Современный автомобиль буквально напичкан сложной электроникой, починить которую не так-то просто. Именно по этой причине автовладельцы при малейших проблемах с электроприборами на борту не обольщаются, а сразу обращаются в ближайший автосервис. Однако из этого правила есть исключения. Например, если на ВАЗ 2107 сгорел диодный мост, вполне можно воздержаться от посещения автосервиса и поменять сгоревший прибор своими руками. Давайте узнаем, как это делается.
- Основная функция диодного моста на ВАЗ 2107
- Признаки и причины поломки диодного моста
- Как прозвонить диодный мост на ВАЗ 2107
- Проверяем диодный мост обычной лампочкой
- Проверяем диодный мост на обрыв
- Проверяем диодный мост бытовым мультиметром
- Процесс замены диодного моста на ВАЗ 2107
- Последовательность действий
- Видео: меняем диодный мост на ВАЗ 2107
- Об установке дополнительного диода
Основная функция диодного моста на ВАЗ 2107
Диодный мост является неотъемлемой частью генератора ВАЗ 2107. Генератор автомобиля вырабатывает переменный ток. А основная задача диодного моста — преобразование переменного тока генератора в постоянный ток бортовой сети с последующей зарядкой аккумулятора. Поэтому автолюбители обычно называют диодный мост выпрямительным устройством. Особенностью этого блока является то, что он пропускает только постоянный ток к аккумулятору. Ток, проходящий через диодный мост, в дальнейшем используется для обеспечения работы отопителя, ближнего и дальнего света, габаритных огней, аудиосистемы и так далее
Зарядное напряжение в автомобиле ВАЗ 2107 варьируется от 13,5 до 14,5 вольт. Для обеспечения необходимого напряжения в диодных мостах этого автомобиля чаще всего используются диоды марки 2Д219Б.
А внутри генератора ВАЗ 2107 стоит диодный мост. И чтобы добраться до моста, автовладелец должен сначала снять и разобрать генератор. Других вариантов нет.
Признаки и причины поломки диодного моста
Как было сказано выше, генератор, оснащенный диодным мостом, является важнейшей частью автомобиля. Если генератор по какой-либо причине выйдет из строя, аккумулятор перестанет заряжаться. И это единственный признак неисправности диодного моста. Без подзарядки аккумулятор проработает несколько часов, после чего автомобиль будет полностью обездвижен. Диодный мост выходит из строя, когда в нем перегорает один или несколько диодов. Вот причины, по которым это происходит:
- В динамо попала влага. Чаще всего это конденсат, образующийся на внутренних поверхностях генератора в осенне-весенний период, когда относительно теплая погода сменяется морозом; Сгорел диодный мост из-за попадания влаги в генератор ВАЗ 2107
Диодный мост сгорел из-за попадания влаги в генератор ВАЗ 2107 - Диод просто выработал свой ресурс. Как и все другие детали, диод имеет свой срок службы. Производитель диодов 2Д219Б заявляет, что срок службы их продукции составляет около 10 лет, но по истечении этого срока автовладельцу никто ничего не гарантирует;
- Сгорел диод по халатности автовладельца. Обычно это происходит, когда начинающий автолюбитель пытается «зажечь» свою машину от другого автомобиля и при этом путает клеммы аккумулятора. После такой поломки сгорает и весь диодный мост и часть генератора.
Как прозвонить диодный мост на ВАЗ 2107
Чтобы узнать, работает ли диодный мост, автовладельцу не нужно обладать какими-то особыми навыками. Все, что ему нужно, это базовые знания электротехники и пара устройств:
- бытовой мультиметр;
- лампочка накаливания на 12 вольт.
Проверяем диодный мост обычной лампочкой
Перед началом проверки следует убедиться, что аккумулятор заряжен. Желательно, чтобы уровень заряда аккумуляторной батареи был максимальным.
- Основание диодного моста (то есть тонкая пластина, в которую вкручиваются диоды) соединяется с отрицательным полюсом батареи. Сама пластина должна быть прочно прикреплена к корпусу генератора.
- К лампочке подключены два провода. Затем один из них следует подключить к плюсовой клемме аккумулятора, а другой провод подключить сначала к выводу, предусмотренному для дополнительного диода, а затем этот же провод прикоснуться к болту плюсового вывода диода и к месту соединения обмотки статора. Красным цветом показана схема проверки моста с лампочкой, зеленым — проверка обрыва цепи, о которой речь ниже
Красным цветом показана схема проверки моста лампочкой, зелёным — схема проверки на обрыв, о которой говорится ниже - Если диодный мост работает, лампа накаливания не загорится после установки схемы выше. А при подключении провода к разным точкам моста лампочка тоже не должна загореться. Если индикатор загорается в любой момент проверки, диодный мост неисправен и подлежит замене.
Проверяем диодный мост на обрыв
Этот способ проверки похож на тот, что изложен выше, за исключением двух нюансов.
- Отрицательный контакт лампочки подключается к плюсовой клемме аккумулятора.
- Другой провод лампы подключается к отрицательному полюсу аккумулятора. Затем проверьте те же пункты, что указаны выше, но при этом контрольная лампа должна гореть. Если свет не горит (или горит, но очень тускло) — в мосту обрыв.
Проверяем диодный мост бытовым мультиметром
Прежде чем проверять диодный мост таким способом, его необходимо полностью снять с генератора. Других вариантов нет. При таком способе управления каждый диод нужно прозванивать отдельно.
- Мультиметр переключается на звонок. В этом режиме при соприкосновении электродов мультиметр начинает издавать звуковые сигналы (а если конструкция мультиметра не подает звуковых сигналов, то на дисплее в режиме прозвонки должно отображаться сопротивление 1 кОм). В режиме звонка на дисплее мультиметра отображается одно
В режиме прозвона на дисплее мультиметра отображается единица - Электроды мультиметра подключаются к двум контактам первого диода моста. Затем электроды заменяются и снова подключаются к диоду. Диод работает при сопротивлении на экране 400-700 Ом при первом подключении, а при втором подключении стремится к бесконечности. Если и при первом, и при втором подключении электродов сопротивление на дисплее мультиметра стремится к бесконечности — диод перегорел.Мультиметр показывает сопротивление 591 Ом. Диод в норме
Мультиметр показывает сопротивление в 591 Ом. Диод исправен
Тут следует отметить, что когда сегодня обнаруживают сгоревшие диоды, никто не морочит голову их заменой. Мост со сгоревшим диодом просто выбрасывается. Почему? Все просто: сначала сгоревший диод нужно очень аккуратно впаять. А для этого нужно иметь навыки работы с паяльником, которые есть не у всех. А во-вторых, в мост надо ставить диоды марки 2Д219Б, и только их. Да, на рынке есть много других диодов с аналогичными электрическими характеристиками. С ними есть только одна проблема: они горят, причем очень быстро. И найти вышеуказанные 2Д219Б в продаже с каждым годом становится все труднее. Я не знаю, почему это происходит, но это факт, который я испытал лично.
Процесс замены диодного моста на ВАЗ 2107
Перед тем как приступить к работе, подберём необходимые инструменты. Вот что нам потребуется:
- ключ рожковый на 17;
- ключ рожковый на 19;
- торцовая головка на 8;
- торцовая головка на 10 с длинным воротком;
- плоская отвёртка;
- новый диодный мост для ВАЗ 2107 (стоимость около 400 рублей);
- молоток.
Последовательность действий
Приступая к работе, вы должны понимать следующее: перед снятием диодного моста необходимо сначала снять генератор и разобрать его практически полностью. Без этого добраться до диодного моста не получится.
- Фиксирующая гайка, удерживающая кронштейн генератора, откручивается ключом на 19 мм. Генератор снят. Кронштейн крепления генератора ВАЗ 2107 держится всего на одной гайке на 17
Крепёжная скоба генератора ВАЗ 2107 держится всего на одной гайке на 17 - На задней крышке генератора есть четыре гайки. Откручиваются торцевой головкой на 10 (и лучше, если эта головка снабжена трещоткой). Гайки на задней крышке генератора ВАЗ 2107 лучше откручивать трещоткой
Гайки на задней крышке генератора ВАЗ 2107 лучше откручивать воротком-трещоткой - После откручивания гаек половинки генератора необходимо разъединить. Для этого слегка постучите молотком по выступающему краю в центре корпуса. При отсоединении корпуса генератора ВАЗ 2107 без молотка не обойтись
При разъединении корпуса генератора ВАЗ 2107 без молотка не обойтись - Генератор разделен на две половины: в одной находится ротор, в другой — статор. Диодный мост, который мы собираемся заменить, находится прямо под катушкой статора. Поэтому статор тоже придется снимать.Чтобы добраться до диодного моста надо демонтировать статор
Чтобы добраться до диодного моста, придётся разбирать статор - Обмотка статора держится на трех гайках на 10. Чтобы их открутить нужна трубная головка с очень длинным хомутом, без нее до гаек не доберешься. Чтобы снять катушку статора, вам понадобится торцевая головка с очень длинным хомутом
Чтобы снять статорную катушку, потребуется торцовая головка с очень длинным воротком - После откручивания гаек статор вынимается из корпуса генератора. Доступ к диодному мосту открывается. Чтобы его вынуть, слегка надавите пальцем на три выступающих болта, болты для диодного моста легко утопить в гнездах. Все, что вам нужно сделать, это коснуться пальцем
Болты диодного моста легко утопить в гнёздах. Достаточно просто нажать пальцем - Болты просто отодвигаются вниз, диодный мост полностью отсоединяется от креплений, вынимается из корпуса генератора и заменяется новым. Диодный мост полностью освобождается от креплений и снимается с корпуса генератора
Диодный мост полностью освобождён от крепежа и извлекается из корпуса генератора
Видео: меняем диодный мост на ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/ygG96ZrP3cc
Известный механик, разбиравший на моих глазах диодный мост «семерки», несколько раз обращал внимание на следующий нюанс: если вы уже разобрали генератор, при желании проверьте не только диодный мост, но и все остальное. И особое внимание следует уделить хранению генератора. Их необходимо проверить на смазку и люфт. Если обнаружен небольшой люфт, пора менять подшипники. Кроме того, это «сток», а не сток. Это второй важный нюанс: в генераторе ВАЗ ни в коем случае нельзя оставлять один старый подшипник и один новый, ведь такая конструкция прослужит очень и очень недолго. Решил поменять подшипники генератора — поменять все. Или вообще их не трогать.
Об установке дополнительного диода
Установка дополнительного диода — довольно редкое явление. Почему это делается? Немного увеличить напряжение в бортовой сети. Необходимость в этом увеличении возникла из-за новых законов. Как известно, в 2015 году в ПДД были внесены изменения, которые заставили водителей постоянно ездить с включенными фарами. А владельцы классических моделей ВАЗ вынуждены постоянно ездить с включенным ближним светом. В такой ситуации значительно падает и заряд аккумулятора, и напряжение бортовой сети. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, умельцы устанавливают дополнительные диоды, которые располагаются между выводами регулятора напряжения и общими выходными проводами дополнительного диода, как показано на рисунке ниже.
Для установки обычно используются диоды КД202Д, которые можно найти в любом магазине радиодеталей.
Если указанный выше диод не найден, вы можете выбрать любой другой. Самое главное, чтобы постоянный ток был не менее 5 ампер, а максимально допустимое обратное напряжение не менее 20 вольт.
Итак, чтобы поменять диодный мост ВАЗ 2107, не нужно ехать в ближайший сервисный центр и платить автослесарю 800 рублей. Все можно сделать самостоятельно, причем в довольно короткие сроки. Для снятия и разборки генератора опытному автолюбителю хватит 20 минут. Новичку потребуется больше времени, но в итоге он справится с задачей. Все, что вам нужно сделать, это точно следовать приведенным выше инструкциям.