Вывод генератора «15» – разъем жёлтого цвета 2,5 Оранжевый
Разъем правой фары – «масса» 2,5 Чёрный
Разъем левой фары — белый разъем 2,5 Зелёный
Электровентилятор радиатора – «масса» 2,5 Чёрный
Вентилятор радиатора — красный разъем 2,5 Голубой
Вывод замка зажигания «30/1» – реле включения зажигания 2,5 Коричневый
Контакт замка зажигания «15» – одноконтактный разъем 2,5 Голубой
Правая фара — разъем чёрного цвета 2,5 Серый
Разъем замка зажигания «INT» – чёрный разъем 2,5 Чёрный
Шестиконтактная колодка подрулевого переключателя – «масса» 2,5 Чёрный
Двухконтактная колодка подрулевого выключателя — лампа подсветки бардачка 1,5 Чёрный
Лампа подсветки бардачка — прикуриватель 1,5 Чёрный
Прикуриватель — голубой разъем блока 1,5 Голубой, красный
Обогреватель заднего стекла — разъем белого цвета 1,5 Серый

Пучки (жгуты) проводов

Для облегчения монтажных работ все провода в автомобиле собраны в жгуты. Делается это либо изолентой, либо путем размещения проводников в пластиковых трубах. Балки соединяются между собой с помощью многоштыревых соединителей (блоков) из полиамидного пластика. Для возможности протягивания проводов через элементы в корпусе в нем предусмотрены технологические отверстия, которые обычно закрываются резиновыми заглушками, предохраняющими провода от перетирания о края.

В «семёрке» всего пять пучков проводки, три из которых находятся в подкапотном пространстве, а два другие — в салоне:

  • правый жгут (тянется по брызговику справа);
  • левый жгут (протянут по моторному щиту и брызговику моторного отсека с левой стороны);
  • жгут АКБ (идёт от аккумулятора);
  • пучок приборной панели (находится под торпедой, и идёт к выключателям фар, поворотов, щитку приборов, элементам подсветки салона);
  • задний жгут (проходит от монтажного блока к фаре, обогреву стекла, датчику уровня топлива). В ВАЗ 2107 всего пять жгутов проводов
    В ВАЗ 2107 всего пять жгутов проводов

Монтажный блок

Все жгуты проводов «семерки» сходятся к монтажному блоку, который установлен в правой задней части моторного отсека. В нем находятся предохранители и реле бортовой сети автомобиля. Монтажные блоки карбюратора и инжектора ВАЗ 2107 конструктивно практически неотличимы, но в «семерках» с распределенным впрыском имеется дополнительный блок реле и предохранителей, которые находятся в салоне.

Основной монтажный блок расположен в моторном отсеке

Кроме этого, встречаются машины, оснащённые блоками старого образца, предназначенные для использования цилиндрических предохранителей.

В старых «семерках» установлены монтажные блоки с цилиндрическими предохранителями

Рассмотрим, какие же элементы защиты обеспечивают безопасную работу бортовой сети ВАЗ 2107.

Таблица: предохранители ВАЗ 2107 и защищаемые ними цепи

Обозначение элемента на схеме Номинальный ток (в блоках старого образца/нового образца), А Защищаемая электрическая цепь
F-1 8/10 Электромотор вентилятора блока отопления, реле обогревателя заднего стекла
F-2 8/10 Электромотор «дворников», лампы передних фар, электромоторчик омывателя переднего стекла
F-3 Не используется
F-4
F-5 16/20 Нагревательный элемент заднего стекла
F-6 8/10 Часы, прикуриватель, магнитола
F-7 16/20 Сигнал, вентилятор главного радиатора
F-8 8/10 Лампы «поворотников» при включении аварийной сигнализации
F-9 8/10 Цепь генератора
F-10 8/10 Сигнальные лампы на щитке приборов, сами приборы, лампы «поворотников» в режиме включения поворотов
F-11 8/10 Лампа освещения салона, стоп-сигналы
F-12, F-13 8/10 Лампы дальнего освещения (правая и левая)
F-14, F-15 8/10 Габариты (правая сторона, левая сторона)
F-16, F-17 8/10 Лампы ближнего освещения (правая сторона, левая сторона)
Это может быть интерено  Стартер ВАЗ 2101: назначение, неполадки и их устранение

Таблица: реле ВАЗ 2107 и их цепи

Обозначение элемента на схеме Цепь включения
R-1 Нагревательный узел заднего стекла
R-2 Электромоторчики омывателя и очистителя лобового стекла
R-3 Сигнал
R-4 Электромотор вентилятора радиатора
R-5 Дальний свет
R-6 Ближний свет

Реле поворотов в «семёрке» установлено не в монтажном блоке, а за щитком приборов!

Как уже упоминалось, в инжекторных «семёрках» есть дополнительный блок реле и предохранителей. Он расположен под вещевым ящиком.

В дополнительном блоке размещены реле и предохранители силовых цепей

В нём размещены силовые элементы, обеспечивающие работу основных электрических цепей автомобиля.

Таблица: предохранители и реле дополнительного монтажного блока ВАЗ 2107 инжектор

Наименование и обозначение элемента на схеме Предназначение
F-1 (7,5 А) Предохранитель главного реле
F-2 (7,5 А) Предохранитель ЭБУ
F-3 (15 А) Предохранитель бензонасоса
R-1 Основное (главное) реле
R-2 Реле бензонасоса
R-3 Реле включения вентилятора радиатора

Системы бортовой сети ВАЗ 2107 и принцип их действия

Учитывая, что «семёрки» выпускались как с карбюраторными моторами, так и с инжекторными, их электрические схемы отличаются.

Схема электрооборудования в карбюраторных ВАЗ 2107 несколько проще, нежели в инжекторных

Разница между ними заключается в том, что последний имеет бортовую сеть, дополненную электронным блоком управления, электробензонасосом, форсунками, а также датчиками системы управления двигателем.

В схему инжекторного ВАЗ 2107 включены ЭБУ, электробензонасос, форсунки и датчики системы управления

Независимо от этого все электрооборудование «семёрки» можно разделить на несколько систем:

  • энергообеспечения автомобиля;
  • пуска силовой установки;
  • зажигания;
  • наружного, внутреннего освещения и световой сигнализации;
  • звуковой сигнализации;
  • дополнительного оборудования;
  • управления двигателем (в инжекторных модификациях).

Рассмотрим, из чего состоят и как функционируют эти системы.

Система энергообеспечения

Система питания ВАЗ 2107 включает в себя всего три элемента: аккумулятор, генератор и регулятор напряжения. Аккумулятор используется для обеспечения питания бортовой сети автомобиля при выключенном двигателе, а также для запуска силовой установки путем подачи питания на стартер. В «Семёрке» используются свинцово-кислотные стартерные аккумуляторы типа 6СТ-55 напряжением 12 В и ёмкостью 55 Ач. Их свойств достаточно для обеспечения запуска как карбюраторных, так и инжекторных двигателей.

ВАЗ 2107 комплектовались аккумуляторами типа 6СТ-55

Автогенератор предназначен для обеспечения электроэнергией бортовой сети автомобиля, а также для зарядки аккумуляторной батареи при работающем силовом агрегате. «Семерки» до 1988 года оснащались генераторами типа Г-222. Позднее ВАЗ 2107 стали оснащать источниками питания типа 37.3701, которые успели хорошо себя зарекомендовать на ВАЗ 2108. По сути, они имеют одинаковую конструкцию, но отличаются характеристиками обмоток.

Генератор вырабатывает ток для обеспечения электроэнергией бортовой сети машины

Генератор 37.3701 представляет собой трехфазный электромеханический агрегат переменного тока с электромагнитным возбуждением. С учетом того, что бортовая сеть «семерки» рассчитана на постоянный ток, в генераторе установлен выпрямитель, в основе которого шестидиодный мост.

Генератор установлен на силовой установке машины. Он приводится в движение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Величина напряжения, вырабатываемого устройством, зависит от числа оборотов коленчатого вала. Чтобы оно не вышло за пределы, установленные для бортовой сети (11,0-14,7 В), совместно с генератором работает микроэлектронный регулятор напряжения типа Я112В. Это неразборный и нерегулируемый элемент, который автоматически и непрерывно сглаживает скачки и падения напряжения, поддерживая его на уровне 13,6-14,7 В.

Основу системы энергоснабжения составляют аккумулятор, генератор и регулятор напряжения

Генератор начинает вырабатывать электричество, когда мы поворачиваем ключ в замке зажигания в положение «II». В этот момент включается реле зажигания, и напряжение от аккумулятора поступает на обмотку возбуждения ротора. При этом в статоре генератора образуется электродвижущая сила, которая индуцирует переменный ток. Проходя через выпрямитель, переменный ток преобразуется в постоянный. В таком виде он поступает в регулятор напряжения, а оттуда в бортовую сеть.

Видео: как найти неисправность генератора

https://www.youtube.com/embed/ObE6Rgu-vEM

Система пуска силовой установки

В систему запуска двигателя ВАЗ 2107 входят:

  • АКБ;
  • стартер с реле;
  • выключатель (замок) зажигания.1 — стартер; 2 — реле; 3 — замок зажигания; 4 — аккумулятор
    1 — стартер; 2 — реле; 3 — замок зажигания; 4 — аккумулятор

В качестве устройства для запуска силового агрегата на ВАЗ 2107 использовался электрический стартер постоянного тока с четырьмя щетками типа СТ-221. Цепь не защищена предохранителем, но в ней предусмотрено два реле: вспомогательное (питание) и втягивающее, обеспечивающее соединение вала с блоком с маховиком. Первое реле (тип 113.3747-10) находится на моторном щите машины. Электромагнитное реле установлено непосредственно на корпусе стартера.

В ВАЗ 2107 установлен стартер СТ-221

Запуск двигателя контролируется выключателем зажигания, который расположен на блоке управления. Он имеет четыре положения, переводя ключ в которые мы можем включать цепи различного электрооборудования:

  • »0″ — положение, при котором выключены все электроприборы за исключением звукового сигнала, прикуривателя, освещения салона, иногда радио (в зависимости от того, как оно подключено);
  • «III» – запитаны лампы фар наружного освещения, омыватель лобового стекла и «дворники»;
  • «I» – питание подаётся в систему зажигания, на приборную панель, лампы световой сигнализации и вентилятор отопителя;
  • «II» – ток подаётся на реле стартера, втягивающее устройство и обмотки возбуждения стартера.

Запуск двигателя происходит следующим образом. При повороте ключа в положение «II» соответствующие контакты замка зажигания замыкаются, и ток поступает на выходы вспомогательного реле и запускает электромагнит. Когда контакты также замкнуты, на обмотки втягивающего подается ток. При этом на стартер подается напряжение. При срабатывании магнитного реле вращающийся вал стартера входит в зацепление с венцом маховика и передает крутящий момент на коленчатый вал.

При помощи замка включаются различные цепи бортовой сети машины

Когда отпускаем ключ зажигания, он автоматически возвращается из положения «II» в положение «I», и ток на вспомогательное реле перестает поступать. Это размыкает цепь стартера и выключает его.

Видео: если не крутит стартер

https://www.youtube.com/embed/HfLlpZjDbCg

Система зажигания

Система зажигания предназначена для своевременного воспламенения горючей смеси в камерах сгорания силовой установки. До 1989 года включительно на ВАЗ 2107 устанавливалось зажигание контактного типа. Конструкция была:

  • катушка, представляющая собой повышающий напряжение трансформатор;
  • распределитель с контактным прерывателем;
  • высоковольтные провода;
  • свечи.1 — генератор; 2 — замок зажигания; 3 — распределитель; 4 — прерыватель; 5 — свечи; 6 — катушка; 7 — аккумулятор
    1 — генератор; 2 — замок зажигания; 3 — распределитель; 4 — прерыватель; 5 — свечи; 6 — катушка; 7 — аккумулятор
Это может быть интерено  Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106: устройство, схема работы, руководство по установке и настройке

Катушка зажигания используется для увеличения количества напряжения, подаваемого от аккумулятора. В классической (контактной) системе зажигания использовалась двухобмоточная катушка типа Б-117А, а в бесконтактной — 27.3705. Конструктивно они ничем не отличаются. Разница между ними заключается только в свойствах обмоток.

Видео: ремонт системы зажигания ВАЗ 2107 (ч. 1)

https://www.youtube.com/embed/8HGHVL6lWzI

Распределитель необходим для прерывания тока и распределения импульсов напряжения на свечи зажигания. В «семерках» устанавливались распределители типа 30.3706 и 30.3706-01.

По высоковольтным линиям ток высокого напряжения передается от контактов на крышке трамблера к свечам зажигания. Основным требованием к электропроводке является целостность токопроводящей жилы и изоляции.

Свечи зажигания генерируют искру на своих электродах. Качество и время процесса сгорания топлива напрямую зависит от его размера и мощности. С завода двигатели ВАЗ 2107 комплектовались свечами типа А-17 ДВ, А-17 ДВР или ФЭ-65ПР с межэлектродным зазором 0,7–0,8 мм.

Контактная система зажигания работала следующим образом. При включении зажигания напряжение от аккумулятора шло на катушку, где увеличивалось в несколько тысяч раз и следовало за контактами выключателя, расположенного в корпусе распределителя зажигания. За счет вращения эксцентрика на валу распределителя замыкались и размыкались контакты, создавая импульсы напряжения. В этой схеме ток поступал на бегунок распределителя, который «нес» его по контактам на крышке. Эти контакты были соединены с центральными электродами свечей зажигания через высоковольтные провода. Вот так шло напряжение от аккумулятора к фарам.

После 1989 года «семерки» стали оснащаться бесконтактной системой зажигания. Это было связано с тем, что контакты переключателя постоянно выгорали и приходили в негодность после пяти-восьми тысяч пробега. Кроме того, водителям часто приходилось регулировать зазор между ними, так как он постоянно сбивался.

В системе бесконтактного зажигания вместо прерывателя используется коммутатор

В новой системе зажигания не было никаких преимуществ. Вместо него в схеме появился датчик Холла и электронный переключатель. Принцип работы системы изменился. Датчик считывал число оборотов коленчатого вала и отправлял электронный сигнал на переключатель, который, в свою очередь, генерировал импульс низкого напряжения и посылал его на катушку. Там напряжение повышалось и ставилось на крышку трамблера, а оттуда по старой схеме шло на свечи.

Видео: ремонт системы зажигания ВАЗ 2107 (ч. 2)

https://www.youtube.com/embed/D_2rO9hLrOI

В инжекторном «сюрере» все намного современнее. Здесь вообще нет механических компонентов в системе зажигания, а роль катушки зажигания выполняет специальный модуль. Работой модуля управляет электронный блок, который получает информацию от нескольких датчиков и на ее основе вырабатывает электрический импульс. Затем он передает его в модуль, где напряжение импульса повышается и передается по высоковольтным проводам на фары.

В инжекторных ВАЗ 2107 электрический импульс формируется ЭБУ

Система наружного, внутреннего освещения и световой сигнализации

Светосигнальная система автомобиля предназначена для освещения салона автомобиля, проезжей части впереди и сзади автомобиля в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, а также для предупреждения других участников дорожного движения о направлении маневра подачей световых сигналов. В конструкцию системы входят:

  • передние блок-фары;
  • повторители поворотов (боковые указатели);
  • задние фары;
  • салонный плафон.В систему освещения входят передние и задние фары, повторители поворотов, салонный плафон
    В систему освещения входят передние и задние фары, повторители поворотов, салонный плафон

ВАЗ 2107 комплектовался двумя фарами, каждая из которых совмещала в своей конструкции дальний и ближний свет, габаритные огни и указатели поворотов. Дальнее и ближнее освещение в них обеспечивается двухнитевой галогенной лампой типа АГ-60/55, работа которой управляется переключателем, расположенным на рулевой колонке слева. В указателе поворота установлена ​​лампа типа А12–21. Он включается при перемещении того же переключателя вверх или вниз. Габаритный свет обеспечивают лампы типа А12-4. Они загораются при нажатии выключателя наружного освещения. В ретрансляторе также используются лампы А12-4.

Задние фонари «семёрки» разделены на четыре секции:

  • указателя поворота (лампа А12–21–3);
  • габаритного света (А12–4);
  • противотуманного света (А12–21–3);
  • фары заднего хода (А12–21–3).

Задние противотуманные фары загораются при нажатии на кнопку их включения, расположенную на центральной консоли автомобиля. Фонари заднего хода включаются автоматически при включении заднего хода. За их работу отвечает специальный переключатель «лягушка», установленный на задней части коробки передач.

Салон автомобиля освещается специальной лампой, размещенной в крыше. Включение лампы происходит при включении габаритных огней. Кроме того, схема подключения включает концевые выключатели дверей. Таким образом, крыша загорается, когда включены габаритные огни и хотя бы одна из дверей открыта.

Плафон обозначен под номером 64

Система звуковой сигнализации

Система звукового сигнала предназначена для подачи звукового сигнала другим участникам дорожного движения. Конструкция очень проста, состоит из двух электрических сирен (один высокого тона, другой низкого), реле Р-3, предохранителя Ф-7 и кнопки включения. Аудиосигнализация постоянно подключена к бортовой сети, поэтому работает даже при вынутом ключе из замка зажигания. Активируется нажатием кнопки на руле.

1 — сигналы высокой и низкой тональности; 2 — монтажный блок; 3 — кнопка включения

В качестве источников звука в «семерке» выступают сигналы типа 906.3747–30. У каждого есть настроечный винт для регулировки тона. Конструкция сигналов неразборная, поэтому при выходе из строя их необходимо заменить.

Видео: ремонт звукового сигнала ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/anYqTNFPYc4

Дополнительное электрооборудование ВАЗ 2107

К дополнительному электрооборудованию «семёрки» относятся:

  • электродвигатели моторедуктора стеклоочистителя;
  • электродвигатель наоса стеклоомывателя;
  • прикуриватель;
  • электродвигатель вентилятора отопителя;
  • электродвигатель вентилятора радиатора охлаждения;
  • часы.

Двигатели стеклоочистителей приводят в действие трапецию, которая, в свою очередь, перемещает «дворники» по лобовому стеклу автомобиля. Они установлены в задней части моторного отсека, непосредственно за моторным щитом машины. На ВАЗ 2107 используются мотор-редукторы типа 2103–3730000. Ток подается в цепь при перемещении правого стержня.

Мотор омывателя приводит в действие насос омывателя, который подает воду в линию омывателя. В «семерках» мотор входит в конструкцию помпы, встроенной в крышку бачка. Номер детали 2121-5208009. Мотор омывателя активируется нажатием правого переключателя управления (к себе).

1 — электродвигатели стеклоочистителя; 2 — электродвигатель омывателя; 3 — монтажный блок; 4 — замок зажигания; 5 — выключатель омывателя

Прикуриватель в первую очередь не для того, чтобы водитель мог от него прикурить, а для подключения внешнего электрооборудования: компрессора, навигатора, видеорегистратора и т.д.

Это может быть интерено  Устройство и методы самостоятельной регулировки системы зажигания ВАЗ 2106

Схема подключения прикуривателя состоит всего из двух элементов: самого блока и предохранителя F-6. Включение осуществляется нажатием кнопки, расположенной в верхней части.

Прикуриватель подключается к бортовой сети через предохранитель без реле

Двигатель вентилятора используется для подачи воздуха в салон. Устанавливается внутри нагревательного блока. Каталожный номер устройства 2101-8101080. Работа электродвигателя возможна в двух скоростных режимах. Вентилятор включается трехпозиционным переключателем, расположенным на приборной панели.

Двигатель вентилятора охлаждения радиатора используется для включения основного теплообменника автомобиля при слишком высокой температуре охлаждающей жидкости. Схемы его подключения для карбюраторных и инжекторных «семерок» разные. В первом случае он включается по сигналу датчика, установленного в радиаторе. При нагреве теплоносителя до определенной температуры контакты замыкаются, и в цепь начинает поступать напряжение. Цепь защищена реле R-4 и предохранителем F-7.

1 — электродвигатель вентилятора; 2 — датчик; 3 — монтажный блок; 4 — реле зажигания; 5 — замок зажигания

У инжекторных ВАЗ 2107 схема другая. Здесь датчик установлен не в радиаторе, а в патрубках системы охлаждения. Причем он не замыкает контакты вентилятора, а просто передает данные о температуре теплоносителя на электронный блок управления. ЭБУ использует эти данные для расчета большинства команд, связанных с работой двигателя, включая включение электродвигателя вентилятора радиатора.

В инжекторных «семерках» электровентилятор радиатора включается по сигналу ЭБУ

Часы устанавливаются в автомобиле на приборной панели. Их роль заключается в том, чтобы правильно показывать время. Они имеют электромеханическую конструкцию и питаются от бортовой сети машины.

Часы подключены к бортовой сети постоянно

Система управления двигателем

Системой управления оснащены только инжекторные силовые агрегаты. Основными задачами являются сбор информации о режимах работы различных систем, механизмов и узлов двигателя, их обработка, формирование и подача соответствующих команд на управляющие устройства. В конструкцию системы входит электронное устройство, форсунки и ряд датчиков.

ЭБУ — это своего рода компьютер, в котором установлена ​​программа для управления работой двигателя. Имеет два типа памяти: постоянную и оперативную. Компьютерная программа и параметры двигателя хранятся в постоянной памяти. ЭБУ управляет работой силового агрегата, и проверяет исправность всех компонентов системы. В случае поломки переводит двигатель в аварийный режим и подает сигнал водителю путем включения лампочки «ЧЕК» на панели приборов. Оперативная память содержит текущие данные, полученные от датчиков.

Форсунки предназначены для подачи топлива во впускной коллектор под давлением. Они распыляют его и впрыскивают в ресивер, где образуется горючая смесь. В основе конструкции каждой из насадок лежит электромагнит, открывающий и закрывающий насадку устройства. Электромагнит управляется ЭБУ. Он посылает электрические импульсы определенной частоты, за счет которых включается и выключается электромагнит.

В систему управления включены следующие датчики:

  1. Датчик положения дроссельной заслонки. Он определяет положение заслонки относительно ее оси. Конструктивно устройство представляет собой резистор переменного типа, изменяющий сопротивление в зависимости от угла поворота заслонки.
  2. Датчик скорости. Этот элемент системы установлен в корпусе спидометра. К нему подключается трос спидометра, от которого он получает информацию и передает ее на электронный прибор. ЭБУ использует свои импульсы для расчета скорости автомобиля.
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости. Как уже было сказано, этот прибор служит для определения степени нагрева хладагента, циркулирующего в системе охлаждения.
  4. Датчик положения коленвала. Он генерирует сигналы о положении оси в определенное время. Эти данные необходимы компьютеру для синхронизации своей работы с циклами силовой установки. Блок установлен в крышке привода распределительного вала.
  5. Датчик концентрации кислорода. Служит для определения количества кислорода в выхлопных газах. На основе этой информации ЭБУ рассчитывает пропорции топлива и воздуха для формирования оптимальной горючей смеси. Он установлен на впуске сразу за выпускным коллектором.
  6. Датчик массового расхода воздуха. Это устройство предназначено для расчета объема воздуха, поступающего во впускной коллектор. Такие данные также требуются ЭБУ для правильного формирования топливно-воздушной смеси. Блок монтируется в воздуховоде Работой всех систем и механизмов управляет ЭБУ
    Работой всех систем и механизмов управляет ЭБУ

Информационные датчики

К информационным датчикам ВАЗ 2107 относятся аварийный датчик давления масла и указатель уровня топлива. Эти устройства не входят в систему управления двигателем, так как без них она может нормально функционировать.

Датчик аварийного давления масла предназначен для определения давления в системе смазки и немедленного оповещения водителя о его снижении до критических отметок. Он установлен в блоке двигателя и соединен с сигнальной лампой, появляющейся на панели приборов.

Датчик уровня топлива (ДУТ) используется для определения количества топлива в баке, а также для предупреждения водителя о его низком уровне. Датчик установлен в самом бензобаке. Это переменный резистор, ползунок которого прикреплен к поплавку. Датчик уровня топлива соединен с индикатором на панели приборов и контрольной лампой там же.

Датчики подключены к приборам и контрольным лампам

Основные неисправности электрооборудования ВАЗ 2107

Что касается поломок электрооборудования в ВАЗ 2107, то их может быть сколько угодно, особенно если речь идет об инжекторном автомобиле. В таблице ниже приведены основные неисправности, связанные с электроприборами «семерки» и их симптомы.

Таблица: неисправности электрооборудования ВАЗ 2107

Признаки Неисправности
Не включается стартер Разряжен аккумулятор.
Нет контакта с «массой».
Неисправно тяговое реле.
Обрыв в обмотках ротора или статора.
Неисправен замок зажигания.
Стартер крутит, но двигатель не запускается Вышло из строя реле бензонасоса (инжектор).
Сгорел предохранитель бензонасоса.
Обрыв в проводке на участке замок зажигания-катушка-распределитель (карбюратор).
Неисправна катушка зажигания (карбюратор).
Двигатель запускается, но работает неустойчиво на холостом ходу Неисправность одного из датчиков системы управления двигателем (инжектор).
Пробой высоковольтных проводов.
Неправильный зазор между контактами прерывателя, износ контактов в крышке распределителя (карбюратор).
Неисправны свечи зажигания.
Не работает один из приборов наружного или внутреннего освещения Неисправность реле, предохранителя, выключателя, обрыв проводки, выход из строя лампы.
Не включается вентилятор радиатора Вышел из строя датчик, неисправно реле, обрыв проводки, неисправен электропривод.
Не работает прикуриватель Перегорел предохранитель, перегорела спираль прикуривателя, нет контакта с «массой».
Аккумулятор быстро садится, горит сигнальная лампа аккумулятора Неисправность генератора, выпрямителя или регулятор напряжения

Видео: поиск неисправностей бортовой сети ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/0BJaOFm0L5E

Как видите, даже такой, казалось бы простой автомобиль, как ВАЗ 2107 имеет довольно сложную бортовую сеть, но при желании и с ней можно разобраться.

Оцените статью