Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Как и для чего регулировать клапаны на ВАЗ-2103

ГРМ

Многие автовладельцы советских автомобилей ВАЗ сталкиваются с необходимостью периодического ремонта и регулировки силового агрегата и особенно механизма ГРМ. В результате износа деталей увеличивается тепловой зазор клапанов, что мешает правильной работе двигателя и может привести к серьезным проблемам. Поскольку процедура регулировки несложная, ее можно выполнить простыми инструментами в гаражных условиях.

Назначение клапанов в двигателе ВАЗ 2103

Вентили являются важным конструктивным элементом в газораспределительном узле силового агрегата. На ВАЗ-2103 механизм ГРМ имеет 8 клапанов (по 2 на цилиндр), которые предназначены для правильного распределения газов по цилиндрам. Клапаны подают смесь воздуха и бензина через впускной коллектор и удаляют выхлопные газы через выхлоп. При возникновении проблемы с одним из клапанов нарушается работа двигателя.

Регулировка клапанов на ВАЗ 2103

Поскольку работа двигателя основана на постоянном сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах, достаточно сильно нагревается цилиндропоршневая группа, что приводит к расширению металла.

Конструктивно клапанный механизм имеет специальные рычаги, которые еще называют коромыслами. Они устанавливаются между распределительным валом и концом стержня клапана. Другими словами, кулачок распределительного вала воздействует на клапан через коромысло, и регулируется зазор между ним и самим кулачком. Из-за расширения металла возникает необходимость в подгонке.

Если бы таковой зазор отсутствовал, работа двигателя была бы некорректной либо вовсе невозможной из-за нарушения фаз газораспределения.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Регулировка теплового зазора клапанов выполняется между кулачком распредвала и специальным рычагом

Когда и для чего производится регулировка

Регулировка клапанов – одно из важнейших мероприятий по обслуживанию двигателя автомобилей семейства ВАЗ. В первую очередь необходимость такого процесса связана с конструкцией клапанного механизма. В процессе эксплуатации агрегата на контактных поверхностях рычага, торца клапана и кулачков распределительного вала образуется износ, что влияет на увеличение зазора. Благодаря тому, что конструкция механизма достаточно проста, регулировку можно произвести самостоятельно без особого труда.

Необходимость в выставлении правильного зазора возникает в следующих ситуациях:

  • при ремонте механизма ГРМ;
  • доносится шум из области ГБЦ;
  • пробег после последней регулировки составляет более 15 тыс. км.;
  • снизилась мощность мотора;
  • увеличился расход топлива.

После ремонтных работ с механизмом ГРМ в обязательном порядке выполняют регулировку клапанов

Снижение динамики также может быть связано с карбюратором. Если регулировка этого приспособления не принесла никаких результатов, следующим делом стоит обратить внимание на клапан.

Инструменты для регулировки

Регулировка теплового зазора осуществляется при помощи материалов и инструментов, который должен быть в арсенале каждого владельца «классики»:

  • набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на «13» и «17»);
  • щуп для замера зазора;
  • отвёртки;
  • ветошь.

Отдельно стоит остановиться на щупе, так как обычный плоский инструмент для этой процедуры не подойдет. Вам понадобится широкий щуп толщиной 0,15 мм.

Это может быть интерено  Цепь ГРМ ВАЗ 2107: неисправности, замена, регулировка

Чтобы отрегулировать тепловой зазор понадобится специальный широкий щуп толщиной 0,15 мм

Подготовительные работы

Помимо того, что регулировку проводят на остывшем двигателе, потребуется частичный демонтаж некоторых его элементов:

  1. Откручиваем гайки и снимаем крышку воздушного фильтра, извлекая сам фильтрующий элемент.Снимаем воздушный фильтр, после чего демонтируем сам корпус
    Снимаем воздушный фильтр, после чего демонтируем сам корпус
  2. Отсоединяем шланги, идущие к корпусу фильтра, после чего отворачиваем крепёж.
  3. С помощью отвертки откручиваем крепление троса всасывания, после чего демонтируем газовый шток
    Демонтажу клапанной крышки будет мешать трос подсоса, откручиваем винты его крепления и убираем деталь в сторону
  4. С помощью торцевого ключа «на 10» отверните гайки крепления крышки ГБЦ и снимите ее. Для регулировки клапанов нужно снять клапанную крышку, для чего откручиваем гайки крепления
    Для регулировки клапанов потребуется снять клапанную крышку, для чего откручиваем гайки крепления
  5. Демонтируем крышку трамблёра.

После проделанных вами действий, с помощью специального ключа нужно установить поршень четвертого цилиндра в ВМТ. Шкив коленчатого вала в этом случае должен быть установлен на противоположной стороне длины метки на блоке цилиндров, шестерня распределительного вала — напротив отлива крышки подшипника, золотник распределителя — соответствует проводу четвертого цилиндра.

Перед началом регулировки устанавливают коленвал и распредвал по соответствующим меткам

Порядок регулировки клапанов

После того как все метки выставлены, приступаем к проверке либо регулировке зазора, который должен составлять 0,15 мм:

  1. Работу начинаем с клапанов 6 и 8, считая со стороны цепи ГРМ. Вставляем щуп между кулачком распредвала и коромыслом, и если он входит так же туго, регулировка не нужна. С помощью щупа проверьте зазор и при необходимости отрегулируйте его
    С помощью щупа проверяем зазор и при необходимости выполняем его регулировку
  2. Если щуп входит свободно или с трудом, необходимо отрегулировать зазор. Для этого ключом на «13» удерживаем головку болта, а ключом на «17» ослабляем контргайку. Вставляем щуп и выставляем нужное положение вращением болта, после чего затягиваем контргайку и проверяем, изменился ли зазор для контроля. Для регулировки зазора удерживайте головку болта ключом на «13», а контргайку ослабьте ключом на «17
    Чтобы отрегулировать зазор, ключом на «13» удерживаем головку болта, а ключом на «17» ослабляем контргайку
  3. Таким же образом настраивается зазор на остальных клапанах. Для этого проверните коленчатый вал на пол-оборота и отрегулируйте клапана 4 и 7. После клапанов 6 и 8 проверните коленчатый вал на пол-оборота, отрегулируйте клапана 4 и 7
    После 6 и 8 клапана, провернув коленвал на пол оборота, регулируем 4 и 7 клапаны
  4. Проворачиваем коленвал еще на 180˚ и регулируем клапана 1 и 3. Для регулировки клапанов других цилиндров проворачиваем коленвал специальным ключом
    Для регулировки клапанов других цилиндров коленвал проворачиваем специальным ключом
  5. В последнюю очередь проверяем и при необходимости регулируем 2 и 5 клапаны.

Щуп на всех клапанах необходимо вытягивать с одинаковым усилием. При этом важно знать и помнить, что маленький тепловой зазор будет хуже большого, а это может привести к прогоранию клапанов.

Это может быть интерено  Регулировка клапанов ВАЗ 2107

Видео: регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2101–07

https://www.youtube.com/embed/So3Pxf8tNyY

Маслосъёмные колпачки

Сальники клапанов, также называемые сальниками клапанов, предназначены для удаления масла из клапанов и предотвращения попадания избыточного масла в двигатель. Из-за того, что колпачки сделаны из резины, эта деталь со временем просто изнашивается и начинает пропускать масло, в результате чего увеличивается расход.

Для чего нужны маслосъёмные колпачки

Для правильной работы распредвала узел нуждается в постоянной смазке. Однако его попадание в цилиндры силового агрегата является нежелательным явлением. Именно для этого и предназначены масленки. Если сальник не выполняет свою функцию, масло попадает в камеру сгорания по штоку клапана, что приводит к образованию единой смеси топлива и воздуха. При сгорании масла нагар образуется как на седле клапана, так и на той части клапана, которая лежит рядом с ним. В результате деталь нормально не закрывается.

Кроме того, отложения скапливаются на стенках цилиндров, на верхней поверхности поршня, а также на поршневых кольцах. Все это сказывается как на работе двигателя, так и на его ресурсе. Например, холостые обороты становятся нестабильными, снижается компрессия. Кроме того, попадание масла в камеру сгорания приводит к ухудшению воспламенительных свойств топливно-воздушной смеси. Это говорит о том, что маслосъемные колпачки выполняют важную функцию и их работоспособности следует уделить особое внимание.

Какие колпачки установить на ВАЗ-2103

Сталкиваясь с необходимостью замены и подбора маслосъемных колпачков, выбирают именно ту продукцию, которая подходит для конкретной модели двигателя. Поскольку отечественные производители уступают по качеству импортным, предпочтение следует отдавать таким известным брендам, как Elring, Glazer, Goetze.

Для снятия масла с клапанов используются маслосъёмные колпачки

Признаки износа сальников

Судить о том, что срок службы колпачков подошёл к концу, можно по следующим основным признакам:

  • появление синеватого дыма из системы выхлопа;
  • повышение расхода масла (около 1 л на 1 тыс. км.);
  • появление нагара на свечах зажигания.

В среднем сальники клапанов «ходят» около 100 тыс. км.

Как заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2103

Для того чтобы заменить сальники клапанов, потребуется подготовить следующий инструмент:

  • рассухариватель;
  • пинцет;
  • пруток оловянного припоя (d = 8 мм или около того);
  • молоток;
  • длинногубцы.

Чтобы заменить маслосъёмные колпачки, потребуется подготовить определённый набор инструментов

После этого можно приступать к работе:

  1. Снимаем минусовой полюс с аккумулятора, фильтрующий элемент, корпус и клапанную крышку
    Работу по замене маслосъёмных колпачков начинаем с демонтажа корпуса с фильтром и клапанной крышкой
  2. Устанавливаем коленвал в ВМТ 1 и 4 цилиндра.Для того чтобы не нарушить фазы газораспределения, 1 и 4 поршни устанавливаем в ВМТ
    Для того чтобы не нарушить фазы газораспределения, 1 и 4 поршни устанавливаем в ВМТ
  3. Слегка отпускаем болт крепления звёздочки распредвала, разогнув стопорную шайбу.
  4. Открутив гайку натяжителя цепи на пол-оборота, придавливаем отверткой колодку, отпускаем натяжение и отжимаем гайку обратно, т.е ослабляем цепь. Чтобы снять звездочку, необходимо ослабить цепь ГРМ, ибо там, где ослабляется гайка натяжителя цепи
    Для снятия звездочки потребуется ослабить цепь ГРМ, для чего ослабляется гайка натяжителя цепи
  5. Откручиваем полностью болт крепления звездочки и демонтируем ее, сохраняя при этом цепь от падения. Чтобы он не упал, его закрепляют проволокой со звездой. Ослабив цепь, откручиваем болт крепления шестерни распредвала и снимаем ее
    После ослабления цепи откручиваем болт крепления шестерни распредвала и снимаем её
  6. Откручиваем гайки крепления корпуса подшипников.Для демонтажа корпуса подшипников откручиваем гайки крпления
    Для демонтажа корпуса подшипников откручиваем гайки крпления
  7. Выворачиваем свечу первого цилиндра и вставляем оловянный пруток. Его конец нужно расположить между поршнем и клапаном.
  8. При помощи сухаря сжимаем пружины первого клапана, после чего длинногубцами достаем сухари
    Чтобы демонтировать маслосъёмные колпачки, расухаривателем сжимаем пружины и длинногубцами вынимаем сухари
  9. Убираем инструмент и тарелку клапана с пружинами.После изъятия сухарей убираем инструмент и пружины
    После изъятия сухарей убираем инструмент и пружины
  10. На колпачок надеваем съёмник и удаляем его с клапана.Чтобы снять колпачки, потребуется специальный съёмник, который надевают на клапан
    Чтобы снять колпачки, потребуется специальный съёмник, который надевают на клапан
  11. Чтобы надеть новый элемент, предварительно смачиваем его в моторном масле и напрессовываем съёмником на место.
  12. Аналогичные действия проводим с 4 клапаном.
  13. Проворачиваем коленвал на 180˚, что даст возможность рассухарить 2 и 3 клапаны. Процедуру выполняем в той же последовательности.
  14. Вращая коленвал, аналогичным образом меняем сальники на остальных клапанах.
Это может быть интерено  Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107

Вернув коленчатый вал в исходное положение, остаётся отрегулировать зазоры клапанов и установить демонтированные элементы на место.

Видео: замена маслосъёмных колпачков на «классике»

https://www.youtube.com/embed/5hmv-EmXJrM

Клапанная крышка

Для автомобилей семейства ВАЗ характерны течи масла из-под клапанной крышки, что приводит к загрязнению всего двигателя. Проблема на самом деле решается довольно просто: достаточно заменить прокладку.

Замена прокладки клапанной крышки

Чтобы заменить уплотнитель, понадобится следующий перечень инструментов и материалов:

  • головка торцевая на «10»;
  • небольшой удлинитель;
  • вороток или трещотка;
  • сухая тряпка.

Работу выполняем в такой последовательности:

  1. Демонтируем воздушный фильтр с корпусом, затем снимаем тягу управления газом карбюратора. После разборки фильтра и корпуса снимите тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора
    После демонтажа фильтра и корпуса снимем тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора
  2. Откручиваем гайки крепления клапанной крышки, снимая все шайбы.Для демонтажа клапанной крышки потребуется открутить все гайки и снять шайбы
    Для демонтажа клапанной крышки потребуется открутить все гайки и снять шайбы
  3. Для замены прокладки снимите старую, протрите поверхность головки и накройте ветошью. После удаления старой прокладки протрите поверхность крышки и ГБЦ чистой ветошью и установите новую прокладку
    После удаления старой прокладки протираем поверхность на крышке и ГБЦ чистой тряпкой и устанавливаем новый уплотнитель
  4. Устанавливаем новый уплотнитель, надеваем крышку и закрепляем её.
  5. Все демонтированные элементы ставим в обратном порядке.

Порядок затяжки клапанной крышки

Чтобы правильно затянуть клапанную крышку, процедуру необходимо выполнять в определенном порядке, как показано на рисунке ниже. Мастера рекомендуют выполнять эту операцию, начиная со средних болтов и заканчивая крайними.

Чтобы клапанная крышка была установлена правило, нужно следовать определённому порядку затяжки

Правильно установив тепловой зазор, удастся снизить не только шум от двигателя, но и добиться максимальной мощности и снизить расход топлива. Для достижения и поддержания высокой производительности силового агрегата рекомендуется своевременно выполнять регулировку клапанов.

Оцените статью