Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Самостоятельно натягиваем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

ГРМ

Если под капотом ВАЗ 2106 вдруг что-то начало звенеть и тарахтеть, ничего хорошего это не сулит. Ни двигатель, ни водитель. Скорее всего, цепь ГРМ под крышкой блока цилиндров так разболталась и разболталась, что начала задевать башмаки натяжителя и успокоитель. Можно ли самому натянуть провисшую цепь? Да. Давайте узнаем, как это делается.

Назначение цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Цепь ГРМ в двигателе автомобиля ВАЗ 2106 соединяет два вала — коленвал и вал ГРМ. Обе оси оснащены шестернями, на которые надевается цепь.

Цепь ГРМ надевается на две звёздочки, одна из которых крепится к валу ГРМ, другая — к коленчатому валу

После пуска двигателя цепь обеспечивает синхронное вращение двух вышеуказанных валов. Если синхронизм по какой-либо причине нарушается, это приводит к сбоям в работе всего газораспределительного механизма автомобиля. Кроме того, возникают ошибки в работе цилиндров, после чего автовладелец замечает появление ошибок мощности двигателя, плохую реакцию автомобиля на нажатие педали газа и повышенный расход топлива.

Характеристики цепи ГРМ

На классические автомобили ВАЗ устанавливаются цепи ГРМ, которые различаются только по количеству звеньев. Длина цепей при этом одинакова:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • На автомобили ВАЗ 2101 и ВАЗ 2105 устанавливается 114-звенная цепь, длина которой варьируется от 495,4 до 495,9 мм, а длина звена составляет 8,3 мм;
  • На автомобили ВАЗ 2103 и ВАЗ 2106 устанавливаются цепи одинаковой длины, но в них уже 116 звеньев. Длина звена 7,2 мм.

Штифты цепи ГРМ на ВАЗ 2106 выполнены из высококачественной легированной стали, обладающей высокой прочностью и износостойкостью.

Проверка цепи ГРМ на износ

Автовладельцу, решившему узнать степень износа цепи ГРМ на ВАЗ 2106, предстоит решить очень непростую задачу. Дело в том, что изношенная и растянутая цепь внешне мало чем отличается от новой. На старой цепи обычно нет серьезных механических повреждений, а заметить износ штифтов невооруженным глазом практически невозможно.

Но есть один простой тест на износ, о котором должен знать каждый автолюбитель. Осуществляется следующим образом: кусок старой цепи длиной ок длиной 20 см, взятые с одной стороны, положенные горизонтально, а затем повернутые в руке так, чтобы цепные булавки были перпендикулярны полу.

Если угол свеса цепи ГРМ не превышает 10–20 градусов, цепь считается новой

Затем оценивается угол свеса цепи. Если висящий отрезок цепи отклоняется от горизонтали на 10-20 градусов, цепь новая. Если угол вылета составляет 45-50 градусов и более, цепь ГРМ сильно изношена и нуждается в замене.

Есть еще один, более точный метод определения износа цепи ГРМ. Но тут автовладельцу понадобится суппорт. На любом участке цепи необходимо насчитать восемь звеньев (или 16 стержней), и штангенциркулем измерить расстояние между крайними стержнями. Он не должен быть больше 122,6 мм.

Это может быть интерено  Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106 и замена сальников своими руками

Измерение цепи штангенциркулем следует производить минимум в трёх местах

Затем выбирается другой случайный отрезок 16-контактной цепи и измерение повторяется. Затем измеряется третья, последняя часть цепочки. Если расстояние между крайними штифтами хотя бы на одном измеряемом участке превышает 122,6 мм, цепь изношена и подлежит замене.

Признаки плохо отрегулированной цепи

Когда говорят о плохо отрегулированной цепи, обычно имеют в виду ослабленную и провисшую цепь. Потому что туго натянутая цепь не подает признаков разрыва. Она просто слезы. Вот основные признаки того, что цепь ГРМ ослабла:

  • После запуска двигателя из-под капота слышен громкий дребезжащий и стучащий звук, частота которого увеличивается по мере увеличения оборотов коленчатого вала. Это связано с тем, что провисшая цепь постоянно бьет по демпферу и натяжному башмаку;
  • Автомобиль плохо реагирует на нажатие педали газа: двигатель начинает разгоняться только через одну-две секунды после нажатия. Это связано с тем, что из-за висящей цепи нарушается синхронизация вращения вала ГРМ и коленчатого вала;
  • В двигателе отображается потеря мощности. Причем они могут возникать как при разгоне, так и при работе двигателя на холостом ходу. Из-за рассинхронизации работы валов, о которой говорилось выше, нарушается и работа цилиндров в двигателе. В этом случае цилиндр либо вообще не работает, либо работает, но не в полную силу;
  • рост расхода топлива. Если блок цилиндров работает неправильно, это не может не сказаться на расходе топлива. Она может увеличиться на треть, а в особо тяжелых случаях — наполовину.

Если водитель заметил один или несколько вышеперечисленных признаков, это означает только одно: пора снимать цепь ГРМ и проверять ее на износ. Если он сильно изношен, его необходимо заменить. Если износ незначителен, цепь можно просто немного подтянуть.

Как подтянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Прежде чем приступать к подтягиванию провисшей цепи ГРМ, определимся с инструментами, которые нам потребуются для работы. Вот они:

  • рожковый ключ на 14;
  • рожковый ключ на 36 (он потребуется для того, чтобы повернуть коленвал);
  • торцовая головка на 10 с воротком.

Последовательность действий

Перед регулировкой цепи необходимо выполнить подготовительную операцию: снять воздушный фильтр. Дело в том, что его тело не позволит вам добраться до цепи времени. Фильтр держится на четырех гайках на 10, которые легко открутить.

  1. После того как вы сняли корпус воздушного фильтра открывается доступ к карбюратору автомобиля. Сбоку газовая колонка. Отсоединяется трубной головкой на 10. Газопровод на ВАЗ 2106 снимается трубным ключом на 10
    Тяга газа на ВАЗ 2106 снимается торцовым ключом на 10
  2. К тяге крепится рычаг. Он снимается вручную.Для снятия тягового рычага с ВАЗ 2106 не требуется никаких специальных инструментов
    Для снятия тягового рычага с ВАЗ 2106 не требуется никаких специальных инструментов
  3. Шланг, подающий топливо в карбюратор, снимается с кронштейна. При снятии топливного шланга сжимайте его покрепче, чтобы топливо не вытекало из него в двигатель
    Снимая топливный шланг, следует его покрепче сдавить, чтобы бензин из него не пролился в двигатель
  4. С помощью торцевого ключа на 10 откручиваем болты крепления крышки блока цилиндров. Крышка блока цилиндров держится на шести болтах на 10, откручиваемых от головки трубы
    Крышка блока цилиндров держится на шести болтах на 10, отворачиваемых торцовой головкой
  5. В двигателе возле воздушного насоса есть накидная гайка, которая держит натяжитель. Откручивается ключом на 14. Если предварительно не ослабить накидную гайку, то не получится провернуть коленвал
    Если предварительно не ослабить колпачковую гайку, коленвал повернуть не удастся
  6. Как только гайка капсулы будет достаточно ослаблена, натяжитель цепи разблокируется с характерным щелчком. Но иногда щелчка не слышно. Это означает, что скоба натяжения засорилась или заржавела, поэтому вам нужно аккуратно постучать по скобе рожковым ключом, чтобы очистить натяжитель.
  7. После этого следует сбоку слегка нажать на цепь ГРМ (обычно этого бывает достаточно для того, чтобы понять, провисла цепь или нет).
  8. Теперь с помощью рожкового ключа на 36 проворачиваем коленчатый вал автомобиля на два оборота по часовой стрелке (натяжение цепи ГРМ увеличится, и проворачивать вал ГРМ будет все труднее).
  9. Когда цепь достигнет максимального натяжения, и провернуть коленвал ключом будет невозможно, необходимо вторым рожковым ключом на 14 затянуть верхнюю гайку натяжителя (при этом коленвал должен держать все время ключом на 38 , если этого не сделать, то он провернется в обратную сторону и цепь тут же ослабнет).
  10. После затяжки гайки капсулы необходимо снова вручную проверить натяжение цепи. После нажатия на центр цепи не должно наблюдаться провисания. При надавливании на цепь ГРМ не должно ощущаться провисание
    При надавливании на цепь ГРМ не должно ощущаться никакой слабины
  11. Крышка блока цилиндров устанавливается на место, после чего производится обратная сборка узлов системы ГРМ.
  12. Последний этап настройки: проверка работы схемы. Капот автомобиля остается открытым, а двигатель заводится. После этого нужно внимательно слушать. От блока времени не должно быть слышно дребезжания, звона и других посторонних звуков. Если все в порядке, регулировку цепи ГРМ можно считать завершенной.
  13. Если перед автовладельцем стоит задача не натянуть, а слегка ослабить цепь, то все вышеперечисленные действия следует проделать в обратном порядке.
Это может быть интерено  Замена маслосъёмных колпачков, направляющих втулок и клапанов на ВАЗ 2106 своими руками

Видео: самостоятельно натягиваем цепь ГРМ на «классике»

https://www.youtube.com/embed/Tby4FqANC0I

О неисправностях натяжительного механизма

Натяжительный механизм цепи ГРМ на ВАЗ 2106 представляет собой систему, состоящую из трёх важнейших элементов:

  • штуцер натяжительного башмака;
  • натяжительный башмак;
  • успокоитель цепи ГРМ.

Натяжительный механизм цепи ГРМ на ВАЗ 2106 — сложная система, состоящая из нескольких элементов

Все неисправности натяжительного механизма так или иначе связаны с износом или поломкой одного из вышеперечисленных элементов:

  • обрыв на натяжном кронштейне. Он может возникать как из-за механического износа этой детали, так и из-за ее коррозии. Какой бы ни была причина, результат один: натяжной башмак перестает выдвигаться и давит на цепь ГРМ. В результате цепь теряет устойчивость, начинает болтаться и бить по демпферу, а в особо тяжелых случаях слетает с направляющих колес или рвется. Решение только одно: заменить натяжной кронштейн. Эта деталь не подлежит ремонту, так как кузов не подлежит демонтажу (и даже если кузов был разборным, найти в продаже запчасти для натяжного кронштейна не представляется возможным);
  • Неисправность успокоителя цепи ГРМ. Демпфер ломается либо из-за усталостного разрушения металла, либо из-за ослабления цепи ГРМ, удар которой вызвал ослабление болтов крепления с последующим обрывом демпфера. Второй случай самый опасный, так как сломанные болты и детали демпфера могут привести к обрыву цепи ГРМ. А это в свою очередь приведет к повреждению клапанов, цилиндров и к полному заклиниванию двигателя. Устранить такую ​​поломку удается далеко не всегда даже с помощью дорогостоящего капитального ремонта. Решение: Замените демпфер. Причина проста: демпфер — очень важная деталь и, например, его никто не будет восстанавливать сваркой. Условие только одно: новый демпфер должен быть не китайским, а настоящим ВАЗовским; Демпфер цепи ГРМ от ВАЗ 2106, обрыв из-за усталостного разрушения
    Успокоитель цепи ГРМ от ВАЗ 2106, сломавшийся из-за усталостного разрушения
  • Изношенные эластичные туфли. Рабочая поверхность растяжного башмака покрыта толстым слоем специального полимерного материала, устойчивого к износу. Но даже этот материал со временем трескается и истончается, что приводит к вибрациям при работе цепи ГРМ. Вибрация сопровождается характерными толчками, частота которых увеличивается с увеличением оборотов двигателя. Поскольку восстановить поврежденный полимерный слой без специального промышленного оборудования не представляется возможным, выход один: заменить изношенный стретч-башмак на новый; Видно, что полимерная поверхность натяжного башмака ВАЗ 2106 уже достаточно изношена и покрыта царапинами
    Видно, что полимерная поверхность натяжительного башмака ВАЗ 2106 уже порядком изношена и покрыта царапинами
  • Цепь ГРМ не натянута. Это наблюдается, если цепь уже натянута до предела, а коленвал просто невозможно провернуть открытым ключом. Возможен и второй вариант: автовладелец, решивший натянуть цепь, недостаточно ослабил гайку капсулы, которая держит натяжитель, либо из-за поломки не ослабил кронштейн натяжителя. Решение очевидно: проверьте состояние гайки и фитинга капсулы и устраните неполадки, как указано выше.
Это может быть интерено  Назначение, регулировка, ремонт и замена клапанов двигателя ВАЗ 2101 своими руками

Поэтому подтяжка провисшей цепи ГРМ не требует специальных навыков и знаний. Эта задача вполне под силу даже начинающему автомобилисту, который хоть раз держал в руках гаечный ключ. Все, что вам нужно сделать, это точно следовать приведенным выше инструкциям.

Оцените статью