Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Передние и задние амортизаторы ВАЗ 2106: назначение, неисправности, выбор и замена

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Амортизаторы подвески ВАЗ 2106, как и в любом другом автомобиле, являются неотъемлемой частью, от которой зависит не только комфортное передвижение, но и безопасность при вождении. Состояние этих элементов необходимо регулярно контролировать и проверять на работоспособность.

Назначение и устройство амортизаторов ВАЗ 2106

Амортизаторы используются в конструкции передней и задней подвески ВАЗ «шестерка» для гашения резких колебаний. Поскольку они, как и другие элементы автомобиля, со временем выходят из строя, поэтому стоит остановиться на признаках неисправности, выборе и замене этих деталей подвески.

Конструкция амортизаторов

На ВАЗ 2106 обычно устанавливаются двухтрубные масляные амортизаторы. Отличие передних и задних амортизаторов заключается в габаритах, способе крепления верхней части и наличии буфера 37 у переднего амортизирующего элемента, ограничивающего движение при движении задним ходом. Конструкция заднего амортизатора выполнена из бака 19 с монтажным ушком, клапанов сжатия (2, 3, 4, 5, 6, 7), рабочего цилиндра 21, штока 20 с поршневым элементом и корпуса 22 с глазом. Резервуар 19 представляет собой трубчатый стальной элемент. В нижней его части закреплена проушина 1, а сверху выполнена резьба под гайку 29. Проушина имеет углубление, в которое помещается корпус 2 вместе с дисками клапана. Для подрезки он поддерживается цилиндром 21.

Конструкция амортизаторов подвесок ВАЗ 2106: 1 — нижняя проушина; 2 — корпус клапана сжатия; 3 — диски клапана сжатия; 4 — дроссельный диск клапана сжатия; 5 — пружина клапана сжатия; 6 — обойма клапана сжатия; 7 — тарелка клапана сжатия; 8 — гайка клапана отдачи; 9 — пружина клапана отдачи; 10 — поршень амортизатора; 11 — тарелка клапана отдачи; 12 — диски клапана отдачи; 13 — кольцо поршня; 14 — шайба гайки клапана отдачи; 15 — дроссельный диск клапана отдачи; 16 — тарелка перепускного клапана; 17 — пружина перепускного клапана; 18 — ограничительная тарелка; 19 — резервуар; 20 — шток; 21 — цилиндр; 22 — кожух; 23 — направляющая втулка штока; 24 — уплотнительное кольцо резервуара; 25 — обойма сальника штока; 26 — сальник штока; 27 — прокладка защитного кольца штока; 28 — защитное кольцо штока; 29 — гайка резервуара; 30 — верхняя проушина амортизатора; 31 — гайка крепления верхнего конца амортизатора передней подвески; 32 — пружинная шайба; 33 — шайба подушки крепления амортизатора; 34 — подушки; 35 — распорная втулка; 36 — кожух амортизатора передней подвески; 37 — буфер штока; 38 — резинометаллический шарнир

Полость между резервуаром и цилиндром заполнена жидкостью. Рабочий цилиндр содержит шток 20 и поршень 10. Последний имеет каналы клапанов — перепускной и обратный. В нижней части цилиндра находится компрессионный клапан. В корпусе клапана 2 имеется седло, к которому прижимаются диски 3 и 4. При движении поршня с малой частотой давление жидкости падает через выемку в диске 4. Корпус клапана имеет канавку и вертикальные каналы снизу, а в обойме 7 имеются отверстия, пропускающие жидкость из рабочий бак и наоборот. В верхней части цилиндра установлена ​​втулка 23 с уплотнительным элементом 24, а выход штока уплотнен втулкой 26 и обоймой 25. Детали, расположенные сверху цилиндра, поддерживаются гайкой 29 с четырьмя шпоночными отверстиями. В трубках амортизаторов установлены блоки глушителей 38.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Размеры

Амортизирующие элементы в передней части «шестерки» достаточно мягкие, что особенно заметно при наезде на кочку: передок автомобиля сильно раскачивается. Мягкость задних амортизаторов такая же, как и передних. С той лишь разницей, что здесь так не ощущается из-за легкости спинки. Также стоит отметить, что заслонки не делятся на правые и левые, так как они полностью идентичны.

Таблица: размеры амортизаторов ВАЗ 2106

Артикул Диаметр штока, мм Диаметр корпуса, мм Высота корпуса (без учёта штока), мм Ход штока, мм
2101–2905402 2101–2905402–022101–2905402–04 (перед) 12 41 217 108
2101–2915402–02 2101–2915402–04 (зад) 12,5 41 306 183
Это может быть интерено  Самостоятельно меняем шаровые опоры на ВАЗ 2106

Принцип работы

Работа амортизирующих элементов основана на принципе создания высокого сопротивления раскачиванию кузова, что обеспечивается принудительным прохождением рабочей среды через отверстия в клапанах. Когда рассматриваемый элемент сжимается, колеса машины движутся вверх, а поршень агрегата опускается, выталкивая жидкость из нижней части цилиндра через пружинный элемент вверх к перепускному клапану. Часть жидкости стекает в бак. При плавном движении штока амортизатора усилие, создаваемое жидкостью, будет небольшим, и рабочая среда будет проходить в резервуар через отверстие в газовом диске.

В масляных амортизаторах рабочей средой является масло

Под действием упругих элементов подвески колеса возвращаются вниз, что приводит к расширению амортизатора и перемещению поршня вверх. При этом над поршневым элементом возникает давление жидкости, а под ним — разрежение. Над поршнем находится жидкость, под действием которой сжимается пружина и загибаются края тарелок клапанов, в результате чего она стекает в цилиндр. Когда поршневой элемент движется с низкой частотой, создается небольшое давление жидкости, которое давит на тарелки клапана отдачи, в то же время создавая сопротивление ходу отдачи.

Как крепятся

Амортизаторы на передке «Жигулей» шестой модели крепятся к нижним рычагам с помощью болтового соединения. Верхняя часть изделия проходит через опорную чашку и фиксируется гайкой. Для исключения жесткой связи амортизатора с кузовом в верхней части используются резиновые прокладки.

Передняя подвеска ВАЗ 2106: 1. Кронштейн крепления штанги стабилизатора к лонжерону кузова; 2. Подушка штанги стабилизатора; 3. Штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 4. Лонжерон кузова; 5. Ось нижнего рычага; 6. Нижний рычаг подвески; 7. Болты крепления оси нижнего рычага к по-пе^еч’ине подвески; 8. Пружина подвески; 9. Обойма крепления штанги стабилизатора; 10. Амортизатор; 11. Болт крепления кронштейна амортизатора к нижнему рычагу; 12. Болт крепления амортизатора; 13. Кронштейн крепления амортизатора к нижнему рычагу; 14. Нижняя опорная чашка пружины; 15. Обойма вкладыша нижней опоры; 16. Корпус подшипника нижнего шарового пальца; 17. Ступица переднего колеса; 18. Подшипники ступицы переднего колеса; 19. Защитный чехол шарового пальца; 20. Вкладыш обоймы нижнего шарового пальца; 21. Подшипник нижнего шарового пальца; 22. Шаровой палец нижней опоры; 23. Колпак ступицы; 24. Регулировочная гайка; 25. Шайба; 26. Цапфа поворотного кулака; 27. Сальник ступицы; 28. Тормозной диск; 29. Поворотный кулак; 30. Ограничитель доворота передних колес; 31. Шаровой палец верхней опоры; 32. Подшипник верхнего шарового пальца; 33. Верхний рычаг подвески; 34. Корпус подшипника верхнего шарового пальца; 35. Буфер хода сжатия; 36. Кронштейн буфера хода сжатия; 37. Опорный стакан амортизатора; 38. Подушка крепления штока амортизатора; 39. Шайба подушки штока амортизатора; 40. Изолирующая прокладка пружины подвески; 41. Верхняя опорная чашка пружины; 42. Ось верхнего рычага подвески; 43. Регулировочные шайбы; 44. Дистанционная шайба; 45. Кронштейн крепления поперечины к лонжерону кузова; 46. Поперечина передней подвески; 47. Внутренняя втулка шарнира; 48. Наружная втулка шарнира; 49. Резиновая втулка шарнира; 50. Упорная шайба шарнира; I. Развал (Ь) и угол поперечного наклона оси поворота (g); II. Продольный угол оси поворота колеса (а); III. Схождение передних колес (L2-L1)

Задние амортизаторы находятся вблизи колёс. Сверху они фиксируются к днищу кузова, а снизу — к соответствующему кронштейну.

Конструкция задней подвески ВАЗ 2106: 1 — распорная втулка; 2 — резиновая втулка; 3 — нижняя продольная штанга; 4 — нижняя изолирующая прокладка пружины; 5 — нижняя опорная чашка пружины; 6 — буфер хода сжатия подвески; 7 — болт крепления верхней продольной штанги; 8 — кронштейн крепления верхней продольной штанги; 9 — пружина подвески; 10 — верхняя чашка пружины; 11 — верхняя изолирующая прокладка пружины; 12 — опорная чашка пружины; 13 — тяга рычага привода регулятора давления задних тормозов; 14 — резиновая втулка проушины амортизатора; 15 — кронштейн крепления амортизатора; 16 — дополнительный буфер хода сжатия подвески; 17 — верхняя продольная штанга; 18 — кронштейн крепления нижней продольной штанги; 19 — кронштейн крепления поперечной штанги к кузову; 20 — регулятор давления задних тормозов; 21 — амортизатор; 22 — поперечная штанга; 23 — рычаг привода регулятора давления; 24 — обойма опорной втулки рычага; 25 — опорная втулка рычага; 26 — шайбы; 27 — дистанционная втулка

Неполадки амортизаторов

При эксплуатации автомобиля важно знать, когда выходят из строя амортизаторы подвески, ведь от их исправности зависят ходовые качества и безопасность автомобиля. Ошибки обозначаются характерными признаками, которые следует рассмотреть более подробно.

Это может быть интерено  Передняя подвеска ВАЗ 2107: устройство, неисправности и модернизация

Подтекание масла

Определить, что демпфер негерметичен, можно, осмотрев его визуально. На корпусе будут заметны следы масла, что говорит о нарушении герметичности узла. Ездить на машине с негерметичным амортизатором можно, но в ближайшее время его следует заменить, так как деталь уже не способна обеспечить достаточную упругость при крене кузова. Если продолжить эксплуатацию автомобиля с неисправным амортизатором, остальные амортизаторы будут подвергаться нагрузке, на которую они не рассчитаны. Это сократит срок службы и потребует замены всех четырех элементов. Если пятна были замечены на нескольких амортизаторах, лучше не эксплуатировать автомобиль до их замены, так как из-за сильного нароста начнут выходить из строя другие элементы подвески (сайлентблоки, втулки тяг и т.д.).

Течь амортизатора говорит о необходимости замены элемента

Стуки при езде

Чаще всего амортизаторы стучат из-за утечки рабочей жидкости. Если заслонка сухая, необходимо проверить ее исправность простым способом. Для этого нажимают на крыло автомобиля с той стороны, откуда исходит удар, а затем отпускают его. Рабочая часть обеспечит медленное проседание и возврат в исходное состояние. Если амортизатор пришел в негодность, корпус под действием пружины раскачается и быстро вернется в исходное положение. При наличии неровностей на демпфирующих элементах при пробеге более 50 тыс км следует задуматься об их замене.

Видео: проверка исправности амортизатора ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/0-VUBwvE7oc

Вялое торможение

При выходе из строя амортизаторов колеса плохо соприкасаются с дорожным покрытием, что снижает сцепление с дорогой. В результате шины на короткое время проскальзывают, а торможение становится менее эффективным, т.е автомобилю требуется больше времени для торможения.

Клюёт и уводит машину в стороны во время торможения

Нарушение демпфера из-за износа элементов конструкции приводит к некорректной работе механизма. При легком нажатии на педаль тормоза или при повороте руля происходит наращивание кузова. Одним из основных признаков выхода из строя амортизатора являются рывки при торможении или сильный крен кузова на поворотах и ​​необходимость подруливания. Вождение становится небезопасным.

Неравномерный износ протектора

Когда эффективность тормозов снижается, срок службы шин также сокращается. Объясняется это тем, что колеса часто подпрыгивают и болтаются на дорожном покрытии. В результате протектор изнашивается неравномерно и быстрее, чем при хорошей подвеске. Кроме того, нарушается балансировка колес, увеличивается нагрузка на подшипник ступицы. Поэтому рекомендуется регулярно проверять защиту всех четырех колес.

При неравномерном износе шин одной из вероятных причин являются неполадки с амортизаторами

Плохая устойчивость на дороге

В случае нестабильного поведения ВАЗ 2106 на дороге причиной могут быть не только неисправные амортизаторы. Необходимо осмотреть все элементы подвески, проверить надежность их фиксации. При сильном износе втулок тяг заднего моста или повреждении самих тяг автомобиль может скатываться в стороны.

Обрыв крепёжного уха

Проушина крепления может сломать как передние, так и задние амортизаторы. Часто такое явление возникает при установке проставок под пружины для увеличения зазора, в результате чего уменьшается ход заслонки и отрываются монтажные кольца.

При установке высоких пружин в задней подвеске и использовании родных амортизаторов происходит обрыв проушин

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, необходимо приварить дополнительную проушину на амортизатор, например, вырезав ее из старого изделия или используя специальный кронштейн.

Видео: причины обрыва амортизаторов на «Жигулях»

https://www.youtube.com/embed/i1WlLNSTwgk

Замена амортизаторов

Узнав, что амортизаторы вашей «шестерки» отслужили свое и нуждаются в замене, нужно знать, в каком порядке производить эту процедуру. Также стоит учитывать, что амортизаторы меняются парами, то есть при выходе из строя правого элемента на оси необходимо заменить левый. Конечно, при поломке амортизатора с малым пробегом (до 1 тыс км) можно заменить только его. Что же касается ремонта рассматриваемых изделий, то в домашних условиях этим практически никто не занимается по причине сложности или невозможности проведения работ из-за отсутствия необходимого оборудования. К тому же конструкции амортизаторов вообще не разборные.

Какие выбрать

О выборе демпфирующих устройств передней и задней подвески нужно думать не только при их поломке. Некоторых владельцев ВАЗ 2106 и других классических Жигулей не устраивает мягкая подвеска. Для лучшей устойчивости автомобиля рекомендуется устанавливать спереди амортизаторы от ВАЗ 21214 (СААЗ). Часто оригинальные изделия заменяют импортными аналогами именно из-за излишней мягкости.

Это может быть интерено  Самостоятельно меняем реактивные тяги на ВАЗ 2107

Таблица: аналоги передних амортизаторов ВАЗ 2106

Производитель Артикул Цена, руб.
KYB 443122 (масляные) 700
KYB 343097 (газовые) 1300
Fenox A11001C3 700
SS20 SS20177 1500

Амортизаторы Kayaba являются одними из распространённых при установке на классические «Жигули»

Для улучшения работы задней подвески вместо штатных амортизаторов установлены элементы от ВАЗ 2121. Как и в случае с передней частью, для задней есть зарубежные аналоги.

Таблица: аналоги задних амортизаторов «шестёрки»

Производитель Артикул Цена, руб.
KYB 343098 1400
KYB 443123 950
Fenox A12175C3 700
QML SA-1029 500

Как заменить передний амортизатор

Для демонтажа передних амортизаторов нужно подготовить ключи на 6, 13 и 17. Сам процесс состоит из следующих шагов:

  1. Откройте капот и ключом на 17 открутите крепление штока амортизатора, а ключом на 6 не допускайте проворачивания оси
    Для откручивания верхнего крепежа удерживаем шток от проворачивания и откручиваем гайку ключом на 17
  2. Снимаем со штока гайку, шайбу и резиновые элементы.Со штока амортизатора снимаем шайбу и резиновую подушку
    Со штока амортизатора снимаем шайбу и резиновую подушку
  3. Опускаемся под передок и ключом на 13 отворачиваем нижнее крепление.Снизу амортизатор крепится к нижнему рычагу через кронштейн
    Снизу амортизатор крепится к нижнему рычагу через кронштейн
  4. Демонтируем амортизатор с автомобиля, снимаем его с кронштейном через отверстие в цевье
    Отвернув крепление, вынимаем амортизатор через отверстие нижнего рычага
  5. Одним ключом удерживаем болт от проворачивания, другим откручиваем гайку и снимаем крепеж вместе со скобой
    Отворачиваем крепление рычага при помощи двух ключей на 17
  6. Новый амортизатор ставим в обратной последовательности, заменяя резиновые подушки.

При монтаже демпфера рекомендуется полностью вытянуть шток, после чего надеть резиновую подушку и вставить его в отверстие стакана.

Видео: замена передних амортизаторов на ВАЗовской «классике»

https://www.youtube.com/embed/9eqIfojS4SM

Как заменить задний амортизатор

Для снятия заднего демпфера потребуются такие инструменты и материалы:

  • ключ на 19 и головка с трещоткой и воротком;
  • молоток;
  • WD-40 или любая другая проникающая смазка.

Демонтаж элементов проводим в следующей последовательности:

  1. Устанавливаем машину на смотровую яму и затягиваем ручник.
  2. Двумя ключами на 19 отворачиваем нижнее крепление демпфера.Снизу амортизатор крепится посредством болта под ключ на 19
    Снизу амортизатор крепится посредством болта под ключ на 19
  3. Вынимаем болт из втулки и проушины.
  4. Извлекаем из кронштейна распорную втулку.Вытянув болт, извлекаем распорную втулку
    Вытянув болт, извлекаем распорную втулку
  5. Отводим амортизатор в сторону, вынимаем болт и снимаем с него втулку.Снимаем с болта дистанционную втулку и вынимаем сам болт
    Снимаем с болта дистанционную втулку и вынимаем сам болт
  6. Ключом такой же размерности отворачиваем верхнее крепление.Сверху амортизатор удерживается на шпильке при помощи гайки
    Сверху амортизатор удерживается на шпильке при помощи гайки
  7. Снимаем с оси шайбу и сам амортизатор с резиновыми втулками.Отвернув гайку, снимаем шайбу и амортизатор с резиновыми втулками
    Отвернув гайку, снимаем шайбу и амортизатор с резиновыми втулками
  8. Монтаж выполняем в обратном порядке.

Как прокачать амортизаторы

Перед установкой необходимо прокачать амортизаторы. Это делается для приведения их в рабочее состояние, так как при транспортировке и хранении на складах они находятся в горизонтальном положении. Если перед установкой амортизатор не накачать, поршневая группа узла может выйти из строя в процессе эксплуатации автомобиля. Процедура прокачки в основном подвергается двухтрубным демпферам и происходит следующим образом:

  1. Переверните новый элемент вверх дном и аккуратно сожмите. Задерживаем ее в таком положении на несколько секунд. Повернув амортизатор, плавно нажимаем на шток и удерживаем его в таком положении несколько секунд
    Перевернув амортизатор, вдавливаем плавно шток и задерживаем его в таком положении на несколько секунд
  2. Переворачиваем устройство и держим в таком положении еще несколько секунд, после чего вытягиваем шток. Поверните амортизатор в рабочее положение и поднимите шток
    Переворачиваем амортизатор в рабочее положение и поднимаем шток
  3. Повторяем процедуру несколько раз.

Определить, что амортизатор не подготовлен к работе, несложно: при сжатии и растяжении шток будет двигаться рывками. После прокачки такие дефекты исчезают.

Амортизаторы передней и задней подвески на ВАЗ 2106 редко выходят из строя. Однако эксплуатация автомобиля по дорогам плохого качества значительно сокращает срок его службы. Поиск неисправности амортизаторов и проведение ремонта не потребует много сил и времени. Для этого нужен минимум инструментов, помимо знакомства и выполнения пошаговых инструкций.

Оцените статью