Простое устройство ВАЗ 2107 позволяет водителям самостоятельно обслуживать и ремонтировать свой автомобиль. Однако могут возникнуть проблемы с некоторыми узлами. Например, с генераторной установкой, так как не все автомобилисты обладают правильными знаниями по работе с электроприборами.
- Генератор ВАЗ 2107: назначение и основные функции
- Технические характеристики генератора Г-221А
- Таблица: сравнение характеристик разных модификаций генераторов для ВАЗ 2107
- Какие генераторы можно установить на «семёрку»
- Видео: принцип работы генератора
- Схема подключения Г-221А
- Устройство генератора ВАЗ 2107
- Ротор
- Статор
- Выпрямитель
- Регулятор напряжения
- Шкив
- Неисправности генератора
- Загорелась контрольная лампа зарядки на панели приборов
- На аккумулятор не идёт зарядка
- Аккумулятор выкипает
- При езде раздаётся шум и скрежет из генератора
- Проверка генератора
- Порядок работы
- Видео: процедура проверки генератора с лампочкой
- Ремонт генератора на ВАЗ 2107
- Снимаем генератор с машины
- Видео: демонтаж генератора
- Разбираем устройство
- Видео: разборка генератора
- Ремонт своими руками
- Видео: ремонт генератора ВАЗ 2107
- Ремень генераторной установки на ВАЗ 2107
- Как натянуть ремень на генератор
- Видео: как натянуть ремень генератора
Генератор ВАЗ 2107: назначение и основные функции
Как и на всех других автомобилях, генератор на «семерке» подключен к аккумулятору. То есть это два источника питания в автомобиле, каждый из которых используется в своих режимах. И если основной задачей аккумулятора является поддержание работоспособности электронных устройств в период, когда двигатель выключен, то генератор, наоборот, вырабатывает электроэнергию только при работающем двигателе.
Основной задачей генераторной установки является выработка электроэнергии за счет подпитки аккумуляторной батареи. То есть во многом (если не во всем) производительность машины зависит от того, насколько хорошо работают генератор и аккумулятор.
Генераторные установки на ВАЗ 2107 выпускают с 1982 года. Их заводская маркировка — Г-221А.
Технические характеристики генератора Г-221А
На ВАЗ 2107 устанавливались два типа генераторов (карбюраторный и инжекторный), каждый из которых имел свою заводскую маркировку: 372.3701 или 9412.3701. Поэтому характеристики работы устройств могут различаться, так как инжекторные модели используют больший ток, соответственно и мощность генератора должна быть выше.
Все генераторы ВАЗ 2107 обладают одной и той же величиной номинального напряжения — 14 В.
Таблица: сравнение характеристик разных модификаций генераторов для ВАЗ 2107
Наименование генератора | Максимальная сила тока отдачи, А | Мощность, Вт | Масса, кг |
ВАЗ 2107 карбюратор | 55 | 770 | 4,4 |
ВАЗ 2107 инжектор | 80 | 1120 | 4,9 |
Какие генераторы можно установить на «семёрку»
Конструкция ВАЗ 2107 позволяет устанавливать не только генератор Г-221А. Поэтому при необходимости водитель может поставить более мощное устройство, но в этом случае придется внести некоторые изменения в электрическую схему автомобиля. Возникает вопрос: с чем связано желание автолюбителя поменять «родной» генератор?
Г-221А был оптимальным агрегатом для оснащения автомобилей на момент начала серийного производства. Однако с 1980-х годов прошло много времени, и сегодня практически каждый водитель пользуется современными электронными устройствами:
- акустической системой;
- навигаторами;
- дополнительными приборами освещения (тюнинг) и т. п.Больше всего электричества потребляют внештатные световые приборы
Больше всего электричества потребляют внештатные световые приборы
Соответственно, генератор Г-221А не справляется с высокими нагрузками, в силу чего водители и начинают искать более мощные установки.
На «семёрку» можно установить как минимум три более мощных устройства:
- Г-222 (генератор от «Лады Нивы»);
- Г-2108 (генератор от «восьмёрки»);
- Г-2107–3701010 (инжекторная модель для карбюраторной машины).
Важно, что последние две модели не требуют изменения конструкции как корпуса генератора, так и его креплений. При установке генератора от Нивы необходимо произвести некоторую обработку.
Видео: принцип работы генератора
https://www.youtube.com/embed/fkan4uajpTw
Схема подключения Г-221А
Как электронное устройство, генератор должен использоваться правильно. Поэтому расположение соединения не должно вызывать неоднозначного толкования. Следует отметить, что водители «семерок» обычно легко могут сами подключить все клеммы генератора, так как схема доступна и понятна каждому.
Многие автовладельцы задаются вопросом, куда какой провод подключать, когда меняют генератор. Дело в том, что у устройства несколько разъемов и проводов, и при его замене можно легко забыть, какой провод куда идет:
- оранжевый не пригодится для подключения, его можно оставить как есть либо соединить с серым напрямую для автозапуска авто;
- серый толстый провод идёт на щётки от реле-регулятора;
- серый тонкий провод подключается к реле;
- жёлтый — координатор контрольной лампочки на панели управления.
При самостоятельной работе с Г-221А лучше подписывать назначение проводов, чтобы потом не соединить их ошибочно.
Устройство генератора ВАЗ 2107
False
Ротор
Ротор Г-221А состоит из вала с рифленой поверхностью, на который напрессованы стальная втулка и стержни. Втулка и клювовидные полюса вместе образуют так называемый сердечник электромагнита. Сердечник генерирует электромагнитное поле только во время вращения вала ротора.
Внутри ротора располагается также и обмотка возбуждения. Она помещается между полюсами.
Подвижный элемент ротора — гофрированный вал — вращается благодаря двум шарикоподшипникам. Задний подшипник установлен непосредственно на валу, а передний подшипник крепится к крышке генератора.
Статор
Статор собран из специальных пластин толщиной 1 мм. Пластины изготовлены из электротехнической стали. Именно в пазах на статоре расположена трехфазная обмотка. Катушки обмотки (всего их шесть) выполнены из медной проволоки. По сути, электромагнитное поле, исходящее от сердечника ротора, преобразуется катушками в чистое электричество.
Выпрямитель
Генератор в описанной комплектации выдает только переменный ток, чего явно недостаточно для бесперебойной работы автомобиля. Поэтому в корпусе Г-221А стоит выпрямитель (или диодный мост), основной задачей которого является преобразование переменного тока в постоянный.
Диодный мост имеет форму подковы (за что получил соответствующее прозвище среди автомобилистов) и состоит из шести кремниевых диодов. На пластине три диода имеют положительный заряд и три — отрицательный. В центре выпрямителя установлен контактный болт.
Регулятор напряжения
Регулятор напряжения на ВАЗ 2107 выполнен вместе с щеткодержателем. Блок представляет собой неразборный узел и крепится к задней крышке генератора. Регулятор предназначен для поддержания номинального напряжения в сети во всех режимах работы двигателя.
Шкив
Шкив не всегда считается составной частью генератора, так как он монтируется отдельно на уже собранный корпус. Основной задачей шкива является передача механической энергии. В составе генератора он соединен ременной передачей со шкивами коленчатого вала и помпы. Поэтому все три агрегата работают неразрывно друг с другом.
Неисправности генератора
К сожалению, пока не изобретено таких механизмов, которые бы не выходили из строя под воздействием времени и постоянных нагрузок. Генератор ВАЗ 2107 рассчитан на долгие годы эксплуатации, но в ряде случаев этому мешают мелкие поломки и неисправности комплектующих.
Выявить неисправности в работе генератора можно и без помощи специалистов СТО: нужно лишь внимательно следить за всеми изменениями, происходящими с автомобилем во время движения.
Загорелась контрольная лампа зарядки на панели приборов
В салоне ВАЗ 2107 на приборной панели есть выход от нескольких сигнальных блоков. Одним из них является световой индикатор заряда аккумулятора. Если он вдруг загорится красным, значит, в аккумуляторе недостаточно заряда, проблемы с генератором. Но не всегда сигнализатор указывает на проблемы с самим генератором, чаще всего лампа работает по другим причинам:
- проскальзывание ремённого привода генератора — потребуется остановить машину и откорректировать степень натяжения ремня;
- повреждение реле контрольной лампы, поэтому оно работает некорректно — рекомендуется «прозвонить» реле в монтажном блоке и при необходимости заменить его;
- обрыв контактов в обмотке возбуждения – более серьезное повреждение, требующее снятия генератора с автомобиля, его разборки и поиска обрыва;
- сильный износ щёток в щёткодержателе — потребуется их замена, которая выполняется довольно просто;
- Короткое замыкание в выпрямителе (скорее всего перегорел один из кремниевых диодов) — рекомендуется разобрать генератор, прозвонить диоды и заменить вышедший из строя элемент.
На аккумулятор не идёт зарядка
Водители ВАЗ 2107 часто сталкиваются с такой проблемой: генератор вроде бы работает исправно, но питания на аккумулятор нет. Проблема может заключаться в следующих ошибках:
- растянулся ремень генератора — необходимо проверить степень его натяжения или же заменить на новый;
- ослабление крепления наконечников проводов — достаточно просто подтянуть все крепёжные соединения и тщательно зачистить контакты и разъёмы;
- неисправность самого аккумулятора;
- повреждения в проводке — рекомендуется прозвонить все провода между АКБ и генератором и заменить повреждённые участки.
Аккумулятор выкипает
Кипение аккумулятора является признаком того, что срок службы аккумулятора невелик. После этого аккумулятор не сможет полноценно функционировать, поэтому в скором времени потребуется его замена. Однако, чтобы замена не привела к таким же печальным последствиям, необходимо найти причину переваривания, которой могут быть:
- загрязнении контакта между «массой» и корпусом регулятора генератора — необходима зачистка контакта;
- повреждениях в самой плате регулятора напряжения — рекомендуется замена платы;
- браке аккумулятора — если АКБ стала выкипать сразу же после замены.
При езде раздаётся шум и скрежет из генератора
Ротор генератора вращается, поэтому при работе он должен издавать шум. Но если эти звуки становятся все более громкими и неестественными, следует разобраться с причиной их возникновения:
- ослабление гайки на шкиве — нужно подтянуть гайку и проверить степень натяжения ремня;
- износ подшипников – в этом случае водитель может слышать громкий скрежет и даже вой во время движения, необходимо выпрессовать старые подшипники с оси и установить новые;
- замыкание в обмотке — необходима замена статора полностью;
- скрип щёток — рекомендуется зачистка щёток от налипшей грязи.
Проверка генератора
Проблем с генераторной установкой можно избежать, периодически диагностируя состояние этого блока. Проверка работоспособности генератора дает водителю уверенность в том, что он работает исправно и нет причин для беспокойства.
Не проверяйте генератор, отключая его от аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Это полно скачков напряжения в сети и коротких замыканий. Проще всего обратиться к специалистам на АЗС для проверки работоспособности генератора на стенде. Впрочем, убежденные «семерочники» давно приспособились проверять Г-221А самостоятельно с помощью мультиметра.
Для диагностики вам понадобится мультиметр любого типа — цифровой или индикаторный. Единственное условие: прибор должен корректно работать в режиме измерения как переменного, так и постоянного тока.
Порядок работы
Для диагностики исправности генератора требуется два человека. Один из них должен находиться в салоне и по сигналу запускать двигатель, другой должен непосредственно следить за показаниями мультиметра в разных режимах. Порядок работы будет следующим.
- Перевести прибор в режим постоянного тока.
- При выключенном двигателе подключите мультиметр сначала к одной клемме аккумулятора, затем к другой. Напряжение в сети не должно быть меньше 11,9 и больше 12,6 В.
- После первичного замера завести мотор.
- При запуске двигателя счетчик должен внимательно следить за показаниями прибора. Если напряжение резко упало и не поднимается до рабочего состояния, это говорит о выработке ресурса генератора. Если, наоборот, показатель напряжения выше нормы, аккумулятор скоро выкипит. Лучше всего, чтобы при запуске двигателя напряжение немного падало и сразу восстанавливалось. Если напряжение, измеренное при работающем двигателе, находится в пределах от 11,9 до 12,6 В, то генератор в порядке
Если измеренное при работающем двигателе напряжение находится между 11.9 и 12.6 В, то генератор в порядке
Видео: процедура проверки генератора с лампочкой
https://www.youtube.com/embed/ORfOZLVG6yI
Ремонт генератора на ВАЗ 2107
Возможен ремонт генератора без посторонней помощи. Прибор легко разбирается на запчасти, поэтому заменить старые детали можно даже не имея подходящего опыта работы. Однако следует учитывать, что генератор – это в первую очередь электрический прибор, поэтому ни в коем случае нельзя ошибаться при сборке.
Стандартная процедура ремонта генератора на ВАЗ 2107 укладывается в следующую схему.
- Демонтаж устройства с автомобиля.
- Разборка генератора (одновременно проводится и дефектовка).
- Замена износившихся деталей.
- Сборка конструкции.
- Монтаж на автомобиль.Генератор располагается в подкапотной части с правой стороны от мотора
Генератор располагается в подкапотной части с правой стороны от мотора
Снимаем генератор с машины
Демонтажные работы занимают порядка 20 минут и требуют минимального набора инструментов:
- рожковый ключ на 10;
- рожковый ключ на 17;
- рожковый ключ на 19;
- монтажная лопатка или монтировка.
Снимать генератор с автомобиля лучше всего при холодном двигателе, так как во время работы агрегат сильно нагревается. Кроме того, необходимо заранее поддомкратить автомобиль и снять переднее правое колесо, чтобы было удобно работать с креплениями кузова и генератора.
- Демонтировать колесо, убедиться, что машина надёжно стоит на домкрате.
- Найти корпус генератора и планку его крепления.
- Ключом ослабить нижнюю гайку фиксации, но не выкручивать её до конца.Нижнюю гайку нужно ослабить, но не откручивать её до конца
Нижнюю гайку нужно ослабить, но не откручивать её до конца - Выкрутить гайку на планке, также оставив её на шпильке.
- Немного сдвинуть корпус генератора в сторону мотора.
- В этот момент ремень генератора ослабнет, и его можно будет снять со шкивов. После ослабления всех гаек крепления корпус генератора можно перемещать, а приводной ремень снимать со шкива
После ослабления всех крепёжных гаек корпус генератора можно сдвинуть и снять приводной ремень со шкива - Отсоединить всю проводку от генератора.
- Выкрутить ослабленные гайки.
- Потяните корпус генератора на себя, снимите его со шпилек. Снятие генератора происходит в не очень комфортных условиях: водителю приходится работать полулежа
Снятие генератора проходит в не очень комфортных условиях: водителю приходится работать полулёжа
Сразу после демонтажа рекомендуется протереть места крепления генератора и корпуса, так как в процессе эксплуатации поверхности могут сильно загрязниться.
Видео: демонтаж генератора
https://www.youtube.com/embed/FYNwA3je1zY
Разбираем устройство
Чтобы отремонтировать генератор, необходимо его разобрать. Во время работы потребуются:
- рожковый ключ на 19;
- накидной ключ на 19;
- трещотка (можно добавить удлинитель);
- головка на 8;
- головка на 10;
- небольшой молоток.
Если разборка производится впервые, рекомендуется подписать, какая деталь из какого механизма была снята. Так при сборке будет больше уверенности, что все сделано правильно. Генератор содержит множество различных гаек, болтов и шайб, которые, несмотря на внешнее сходство, имеют разные свойства, поэтому большое значение имеет то, где какой элемент вы устанавливаете.
Разборка генератора Г-221А проводится в соответствии со следующим алгоритмом.
- Выкрутить четыре гайки с задней крышки генератора, снять крышку.
- Снять шкив, выкрутив фиксирующую гайку.Для того чтобы снять шкив, необходимо открутить фиксирующую гайку и снять стопорную шайбу
Для того чтобы снять шкив, необходимо открутить фиксирующую гайку и снять стопорную шайбу - После демонтажа шкива корпус разделить на две части: одна часть выходит из другой. В одной руке должен остаться ротор, в другой — статор.
- С вала ротора вытащить шкив. Если шкив выходит туго, можно аккуратно постучать по нему молотком.
- Из корпуса ротора вытащить вал с подшипниками.
- Выпрессовать подшипники.Подшипники удобнее всего демонтировать с помощью специального съёмника
Подшипники удобнее всего демонтировать с помощью специального съёмника - Статор разобрать на запчасти, стараясь не задеть обмотку.
В процессе разборки сразу же можно выявить основные неисправности тех или иных узлов. Соответственно, замене подлежат все те детали, которые:
- покрыты сильным нагаром;
- изношены;
- имеют зазубрины, трещины и деформации на поверхности.
Видео: разборка генератора
https://www.youtube.com/embed/1HMTqXjw3SY
Ремонт своими руками
Процедура ремонта генератора заключается в замене деталей, не прошедших дефектовку. Заменить подшипники, диоды, обмотки и другие компоненты несложно: старая деталь снимается, на ее место устанавливается новая.
Запчасти для ремонта генератора ВАЗ 2107 можно купить практически в любом автомагазине.
Перед началом ремонта необходимо рассчитать, сколько потребуется закупка комплектующих. Не исключено, что ремонт старого генератора будет нецелесообразен, так как запчасти фактически будут стоить стоимость нового генератора.
Видео: ремонт генератора ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/IqA58JGW4Ew
Ремень генераторной установки на ВАЗ 2107
ВАЗ 2107 выпускался с 1982 по 2012 год. Изначально модель оснащалась гладким приводным ремнем (старый образец). Со временем «семерка» неоднократно модифицировалась, а в конце 1990-х генератор стал работать с новым типом ремня с зубьями.
Наибольшей популярностью среди автовладельцев пользуются резинотехнические изделия немецкой компании Bosch. Эти ремни прекрасно вписываются в работу отечественного автомобиля и служат весь срок, указанный производителем.
Конструкторские номера и размеры ремней указываются в эксплуатационной книжке на автомобиль:
- 2101–1308020 (гладкая поверхность), размеры — 10,0х8,0х944,0 мм;
- 2107–1308020 (зубчатая поверхность), размеры — 10,7х8,0х944,0 мм.
Как натянуть ремень на генератор
Работа генератора, как и водяного насоса, зависит в первую очередь от правильного натяжения ремня на шкиве. Поэтому нельзя пренебрегать существующими правилами. Ремень устанавливается и натягивается в следующем порядке.
- Установить собранный генератор на место, слегка закрутив фиксирующие гайки.
- Взять монтировку и зафиксировать ею зазор между корпусом генератора и помпы.
- Надеть на шкив ремень.
- Не ослабляя давления монтировки, натягивать ремень на шкив.
- Закрутить верхнюю гайку крепления генератора до упора.
- Проверить степень натяжения ремня — резина не должна провисать, но и нельзя допустить сильной натяжки.
- Затяните нижнюю гайку крепления генератора. Правильно натянутый приводной ремень должен слегка прогибаться при нажатии, но не быть слишком свободным
Хорошо натянутый приводной ремень должен давать небольшой прогиб при нажатии, но не быть чрезмерно ослабленным
Видео: как натянуть ремень генератора
https://www.youtube.com/embed/ecmXZEryQAo
Натяжение регулируется двумя пальцами. Нужно надавить на свободную часть ремня и измерить прогиб. Оптимальный прогиб – 1–1,5 сантиметра.
Таким образом, можно сказать, что самостоятельное обслуживание генератора на ВАЗ 2107 вполне возможно и не относится к разряду невыполнимых задач. Важно соблюдать рекомендации и алгоритмы той или иной работы, чтобы качественно провести ремонт или диагностику. Но если у вас есть сомнения в своих навыках и способностях, вы всегда можете обратиться за помощью к профессионалам.