Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Как определить износ цепи ГРМ на ВАЗ 2106 и заменить её своими руками

ГРМ

В двигателях классической жигулевской серии ВАЗ 2101–2107 привод газораспределительного механизма (ГРМ) осуществляется двухрядной цепью. Срок службы детали довольно большой и составляет не менее 100 тысяч километров. При появлении признаков критического износа целесообразно заменить весь цепной привод вместе с шестернями. Процедура трудоемкая, но несложная, опытный автомобилист без проблем справится с задачей.

Кратко о конструкции привода

Чтобы самостоятельно изменить схему и сопутствующие элементы, необходимо знать устройство этой части силового агрегата. Механизм, приводящий в движение распределительный вал двигателя ВАЗ 2106, включает в себя следующие детали:

  • на коленчатый вал насажена малая ведущая звёздочка;
  • большая промежуточная шестерня;
  • верхняя большая шестерёнка прикручена к торцу распределительного вала болтом;
  • двухрядная цепь ГРМ;
  • башмак натяжителя, подпираемый плунжерным штоком;
  • успокоитель — металлическая пластина с износостойкой накладкой;
  • палец — ограничитель биения цепи установлен рядом с нижней звёздочкой.

При вращении цепь удерживается с обеих сторон накладками успокоителя и натяжителя
В старых версиях «шестерки» устанавливался поршень механического натяжителя, где шток растягивается под действием пружины. Обновленная модификация автомобиля оснащена гидропоршневым устройством.

Во время работы двигателя цепь ГРМ должна находиться в натянутом состоянии, иначе будут возникать стуки, ускоренный износ и перескакивание звеньев по зубьям шестерен. Полукруглый башмак отвечает за натяжение и поддерживает деталь с левой стороны.

После звездочки распределительного вала (по ходу вращения) установлена ​​демпферная пластина, прижатая к цепной передаче. Чтобы элемент в результате сильного растяжения не соскочил с низшей шестерни, рядом установлен ограничитель – металлический стержень, ввернутый в блок цилиндров.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

В обновленных версиях «шестёрки» устанавливались автоматические натяжные устройства, работающие от давления масла

Приводной механизм расположен в передней части двигателя и закрыт алюминиевым кожухом, на котором установлен передний сальник коленчатого вала. Нижняя плоскость крышки находится рядом с масляным поддоном – эту особенность необходимо учитывать при разборке агрегата.

Назначение и характеристики цепи

Приводной механизм ГРМ мотора ВАЗ 2106 решает 3 задачи:

  1. Вращает распределительный вал, открывающий впускные и выпускные клапаны в головке цилиндров.
  2. Посредством промежуточной звёздочки приводит в действие масляный насос.
  3. Передаёт вращение валу распределителя зажигания — трамблёру.

Длина и количество звеньев основного элемента привода — цепи — зависит от типа силового агрегата. На «шестую» модель Жигулей производитель устанавливал 3 типа двигателей рабочим объемом 1,3, 1,5 и 1,6 литра. В двигателе ВАЗ 21063 (1,3 л) ход поршня равен 66 мм, на модификациях 21061 (1,5 л) и 2106 (1,6 л) — 80 мм.

Информацию о количестве звеньев многие производители указывают прямо на упаковке

Соответственно, на силовых агрегатах с разным рабочим объёмом используются цепи двух размеров:

  • двигатель 1,3 л (ВАЗ 21063) – 114 звеньев;
  • моторы 1,5—1,6 л (ВАЗ 21061, 2106) – 116 звеньев.

Как проверить длину цепочки при покупке без подсчета звеньев? Вытяните его на всю длину, поместите обе части близко друг к другу. Если оба конца выглядят одинаково, то это 116 шарнирная деталь для двигателей с большим ходом поршня (1,5-1,6 литра). На короткой цепи для ВАЗ 21063 крайнее звено будет поворачиваться на другой угол.

Если концы растянутой цепи выглядят одинаковыми, в ней насчитывается 116 секций

Признаки критического износа детали

Во время эксплуатации автомобиля цепной привод медленно растягивается. Деформации металлических соединений не происходит — причина явления кроется в износе шарниров каждого звена, образовании дыр и уступов. В пределах 1-2 вкладышей выход небольшой, но умножьте зазор на 116 и вы получите заметное удлинение элемента в целом.

Это может быть интерено  Проводим замену маслосъёмных колпачков, направляющих втулок и клапанов на ВАЗ 2107 — как сделать это правильно

Как определить неисправность и степень изношенности цепи:

  1. Первый симптом — посторонний шум, доносящийся из-под клапанной крышки. В особо запущенных случаях звук переходит в громкое тарахтение.
  2. Снимите клапанную крышку и убедитесь, что метки на звездочке распределительного вала и шкиве коленчатого вала совпадают с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается смещение на 10 мм и более, элемент явно растянут. Правильную работу механизма определяют по одновременному совпадению меток на шкиве коленвала и шестерне распредвала
    Правильная работа механизма определяется одновременным совпадением меток на шкиве коленчатого вала и звёздочке распредвала
  3. Натяните цепь, запустите двигатель и снова установите метки. Если деталь значительно вытянута, эти меры не дадут результата — выдвижения поршня недостаточно, чтобы компенсировать люфт.
  4. При снятой клапанной крышке проверьте техническое состояние стабилизатора. Иногда слишком растянутая цепная передача просто сорвет накладку или всю деталь. Металлические и пластиковые осколки попадают в масляный картер.

Однажды в процессе диагностики двигателя «шестерки» мне пришлось наблюдать такую ​​картину: вытянутая цепь не только сломала демпфер, но и сделала глубокую канавку в корпусе ГБЦ. Дефект частично затронул плоскость прилегания клапанной крышки, но трещин и течей моторного масла не образовалось.

При оборванном успокоителе цепь трется о край площадки ГБЦ и проделывает канавку

Цепь, растянутая на 1 см и более, может пропустить 1-4 звена по зубчатым колесам. Если элемент «перепрыгнул» через участок, нарушены фазы газораспределения – двигатель сильно вибрирует на всех режимах работы, значительно теряет мощность и часто останавливается. Явный симптом — выстрелы в карбюратор или выхлопную трубу. Попытки отрегулировать зажигание и отрегулировать подачу топлива бесполезны – «тряска» двигателя не прекращается.

При смещении цепи на 2-4 зуба силовой агрегат останавливается и больше не запустится. Худший сценарий – удар поршня о пластины клапанов из-за большого смещения фаз газораспределения. Последствия – демонтаж и дорогостоящий ремонт двигателя.

Видео: определение степени износа шестерён ГРМ

https://www.youtube.com/embed/sI5agO1gBok

Инструкция по замене

Для установки нового цепного привода необходимо приобрести набор запчастей и расходных материалов:

  • цепь двухрядная, подходящая конкретному типу двигателя;
  • 3 шестерёнки — две больших и одна малая (продаются комплектом);
  • башмак натяжного устройства;
  • пластина успокоителя;
  • прокладка передней крышки силового агрегата;
  • герметик силиконовый высокотемпературный.

Некоторые производители выпускают полные ремкомплекты, включающие все необходимые детали
Если при поиске неисправности вы обнаружите течи масла под шкивом коленчатого вала, вам следует купить новый сальник, встроенный в переднюю крышку. Деталь легко меняется в процессе разборки ГРМ.

Почему рекомендуется менять все детали привода, включая шестерёнки:

  • в течение продолжительного периода, пока цепь растягивалась, зубья звёздочек тоже успели износиться;
  • по этой же причине истёрлись накладки успокоителя и натяжителя;
  • операция по ремонту очень трудоёмкая, повторять её из-за каждого износившегося элемента привода нецелесообразно.

Зубья изношенных звёздочек буквально зализаны и позволяют цепи проскакивать

Инструмент и условия ведения работ

Из специнструмента нужен накидной ключ на 36 мм, чтобы открутить гайку (трещотку), удерживающую шкив коленчатого вала. Так как трещотка расположена в углублении, захватить ее открытым гаечным ключом гораздо сложнее.

Специальным ключом с длинной ручкой легко сорвать гайку храповика при откручивании

Остальной набор инструментов выглядит так:

  • комплект рожковых ключей и головок с трещоткой и воротком;
  • плоские отвёртки — обычная и усиленная;
  • монтажная лопатка;
  • пассатижи;
  • молоток;
  • ветошь, перчатки защитные.

Замена цепного привода ГРМ выполняется с помощью обычного гаражного инструмента

Практичнее всего менять цепь ГРМ в смотровой траншее в гараже. В крайнем случае подойдёт открытая площадка, но тогда придётся лечь на землю под машину, чтобы разобрать узел.

Это может быть интерено  Как заменить прокладку головки блока цилиндров на ВАЗ 2107 своими руками

Предварительная разборка

Цель подготовительного этапа — обеспечить удобный доступ к передней крышке силового агрегата и приводу ГРМ. Что необходимо сделать:

  1. Установите авто на смотровую яму и включите ручной тормоз. Для удобства разборки дайте двигателю остыть до температуры 40—50 °С.
  2. Спускаемся в кювет и снимаем защиту поддона. Сразу откручиваем 3 передних болта, соединяющих поддон с торцевой крышкой, ослабляем гайку на нижнем кронштейне генератора. Чтобы ослабить ремень, открутите нижний кронштейн на генераторе
    Для ослабления ремня нужно открутить нижнее крепление генератора
  3. Откройте капот и снимите корпус воздушного фильтра, прикрепленный к карбюратору. Коробка воздушного фильтра блокирует доступ к гайкам клапанной крышки
    Корпус воздушного фильтра перекрывает доступ к гайкам крепления клапанной крышки
  4. Отсоедините трубки, идущие над клапанной крышкой. Отсоединяем тросик стартера (у нормальных людей — всасывающий) и дроссельные тяги. Давление от педали газа приложено к клапанной крышке, поэтому ее необходимо демонтировать
    Тяга от педали газа закреплена на крышке клапанов, поэтому её нужно демонтировать
  5. Демонтируйте крышку клапанов, вывернув болты крепления под ключ 10 мм.Крышка клапанов снимается после откручивания 8 гаек М6
    Крышка клапанов снимается после откручивания 8 гаек М6
  6. Отключите разъем электрического вентилятора охлаждения.
  7. Открутить и открутить 3 болта, которые прижимают электровентилятор к основному радиатору, вытащить блок из отверстия. Вентилятор охлаждения крепится к радиатору тремя болтами на 10 каждый
    Вентилятор охлаждения крепится к радиатору тремя болтами на 10
  8. Открутите гайку на кронштейне крепления генератора с помощью гаечного ключа. С помощью монтировки сдвиньте корпус к двигателю, ослабьте и снимите приводной ремень. Для ослабления ремня корпус генератора подводят к блоку цилиндров
    Для ослабления ремня корпус генератора подается в сторону блока цилиндров

В дополнение к перечисленным деталям вы можете снять другие элементы, такие как аккумулятор и главный радиатор. Эти действия необязательны, но помогут увеличить доступ к цепочному механизму.

На этом этапе рекомендуется максимально очистить переднюю часть двигателя от грязи и масляных отложений. При снятии крышки ГРМ в масляном картере откроется небольшое отверстие, куда могут попасть посторонние частицы.

Разборка инжекторной «шестерки» производится аналогично, только вместе с корпусом воздушного фильтра необходимо разобрать гофрированную трубу, ведущую к газу, патрубки вентиляции картерных газов и адсорбер.

Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/7suI7exyBzg

Снятие и установка новой цепи

Если вы впервые разбираете цепной привод распределительного вала, строго придерживайтесь последовательности ведения работ:

  1. Открутите храповую гайку ключом на 36 мм. Для ослабления зафиксируйте шкив подходящим способом – монтажным шпателем, мощной отверткой или торцевым ключом. Стопорную гайку удобнее откручивать от смотровой траншеи
    Гайку храповика удобнее откручивать из смотровой канавы
  2. Снимите шкив с коленвала, поддевая с разных сторон плоской отвёрткой.Плотно сидящий шкив легко соскакивает, если поддеть край монтировкой
    Плотно сидящий шкив легко соскакивает, если поддеть край монтировкой
  3. Открутите 9 болтов крепления передней крышки ключом на 10 мм. С помощью отвертки отсоедините ее от монтажного фланца и отложите в сторону. Передняя крышка удерживается шестью болтами и тремя гаечными ключами на 10 мм
    Передняя крышка держится на шести болтах и трёх гайках под ключ 10 мм
  4. Отверните края стопорных шайб на болтах, крепящих две большие шестерни. Захватите лыски на конце коленчатого вала гаечным ключом и, не допуская вращения механизма, ослабьте эти болты другим ключом на 17 мм
    Стопорные пластины на болтах шестерёнок разгибаются с помощью отвёртки и молотка
  5. Совместите метку на верхней шестерёнке с выступом на постели распредвала.Перед снятием всех звёздочек нужно выставить механизм по меткам
    Перед снятием всех звёздочек нужно выставить механизм по меткам
  6. Демонтируйте демпфер и поршень натяжителя, открутив 2 крепежных винта ключом на 10 мм. Демпфер крепится двумя болтами М6, головки которых расположены снаружи головки блока цилиндров
    Успокоитель прикручен двумя болтами М6, чьи головки находятся снаружи ГБЦ
  7. Наконец, откручиваем болты и снимаем обе звездочки, аккуратно опускаем цепь. Когда все метки выставлены и цепь ослаблена, можно окончательно открутить болты и снять шестерни
    Когда все метки выставлены и цепь ослаблена, можно окончательно вывернуть болты и снять шестерни
  8. Открутите стопор, снимите цепь и малую нижнюю шестерню, не потеряв шпонки. Открутите башмак натяжителя. Если метки совмещены правильно, ключ шестеренки будет сверху и не потеряется
    Если метки правильно совмещены, то шпонка звёздочки окажется сверху и не потеряется
Это может быть интерено  Цепной привод ГРМ ВАЗ 2101: неисправности, ремонт, регулировка

В процессе разборки можно столкнуться с ситуацией, когда перетянутая цепь повредила или сломала демпфер, а в картер попал мусор. В идеале их необходимо удалить, разобрав поддон. Но так как масляный насос оснащен сеткой, а в картере всегда скапливается мусор, то проблема не критична. Вероятность того, что остатки детали будут мешать забору масла, практически нулевая.

Когда менял цепь на отцовской «шестерке», умудрился выронить кусок пластикового демпфера, упавший в картер. Попытки извлечь через узкое отверстие не увенчались успехом, осколок остался в поддоне. Итог: после ремонта отец проехал более 20 тыс км и поменял масло, пластик в картере по сей день.

Установка новых запчастей и сборка выполняется в следующем порядке:

  1. Вычистите прилегающие поверхности крышки и блока цилиндров, прикрыв картер ветошью.
  2. Опустите новую цепь в отверстие на головке блока цилиндров и закрепите ее монтировкой, чтобы она не упала. Чтобы цепь не упала в отверстие, закрепите ее любым инструментом
    Чтобы цепь не падала в проём, зафиксируйте её любым инструментом
  3. Поскольку перед снятием цепи вы совместили все метки, шпоночный паз на коленчатом валу должен совпасть с меткой на стенке блока. Аккуратно установите малую звездочку и наденьте цепь. Перед установкой цепной передачи проверьте положение меток
    Проверьте положение меток перед установкой цепного привода
  4. Поставьте новый успокоитель, штырь ограничителя и башмак натяжителя. Закрепите болтами промежуточную и верхнюю шестерню, накинув цепь.
  5. Установите поршень и затяните цепной привод с помощью пружинного механизма. Проверьте положение всех меток. При откручивании внешнего болта срабатывает поршневой механизм и натягивает цепь
    При откручивании наружного болта срабатывает плунжерный механизм, натягивающий цепь
  6. Нанесите на фланец блока цилиндров герметик и прикрутите крышку с прокладкой.

Дальнейшая сборка осуществляется в обратном порядке. После того, как вы прикрепите шкив, рекомендуется еще раз убедиться, что метки находятся в правильном положении. Выемка на стороне шкива должна находиться на противоположной стороне длинной полосы на передней крышке.

Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07

https://www.youtube.com/embed/vS9M1hStIpk

Можно ли укорачивать растянутую цепь

Теоретически такая операция вполне возможна — достаточно выбить шплинт одного или нескольких звеньев и снова соединить цепь. Почему такой ремонт практикуется очень редко:

  1. Сложно оценить степень удлинения элемента и количество убираемых звеньев.
  2. Существует высокая вероятность, что после операции метки перестанут совмещаться на 5—10 мм.
  3. Изношенная цепь однозначно продолжит растягиваться и вскоре опять начнёт тарахтеть.
  4. Истёртые зубья шестерён позволят звеньям легко перескакивать, когда цепь снова вытянется.

Важную роль играет экономическая целесообразность. Комплект запасных частей не настолько дорог, чтобы пытаться отремонтировать деталь, укоротив ее, стоит время и усилия.

Замена цепного привода ГРМ у опытного мастера займет примерно 2-3 часа. Обычному водителю потребуется в два раза больше времени без учета непредвиденных происшествий. Выделите часть дня на ремонт и выполняйте работу не торопясь. Не забудьте перед запуском двигателя совместить метки и убедиться, что механизм установлен правильно.

Оцените статью