Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Самостоятельно меняем шаровые опоры на ВАЗ 2106

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Если есть проблемы с колесами, машина далеко не уедет. ВАЗ 2106 в этом смысле не исключение. Источником головной боли владельцев «шестерок» всегда были шаровые опоры колес, которые никогда не отличались надежностью. Учитывая качество отечественных дорог, срок службы этих деталей никогда не был долгим, и через несколько лет интенсивной эксплуатации ВАЗ 2106 водителю пришлось заменить шаровые опоры. Могу ли я изменить их самостоятельно? Конечно. Но эта задача требует предварительной подготовки. Давайте узнаем, как это делается.

Назначение шаровых опор на ВАЗ 2106

Шаровая опора представляет собой простой шарнир, с помощью которого ступица колеса крепится к подвеске. Основная функция шаровой опоры заключается в следующем: колесо с такой опорой должно свободно двигаться в горизонтальной плоскости, а не двигаться в вертикальной.

Современные шаровые опоры на ВАЗ 2106 стали очень компактными

Тут следует отметить, что шарниры на ВАЗ 2106 используются не только в подвеске. Их можно найти в рулевых тягах, рычагах развала и многом другом.

Устройство шаровой опоры

На заре автомобильной промышленности подвески легковых автомобилей не имели шарниров. На их место пришли шкворни, которые были очень тяжелыми и требовали систематической смазки. Основным недостатком шарниров было то, что они позволяли колесам свободно вращаться только по одной оси, а это, в свою очередь, резко снижало управляемость. В автомобиле ВАЗ 2106 инженеры наконец решили отказаться от шкворней и применили шаровые опоры.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Шаровая опора на ВАЗ 2106 представляет собой обычное шарнирное соединение

Устройство первых опор было предельно простым: в неподвижном корпусе устанавливалась палка с шариком. На палец давила стальная пружина, которая сверху была закрыта пылезащитным колпачком. Так как при езде на шаре в опоре была колоссальная ударная нагрузка, его приходилось периодически смазывать специальным шприцем. В более поздних моделях ВАЗ 2106 шаровые опоры уже не комплектовались пружинами. Шарик пальца помещался не в металлическую основу, а в полусферу из прочного пластика. К тому же появились неразборные шаровые опоры, если весь ремонт сводился к замене.

Причины и признаки поломок шаровых опор

Перечислим основные причины, из-за которых срок службы шаровых опор существенно сокращается. Вот они:

  • тяжелые ударные нагрузки. Это основная причина поломки шарнира. И это особенно актуально, если водитель постоянно ездит по грунтовым дорогам или дорогам с изношенным асфальтовым покрытием;
  • отсутствие смазки. Если водитель не проводит систематического обслуживания шаровых опор и не смазывает их, смазка изнашивает свой ресурс и перестает выполнять свои функции. Обычно это происходит в течение шести месяцев. После этого разрушение палки пули — лишь вопрос времени;
  • Разрыв пыльника. Назначение этого устройства указано в его названии. Когда пыльник выходит из строя, в шарнирном соединении начинает скапливаться грязь. Со временем он начинает действовать как абразивный материал, который постепенно повреждает шаровой палец. Пылесборник на суппорте треснул, попала грязь, которая стала действовать как абразив
    Пыльник на опоре треснул, внутрь попала грязь, которая начала работать как абразив
Это может быть интерено  Самостоятельно ремонтируем переднюю балку на ВАЗ 2107

Теперь перечислим основные признаки, однозначно указывающие на поломку шаровой опоры:

  • грохот подвески. Особенно отчетливо это слышно, когда водитель проезжает «лежачего полицейского» со скоростью 20-25 км/ч. Если подвеска загрохотала, значит, смазка полностью вытолкнута из шаровой опоры;
  • При движении на высокой скорости одно из колес начинает раскачиваться из стороны в сторону. Это указывает на то, что в шаровом шарнире возник большой люфт. Ситуация очень опасная, так как качающееся колесо может в любой момент повернуться почти перпендикулярно корпусу машины. Тогда машина гарантированно потеряет управление, что может привести к серьезной аварии; Разрушение шарового шарнира может привести к серьезной аварии
    Поломка шаровой опоры может стать причиной серьёзного ДТП
  • при повороте руля слышен скрежет. Причина всё та же: смазки в шаровых опорах нет;
  • Неравномерный износ передних и задних шин. Это еще один признак того, что с шаровыми опорами что-то не так. Здесь также следует отметить, что колеса могут изнашиваться неравномерно не только из-за поломки шаровых опор, но и по многим другим причинам (например, установка колеса может быть не отрегулирована для автомобиля).

Проверка исправности шаровой опоры

Если владелец ВАЗ 2106 заподозрил неисправность шаровой опоры, но не знал, как ее проверить, перечислим несколько простых методов диагностики. Вот они:

  • Звуковой тест. Это, пожалуй, самый простой способ диагностики. Все, что требуется, — это напарник, который поможет раскачивать машину вверх и вниз при выключенном двигателе. При повороте следует прислушиваться к звукам, которые издает подвеска. Если за рулем отчетливо слышен стук или скрип, пора заменить шаровые опоры;
  • Ищите неудачи. Без напарника здесь тоже не обойтись. Одно из колес автомобиля поднимается домкратом. Напарник садится в кабину и до упора нажимает на педаль тормоза. В этот момент автовладелец крутит руль сначала в вертикальной, а затем в горизонтальной плоскости. При торможении сразу чувствуется люфт. А если она есть, то опору необходимо заменить; Колесо нужно поднять домкратом и наклонить вверх-вниз
    Колесо следует поддомкратить и покачать вверх и вниз
  • Проверьте износ пальцев. В последних моделях ВАЗ 2106 устанавливались шаровые опоры со специальными диагностическими отверстиями, посмотрев на которые можно узнать, насколько изношен шаровой палец. Если износ штифта составляет 7 мм и более, подшипник следует заменить.
Это может быть интерено  Неисправности подшипника ступицы ВАЗ 2107 и его замена

О выборе шаровых опор

Как упоминалось выше, наиболее важной частью опоры является шаровой палец. От ее долговечности зависит надежность подвески в целом. Поэтому требования к качественным пальцам очень серьезные:

  • хороший шаровый палец должен быть сделан из высоколегированной стали;
  • поверхность пальца (но не шара) в обязательном порядке должна быть закалена;
  • палец и остальные детали опоры должны быть изготовлены по методу холодной высадки и только после этого подвергнуты термической обработке.

Перечисленные выше нюансы технологического процесса очень затратны, поэтому используются только крупными производителями шарикоподшипников, которых на отечественном рынке не так много. Перечислим их:

  • «Белмаг»;Шаровые опоры «Белмаг» имеют самую демократичную стоимость
    Шаровые опоры «Белмаг» имеют самую демократичную стоимость
  • «Трек»;Особенностью этих опор являются прозрачные пыльники, что очень удобно при осмотре
    Особенностью этих опор являются прозрачные пыльники, что очень удобно при осмотре
  • «Кедр»;Опоры «Кедр» когда-то были очень популярны. Сейчас найти их на рынке не так-то просто
    Опоры «Кедр» когда-то были очень популярны. Сейчас найти их на рынке не так-то просто
  • «Lemforder».Продукция французской фирмы Lemforder всегда славилась отменным качеством и высокой ценой
    Продукция французской фирмы Lemforder всегда славилась отменным качеством и высокой ценой

Продукция этих четырех компаний пользуется неизменно высоким спросом у владельцев ВАЗ 2106. Здесь же следует отметить, что рынок в настоящее время буквально переполнен подделками шаровых опор для вазовской классики. К счастью, распознать подделку довольно легко: он стоит вдвое дешевле того же Trek или Cedar. Но экономить на такой важной детали категорически не рекомендуется.

Замена верхних и нижних шаровых опор на ВАЗ 2106

Из-за своей конструкции шарикоподшипники не подлежат ремонту. Потому что восстановить поверхность изношенной шаровой опоры в условиях гаража невозможно. Так что единственный способ отремонтировать эту деталь — заменить ее. Но прежде чем приступить к работе, подберем необходимые инструменты. А вот и он:

  • домкрат;
  • гаечные рожковые ключи, комплект;
  • молоток;
  • новые шаровые опоры, комплект;
  • отвёртка плоская;
  • инструмент для выпрессовывания шаровых опор;
  • торцовые ключи, комплект.

Последовательность работы

Перед началом работ колесо, на котором планируется замена шаровых опор, необходимо поднять домкратом, а затем снять торцевым ключом. Эту подготовительную процедуру необходимо выполнять при замене как верхней, так и нижней опоры.

Перед началом работ колесо автомобиля придётся поддомкратить и снять
  1. После снятия колеса открывается доступ к подвеске автомобиля. На верхнем шаровом пальце имеется стопорная гайка. Он откручивается гаечным ключом. Для откручивания верхней фиксирующей гайки на опоре подойдет ключ на 22
    Для откручивания верхней крепёжной гайки на опоре подойдёт ключ на 22
  2. Палец выдавливается из сустава специальным инструментом. Для использования специального инструмента требуется значительное усилие
    Чтобы пользоваться специальным выпрессовочным инструментом, требуется значительная сила
  3. Если под рукой не оказалось подходящего инструмента, вынуть штифт можно, сильно ударив молотком по проушине подвеса. При этом верхнюю часть шаровой опоры необходимо поддеть застежкой и отодвинуть вверх
    Удары наносятся по проушине, а палец необходимо тянуть вверх монтировкой
  4. Верхняя шаровая опора крепится к подвеске тремя гайками на 13, которые откручиваются рожковым ключом.Шаровая опора держится на трёх гайках на 13
    Шаровая опора держится на трёх гайках на 13
  5. Теперь верхнюю шаровую опору можно снять и разобрать. Пластиковый пыльник с опоры снимается вручную.Пыльник с изношенной опоры снимается вручную
    Пыльник с изношенной опоры снимается вручную
  6. Также на цапфе нижней шаровой опоры имеется фиксирующая гайка. Однако выключить его сразу и полностью не получится, так как через несколько оборотов он упрется в подвеску. Поэтому для начала эту гайку надо открутить на 5-6 оборотов.
  7. Затем нижняя опора выдавливается из проушины в подвеске специальными инструментами. Перед выпрессовкой опору необходимо ослабить, отвернув фиксирующую гайку на 5 оборотов
    Перед выпрессовкой опору следует ослабить, выкрутив крепёжную гайку на 5 оборотов
  8. Вышеуказанную крепёжную гайку после этого следует отвернуть полностью.
  9. Накидным ключом на 13 откручиваем гайки крепления, удерживающие шаровую опору в проушине, после чего снимается нижняя опора. Снимать крепеж с нижней опоры удобнее торцевым ключом на 13
    Крепёж с нижней опоры удобнее снимать торцовым ключом на 13
  10. Изношенные шаровые опоры заменяются новыми, после чего производится обратная сборка подвески ВАЗ 2106.
Это может быть интерено  Почему при трогании с места машина дёргается

Видео: меняем шаровые опоры на классике

https://www.youtube.com/embed/ME4Q6PswPwA

Поскольку выдавить старую шаровую опору из проушины все та же задача, народ прибегает к всевозможным ухищрениям, часто совершенно неожиданно, чтобы облегчить себе жизнь. Если палец не получается убрать из глаза с помощью инструмента, обычные люди используют состав WD-40. Но мой знакомый механик решил эту проблему гораздо проще: вместо дорогого WD-40 он полил на ржавые опоры обычное средство для мытья посуды — FAIRY. С его слов оказалось, что действует не хуже пресловутого WD-40. Единственная проблема, по его словам, заключалась в том, что пальцы «подольше провисали»: после WD-40 опоры можно было снять через 15 минут, а FAIRY «заработала» примерно через час. А еще, что барин стал несказанно ругаться при упоминании вышеперечисленных французских опор, и утверждал, что «французы теперь ни к чему, хотя раньше были ого-го». На мой вопрос об альтернативе «французу» мне посоветовали «поставить кедр и не париться». Это, говорят, дешево и сердито.

Как видите, замена шаровых опор на ВАЗ 2106 очень трудоемкая задача, кроме того, требуется немалая физическая сила, чтобы вытолкнуть старые опоры. Если все это есть у начинающего автомобилиста, он вполне может воздержаться от посещения сервисного центра. Ну а если человек все же сомневается в своих силах, разумнее будет доверить эту работу квалифицированному автослесарю.

Оцените статью