Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Устройство и обслуживание ременного привода ГРМ ВАЗ 2107

ГРМ

Установив ременную передачу вместо цепной, инженеры ВАЗ уменьшили металлоемкость двигателя и снизили шум. При этом возникла необходимость в периодической замене ремня ГРМ, пришедшего на смену более надежной и долговечной двухрядной цепи. Эта процедура не занимает много времени и вполне под силу новичкам, решившим самостоятельно заменить ремень ГРМ на отечественной «классике» ВАЗ 2107.

Устройство и особенности ременного привода ГРМ автомобиля ВАЗ 2107

Выпуск 8-клапанного 1,3-литрового силового агрегата ВАЗ с ремнем вместо цепи ГРМ начался в 1979 году. Изначально ДВС ВАЗ 2105 выпускался с индексом 21011 и предназначался для одноименной модели «Жигули», но позже его устанавливали и на другие тольяттинские автомобили — седан ВАЗ 2107 и универсал ВАЗ 2104. Решение установить ременный привод вместо цепного привода ГРМ было вызвано повышенным шумом последнего. И поэтому самый тихий двигатель не стал шуметь еще больше по мере износа деталей механизма. Модернизация сделала силовой агрегат более современным, но взамен потребовала повышенного внимания к состоянию отдельных элементов конструкции.

Функции, которые прежде выполняла цепь, возложили на ременную передачу. Благодаря ей приводится в движение:

  • распределительный вал, с помощью которого регулируются моменты открытия и закрытия клапанов. Для передачи крутящего момента от коленчатого вала используется зубчатый ремень и пара таких же шкивов. Цикл работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания осуществляется за два оборота коленчатого вала. Поскольку каждый клапан в этом случае нужно открыть только один раз, скорость распредвала должна быть в 2 раза ниже. Это достигается использованием шестерен с передаточным числом 2:1;
  • Вспомогательный приводной вал (на гаражном сленге «свинья»), который передает вращение на масляный насос и распределитель зажигания карбюраторных двигателей, а также обеспечивает работу топливного насоса.

При разработке конструкции ременного привода ГРМ инженеры ВАЗ использовали опыт разработчиков автомобилей FORD

Поперечные зубья на деталях привода ГРМ предотвращают проскальзывание резинового элемента конструкции и обеспечивают синхронную работу кривошипного и дроссельного распределительных механизмов. При этом в процессе работы ремень растягивается, поэтому для предотвращения его перескакивания на зубья шкива привод был снабжен устройством автоматического натяжения.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Для предотвращения повреждения деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов при обрыве ремня поршень вазовского «ременного» двигателя был снабжен специальными канавками, которые водители часто называют предварительными борами или скребками. Ведь вращение коленчатого и распределительного валов не синхронизированы, углубления в поршне препятствуют его удару об открытый клапан. Благодаря этой маленькой хитрости восстановить работоспособность силового агрегата можно менее чем за час – достаточно выставить механизм по меткам и заменить поврежденную деталь.

Взаимозаменяемость ремней ГРМ ВАЗ

Прототипом «ременного» двигателя ВАЗ послужил силовой агрегат OHC, который устанавливался на легковой автомобиль FORD Pinto. Механизм газораспределения приводил в движение зубчатый ремень, армированный стекловолокном, со 122 зубьями. Благодаря тому, что ремень ВАЗ 2105 имеет точно такое же количество зубьев и схожие размеры, у отдельных владельцев отечественной «классики» появилась альтернатива ремням российского производства. Конечно, такая возможность была у немногих — во времена тотального дефицита приходилось довольствоваться менее надежной продукцией завода «Балаковрезинотехника». Сначала на двигатель устанавливались только ремни от BRT, но чуть позже на конвейеры Волжского завода стали поступать более прочные ремни от Gates, мирового лидера в этом сегменте рынка.

Это может быть интерено  Как определить износ цепи ГРМ на ВАЗ 2106 и заменить её своими руками

Сегодня в торговой сети можно найти ремень привода ГРМ ВАЗ 2105 не только отечественных, но и известных мировых производителей

Сегодня у владельца ВАЗ 2107 есть большой выбор запчастей, в том числе и для ременного привода ГРМ. При покупке имейте в виду, что на силовой агрегат ВАЗ 2105 подходят ремни ГРМ с каталожным номером 2105-1006040 (в другом написании 21051006040). Выше уже было сказано, что резиновые изделия производства Gates и Bosch считаются одними из лучших. Не менее качественная продукция таких гигантов мировой индустрии, как Contitech, Kraft, Hanse, GoodYear и Wego. Более дешевые предложения отечественного Luzar вызывают наибольшую критику, несмотря на то, что они не так широко представлены в торговой сети, как лидеры рынка.

От себя могу добавить, что владельцы «семерки» могут использовать обычные ремни ГРМ от автомобилей FORD. На двигатель «пятерки» подходят ремни от двигателей Pinto, Capri, Scorpio, Sierra и Taunus 1984 г.в и более поздних двигателей OHC. Обратите внимание, что до 1984 года 122-зубчатый ремень устанавливался исключительно на силовые агрегаты объемом 1800 см3 и 2000 см3. Ведущий элемент более слабых силовых агрегатов объемом 1,3 и 1,6 куб. См был короче и имел 119 зубьев.

Механизм натяжения

Для того, чтобы ремень ГРМ ВАЗ 2107 был постоянно натянут, используется простейшая (можно даже сказать примитивная), но в то же время крайне работоспособная и надежная конструкция. В его основе фигурная металлическая пластина (далее — рычаг натяжителя), на которую установлен гладкий ролик с запрессованным роликовым подшипником. Основание пластины имеет отверстие и паз для подвижного крепления рычага к блоку цилиндров. Давление на ремень осуществляется благодаря прочной стальной пружине, которая одним концом соединена с кронштейном вращающейся пластины, а другим жестко прикреплена к болту, ввернутому в блок цилиндров.

Натяжной ролик от ВАЗовской классики подходит и для более поздних, переднеприводных моделей ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 и их модификаций

В процессе эксплуатации изнашивается как поверхность, на которую каток соприкасается с резиновым ремнем, так и подшипник. Поэтому обязательно проверяйте состояние натяжителя при замене ремня ГРМ. Если ролик исправен, подшипник промывают, после чего наносят новую порцию смазки. При малейших подозрениях вращающийся элемент конструкции следует заменить. Кстати, некоторые водители предпочитают устанавливать новый ролик одновременно с заменой ремня, не дожидаясь выхода из строя подшипника. Надо сказать, что сегодня стоимость этой детали составляет от 400 до 600 рублей, так что их действия можно считать вполне уместными.

Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2107

Производитель заявляет о необходимости проведения регламентных работ по замене ремня ГРМ каждые 60 000 км. В то же время отзывы реальных владельцев «ременных» ВАЗ с классической конструкцией говорят о необходимости такой замены, иногда и сразу после 30 тысяч, аргументируя тем, что на поверхности ремня появляются трещины и разрывы. И надо сказать, подобные утверждения небезосновательны — все зависит от качества. Резинотехнические изделия российского производства не отличаются долговечностью, поэтому менять их рекомендуется гораздо раньше – через 40 тыс км. В противном случае риск застрять на дороге с работающим двигателем на холостом ходу значительно возрастает. Если говорить о продукции известных зарубежных брендов, то практика показала, что они легко высчитывают положенный срок, и даже после этого находятся в нормальном рабочем состоянии. И все же не стоит ждать, пока привод ГРМ выйдет из строя. Ремень следует немедленно заменить в следующих случаях:

  • при достижении установленного производителем порогового значения пробега (после 60000 км);
  • если при осмотре выявлены трещины, расслоение резины, надрывы и прочие дефекты;
  • при чрезмерном растяжении;
  • если проводился капитальный или крупный ремонт двигателя.
Это может быть интерено  Назначение, регулировка, ремонт и замена клапанов двигателя ВАЗ 2101 своими руками

Регламентные работы лучше всего проводить на подъёмнике или со смотровой ямы. Приступая к замене, необходимо подготовить:

  • ремень ГРМ хорошего качества;
  • ролик натяжителя;
  • отвёртка;
  • вороток;
  • набор рожковых ключей и головок (в частности, понадобятся инструменты на 10 мм, 13 мм, 17 мм и 30 мм).

Кроме этого, необходимо иметь щётку по металлу и ветошь, которыми можно будет очистить загрязнённые детали привода.

Как снять изношенный ремень

В первую очередь необходимо отсоединить и снять аккумуляторную батарею с автомобиля, а затем демонтировать ремень привода генератора. С помощью штекера «на 17», установленного на удлинителе, отверните гайку крепления электроблока и сдвиньте его в сторону блока цилиндров. После ослабления ремня он снимается со шкивов практически без усилий.

Фиксацию генератора в нужном положении обеспечивает кронштейн с длинным пазом и гайка под ключ «на 17»

Кожух для защиты трансмиссии газораспределительного механизма состоит из трех частей, поэтому демонтируется в несколько приемов. Сначала ключом «на 10» снимаем верхнюю часть крышки. Он удерживается на месте болтом в передней части крышки клапана. Средняя и нижняя части защитного короба крепятся к блоку цилиндров — их демонтаж также не требует больших усилий. Получив доступ к деталям ГРМ, можно приступать к замене изношенных деталей.

Чтобы снять старый ремень, ослабьте болт крепления рычага натяжителя торцевым ключом «на 13» — он находится с противоположной стороны от прорези в пластине. Кроме того, ключом на «30» необходимо повернуть шкив — это ослабит натяжение зубчатого ремня и позволит перемещать его вместе со шкивом, а затем полностью вынимать из моторного отсека. Во время замены старайтесь не сдвинуть с места вал привода вспомогательных агрегатов, иначе зажигание будет полностью разрегулировано.

Кожух привода ГРМ ВАЗ 2105 состоит из трёх отдельных частей. На фото представлена верхняя крышка, которая защищает от загрязнения шкив рспределительного вала

Из собственного опыта могу порекомендовать провернуть коленвал перед демонтажем старого ремня, чтобы механизм монтировался по меткам. Далее снимаем крышку распределителя (распределителя зажигания) и смотрим на какой цилиндр смотрит бегунок — на 1 или 4. Когда она будет собрана обратно, это значительно упростит запуск двигателя, так как не надо будет определить, в каком из этих цилиндров происходит такт сжатия топливной смеси.

Метки на коленчатом валу

Синхронное вращение обоих валов будет обеспечено только после их правильной установки. В качестве отправной точки конструкторы ДВС выбирают конец такта сжатия в первом цилиндре. При этом поршень должен находиться в так называемой верхней мертвой точке (ВМТ). На первых двигателях внутреннего сгорания этот момент определялся щупом, который опускали в камеру сгорания — он позволял тактильно ощущать положение поршня при проворачивании коленчатого вала. Сегодня поставить коленвал в правильное положение намного проще – производители ставят метку на шкиве и метки на чугунном блоке цилиндров.

Метку на шкиве коленчатого вала необходимо совместить с самой длинной отметиной на блоке цилиндров

При замене ремня проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока метка на шкиве не окажется напротив самой длинной линии на блоке цилиндров. Кстати, это касается не только двигателей ВАЗ 2105, но и любого другого силового агрегата ВАЗ «классика».

Установку установочных меток необходимо отделить от работ по регулировке угла опережения зажигания. В последнем случае коленчатый вал устанавливают так, чтобы поршень немного не доходил до ВМТ. Несколько градусов опережения необходимы для более раннего воспламенения, что позволяет вовремя воспламенить топливную смесь. Две другие метки на блоке цилиндров позволяют правильно определить этот момент. Совмещение метки на шкиве с самой короткой линией (она находится посередине) даст опережение в 5 градусов, а крайняя (средней длины) позволяет установить самое раннее зажигание — за 10 градусов до ВМТ.

Совмещение меток распределительного вала

Силовой агрегат ВАЗ 2105 с ременным приводом отличается от двигателей 2101, 2103 и 2106 тем, что метка на шестерне распредвала выполнена из тонкой риски, а не из точки, что можно увидеть на шестернях упомянутых двигатели. Взаимная черточка выполнена в виде тонкого прилива на алюминиевой крышке распределительного вала, рядом с отверстием для крепления защитного кожуха к ременной передаче. Чтобы установить метки напротив друг друга, проверните распределительный вал, удерживая зубчатый болт ключом или вращая рукой сам шкив.

Это может быть интерено  Замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107 своими руками

Риска на зубчатом колесе распределительного вала должна находиться точно напротив прилива на дюралюминиевой крышке

Разрезная шестерня распредвала

Во время работы резиновый ремень ГРМ необратимо растягивается. Чтобы компенсировать ослабление и избежать перескакивания на зубья шкива, производители рекомендуют подтягивать ремень не реже одного раза в 15 тысяч километров. Но изменение линейной характеристики одного из элементов привода имеет еще одно негативное последствие – вызывает угловое смещение распределительного вала, в результате чего смещаются фазы газораспределения.

При значительном удлинении можно настроить механизм по меткам, повернув верхний шкив одним зубом. В случае, если при замене ремня метки смещаются в другую сторону, можно воспользоваться разрезной шестерней (шкивом) на распредвале. Ступица может поворачиваться относительно венца, благодаря чему положение распределительного вала относительно коленчатого вала можно менять без ослабления ремня. При этом шаг калибровки может составлять десятые доли градуса.

Разрезная шестерня распредвала позволяет выполнить точную настройку фаз газораспределения без снятия ремня

Вы можете сделать разъемный шкив своими руками, но для этого нужно купить еще один такой же инструмент и воспользоваться помощью токарного станка. Более подробно процесс изготовления модернизированной детали вы можете посмотреть на видео ниже.

Видео: изготовление разрезной шестерни ГРМ ВАЗ 2105 своими руками

https://www.youtube.com/embed/GvX7T2A8fro

Регулировка натяжения

Совместите метки, аккуратно установите запасной ремень. После этого можно приступать к регулировке натяжения. И здесь производитель максимально упростил жизнь механикам. Достаточно провернуть коленчатый вал на несколько оборотов по часовой стрелке, чтобы стальная пружина автоматически создала нужное усилие натяжения. Перед окончательной фиксацией видео необходимо еще раз проверить совпадение меток. При их смещении процесс установки привода повторяется, и после успешного завершения проверки натяжитель зажимается ключом «на 13».

Фиксацию ролика в натянутом положении обеспечивает болт, на который указывает стрелка

Осталось только проверить, стоит ли ротор трамблера в положении 1 цилиндра и попробовать запустить двигатель. Если это не удалось, распределитель зажигания необходимо поднять, повернув вал так, чтобы ползун оказался напротив контакта 4 цилиндра.

Видео: особенности замены приводного ремня механизма газораспределения

https://www.youtube.com/embed/2DIFlAEV4vw

Как видите, поменять ремень на ВАЗ 2107 не очень сложно и под силу даже новичку. От правильного расположения меток и правильного натяжения ремня зависит мощность, надежность и экономичность автомобиля, поэтому в работе следует проявлять максимальное внимание и аккуратность. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что двигатель не подведет в дальней дороге, а машина всегда своим ходом вернется в родной гараж.

Оцените статью