Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Разборка, дефектовка и замена распредвала на ВАЗ 2106

ГРМ

От состояния распредвала напрямую зависит работа газораспределительного механизма и вообще всего двигателя. Даже незначительные неисправности в этой детали могут привести к снижению мощности и тяги двигателя, увеличению расхода топлива. Чтобы избежать этих проблем, вы должны уметь вовремя диагностировать проблему и вовремя ее устранить.

Распредвал ВАЗ 2106

Распределительный вал является неотъемлемой частью конструкции газораспределительного механизма (ГРМ) любого двигателя. Он выполнен в виде цилиндра, на котором размещены шейки и гребни.

Описание

На «Жигулях» шестой модели вал механизма газораспределения установлен в ГБЦ (ГБЦ) двигателя. Такое расположение позволяет без труда ремонтировать и менять деталь, а также регулировать зазоры клапанов. Доступ к валу открывается после снятия клапанной крышки. На распределительный вал (РВ) возложена роль управления открытием и закрытием клапанов в цилиндрах двигателя — в нужный момент он впускает топливно-воздушную смесь в цилиндр и выпускает выхлопные газы. На распределительном валу установлена ​​шестерня, которая посредством цепи соединена со звездой коленчатого вала. Такая конструкция обеспечивает одновременное вращение обоих валов.

На распределительном валу находятся кулачки и шейки, посредством которых вал удерживается на опорах

Поскольку на коленчатом и распределительном валах установлены шестерни разного размера, частота вращения последнего уменьшается вдвое. Полный рабочий цикл в силовом агрегате происходит за один оборот распределительного вала и два оборота коленчатого вала. Клапаны в головке блока цилиндров открываются в определенной последовательности под действием соответствующих кулачков на толкателях, то есть при вращении распределительного вала кулачок давит на толкатель и передает усилие на клапан, который поджат пружинами. При этом клапан открывается и впускает топливно-воздушную смесь или выпускает выхлопные газы. Когда кулачок продолжает вращаться, клапан закрывается.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Головка блока цилиндров состоит из следующих частей: 1 — головка цилиндров; 2 — выпускной клапан; 3 — маслоотражательный колпачок; 4 — рычаг клапана; 5 — корпус подшипников распределительного вала; 6 — распределительный вал; 7 — регулировочный болт; 8 —контргайка болта; А — зазор между рычагом и кулачком распределительного вала

Параметры

Распределительный вал «шестёрки» имеет такие характеристики:

  • ширина фаз — 232˚;
  • высота подъёма впускного клапана — 9,5 мм;
  • запаздывание впускного клапана — 40˚;
  • опережение выпускного клапана — 42˚.

На «Жигулях» шестой модели механизм ГРМ имеет восемь клапанов, т. е. по два на каждый цилиндр, количество кулачков равно числу клапанов.

Какой распредвал лучше ставить

На ВАЗ 2106 подходит только один вал газораспределительного механизма — от Нивы. Деталь устанавливается для увеличения мощности и динамических характеристик автомобиля. Добиться желаемых результатов, пусть и небольших, можно за счет увеличения ширины фаз и высоты впускных клапанов. После установки РВ от Нивы эти параметры будут иметь значения 283˚ и 10,7 мм. Таким образом, впускной клапан будет дольше открыт и поднят на большую высоту по отношению к седлу, что обеспечит поступление в цилиндры большего количества топлива.

При замене штатного распредвала на деталь от ВАЗ 21213 параметры двигателя кардинально не изменятся. Можно установить «спортивную» ось, предназначенную для тюнинга, но это недешево — 4-10 тысяч рублей.

Для улучшения динамических показателей автомобиля устанавливают «спортивный» распредвал

Таблица: основные параметры «спортивных» распредвалов на «классику»

Наименование Ширина фаз, o Высота подъёма клапана, мм
«Эстонец» 256 10,5
«Эстонец +» 289 11,2
«Эстонец-М» 256 11,33
«Шрик-1» 296 11,8
«Шрик-3» 304 12,1
Это может быть интерено  Устройство и обслуживание ременного привода ГРМ ВАЗ 2107

Признаки износа распредвала

Работа распределительного вала связана с постоянным воздействием высоких нагрузок, в результате чего деталь постепенно изнашивается и подлежит замене. Необходимость ремонта возникает при появлении характерных признаков:

  • стук при работе двигателя под нагрузкой;
  • снижение мощностных показателей.

Существует ряд причин, по которым РВ выходит из строя:

  • естественный износ;
  • некачественное моторное масло;
  • низкое давление масла в системе смазки;
  • недостаточный уровень масла или так называемое масляное голодание;
  • работа двигателя при высоких температурах, что приводит к ухудшению свойств смазывающего вещества;
  • повреждения механического характера (износ или обрыв цепи).

Основными неисправностями, мешающими работоспособности распределительного вала, являются износ рабочих поверхностей (шейки и кулачки) и выработка ограничителя.

С течением времени на распределительном валу изнашиваются кулачки и шейки

Стук

Определить по звукам из моторного отсека, что проблема связана именно с распредвалом, достаточно проблематично, но все же возможно. Звук кемпера напоминает глухие удары молотка, которые учащаются с увеличением оборотов двигателя. Однако лучший способ диагностики моста – это его разборка, разборка и устранение неполадок. При осмотре ось не должна перемещаться в корпусе относительно оси, иначе при ударе по ограничителю будет раздаваться глухой звук.

Видео: причины продольного люфта распредвала ВАЗ

https://www.youtube.com/embed/3HsOWb7lovs

Снижение мощности

Падение мощности на классических «Жигулях» — явление, вызванное износом распредвала и рокеров. При правильной эксплуатации двигателя (своевременная замена масла, контроль уровня и давления) проблема проявляется только при большом пробеге автомобиля. При износе кулачков необходимая ширина фаз и подъем клапанов на впуске уже не обеспечиваются.

При износе вала и рокеров мощность мотора может снизиться в несколько раз

Деформация

ПБ может деформироваться при сильном нагреве, что вызвано неисправностями в системах охлаждения и смазки. Начнем с того, что проблема может проявляться в виде крена. Поэтому, если есть подозрение на эту поломку, например, перегретый двигатель, рекомендуется провести диагностику моста, чтобы избежать более серьезных проблем с ГРМ.

Демонтаж распредвала ВАЗ 2106

Для проведения ремонтных работ или замены распределительного вала на «шестёрке» нужно подготовить следующие инструменты:

  • головки на 17 и 13 мм;
  • трещоточную рукоятку;
  • вороток;
  • удлинитель;
  • рожковый или накидной ключ на 13 мм.

Для снятия распредвала понадобится набор ключей и головок

Демонтаж узла проводим в такой последовательности:

  1. Снимаем крышку клапанов с ГБЦ.Откручиваем гайки крепления крышки клапанов и снимаем её с двигателя
    Откручиваем гайки крепления крышки клапанов и снимаем её с двигателя
  2. Откручиваем капсюльную гайку на натяжителе цепи и отверткой снимаем шток, затем затягиваем гайку. Ослабляем натяжение цепи, открутив капсюльную гайку ключом на 13 мм
    Натяжение цепи ослабляем путём отворачивания колпачковой гайки ключом на 13 мм
  3. Разгибаем стопорную шайбу.Болт, удерживающий шестерню распредвала, фиксируется стопорной шайбой
    Болт, удерживающий шестерню распредвала, фиксируется стопорной шайбой
  4. Откручиваем болт, который держит звезду распредвала, ключом на 17 мм. Чтобы ось не проворачивалась, ставим автомобиль на передачу, а под колеса ставим упор. Чтобы снять звезду распредвала, ключом на 17 мм откручиваем болт
    Чтобы снять звезду распредвала, откручиваем болт ключом на 17 мм
  5. Отводим звёздочку в сторону.Отвернув крепление, отводим шестерню вместе с цепью в сторону
    Отвернув крепление, отводим шестерню вместе с цепью в сторону
  6. Откручиваем гайки крепления корпуса механизма ключом или головкой на 13 мм.Корпус распредвала крепится к ГБЦ гайками, откручиваем их
    Корпус распредвала крепится к ГБЦ гайками, откручиваем их
  7. Если планируется полная разборка автодома, необходимо открутить еще две гайки ключом на 10 мм. Если распределительный вал вынут из корпуса, отверните две гайки на 10 мм
    Если распредвал будет извлекаться из корпуса, откручиваем две гайки на 10 мм
  8. Когда все крепления откручены, берем чехол изделия и через язычки тянем вверх, слегка покачивая из стороны в сторону. Когда распределительный вал освободился от креплений, стягиваем его со штифтов вверх
    Когда распредвал будет освобождён от крепежа, стягиваем его со шпилек вверх
  9. С тыльной стороны распредвала слегка постукиваем молотком через деревянную наставку.
  10. Проталкиваем ось вперед и извлекаем из корпуса
    Чтобы извлечь вал из корпуса, достаточно слегка постучать через деревянную наставку с тыльной стороны, после чего выдвинуть его наружу
Это может быть интерено  Замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107 своими руками

Когда я занимаюсь ремонтом распредвала после его снятия с ГБЦ, я накрываю головку чистой тряпкой и прижимаю чем-то вроде инструмента. Это предотвращает попадание различного мусора как в смазочные каналы, так и на поверхность створок. Защита открытой части двигателя особенно актуальна при ремонте на открытом воздухе, так как ветер может принести много пыли и мусора, с чем я сталкивался неоднократно. Я также протираю новую ось чистой тканью перед установкой в ​​корпус.

Дефектовка распредвала

После того как автодом снят с двигателя, все узлы промываются в бензине, очищая их от загрязнений. Устранение неисправности предполагает визуальный осмотр оси на наличие повреждений: трещин, царапин, чешуек. При их обнаружении ось подлежит замене. В противном случае проверяют основные параметры, характеризующие степень износа, для чего используют микрометр.

Для проверки размеров шеек используют микрометр

Таблица: основные размеры распредвала ВАЗ 2106 и его постелей в корпусе подшипников

Номер шейки (постели) начиная от шестерни Размеры, мм
Номинальный Предельно допустимый
Опорные шейки
1 45,91 45,93
2 45,61 45,63
3 45,31 45,33
4 45,01 45,03
5 43,41 43,43
Опоры
1 46,00 46,02
2 45,70 45,72
3 45,40 45,42
4 45,10 45,12
5 43,50 43,52

Состояние РВ можно оценить и по другим параметрам, например, биению, но для их снятия необходимы специальные инструменты.

Если по результатам дефектации было выявлено, что вал ГРМ нуждается в замене из-за сильного износа, вместе с ним следует заменить и коромысла.

Установка распредвала

Процесс установки оси производится в обратном порядке с использованием тех же инструментов, что и для снятия. Кроме того, вам понадобится динамометрический ключ, с помощью которого вы сможете проверить момент затяжки. Работа проводится следующим образом:

  1. Перед установкой детали в корпус смажьте шейки подшипников, подшипники и кулачки чистым моторным маслом. Перед установкой в ​​корпус смажьте штифты и кулачки распределительных валов чистым моторным маслом
  2. Монтируем изделие в корпус и затягиваем крепление упорной пластины.После установки вала в корпус фиксируем его упорной пластиной
    После установки вала в корпус фиксируем его упорной пластиной
  3. Проверяем вращение вала. Он должен легко прокручиваться вокруг своей оси.
  4. Корпус вместе с валом устанавливаем на шпильки в головке блока цилиндров и затягиваем в определенной последовательности с усилием 18,3–22,6 Нм Распредвал необходимо затягивать с усилием 18,3–22,6 Нм в определенной последовательности
    Распредвал следует затягивать с усилием 18,3–22,6 Нм в определенной последовательности
  5. Окончательную сборку производим после выставления меток.

Чтобы распредвал равномерно прижался к ГБЦ, затяжку следует выполнять в несколько этапов.

Видео: установка распределительного вала на классических «Жигулях»

https://www.youtube.com/embed/x16p2DD0F9U

Установка по меткам

По окончании замены необходимо отрегулировать распредвал и коленвал по меткам. Только после такой процедуры угол опережения зажигания будет правильным и двигатель будет работать стабильно. Из инструментов также понадобится ключ для вращения коленчатого вала, а сама работа состоит из следующих этапов:

  1. Ставим на место звёздочку РВ и затягиваем её, но не до конца.
  2. Натягиваем цепь. Для этого отворачиваем гайку натяжителя, проворачиваем немного коленвал, а после затягиваем гайку обратно.
  3. Проворачиваем коленчатый вал ключом до тех пор, пока риска на шкиве не установится напротив длины метки на крышке ГРМ. Проворачиваем коленвал до тех пор, пока риска на шкиве не установится напротив длинной метки на крышке ГРМ
  4. Отметка на звезде PB должна совпадать с отливом на корпусе. Если этого не произошло, отверните болт, снимите шестерню и сдвиньте цепь зубцом в нужном направлении.Для установки распредвала по меткам насечка на шестерне должна совпадать с отливом корпуса подшипника
    Для установки распредвала по меткам выемка на шестерне должна совпасть с отливом на корпусе подшипников
  5. Устанавливаем и зажимаем болтом шестерню, проверяем совпадение меток обоих валов. Фиксируем болт специальной шайбой. Разметив шестерню распредвала, зажимаем ее болтом
    После выставления меток шестерню распредвала зажимаем болтом
  6. Регулируем тепловой зазор клапанов.
  7. Монтируем крышку клапанов, затягивая её в определённом порядке.Клапанную крышку нужно затягивать в определённом порядке, не прилагая особых усилий
    Клапанную крышку нужно затягивать в определённом порядке, не прилагая особых усилий
  8. Устанавливаем оставшиеся элементы на свои места.
Это может быть интерено  Как и для чего регулировать клапаны на ВАЗ-2103

Когда устанавливаю клапанную крышку, всегда обращаю внимание на состояние прокладки, даже если ее недавно меняли. Он не должен иметь надломов, сильных ударов и других повреждений. Кроме того, уплотнитель должен быть не «дубовым», а упругим. Если состояние прокладки оставляет желать лучшего, я всегда заменяю ее на новую, тем самым исключая возможность течи масла в будущем.

Регулировка клапанов

Клапаны на «классике» рекомендуется регулировать каждые 30 тыс. км. пробега либо после ремонта двигателя. Из инструментов нужно подготовить:

  • рожковый ключ на 13 и 17;
  • щуп 0,15 мм.

Для регулировки тепловых зазоров клапанов используют специальный щуп

Работа проводится на остывшем двигателе после снятия крышки клапанов и натяжения цепи:

  1. Совмещаем метки коленвала и распредвала с рисками, что соответствует верхней мёртвой точке четвёртого цилиндра.
  2. Проверьте зазор клапанов 6 и 8. Для этого вставьте щуп между кулачком РВ и коромыслом. Если он входит без усилий, зазор нужно сделать меньше. Если туго, то больше. Чтобы проверить зазор между коромыслом и кулачком РВ, вставьте щуп
    Для проверки зазора между рокером и кулачком РВ вставляют щуп
  3. Для регулировки ослабьте стопорную гайку торцевым ключом на 17 мм и установите требуемый зазор торцевым ключом на 13 мм, затем затяните контргайку
  4. Остальные клапаны регулируем таким же образом, но в определённом порядке, для чего проворачиваем коленвал.

Таблица: порядок регулировки клапанов ГБЦ на «классике»

Угол поворота
коленвала, o
Угол поворота
распредвала, o
Номера цилиндров Номера регулируемых клапанов
0 0 4 и 3 8 и 6
180 90 2 и 4 4 и 7
360 180 1 и 2 1 и 3
540 270 3 и 1 5 и 2

Видео: регулировка клапанов на ВАЗ 2101–07

https://www.youtube.com/embed/GVMqQ1gU5QM

Некоторые автолюбители используют узкий щуп из комплекта для выставления зазоров клапанов. Я бы не рекомендовал использовать его для этой процедуры, т.к если рычаг клапанов кривоват, а коромысла могут деформироваться даже при нормальных пружинах и хорошем состоянии РВ, узкий щуп не позволит провести точную настройку. Да и щель удобнее ставить широким щупом.

Если специального щупа для регулировки клапанов нет, можно использовать узкий щуп из набора

Замена распредвала на ВАЗ 2106 не требует от владельца высокой квалификации и специальных инструментов. Ремонт можно проводить в гараже обычным автомобильным набором ключей и отверток. При соблюдении пошаговой инструкции процедура займет около 2-3 часов, после чего газораспределительный механизм вашего автомобиля будет работать четко и слаженно.

Оцените статью