Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Цепь ГРМ ВАЗ 2107: неисправности, замена, регулировка

ГРМ

На классических автомобилях семейства ВАЗ устанавливалась цепная передача. Поскольку это один из важных элементов газораспределительного механизма, необходимо периодически контролировать его состояние и напряжение. При выходе из строя деталей, отвечающих за работу схемы, необходимо немедленно проводить ремонт, чтобы избежать тяжелых последствий и дорогостоящего ремонта.

Цепной привод ГРМ ВАЗ 2107 — описание

Цепная передача механизма газораспределения ВАЗ 2107 имеет большой ресурс, но когда приходит очередь, ее заменяют. Необходимость в этом возникает в результате растяжения звеньев, когда натяжитель цепи уже не справляется с возложенными на него функциями. Кроме того, со временем изнашиваются и детали, отвечающие за нормальную работу привода ГРМ.

Основными элементами привода ГРМ ВАЗ 2107 являются цепь, успокоитель, башмак, натяжитель и звёздочки

Успокоитель

В цепном приводе газораспределительного механизма ВАЗ 2107 используется демпфер для гашения рывков и колебаний в цепи. Без этой детали при увеличении амплитуды колебаний цепь может слететь с шестерен или даже оборваться. Поломка цепной передачи скорее всего на максимальных оборотах коленвала, что происходит сразу. В момент обрыва выходят из строя впускной и выпускной клапаны. После такой поломки двигателя в лучшем случае потребуется капитальный ремонт.

Успокоитель цепи предназначен для гашения колебаний цепного привода во время работы двигателя

По конструкции демпфер представляет собой пластину из высокоуглеродистой стали с двумя отверстиями для крепления. Еще один элемент, одновременно отвечающий за успокоение и подтягивание цепи, — башмак. Натираемая поверхность изготовлена ​​из высокопрочного полимерного материала.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Башмак натяжителя обеспечивает натяжения цепи, исключая её провисание

Натяжитель

Из названия можно понять, что устройство предназначено для предотвращения провисания цепи ГРМ при работающем двигателе. Существует несколько видов таких механизмов:

  • автоматические;
  • механические;
  • гидравлические.

Автонатяжители появились не так давно, но уже успели показать свои положительные и отрицательные стороны. Главное преимущество изделия в том, что нет необходимости периодически регулировать натяжение цепи, так как механизм держит ее постоянно в натянутом состоянии. Среди недостатков автонатяжителя быстрый выход из строя, высокая стоимость, плохое натяжение, о чем свидетельствуют отзывы некоторых автовладельцев.

Гидравлические натяжители приводятся в действие маслом под давлением, подаваемым из системы смазки двигателя. Такая конструкция не требует вмешательства водителя в части регулировки цепного привода, но иногда механизм может подклинивать, что сводит на нет все преимущества.

Самый распространенный натяжитель – механический. Однако у него есть существенный недостаток: изделие забивается мелкими частицами, в результате чего поршень застревает и механизм не способен выполнять свои функции при регулировке натяжения.

Натяжитель обеспечивает натяжение цепи и позволяет выполнять регулировку, когда это необходимо

Цепь

Цепь ГРМ в двигателе ВАЗ 2107 предназначена для соединения коленвала и распредвала: они имеют шестерни, на которые надевается цепь. После пуска силового агрегата синхронное вращение этих валов обеспечивается посредством цепной передачи. При нарушении синхронизма по какой-либо причине механизм ГРМ выходит из строя, в результате чего нарушается стабильная работа двигателя. В такой ситуации наблюдаются отключения электроэнергии, ухудшение динамики и увеличение расхода топлива.

Цепь ГРМ в двигателе ВАЗ 2107 предназначена для соединения коленчатого и распределительного валов

Во время эксплуатации автомобиля цепь растягивается при воздействии на нее высоких нагрузок. Это указывает на необходимость периодической регулировки. В противном случае провисание приведет к перескакиванию шарниров шестерен, в результате чего будет нарушена работа силового агрегата. Чтобы этого не произошло, завод рекомендует каждые 10 000 км пробега регулировать натяжение цепи.

Даже при отсутствии характерных звуков (дребезга), свидетельствующих о растяжении цепи, желательно проверить натяжение, тем более что процедура несложная и не занимает много времени.

Признаки и причины неисправности цепного привода

Цепь ГРМ, в отличие от ременной, находится внутри двигателя, и для оценки состояния элементов потребуется частичная разборка силового агрегата. Есть определенные признаки, указывающие на то, что с цепным приводом не все в порядке и его необходимо подтянуть или заменить.

Гремит цепь

Неполадки с цепью могут проявляться следующим образом:

  • гремит на холодную;
  • стучит на горячую;
  • присутствует посторонний шум при нагрузке;
  • постоянный металлический звук.
Это может быть интерено  Замена маслосъёмных колпачков, направляющих втулок и клапанов на ВАЗ 2106 своими руками

При появлении посторонних шумов рекомендуется в ближайшее время посетить АЗС или самостоятельно разобраться с проблемами с ГРМ и оценить состояние всех элементов, отвечающих за его работу (натяжители, колодки, успокоители, цепь, шестерни). Если продолжать ездить на машине с гремящей цепью, износ деталей увеличивается.

Из-за повреждения или поломки элементов привода ГРМ, цепь может греметь

Основными причинами, которые приводят к выходу из строя комплектующих частей ГРМ, являются:

  • несвоевременная замена масла в двигателе либо использование не той марки, которая рекомендуется заводом-изготовителем;
  • применение запчастей низкого качества (неоригинальных);
  • малый уровень масла в двигателе или слабое давление;
  • несвоевременное техническое обслуживание;
  • неправильная эксплуатация;
  • некачественный ремонт.

Одной из вероятных причин того, что цепь начинает греметь, является ее растяжение и неисправность натяжителя. В результате цепной привод не может быть правильно натянут, а в двигателе появляется устойчивый шум, похожий на работу дизеля. В большинстве случаев звук слышен на холостом ходу на холодном двигателе.

Видео: почему гремит цепь на «классике»

https://www.youtube.com/embed/_nCqQsgF3b4

Перескочила цепь

При низком натяжении цепь довольно быстро растягивается и может соскакивать на зубья звездочки. Это возможно в результате поломки колодок, натяжителей или амортизаторов. Если перескочила цепь, происходит сильное смещение зажигания. В этом случае необходимо провести дефектовку приводных частей газораспределительного механизма.

Ремонт цепного привода ГРМ ВАЗ 2107

Если возникла проблема с цепным механизмом, затягивать с ремонтом не стоит. В противном случае возможны последствия, которые приведут к дорогостоящему ремонту. Рассмотрим пошаговую процедуру ремонта компонентов тайм-менеджмента «семерки».

Замена успокоителя

Для того чтобы заменить успокоитель цепного привода потребуется подготовить следующий перечень инструментов:

  • набор ключей и торцовых головок;
  • отвёртка;
  • длинный пинцет, магнитная телескопическая рукоятка или крючок из жёсткой проволоки;
  • прокладка крышки головки двигателя;
  • герметик автомобильный;
  • новый успокоитель цепи ВАЗ 2107.

Процедура по замене успокоителя цепи сводится к следующим пошаговым действиям:

  1. Снимаем воздушный фильтр, на который откручиваем 3 гайки крепления крышки корпуса и 4 гайки крепления карбюратора. Чтобы обеспечить доступ к клапанной крышке, необходимо снять воздушный фильтр вместе с корпусом
    Чтобы обеспечить доступ к клапанной крышке необходимо снять воздушный фильтр вместе с корпусом
  2. Головкой или трубчатым ключом на 13 отворачиваем крепёж крышки клапанов и снимаем её.
  3. Ключом на 13 ослабляем гайку натяжителя цепи.Колпачковая гайка крепления натяжителя цепи откручивается накидным ключом на 13
    Колпачковая гайка крепления натяжителя цепи откручивается накидным ключом на 13
  4. Длинной плоской отверткой отводим башмак натяжителя в сторону. Отвертка, используемая для нажатия на башмак натяжителя цепи, должна быть тонкой и длинной
    Отвёртка, используемая для отжатия башмака натяжителя цепи, должна быть тонкой и длинной
  5. Удерживая башмак в отведённом состоянии, зажимаем колпачковую гайку.
  6. Из куска проволоки делаем крючок и цепляем заслонку через ушко. Крючок для вытягивания заслонки изготовлен из прочной стальной проволоки
    Крючок для извлечения успокоителя изготавливается из прочной стальной проволоки
  7. Откручиваем болты крепления демпфера и снимаем их, сам демпфер держим крючком. При откручивании крепежных болтов заслонку необходимо придерживать стальным крюком
    При откручивании крепёжных болтов успокоитель необходимо удерживать стальным крючком
  8. Проворачиваем ключом распредвал на 1/3 оборота по часовой стрелке.
  9. Когда цепь будет ослаблена, извлекаем успокоитель.Извлечь успокоитель цепи можно только после поворота вала ГРМ
    Извлечь успокоитель цепи можно только после поворота вала ГРМ
  10. Вместо повреждённой детали устанавливаем новую в обратном порядке.

Видео: как заменить успокоитель на «семёрке»

https://www.youtube.com/embed/7k1p2aJG2nw

Замена натяжителя

Для замены натяжителя цепного привода потребуется минимум времени и инструментов. Работа сводится к нескольким шагам:

  1. Отворачиваем 2 гайки крепления натяжителя к силовому агрегату ключом на 13.Для демонтажа натяжителя цепи необходимо отркутить 2 гайки на 13
    Для демонтажа натяжителя цепи необходимо отркутить 2 гайки на 13
  2. Демонтируем механизм с мотора вместе с уплотнителем.После отворачивания крепежа вынимаем натяжитель из головки вместе с прокладкой
    После отворачивания крепежа вынимаем натяжитель из головки вместе с прокладкой
  3. Установку производим в обратной последовательности.

Перед монтажом натяжителя необходимо отвернуть гайку и нажать на шток, после чего затянуть гайку.

Замена башмака

Ремонтные работы по замене башмака начинаются с подготовки инструмента:

  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажная лопатка;
  • ключ для гайки крепления шкива коленвала или обычный на 36.

Последовательность действий по замене детали такова:

  1. Демонтируем защиту картера силового агрегата.
  2. Ослабив крепление генератора, снимаем с него и со шкива коленвала ремень.Для снятия ремня генератора потребуется отпустить верхнее крепление
    Для снятия ремня генератора потребуется отпустить верхнее крепление
  3. Демонтируем кожух совместно с электровентилятором охлаждения.Чтобы подобраться к передней крышке двигателя, необходимо демонтировать вентилятор
    Чтобы подобраться к передней крышке двигателя, необходимо демонтировать вентилятор
  4. Откручиваем гайку крепления шкива коленвала ключом на 36 и затягиваем сам шкив. С помощью специального или разводного ключа откручиваем гайку крепления шкива коленчатого вала
    Специальным или разводным ключом отворачиваем гайку крепления шкива коленвала
  5. Откручиваем болты крепления на передней части картера (под номером 1 — ослабить, под номером 2 — открутить
    Отворачиваем крепление поддона картера в передней части двигателя
  6. Ослабляем и выкручиваем все болты крепления передней крышки мотора.Для демонтажа передней крышки отворачиваем крепёжные элементы
    Для демонтажа передней крышки отворачиваем крепёжные элементы
  7. Снимаем крышку, поддев её отвёрткой.Поддевая крышку отвёрткой, аккуратно снимаем её вместе с прокладкой
    Поддевая крышку отвёрткой, аккуратно снимаем её вместе с прокладкой
  8. Откручиваем крепление «2» башмака «1» и снимаем деталь.Откручиваем крепление и снимаем башмак натяжителя
    Откручиваем крепление и снимаем башмак натяжителя
  9. Сборку производим в обратном порядке.
Это может быть интерено  Как и для чего регулировать клапаны на ВАЗ-2103

Видео: как заменить натяжитель цепи на «Жигулях»

https://www.youtube.com/embed/_y8F7fpM-CE

Замена цепи

К замене цепи прибегают в следующих случаях:

  • при её растяжении, т. е. когда натяжитель не справляется с натяжением;
  • после пробега 80–100 тыс. км.

Из инструментов нужно подготовить:

  • молоток;
  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажную лопатку;
  • кусок проволоки;
  • ключ для проворачивания коленчатого вала.

Процедуру по замене цепной передачи проводим в следующем порядке:

  1. Демонтируем крышку клапанов с двигателя.Для демонтажа крышки клапанов нужно ключом на 10 гайки отвернуть гайки крепления
    Для демонтажа крышки клапанов нужно ключом на 10 гайки отвернуть гайки крепления
  2. Проворачивайте коленчатый вал ключом до тех пор, пока метка на шестерне распредвала не совпадет с меткой на корпусе подшипника. При этом метка на коленчатом валу также должна совпадать с меткой на передней крышке двигателя.
  3. Отгибаем шайбу, фиксирующую болт крепления шестерни распредвала.Отгибаем шайбу, фиксирующую болт крепления шестерни распредвала
    Отгибаем шайбу, фиксирующую болт крепления шестерни распредвала
  4. Включаем четвёртую передачу и ставим машину на ручной тормоз.
  5. Ослабляем крепёж шестерни распредвала.
  6. Демонтируем успокоитель цепи.Для снятия успокоителя цепи откручиваем сответствующий крпёж
    Для снятия успокоителя цепи откручиваем сответствующий крпёж
  7. Отворачиваем крепление передней крышки двигателя и снимаем башмак.
  8. Загибаем стопорную шайбу, которая находится под болтом, для крепления оборудования к вспомогательным агрегатам. Отгибаем стопорную шайбу, которая находится под болтом крепления редуктора к вспомогательным агрегатам
    Отгибаем стопорную шайбу, расположенную под болтом крепления шестерни вспомогательных агрегатов
  9. Отворачиваем сам болт рожковым ключом на 17 и снимаем шестерню.Отворачиваем сам болт рожковым ключом на 17 и снимаем шестерню
    Отворачиваем сам болт рожковым ключом на 17 и снимаем шестерню
  10. Откручиваем ограничительный палец.Откручиваем ограничительный палец
    Откручиваем ограничительный палец
  11. Отворачиваем болт крепления шестерни распредвала.Отворачиваем болт крепления шестерни распредвала
    Отворачиваем болт крепления шестерни распредвала
  12. Приподнимаем цепь и снимаем шестерню.Для снятие шестерни необходимо приподнять цепь
    Для снятие шестерни необходимо приподнять цепь
  13. Опускаем цепь вниз и снимаем её со всех шестерён.
  14. Контролируем совпадение метки на шестерне коленчатого вала с меткой на блоке двигателя. Проверяем совпадение метки на шестерне коленвала с меткой на блоке двигателя
    Проверяем совпадение метки на шестерне коленвала с меткой на блоке двигателя

Если метки не совпадают, необходимо провернуть коленвал до их совмещения.

После проделанных шагов можно приступать к установке новой цепи:

  1. Сначала надеваем деталь на звёздочку коленвала.Сперва надеваем цепь на шестерню коленвала
    Сперва надеваем цепь на шестерню коленвала
  2. Затем надеваем цепь на шестерню вспомогательных устройств.Надеваем цепь на шестерню вспомогательных устройств
    Надеваем цепь на шестерню вспомогательных устройств
  3. Установите аксессуары на место, ослабив фиксирующий болт. Установите аксессуар на место, ослабив стопорный болт
    Устанавливаем шестерню вспомогательных агрегатов на место, наживляя крепёжный болт
  4. Зацепляем цепь крючком и поднимаем её к распредвалу.Зацепляем цепь крючком и поднимаем её к распредвалу
    Зацепляем цепь крючком и поднимаем её к распредвалу
  5. Надеваем цепной привод на шестерню распредвала и ставим звёздочку на место.Надеваем цепной привод на шестерню распредвала и ставим звёздочку на место
    Надеваем цепной привод на шестерню распредвала и ставим звёздочку на место
  6. Проверяем совпадение меток и натягиваем цепь.
  7. Слегка заворачиваем болт крепления шестерни распредвала.Слегка заворачиваем болт крепления шестерни распредвала
    Слегка заворачиваем болт крепления шестерни распредвала
  8. Устанавливаем успокоитель и башмак в порядке, обратном снятию.
  9. Ставим на место ограничительный палец.
  10. Включаем нейтральную передачу и проворачиваем коленвал ключом на 36 по часовой стрелке.
  11. Проверяем совпадение меток.
  12. При правильном расположении меток производим затяжку гайки натяжителя цепи, включаем передачу и заворачиваем все болты крепления шестерён.
  13. Производим установку всех элементов в обратном порядке.
Это может быть интерено  Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видео

Видео: замена цепи ГРМ на ВАЗ 2101–07

https://www.youtube.com/embed/hRFAz_5QpKU

Установка цепи по меткам

Если производился ремонт привода ГРМ или цепь имеет сильное растяжение, при этом метки на шестерне распредвала и шкиве коленвала не совпадают с соответствующими метками на корпусе подшипника и блоке цилиндров, необходимо произвести регулировку и установить цепь правильно.

Из инструментов понадобится:

  • набор отвёрток;
  • ключ для вращения коленвала;
  • набор ключей.

Для установки цепи выполняем следующие шаги:

  1. Снимаем крышку, фильтр и его корпус.
  2. Отсоедините выхлопную трубу картера от карбюратора, а также ослабьте крепления впускного троса, чтобы снять трос. Отсоедините выхлопную трубу картера от карбюратора
    Отсоединяем патрубок отвода картерных газов с карбюратора
  3. Торцовым ключом на 10 откручиваем крепёж крышки клапанов.
  4. Снимаем с крышки рычаг вместе с тягами карбюратора.Снимаем с крышки рычаг вместе с тягами карбюратора
    Снимаем с крышки рычаг вместе с тягами карбюратора
  5. Демонтируем крышку головки блока.
  6. Проворачиваем коленвал ключом до совпадения метки на шестерне распредвала с выступом на корпусе. Метка на шайбе коленвала должна совпадать с длиной метки на передней крышке двигателя Прокручиваем коленвал ключом до совпадения меток ГРМ
    Прокручиваем коленвал при помощи ключа до момента совпадения меток ГРМ
  7. Если при выставлении меток оказалось, что одна из них не совпадает, разгибаем стопорную шайбу под болтом крепления шестерни распредвала.
  8. Включаем первую передачу и откручиваем болт крепления шестерни распределительного вала.
  9. Снимаем звёздочку, удерживая её в руках.
  10. Демонтируем цепь с шестерни и изменяем её положение в нужную сторону для совмещения всех меток, как это описано в п.6.
  11. Сборку проводим в обратной последовательности.
  12. По окончании процедуры не забываем выполнить натяжку цепи.

Видео: выставление фаз газораспределения на ВАЗ 2101–07

https://www.youtube.com/embed/NzHr89litiI

Натяжение цепи

Как выполнить натяжку цепи ГРМ на ВАЗ 2107 должен знать каждый владелец этого автомобиля. Для проведения работы нужно подготовить:

  • ключ на 13;
  • ключ на 36 для вращения коленвала;
  • молоток.

Процедура проводится в следующем порядке

  1. При помощи ключа на 13 отворачиваем колпачковую гайку натяжителя.
  2. Ключом для коленвала проворачиваем шкив на несколько оборотов.
  3. Останавливаем коленчатый вал в момент максимального сопротивления вращению. В таком положении и производим натяжку.
  4. Заворачиваем колпачковую гайку.

Видео: натяжение цепи на «классике»

https://www.youtube.com/embed/Tby4FqANC0I

Иногда бывает, что при отворачивании гайки натяжитель не отщёлкивает. Для этого необходимо постучать по корпусу механизма молотком.

Чтобы понять, действительно ли цепь имеет хорошую натяжку, вначале регулировки необходимо снять крышку клапанов.

Виды цепного привода

ВАЗовская «семерка», как и другая «классика», оснащена двухрядной цепью ГРМ. Однако есть однорядная цепь, которую при желании можно установить и на «Жигули».

Однорядная цепь

Однорядный цепной привод менее шумный, чем двухрядный цепной привод. Этот фактор является одним из важнейших в пользу выбора однорядных цепей. Поэтому некоторые владельцы ВАЗ 2107 решаются на замену привода ГРМ. Низкий уровень шума обусловлен меньшим количеством приводных соединений. Помимо всего двигателя, такую ​​цепь легче вращать, что положительно сказывается на увеличении мощности. Однако из-за низкого уровня шума при растяжении такой цепи не всегда понятно, что деталь нужно подтянуть.

Двухрядная цепь

Несмотря на преимущества однорядной цепи, двухрядная цепная передача является наиболее распространенной, так как отличается высокой надежностью и при обрыве одного звена не обрывается вся цепь. Кроме того, нагрузка на детали привода ГРМ распределяется равномерно, в результате чего цепь и шестерни изнашиваются медленнее. Длина рассматриваемого участка превышает 100 тыс км. Хотя в последнее время автопроизводители для снижения веса силовых агрегатов устанавливают однорядные цепи.

Двухрядная цепь несмотря на более высокий уровень шума имеет продолжительный срок службы

Замена двухрядной цепи на однорядную

Если вы задумались над заменой двухрядного цепного привода на однорядный, нужно будет приобрести следующие детали:

  • шестерни коленвала, распредвала и масляного насоса для однорядной цепи;
  • успокоитель;
  • башмак;
  • однорядную цепь;
  • автоматический натяжитель.

Для установки однорядной цепи потребуется заменить шестерни, цепь, успокоитель и натяжитель цепи ГРМ

Все перечисленные детали, как правило, взяты с ВАЗ 21214. Работа по замене цепи не должна вызвать затруднений. Единственное, что требуется, это заменить шестерни, для чего откручиваются соответствующие крепления. В остальном действия аналогичны процедуре замены обычной двухрядной цепи.

Видео: установка однорядной цепи на ВАЗ

https://www.youtube.com/embed/rKKFoOpRxeg

Несмотря на то, что замена цепного привода ГРМ на ВАЗ 2107 процесс не из легких, с этим справится каждый владелец Жигулей, если следовать пошаговой инструкции. Самое главное правильно выставить метки после завершения работ, что обеспечит синхронную работу коленчатого и распределительного валов.

Оцените статью