Конструктивное отличие большинства отечественных автомобилей, выпущенных в прошлом веке, заключается в необходимости ручной настройки многих параметров. ВАЗ 2106 не исключение, для поддержания того в исправном состоянии важно вовремя проводить техническое обслуживание всех систем, в том числе периодическую регулировку тепловых зазоров клапанов.
- Назначение клапанов двигателя ВАЗ 2106
- Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
- Причины для регулировки зазоров
- Периодичность регулировки и величина зазоров
- Необходимые инструменты
- Порядок регулировки зазоров клапанов
- Проверка натяжения цепи ГРМ
- Видео: порядок проверки натяжения цепи ГРМ
- Порядок регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2106 микрометром
- Порядок регулировки зазоров клапанов щупом
- Видео: регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
- Маслосъёмные колпачки
- Признаки выхода из строя маслосъёмных колпачков
- Выбор маслосъёмных колпачков
- Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106
- Видео: замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106
- Замена прокладки клапанной крышки
- Порядок замены прокладки клапанной крышки
- Видео: замена прокладки клапанной крышки
- Порядок закручивания гаек на клапанной крышке
Назначение клапанов двигателя ВАЗ 2106
Одной из важнейших систем, требующей регулировки в процессе эксплуатации, является газораспределительный механизм (ГРМ). Конструкция этого механизма позволяет осуществлять своевременную подачу топливно-воздушной смеси в камеру сгорания и удаление выхлопных газов из цилиндров двигателя.
ГРМ в сборе включает в себя распределительный и коленчатый валы и цепь, которая их соединяет. За счет ГРМ происходит синхронное вращение двух валов, что в свою очередь позволяет строго соблюдать последовательность открытия и закрытия клапанов во всех цилиндрах.
Кулачки распределительных валов воздействуют на специальные рычаги, толкающие стержни клапанов. В результате клапаны открываются. При дальнейшем вращении распределительного вала кулачки возвращаются в исходное положение и клапаны закрываются.
Таким образом, результатом работы газораспределительного механизма является последовательное и своевременное открытие и закрытие клапанов.
Клапаны бывают двух видов:
- Впускные (открывают подачу топлива в камеру сгорания).
- Выпускные (обеспечивают отвод отработанных газов).Для каждого цилиндра двигателя ВАЗ 2106 предусмотрен свой впускной и выпускной клапан
Для каждого цилиндра двигателя ВАЗ 2106 предусмотрен свой впускной и выпускной клапан
Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
Зазоры клапанов ВАЗ 2106 можно отрегулировать своими руками. Для этого потребуется лишь стандартный набор слесарных инструментов и несколько простых приспособлений.
Причины для регулировки зазоров
Двигатель постоянно работает при высоких температурах. Это приводит к износу элементов и изменению величины тепловых зазоров клапанов. Внешними признаками неправильно установленных отверстий являются:
- появление на холостом ходу характерного шума (стука);
- снижение мощности двигателя и потеря динамики при разгоне;
- увеличение расхода топлива;
- длительная эксплуатация автомобиля без проведения процедуры регулировки зазоров.
Периодичность регулировки и величина зазоров
Производитель рекомендует регулировать тепловые зазоры клапанов ВАЗ 2106 каждые 30 тысяч километров, а проверять значения каждые 10 000 километров. Кроме того, специалисты рекомендуют регулировать отверстия каждый раз при разборке ГБЦ (ГБЦ) с заменой прокладки. Если этого не сделать, зазоры одних клапанов будут уменьшены, а других увеличены. В результате увеличится шум двигателя, уменьшится мощность и увеличится расход топлива.
Величина зазоров, регламентированная автопроизводителем для впускных и выпускных клапанов составляет 0,15 мм.
Необходимые инструменты
Для регулировки зазоров клапанов потребуются следующие инструменты и приспособления:
- набор торцовых ключей;Для регулировки зазоров клапанов потребуется набор торцовых ключей
Для регулировки зазоров клапанов потребуется набор торцовых ключей - несколько отвёрток с плоскими лезвиями;Для регулировки зазоров клапанов потребуется несколько отвёрток с плоскими лезвиями
Для регулировки зазоров клапанов потребуется несколько отвёрток с плоскими лезвиями - рожковые ключи на 10, 14 и 17;Для регулировки тепловых зазоров клапанов потребуются рожковые ключи на 10, 14 и 17
Для регулировки тепловых зазоров клапанов потребуются рожковые ключи на 10, 14 и 17 - специальный ключ для проворачивания коленчатого вала;
- Установочные щупы для двигателей ВАЗ толщиной 0,15 мм (для впускных и выпускных клапанов) или специальный микрометр
Для выставления зазоров клапанов потребуется регулировочный щуп толщиной 0,15 мм
На корпусе щупа обычно изображена схема и последовательность регулировки клапанов. Однако стандартный щуп 0,15 мм не может покрыть всю ширину зазора, поэтому точная настройка клапанов с помощью этого инструмента невозможна. Кроме того, ширина зазора постепенно меняется в процессе эксплуатации из-за износа клапанов, седел ГБЦ и других элементов силового агрегата. В результате точность выравнивания еще больше снижается.
Для более точной установки зазоров рекомендуется использовать микрометр. При этом результаты измерений практически не зависят от состояния и износа элементов двигателя.
Порядок регулировки зазоров клапанов
Для постепенного поворота коленчатого вала на определенный угол для последовательной регулировки всех клапанов используется специальный ключ. Нумерация клапанов, как и цилиндров, начинается с передней части двигателя, то есть слева направо.
Порядок регулировки клапанов следующий:
- при неподвижном коленвале регулируются клапаны 8 и 6;
- при повороте коленвала на 180о регулируются клапаны 7 и 4;
- при повороте коленвала на 360о регулируются клапаны 3 и 1;
- при повороте коленвала на 540о регулируются клапаны 2 и 5.
Вы также можете проверить угол поворота коленчатого вала, наблюдая за движением трамблера или ползуна распределительного вала. Единственное отличие состоит в том, что клапаны 7 и 4 регулируются на 90° вместо 180°, как указано выше. Угол последующих поворотов также должен быть вдвое меньше — 180° вместо 360° и 270° вместо 540°. Для удобства на корпус распределителя может быть нанесена маркировка.
Проверка натяжения цепи ГРМ
Перед регулировкой зазоров клапанов проверьте натяжение цепи ГРМ и при необходимости отрегулируйте. В процессе эксплуатации автомобиля цепь постепенно растягивается. Как результат:
- возникает неприятный стук при работе двигателя;
- цепь быстро изнашивается;
- цепь перескакивает на зубцах звёздочки распредвала, что приводит к нарушению фаз работы ГРМ.
Проверку натяжения цепи можно осуществить двумя способами:
- Откройте капот и послушайте работу работающего двигателя. Если есть посторонние звуки, пропадающие при кратковременном нажатии на педаль газа, можно определить, что цепь ослаблена.
- Снять защитный кожух с двигателя. Вставляем в цепь отвертку, как рычаг, и пытаемся согнуть цепь как минимум в двух местах, где под ней есть свободное место. Цепь не должна гнуться. Аналогичную операцию можно выполнить своими руками. При этом не рекомендуется сильно давить на цепь во избежание ее повреждения.
При ослаблении цепи её натяжение регулируется с помощью специального натяжителя.
Видео: порядок проверки натяжения цепи ГРМ
https://www.youtube.com/embed/VS5gUcfIGTM
Порядок регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2106 микрометром
Алгоритм регулировки зазоров клапанов микрометром выглядит следующим образом:
- Ставим автомобиль на ровную площадку и открываем капот.
- Отключаем бортовое электропитание. Для этого отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.При регулировке клапанов необходимо отключить аккумулятор
При регулировке клапанов необходимо отключить аккумулятор - Фиксируем автомобиль, подкладывая под задние колёса специальные упоры.
- Рычаг переключения передач устанавливаем в нейтральное положение.
- Дайте двигателю остыть до температуры ок. 20°С. Регулировку клапанов следует проводить только на холодном двигателе – таковы рекомендации производителя.
- Снимаем с двигателя воздушный фильтр вместе с корпусом.Для получения доступа к клапанам нужно снять с двигателя корпус воздушного фильтра
Для получения доступа к клапанам нужно снять с двигателя корпус воздушного фильтра - Отсоединяем от корпуса воздушного фильтра резиновый шланг.
- Снимаем тросик привода акселератора.Перед регулировкой клапанов нужно отсоединить тросик привода акселератора
Перед регулировкой клапанов нужно отсоединить тросик привода акселератора - Откручиваем гайки крепления клапанной крышки к ГБЦ и снимаем её.Для демонтажа клапанной крышки нужно открутить гайки её крпеления к ГБЦ
Для демонтажа клапанной крышки нужно открутить гайки её крпеления к ГБЦ - Отстегнув две защёлки, снимаем крышку распределителя зажигания.Для снятия крышки трамблёра нужно отстегнуть две фиксирующие защёлки
Для снятия крышки трамблёра нужно отстегнуть две фиксирующие защёлки - Выкрутите и снимите свечи зажигания. Это значительно облегчит вращение коленчатого вала при регулировке. Перед регулировкой клапанов необходимо выкрутить свечи зажигания, чтобы облегчить вращение коленчатого вала
Перед регулировкой клапанов для облегчения поворота коленвала необходимо выкрутить свечи зажигания - Проверяем натяжение цепи ГРМ.Регулировку клапанов проводят при нормальном натяжении цепи ГРМ
Регулировку клапанов проводят при нормальном натяжении цепи ГРМ - Проворачивая коленвал специальным ключом для маховика, совмещаем заводские метки ведущего колеса распредвала и корпуса подшипника. В результате четвертый цилиндр поднимется в верхнюю мертвую точку (ВМТ), и можно будет отрегулировать клапана 6 и 8. Рекомендуется сделать дополнительные метки на ведущем колесе распредвала
На приводной звёздочке распредвала рекомендуется нанести маркером дополнительные метки - Проверяем соответствие меток на шкиве коленвала и блоке двигателя. Проверка правильности установки ГРМ осуществляется по метке на шкиве коленчатого вала
Контроль за правильным выставлением ГРМ осуществляется с помощью метки на шкиве коленвала - Помимо заводских, делаем дополнительные метки маркером каждую четверть оборота на распредвале Звездочка распредвала соединена цепью с коленвалом
Звёздочка распредвала связана цепью с коленвалом - Надёжно фиксируем рейку с помощью крепления постели распредвала.Микрометр позволяет регулировать зазоры клапанов с высокой точностью
Микрометр позволяет регулировать зазоры клапанов с высокой точностью - На рейку устанавливаем индикатор.
- Фиксируем индикатор на краю кулачка регулируемого клапана.
- Спецзахватом зацепляем этот кулачок и выдвигаем его вверх. Это должно привести к изменению показателей индикатора сразу на 52 деления.
- В случае отклонения регулируем зазор этого клапана. Ключом на 17 на 1-2 оборота ослабляем контргайку, удерживая при этом головку регулировочного механизма ключом на 14.
- Ключом на 14 и плоской отверткой регулируем зазор. При регулировке клапанов ключом на 17 гайка крепления ослабляется, а головка регулировочного механизма удерживается ключом на 14
При регулировке клапанов ключом на 17 ослабляется контргайка крепления, а ключом на 14 удерживается головка регулировочного механизма - Микрометром проверяем величину зазора.Микрометр позволяет точно и быстро выставить нужный зазор
Микрометр позволяет точно и быстро выставить нужный зазор - Если зазор установлен правильно, ключом на 17 зажимаем контргайку, удерживая при этом ключом на 14 гайки на регулировочном устройстве.
- Ещё раз проверяем величину зазора — при затяжке контргайки она могла измениться.
- Проворачиваем специальным ключом коленчатый вал на 180 градусов.
- Устанавливаем следующий цилиндр в ВМТ и, проворачивая коленвал на определённый угол, регулируем зазор следующего клапана.
- После регулировки несколько раз проворачиваем коленвал и ещё раз проверяем установленные зазоры.
- Установите все снятые ранее узлы и детали в обратном порядке. В этом случае рекомендуется заменить прокладку клапанной крышки на новую. При каждом демонтаже клапанной крышки прокладка заменяется новой
При каждом демонтаже клапанной крышки её прокладка меняется на новую
Порядок регулировки зазоров клапанов щупом
Регулировка зазоров щупом выполняется аналогично в следующем порядке:
- Проворачивая маховик коленвала, добиваемся совпадения меток на шестерне распредвала и его крышке подшипника. В результате поршень четвертого цилиндра поднимется в ВМТ, и можно будет отрегулировать клапана 6 и 8.
- Устанавливаем стандартный щуп (0,15 мм) между распредвалом и коромыслом клапанов 8. Точность регулировки зазоров щупом заметно ниже, чем при использовании микрометра
Точность регулировки зазоров щупом заметно ниже, чем при использовании микрометра - По аналогии с процедурой с помощью микрометра регулируем клапана, ключом на 17 ослабляем контргайку и регулируем зазор ключом на 14 и отверткой. Помимо открытого ключа, для регулировки клапанов можно использовать плоскую отвертку – регулировочный болт оснащен специальной прорезью
Кроме рожкового ключа для регулировки клапанов можно использовать плоскую отвёртку — регулировочный болт оснащён специальной прорезью - После выставления зазора зажимаем контргайку и ещё раз проверяем величину зазора.
- Зазоры регулируем с небольшим запасом — щуп должен свободно входить в промежуток между рокером и распредвалом.
- Повторяем процесс регулировки для остальных клапанов.
Видео: регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/ElV1U52ma1Y
Маслосъёмные колпачки
Сальники клапанов (сальники клапанов) предназначены для герметизации клапана. Они улавливают избыток смазки (моторного масла) и не дают ему попасть в камеру сгорания.
Механической парой в головке блока цилиндров является стержень клапана и его направляющая втулка. Технологически соединить эти детали без зазора практически невозможно. Уплотнения клапанов используются для герметизации муфты. Качественный и исправный колпачок должен плотно прилегать к штоку клапана и пропускать только то количество масла, которое необходимо для нормальной работы системы.
Если ранее колпачки изготавливались из ПТФЭ, то теперь они изготавливаются из специально армированной и маслостойкой резины. Верхняя часть колпачка прижимается к штоку клапана специальной пружиной.
На рынке представлены маслосъёмные колпачки различных производителей и марок, различающиеся по качеству, надёжности и долговечности.
После длительной эксплуатации двигателя маслосъёмный колпачок может разрушиться по причине:
- физического старения материала, из которого он изготовлен;
- потери первоначальной эластичности резины под влиянием масла и высокой температуры;
- расслоения материала.
Это приводит к попаданию избытка смазки в камеру сгорания и увеличению расхода масла. Маслосъемные колпачки на отечественных автомобилях обычно меняют каждые 80 000 км пробега. Последний показатель может заметно возрасти в результате:
- использования колпачков из современных качественных материалов;
- использования качественного оригинального моторного масла;
- недопускания перегрева двигателя;
- постоянного контроля уровня масла в двигателе.
Признаки выхода из строя маслосъёмных колпачков
Основными признаками неисправности сальников клапанов ВАЗ 2106 являются:
- повышенный расход масла (более одного литра на тысячу километров пробега);
- выхлопные газы светлого оттенка;
- масляный налёт на свечах;
- существенное снижение динамических характеристик двигателя;
- рост расхода топлива.
Подобные проблемы решаются заменой колпачков. Это довольно просто сделать своими руками.
Выбор маслосъёмных колпачков
До конца 80-х на все отечественные автомобили устанавливались капоты производства Курского завода. Они не отличались высоким качеством, так как не выдерживали высоких температур, и их приходилось менять каждые 30 000 км пробега. Затем был разработан новый резиноподобный материал (фторэластомер), из которого ведущие производители стали изготавливать колпачки. Материал, из которого они изготовлены, может быть разного цвета, но основа должна быть резиновая (вторичная или акрилатная), что обеспечивает долговечность детали.
Присутствие примесей в материале колпачков приводит к их быстрому выходу из строя. В первую очередь это касается подделок. Поэтому при покупке следует в первую очередь обращать внимание на производителя и уметь определять оригинальные товары. Стоимость и срок службы кепок ведущих брендов примерно одинаков.
При замене колпачков ВАЗ 2106 можно порекомендовать продукцию следующих фирм:
- Elring — немецкая фирма, производящая не только резиновые колпачки, но и ряд других деталей, и поставляющая свою продукцию более чем в 140 стран.
- Glazer — испанская фирма с богатым прошлым, производящая колпачки, которые сертифицированы и соответствуют требованиям ISO9001/QS9000.
- Reinz — немецкая фирма, изделия которой специалисты рекомендуют устанавливать на неизношенную пару «клапан — направляющая втулка».
- Goetze — немецкая компания, признанная производителями автомобилей во всем мире. С 1987 года Goetze является поставщиком качественных автомобильных и морских деталей, включая маслосъемные колпачки с использованием инновационных технологий.
- Payen и другие производители.
Качество оригинальной отечественной продукции значительно хуже зарубежных аналогов. В любом случае выбор остается за автовладельцем, его желанием и возможностями.
Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106
Для замены колпачков потребуется:
- специальные сухари (крепления) клапанов
Рассухаривание клапанов при замене сальников прооизводится с помощью специального приспособления - съёмник для маслосъёмных колпачков;С помощью съёмника сальники клапанов легко снимаются
С помощью съёмника сальники клапанов легко снимаются - длинногубцы или рукоятка с магнитом.Длинногубцами удобно вытаскивать из посадочных мест крепёжные элементы (сухари)
Длинногубцами удобно вытаскивать из посадочных мест крепёжные элементы (сухари)
Порядок действий при замене маслосъёмных колпачков следующий:
- Снимаем с ГБЦ клапанную крышку.
- Снимаем распредвал и рокера.При замене сальников клапанов необходимо снять распределительный вал
При замене сальников клапанов необходимо снять распределительный вал - Из посадочных мест в цилиндрах выкручиваем свечи.
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ.
- В свечное отверстие первого цилиндра вставляем изогнутую трубку из мягкого металла. Конец трубки должен находиться между верхней частью поршня и расширенной частью клапана. Для замены маслосъемных колпачков требуется минимальный набор инструментов и приспособлений
Для замены сальников клапанов потребуется минимальный набор инструментов и приспособлений - На конец шпильки крепления распредвала накручиваем гайку. Это необходимо для упора рассухаривателя.
- Надавливаем на рычаг, сжимая пружину клапана.С приспособлением для рассухаривания клапанов заменить маслосъёмные колпачки довольно просто
С приспособлением для рассухаривания клапанов заменить маслосъёмные колпачки довольно просто - Магнитом или длинногубцами извлекаем крепёжные сухари.С помощью магнита удобно производить рассухаривание клапанов
С помощью магнита удобно производить рассухаривание клапанов - Убираем рассухариватель.
- Снимаем тарелку и клапанные пружины.
- На колпачок надеваем специальный съёмник.Специальный съёмник позволяет произвести установку новых маслосъёмных колпачков
Специальный съёмник позволяет произвести установку новых маслосъёмных колпачков - Аккуратно, стараясь не поцарапать стержень, снимаем неисправный колпачок с клапана.Сальники клапанов следует снимать очень аккуратно
Сальники клапанов следует снимать очень аккуратно - Другим концом съемника напрессовываем новые колпачки, обильно смазанные моторным маслом. В этом случае на шток сначала надеваются защитные пластиковые колпачки (имеющиеся в комплекте), которые позволяют осуществлять опрессовку без риска повредить шток клапана.
- Установка колпачков на другие клапаны производится аналогично.
- Все снятые узлы и детали собираются в обратной последовательности.
Видео: замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/oDJFXLQKzCU
Замена прокладки клапанной крышки
Необходимость демонтажа крышки ГБЦ возникает в следующих ситуациях:
- при натяжении цепи в двигателе;
- при замене прокладки клапанной крышки;
- при регулировке клапанов;
- при замене других деталей двигателя.
Процесс несложен и при минимальных слесарных навыках не займёт много времени. Для этого потребуется:
- головки на 8 и 10;
- удлинитель для ключей;
- вороток либо трещотка;
- плоскогубцы.
Порядок замены прокладки клапанной крышки
Прокладка клапанной крышке меняется следующим образом:
- Откручиваем три гайки и снимаем крышку с металлического корпуса воздушного фильтра.
- Вынимаем из корпуса воздушный фильтр.
- Откручиваем четыре гайки крепления корпуса фильтра к верхней части карбюратора. При замене прокладки клапанной крышки необходимо снять корпус воздушного фильтра
При замене прокладки клапанной крышки необходимо снять корпус воздушного фильтра - Отсоединяем шланг, идущий от сапуна в воздухозаборник.
- Демонтируем тягу привода заслонки карбюратора, приподняв ее вверх и немного отодвинув в сторону. Сначала снимите стопорное кольцо (если оно идет в комплекте).
- Ослабляем гайку и отсоединяем привод воздушной заслонки (подсоса).
- Плоскогубцами слегка отпускаем зажим тросика.
- Извлекаем тросик привода воздушной заслонки.Для доступа к клапанной крышке необходимо снять тросик привода воздушной заслонки
Для доступа к клапанной крышке необходимо снять тросик привода воздушной заслонки - Откручиваем восемь гаек крепления клапанной крышки. Клапанная крышка устанавливается на восемь болтов и фиксируется гайками через специальные металлические прокладки
Клапанная крышка устанавливается на восемь шпилек и закрепляется гайками через специальные металлические прокладки - Аккуратно снимаем крышку со шпилек, предварительно определив положение, когда она легко снимется.
- Удаляем остатки прокладки на крышке и ГБЦ.
- Посадочные места тщательно протираем ветошью.
- На шпильки устанавливаем новую прокладку.При установке новой прокладки использовать герметик необязательно
При установке новой прокладки использовать герметик необязательно
После замены прокладки сборка производится в обратном порядке.
Видео: замена прокладки клапанной крышки
https://www.youtube.com/embed/4clwV2PM4Bg
Порядок закручивания гаек на клапанной крышке
Гайки на клапанной крышке необходимо затягивать в строго определенной последовательности очень осторожно, так как чрезмерное усилие может сорвать резьбу на шпильках. Сначала нужно закрутить гайки в центре крышки, а затем постепенно переходить к краям.
Правильно и своевременно отрегулированные клапана позволят владельцу ВАЗ 2106 избежать гораздо более серьезных проблем. Сделать это можно самостоятельно, имея стандартный набор инструментов и приспособлений и внимательно изучив рекомендации профессионалов.