Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Тормозная система ВАЗ 2106: описание и ремонт

ТОРМОЗА

Правильные тормоза необходимы для безопасной эксплуатации автомобиля. Надежность тормозной системы на ВАЗ 2106 всегда оставляла желать лучшего из-за ряда конструктивных особенностей, с которыми должен ознакомиться каждый начинающий автомобилист. Понимание того, как работают тормоза на «шестерке» и знание их основных недостатков, позволит вам использовать машину гораздо дольше.

Назначение системы торможения на ВАЗ 2106 и её работа

Тормоза необходимы для того, чтобы вовремя остановить машину, причем в зависимости от ситуации может понадобиться сделать это как плавно, так и резко. Прежде чем разобраться, как работают тормоза на «шестерке», следует сказать, что у этого автомобиля две тормозные системы: основная и вспомогательная.

Тормозная система ВАЗ 2106 не отличается особой сложностью, но и не обеспечивает особой эффективности в управлении

Первичная система отвечает за блокирование передних колёс. В неё входят:

  • пара суппортов с запрессованными в них гидравлическими цилиндрами;
  • четыре прямоугольных тормозных колодки;
  • два тормозных диска;
  • шланги, доставляющие тормозную жидкость в первичный контур.

Вторичная тормозная система отвечает за блокировку задних колес. Части, из которых он состоит, практически одинаковы. Отличие только одно: колодки вторичной системы не плоские, а С-образные. И установлены они не в тормозном суппорте, а в специальном барабане.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Задачей основной тормозной системы является обеспечение плавной остановки автомобиля во время движения. А вторичная система фиксирует автомобиль на месте, блокируя задние колеса после их остановки.

Спереди на ВАЗ 2106 устанавливается дисковая тормозная система

Разобраться в работе основной тормозной системы несложно. Водитель нажатием на педаль тормоза вызывает подачу тормозной жидкости к гидроцилиндрам, расположенным в передних суппортах. Поршни выскакивают из цилиндров, соединенных с плоскими тормозными колодками. Они постепенно сжимают тормозной диск, замедляя вращение вплоть до полной остановки. Вместе с ним останавливаются и передние колеса автомобиля. Таким образом, плавное торможение ВАЗ 2106 осуществляется во время движения.

Основой задних тормозов ВАЗ 2106 является барабан с внутренними колодками

Задние тормоза устроены несколько иначе. Когда водитель после остановки на стоянке подтягивает «ручник», гидроцилиндры между колодками выдвигают поршни. В результате С-образные колодки начинают раздвигаться и давить на внутреннюю поверхность тормозного барабана, надежно фиксируя задние колеса и не позволяя автомобилю двигаться.

Типичные признаки поломки тормозов ВАЗ 2106

Тормозная система – важнейшая часть автомобиля. От удобства его использования зависит не только безопасность, но и жизнь водителя. Поэтому владельцу ВАЗ 2106 следует особенно внимательно следить за состоянием тормозов. Перечислим самые распространенные поломки тормозных систем «шестерок»:

  • Ход педали тормоза слишком сильно увеличился. Эта ошибка указывает на то, что тормозная жидкость постепенно уходит из системы. Причиной течи обычно является порванный тормозной шланг. Но иногда проблема может возникнуть и из-за гидроцилиндров, где уплотнения со временем теряют герметичность. Кроме того, педаль может начать болтаться из-за воздуха, попавшего в тормозную систему. Решение всех этих проблем очевидно: нужно убедиться, что все элементы системы герметичны и нигде нет утечек жидкости. Осмотр следует начинать со шлангов, постепенно переходя к цилиндрам. Негерметичные детали должны быть немедленно заменены. Езда с неисправными тормозами категорически недопустима; Трещин в тормозном шланге достаточно, чтобы подвергнуть водителя опасности
    Трещин на тормозном шланге вполне достаточно для того, чтобы водитель оказался в опасности
  • Машина стала хуже тормозить. В какой-то момент водитель ВАЗ 2106 начинает замечать, что тормоза «схватывают» не так надежно, как раньше. Чаще всего это происходит из-за того, что подушки очень грязные. Если колодки на «шестерке» долго не менять, они покрываются слоем масла и диск в них начинает буксовать. Эффективность тормозов может снижаться и из-за того, что поршни в гидроцилиндрах утратили былую подвижность (а в особо тяжелых случаях могут даже заклинить). Первую ошибку можно устранить тщательной очисткой тормозных колодок. А проблема с цилиндрами решается только их заменой (эти узлы ремонту не подлежат). Здесь следует отметить еще один момент: машина может плохо тормозить и из-за того, что тормоза просто перегреваются. Такое бывает, когда едешь по плохой дороге в сильную жару. Выход один — остановиться и дать остыть тормозам; Передние тормозные колодки на ВАЗ 2106 иногда приходят в полную негодность из-за загрязнения
    Передние тормозные колодки ВАЗ 2106 иногда приходят в полную негодность из-за загрязнений
  • Педаль тормоза потеряла свободный ход. Эта неисправность обычно связана не с утечкой тормозной жидкости, а с плохой регулировкой педали. Со временем крепления ослабевают и педаль начинает болтаться. Решение очевидное – поставить педаль в нужное положение, предварительно заглянув в инструкцию по эксплуатации машины; Для правильной установки педали тормоза необходимо обратиться к инструкции
    Чтобы правильно выставить тормозную педаль, придётся заглянуть в инструкцию
  • Одно из колес постоянно тормозит при отпускании педали тормоза. Чаще всего это происходит с задними колесами, когда ослабевает или ломается пружина, возвращающая колодки в исходное состояние после снятия автомобиля с «ручника». Для решения проблемы необходимо заменить пружину. А если переднее колесо самопроизвольно стало тормозить, то проблема кроется в поршне, который просто вовремя перестал выходить из своего цилиндра из-за ржавчины или грязи. В зависимости от степени повреждения этот поршень необходимо либо тщательно очистить, либо заменить вместе с гидроцилиндром; Из-за ослабления пружины на задних колодках колесо начинает непроизвольно тормозить
    Из-за ослабления пружины задних колодок колесо начинает непроизвольно тормозить
  • При торможении машину сильно тянет в сторону (а то и вовсе уходит в занос). Причин этого явления может быть несколько. Либо сломался один из рабочих цилиндров в суппорте, либо погнулся один из тормозных шлангов, в результате чего тормозная жидкость не доходит до цилиндра. Обе проблемы решаются заменой сломанных деталей. Здесь также следует отметить, что вышеописанная неисправность может быть связана не только с тормозной системой, но и с разным давлением в шинах. Так что перед разборкой тормозов следует внимательно осмотреть колеса: возможно, одно из них немного спущено; Иногда машина уходит вбок не из-за тормозов, а из-за спущенного колеса
    Иногда машину ведёт в сторону не из-за тормозов, а из-за спущенного колеса
  • Педаль тормоза нажимается с трудом. Это происходит при выходе из строя вакуумного усилителя. Для устранения проблемы необходимо заменить усилитель. Эта деталь не подлежит ремонту, т.к найти на нее запчасти в продаже невозможно, а вскрыть корпус усилителя, не разрушив его, не получится;
  • Качание педали тормоза. Вибрации в педали возникают при сильном износе тормозного диска. Здесь также следует сказать, что стуки могут возникать и из-за изношенных колодок, но из-за повреждения диска они возникают чаще, так как диск со временем покрывается небольшими впадинами и канавками. При попытке продавить такой диск плоскими блоками начинается вибрация, которая сначала идет на подвеску, а потом на педаль тормоза. Чтобы от него избавиться, нужно заменить тормозной диск вместе с колодками (в таких ситуациях они тоже могут сильно повредиться) Тормозной диск со временем покрывается канавками и впадинами и вызывает вибрации на педали тормоза
    Тормозной диск со временем покрывается бороздами и углублениями и становится причиной появления вибраций на тормозной педали
Это может быть интерено  Как проверить и самостоятельно отремонтировать вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106

Устройство основных элементов тормозной системы ВАЗ 2106

Рассмотрим особенности устройства и работы всех основных деталей, обеспечивающих торможение атомобиля.

Основной тормозной цилиндр

Тормозная система на ВАЗ 2106 делится на два контура: первичный и вторичный. Это сделано для того, чтобы при отказе передних тормозов водитель мог воспользоваться задними тормозами и наоборот. И первичный, и вторичный контуры оснащены гидроцилиндрами, выталкивающими поршни из колодок. А давление во всей этой системе создается главным цилиндром. После начала торможения поршень в этом цилиндре начинает двигаться, нагнетая жидкость в первичный контур (или во вторичный контур — все зависит от того, какие тормоза использовал водитель).

Главный тормозной цилиндр создаёт давление жидкости во всей тормозной системе

Жидкость по шлангам достигает гидроцилиндров, из которых выходят поршни, и давит на колодки. Вообще в главном цилиндре «шестерки» не один, а два мощных поршня, расположенных в специальных герметизирующих контейнерах. Основной поршень соединяется с основным штоком педали тормоза, а дополнительный соединяется с основным поршнем и начинает движение вслед за ним. Когда нет необходимости тормозить, водитель снимает ногу с педали тормоза. Затем в дело вступают возвратные пружины, которые выводят смещенные поршни в исходное положение до следующего торможения.

Под капотом ВАЗ 2106 находятся бачок, вакуумный усилитель и главный цилиндр, собранные в единую систему

Если открыть капот ВАЗ 2106, то под вакуумным усилителем можно увидеть главный тормозной цилиндр, с которым он образует единую систему. А рядом с этим цилиндром находится небольшой бак, разделенный перегородкой на две разные половины. Этот резервуар имеет небольшой запас тормозной жидкости. Если в контуре начнется утечка, жидкость некоторое время будет поступать в систему из этого бака, покрывая потери. Если запас жидкости иссякнет до того, как утечка будет обнаружена и устранена, тормоза откажут, и жизнь водителя будет в опасности.

Это может быть интерено  Неисправности и замена передних тормозных колодок ВАЗ 2107

Видео: как поменять основной тормозной цилиндр на классике

https://www.youtube.com/embed/8QbmYXJWVG4

Вакуумный усилитель

Вакуумный усилитель является промежуточным звеном между педалью и главным тормозным цилиндром. Как только педаль тормоза нажата, давление через несколько маленьких рычагов достигает вакуумного усилителя. Это устройство представляет собой герметичный корпус, разделенный на две половины эластичной мембраной.

Вакуумный усилитель представляет собой простой корпус с диафрагмой внутри

Труба выпускного коллектора двигателя соединена с одной половиной. При запуске двигателя давление в этой половине сильно снижается (к тому же настоящего, глубокого вакуума там не образуется, это просто область очень низкого давления, а в обиходе усилитель еще называют вакуумом). Другая половина бустерной камеры имеет выход в атмосферу при нормальном давлении.

Именно вакуумный усилитель передаёт усилие водителя на главный тормозной цилиндр

Когда давление в одной половине камеры очень низкое, а в другой половине нормальное, эластичная мембрана постепенно начинает прогибаться там, где давление низкое, и давить на толкатель. И это вызывает смещение поршня в главном тормозном цилиндре.

Видео: самостоятельно разбираем вакуумный усилитель

https://www.youtube.com/embed/V5fDKkVtXWo

Рабочие цилиндры

Как было сказано выше, рабочие тормозные цилиндры должны с помощью поршней приводить в движение колодки. Цилиндры «шестерки», установленные спереди и сзади, по конструкции мало чем отличаются. Они состоят из герметичных корпусов с выдвижными поршнями. Каждая марка находится в герметичном контейнере. Это необходимо для предотвращения утечки тормозной жидкости при работе цилиндра.

Передний рабочий цилиндр ВАЗ 2106 состоит из корпуса и поршня, который выходит из своего контейнера в процессе торможения

Разница между передними и задними цилиндрами заключается только в схеме приложения мощности. Рабочие цилиндры в передних суппортах (те, что с дисками) давят на колодки так, что они двигаются и сжимают тормозной диск. А задние барабанные тормозные цилиндры оказывают давление на С-образные колодки так, что они раздвигаются и упираются во внутреннюю стенку барабана.

Задний рабочий цилиндр давит на стенки тормозного барабана изнутри

Тормозные колодки

Принцип работы тормозных колодок «шестерки» абсолютно одинаков для всех колес. Когда подушечки работают, они просто преобразуют одну форму энергии в другую. Водитель видит препятствие, нажимает на педаль тормоза, и колодки соприкасаются с тормозным диском или с внутренней стенкой тормозного барабана. В месте контакта возникает трение, что вызывает быстрый нагрев. Это означает, что кинетическая энергия, возникающая при вращении колес автомобиля, преобразуется в тепло и нагревает тормоза. Результатом этого преобразования является остановка машины.

Передние колодки на ВАЗ 2106 имеют плоскую форму
Это может быть интерено  Самостоятельно меняем тормозной барабан на ВАЗ 2107

На рабочую поверхность колодок нанесен специальный защитный материал, обладающий повышенным коэффициентом трения. И твердость намного ниже твердости тормозного диска. Для достижения таких свойств производители используют различные композиционные материалы, где основным наполнителем являются опилки мягких металлов, например меди. Колодки на передних колесах плоские и сжимают тормозной диск снаружи. На задних колесах колодки имеют С-образную форму и упираются в стенки тормозного барабана с внутренней стороны.

Задние колодки на ВАЗ 2106 имеют С-образную форму, повторяющую внутренние контуры тормозного барабана

Тормозные шланги

Тормозные шланги вместе с колодками являются важнейшим элементом тормозной системы ВАЗ 2106. Именно по шлангам осуществляется подача тормозной жидкости от главного цилиндра к рабочим тормозным цилиндрам. Во время поездки от надежности шлангов буквально зависит жизнь водителя «шестерки» и его пассажиров, поэтому требования к ним очень строгие. Тормозные шланги на «шестерке» изготавливаются только из качественной резины и инструментальной стали. Они должны обладать высочайшей износостойкостью, коррозионной стойкостью и быть невосприимчивыми к воздействию различных химических веществ, которыми посыпают дороги в гололед.

К тормозным шлангам предъявляются высочайшие технические требования

Кроме того, все шланги проверяются на:

  • высокое давление. Минимальное давление, которое должен выдерживать тормозной шланг ВАЗ 2106, составляет 200 бар. При такой нагрузке не должно быть утечек;
  • разрыв. Шланги растягиваются с давлением в 1200 бар. Качественное изделие при этом не должно рваться;
  • изгиб и объёмное расширение.

Только пройдя все эти процедуры, детали устанавливаются на автомобиль.

Педаль тормоза

Педаль является основным элементом управления тормозной системой ВАЗ 2106. Она расположена под рулевой колонкой, рядом с педалями акселератора и сцепления, и используется как рычаг, позволяющий водителю передавать мышечную силу на главный тормоз цилиндр.

С помощью педали водитель управляет тормозной системой машины

Правильно отрегулированная педаль должна иметь свободный ход 4-6 см. После того, как нога, нажимающая на педаль, прошла это расстояние, автомобиль должен начать плавно тормозить. Если этого не происходит, то это одна из вышеперечисленных поломок.

Видео: большой ход педали тормоза — что может быть

https://www.youtube.com/embed/I0jHe2BE1JE

Прокачка тормозной системы ВАЗ 2106

Прокачка тормозов проводится для удаления воздуха, попавшего в тормозную систему. Определить наличие воздуха несложно: педаль тормоза сначала нажимается слишком мягко, а после нескольких нажатий вдруг приобретает непривычную «твердость». Это признак воздушной пробки.

Последовательность действий

Вначале следует сказать, что прокачивать тормоза лучше всего с помощником. Но при определённой сноровке это можно сделать и в одиночку.

  1. Сначала проверьте уровень тормозной жидкости. Бак должен быть заполнен до верхних отметок Бак должен быть заполнен жидкостью до уровня верхнего края монтажной пластины
    Бачок должен быть заполнен жидкостью до уровня верхней кромки пластины крепления
  2. Откручивается штуцер на заднем тормозном барабане, ставится резиновый шланг, другой конец шланга опускается в пластиковую бутылку, штуцер немного откручивается и вставляется шланг, опущенный другим концом в бутылка
    Штуцер слегка откручивается и в него вставляется шланг, опущенный другим концом в бутылку
  3. После этого помощник, сидящий в кабине, должен два-три раза нажать на тормоза, а затем подержать педаль нажатой в течение одной минуты.
  4. В этот момент штуцер откручивается так, чтобы из него через шланг полилась тормозная жидкость. В ней будут видны пузырьки воздуха.
  5. Через некоторое время педаль тормоза окончательно провалится в пол, о чем сообщает помощник. Как только это произойдет, затяните фитинг и повторите все вышеописанные действия. Делать это нужно до тех пор, пока из шланга не перестанет течь жидкость с пузырьками.
  6. Когда вытекающая тормозная жидкость станет нормальной, процедуру прокачки следует проделать с другими колёсами.

Видео: прокачиваем тормоза в одиночку

https://www.youtube.com/embed/KYP7AHliWLc

Тормозная система – самая важная часть автомобиля. И к этой части следует отнестись очень ответственно. К счастью, тормоза на ВАЗ 2106 никогда не вызывали особых затруднений. Самое главное, что должен делать начинающий водитель – почаще их осматривать и проверять. И при малейших подозрениях на неисправность немедленно ремонтировать.

Оцените статью