Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Карбюратор ВАЗ 2101: назначение, устройство, неисправности и их устранение, регулировка узла

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

Одним из основных узлов, обеспечивающих стабильную работу карбюраторного двигателя на всех режимах, является карбюратор. Не так давно автомобили отечественного производства оснащались системой подачи топлива с помощью этого устройства. Поэтому практически каждому владельцу «классики» приходится сталкиваться с ремонтом и регулировкой карбюратора, и для этого нет необходимости обращаться в сервис, так как необходимые процедуры легко выполнить своими руками.

Содержание
  1. Карбюратор ВАЗ 2101
  2. Для чего предназначен
  3. Устройство карбюратора
  4. Система поддержание уровня топлива
  5. Система пуска
  6. Система холостого хода
  7. Ускорительный насос
  8. Главная дозирующая система
  9. Эконостат и экономайзер
  10. Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2101
  11. ДААЗ
  12. Озон
  13. Солекс
  14. Установка двух карбюраторов
  15. Признаки неисправности карбюратора
  16. Глохнет на холостом ходу
  17. Видео: восстановление холостого хода на примере карбюратора Солекс
  18. Провалы при разгоне
  19. Заливает свечи
  20. Запах бензина в салоне
  21. Регулировка карбюратора ВАЗ 2101
  22. Регулировка дроссельной заслонки
  23. Регулировка пускового устройства
  24. Видео: как отрегулировать устройство пуска карбюратора
  25. Регулировка ускорительного насоса
  26. Регулировка поплавковой камеры
  27. Регулировка холостого хода
  28. Видео: регулировка карбюратора Вебер
  29. Чистка и замена жиклёров
  30. Таблица: соответствие маркировки и пропускной способности жиклёров карбюраторов Солекс и Озон
  31. Таблица: маркировка жиклёров карбюраторов для ВАЗ 2101

Карбюратор ВАЗ 2101

Автомобиль ВАЗ 2101, или в простонародье «копейка», оснащен карбюраторным двигателем мощностью 59 л. При объеме 1,2 литра. Такое устройство, как карбюратор, нуждается в периодическом обслуживании и ремонте, иначе двигатель будет работать нестабильно, возможны проблемы с запуском и увеличение расхода топлива. Поэтому конструкцию и настройку этого узла следует рассмотреть более подробно.

Для чего предназначен

На карбюратор возлагается две основные функции:

  1. Смешивание топлива с воздухом и распыление образовавшейся смеси.
  2. Создание топливно-воздушной смеси в определённой пропорции, что необходимо для её эффективного сгорания.

В карбюратор одновременно подается струя воздуха и топлива, а за счет разницы скоростей происходит распыление топлива. Чтобы топливо сгорало эффективнее, его необходимо смешивать с воздухом в определенных пропорциях. В большинстве случаев это соотношение составляет 14,7:1 (воздух к топливу). В зависимости от режимов работы двигателя пропорции могут меняться.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Устройство карбюратора

Независимо от модификации карбюратора, друг от друга устройства мало чем отличаются и состоят из нескольких систем:

  • системы поддержания и регулировки уровня топлива;
  • системы пуска и прогрева двигателя;
  • системы холостого хода;
  • ускорительного насоса;
  • главной дозирующей системы;
  • эконостата и экономайзера.

Рассмотрим эти системы детальнее, чтобы лучше понять функционирование узла.

Устойство карбюратора ВАЗ 2101: 1. Рычаг привода дроссельных заслонок; 2. Ось дроссельной заслонки первой камеры, 3. Возвратная пружина рычагов; 4. Тяга соединения приводов воздушной и дроссельной заслонок; 5. Рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 6. Рычаг связи с воздушной заслонкой; 7. Шток пневмопривода; 8. Рычаг. связанный с рычагом 9 через пружину; 9. Рычаг. жестко закрепленный на оси дроссельной заслонки второй камеры; 10. Винт для регулировки закрытия дроссельной заслонки второй камеры; 11. Дроссельная заслонка второй камеры; 12. Отверстия переходной системы второй камеры; 13. Корпус дроссельных заслонок; 14. Корпус карбюратора; 15. Диафрагма пневмопривода; 16. Пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 17. Корпус топливного жиклера переходной системы; 18. Крышка карбюратора; 19. Малый диффузор смесительной камеры; 20. Колодец главных воздушных жиклеров главных дозирующих систем; 21. Распылитель; 22. Воздушная заслонка; 23. Рычаг оси воздушной заслонки; 24. Телескопическая тяга привода воздушной заслонки; 25. Тяга. соединяющая рычаг оси воздушной заслонки с рейкой; 26. Рейка пускового устройства; 27. Корпус пускового устройства; 28. Крышка пускового устройства; 29. Винт крепления троса привода воздушной заслонки; 30. Трехплечий рычаг; 31. Кронштейн возвратной пружины; 32. Патрубок для отсоса партерных газов; 33. Регулировочный винт пускового устройства; 34. Диафрагма пускового устройства; 35. Воздушный жиклер пускового устройства; 36. Канал связи пускового устройства с задроссельным пространством; 37. Воздушный жиклер системы холостого хода; 38. Распылитель ускорительного насоса; 39. Эмульсионный жиклер экономайзера (эконостата); 40. Воздушный жиклер эконостата; 41. Топливный жиклер эконостата; 42. Главные воздушные жиклеры; 43. Эмульсионная трубка; 44. Игольчатый клапан поплавковой камеры; 45. Топливный фильтр; 46. Патрубок подвода топлива к карбюратору; 47. Поплавок; 48. Главный топливный жиклер первой камеры; 49. Винт регулировки подачи топлива ускорительным насосом; 50. Перепускной жиклер ускорительного насоса; 51. Кулачок привода ускорительного насоса; 52. Возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры; 53. Рычаг привода ускорительного насоса; 54. Винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки первой камеры; 55. Диафрагма ускорительного насоса; 56. Колпачок пружины; 57. Корпус топливного жиклера холостого хода; 58. Регулировочный винт состава (качества) смеси холостого хода с ограничительной втулкой; 59. Патрубок подсоединения с вакуумным регулятором распределителя зажигания; 60. Регулировочный винт количества смеси холостого хода

Система поддержание уровня топлива

Карбюратор имеет поплавковую камеру, и размещенный в ней поплавок регулирует уровень топлива. Конструкция этой системы проста, но иногда уровень может быть неверным из-за течи в игольчатом клапане, что вызвано использованием некачественного топлива. Проблема решается чисткой или заменой клапана. Кроме того, поплавок необходимо регулярно регулировать.

Система пуска

Система запуска карбюратора обеспечивает запуск силового агрегата на холодную. Карбюратор имеет специальную заслонку, которая находится сверху смесительной камеры. В момент закрытия заслонки разрежение в камере становится большим, что и требуется для холодного пуска. Однако подача воздуха не перекрыта полностью. При прогреве двигателя экранирующий элемент открывается: водитель управляет этим механизмом из салона по тросу.

Схема диафрагменного пускового устройства: 1 — рычаг привода воздушной заслонки; 2 — воздушная заслонка; 3 — воздушный патрубок первичной камеры карбюратора; 4 — тяга; 5 — шток пускового устройства; 6 — диафрагма пускового устройства; 7 — регулировочный винт пускового устройства; 8 — полость, сообщающаяся с задроссельным пространством; 9 — телескопическая тяга; 10 — рычаг управления заслонками; 11 — рычаг; 12 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 13 — рычаг на оси заслонки первичной камеры; 14 — рычаг; 15 — ось дроссельной заслонки вторичной камеры;1 6 — дроссельная заслонка вторичной камеры; 17 — корпус дроссельных заслонок; 18 — рычаг управления дроссельной заслонкой вторичной камеры; 19 — тяга; 20 — пневмопривод

Система холостого хода

Чтобы двигатель стабильно работал на холостом ходу (ХХ), он оборудован системой холостого хода в карбюраторе. В режиме ХХ под заслонками создается большое разрежение, в результате чего бензин подается в систему ХХ из отверстия, расположенного ниже уровня заслонки первой камеры. Топливо проходит через жиклер холостого хода и смешивается с воздухом. При этом создается топливно-воздушная смесь, которая по соответствующим каналам подается в цилиндры двигателя. Перед поступлением в цилиндр смесь дополнительно разбавляется воздухом.

Схема системы холостого хода карбюратора: 1 — корпус дроссельных заслонок; 2 — дроссельная заслонка первичной камеры; 3 — отверстия переходных режимов; 4 — отверстие, регулируемое винтом; 5 — канал подвода воздуха;6 — регулировочный винт количества смеси; 7 — регулировочный винт состава (качества) смеси; 8 — эмульсионный канал системы холостого хода; 9 — регулировочный винт добавочного воздуха; 10 — крышка корпуса карбюратора; 11 — воздушный жиклер системы холостого хода; 12 — топливный жиклер системы холостого хода; 13 — топливный канал системы холостого хода; 14 — эмульсионный колодец

Ускорительный насос

Ускорительный насос — одна из встроенных систем карбюратора, которая подает топливно-воздушную смесь в момент открытия дроссельной заслонки. Насос работает независимо от воздушного потока, проходящего через диффузоры. При сильном ускорении карбюратор не в состоянии подать в цилиндры необходимое количество бензина. Для устранения этого эффекта предусмотрен насос, ускоряющий подачу топлива в цилиндры двигателя. Конструкция насоса состоит из следующих элементов:

  • клапан-винта;
  • топливного канала;
  • перепускного жиклёра;
  • поплавковой камеры;
  • кулачка привода ускорительного насоса;
  • рычага привода;
  • возвратной пружины;
  • чашки диафрагмы;
  • диафрагмы насоса;
  • впускного шарикового клапана;
  • камеры паров бензина.
Это может быть интерено  Диагностика, регулировка и ремонт карбюратора ВАЗ 2106 своими руками

Схема ускорительного насоса: 1 — клапан-винт; 2 — распылитель; 3 — топливный канал; 4 — перепускной жиклёр; 5 — поплавковая камера; 6 — кулачок привода ускорительного насоса; 7 — рычаг привода; 8 — возвратная пружина; 9 — чашка диафрагмы; 10 — диафрагма насоса; 11 — впускной шариковый клапан; 12 — камера паров бензина

Главная дозирующая система

Подача основного объема топлива при работе двигателя на любом режиме, кроме ХХ, обеспечивается системой основного дозирования. При работе силовой установки на средней нагрузке система подает необходимое количество обедненной смеси в постоянных пропорциях. Когда дроссельная заслонка открывается, воздуха используется меньше, чем топлива, поступающего из распылителя. Получается богатая смесь. Чтобы состав не переобогащался, его необходимо разбавлять воздухом в зависимости от положения заслонки. Именно эту компенсацию и выполняет основная система дозирования.

Схема главной дозирующей системы карбюратора ВАЗ 2101 и эконостата: 1 — эмульсионный жиклер эконостата; 2 — эмульсионный канал эконостата; 3 — воздушный жиклер главной дозирующей системы; 4 — воздушный жиклер эконостата; 5 — топливный жиклер эконостата; 6 — игольчатый клапан; 7 — ось поплавка; 8 — шарик запорной иглы; 9 — поплавок; 10 — поплавковая камера; 11 — главный топливный жиклер; 12 — эмульсионный колодец; 13 — эмульсионная трубка; 14 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 15 — канавка золотника; 16 — золотник; 17 — большой диффузор; 18 — малый диффузор; 19 — распылитель

Эконостат и экономайзер

Эконостат и экономайзер в карбюраторе необходимы для обеспечения поступления топлива в смесительную камеру, а также для подачи богатой топливно-воздушной смеси в момент высокого вакуума, т.е при больших нагрузках двигателя. Экономайзер может управляться как механически, так и пневматически. Экономостат представляет собой трубку с различными сечениями и эмульсионными каналами, расположенную в верхней части смесительной камеры. В этом месте вакуум возникает при максимальных нагрузках силовой установки.

Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2101

Владельцы ВАЗ 2101 часто хотят повысить динамику или снизить расход топлива автомобиля. Разгон, как и экономичность, зависит от установленного карбюратора и правильности его регулировки. Многие модели «Жигулей» используют агрегат ДААЗ 2101 в различных модификациях. Устройства отличаются друг от друга размерами насадок, а также наличием или отсутствием вакуум-корректора. Карбюратор ВАЗ 2101 любой модификации предназначен для работы только с двигателями ВАЗ 2101 и 21011, на которых установлен трамблер без вакуум-корректора. Если внести изменения в систему зажигания двигателя, на «копейку» можно поставить более современные карбюраторы. Рассмотрим модели устройств, устанавливаемых на «классику».

ДААЗ

Карбюраторы ДААЗ 2101, 2103 и 2106 являются продукцией Weber, поэтому называются и ДААЗ, и Weber, что означает один и тот же агрегат. Эти модели отличаются простой конструкцией и хорошими показателями разгона. Но не обошлось и без минусов: главный минус – большой расход топлива, который колеблется в пределах 10-14 литров на 100 км. На сегодняшний день существенной проблемой является также сложность получения такого устройства в исправном состоянии. Чтобы собрать нормально функционирующий карбюратор, потребуется приобрести несколько деталей.

Карбюратор ДААЗ, он же Вебер, характеризуется хорошей динамикой и простотой конструкции

Озон

На Жигули пятой и седьмой моделей устанавливался более современный карбюратор, именуемый Озон. Правильно отрегулированный механизм позволяет снизить расход топлива до 7-10 литров на 100 км, а также обеспечить хорошую динамику разгона. Из отрицательных моментов этого устройства стоит выделить сам дизайн. При активной эксплуатации возникают проблемы со вторичной камерой, так как она открывается не механически, а с помощью пневматического клапана.

При длительной эксплуатации озоновый карбюратор загрязняется, что приводит к нарушению регулировки. В результате вторичная камера открывается с задержкой или остается полностью закрытой. Если агрегат работает неправильно, теряется мощность двигателя, ухудшается ускорение и снижается максимальная скорость.

Карбюратор Озон отличается меньшим расходом топлива, по сравнению с Вебером и неплохими динамическими показателями

Солекс

Не менее популярен для «классики» ДААЗ 21053, являющийся продуктом компании «Солекс». Продукт оснащен такими преимуществами, как хорошая динамика и топливная экономичность. Солекс по своей конструкции отличается от предыдущих версий ДААЗ. Он оборудован системой возврата топлива, поступающего в бак. Такое решение позволило направить излишки топлива в топливный бак и сэкономить около 400–800 г топлива на 100 км.

Некоторые модификации этого карбюратора оснащены системой ХХ с регулировкой посредством электроклапана, системой автоматического холодного пуска. Экспортные автомобили комплектовались карбюраторами этой конфигурации, а на территории бывшего СНГ наибольшее распространение получил «Солекс» с электромагнитным клапаном ХХ. Однако в процессе эксплуатации эта система показала свои недостатки. Так как в таком карбюраторе каналы для бензина и воздуха довольно узкие, поэтому, если их вовремя не обслуживать, они быстро забиваются, что приводит к проблемам с холостым ходом. С этим карбюратором расход топлива на «классике» составляет 6-10 литров на 100 км. По динамическим характеристикам Солекс проигрывает только Веберу.

Перечисленные карбюраторы устанавливаются на все классические двигатели без доработок. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на выбор единицы объема двигателя. Если устройство рассчитано на другой объем, подбираются и заменяются форсунки, подгоняется механизм под конкретный двигатель.

Карбюратор Солекс являтся наиболее экономичным устройством, снижающим расход топлива до 6 л на 100 км

Установка двух карбюраторов

Некоторых владельцев «классики» не устраивает работа силового агрегата на высоких оборотах. Это объясняется тем, что в цилиндры 2 и 3 подается концентрированная смесь топлива и воздуха, а в цилиндрах 1 и 4 концентрация уменьшается. Другими словами, воздух и бензин не поступают в цилиндры так, как должны. Однако решение этой проблемы есть – это установка двух карбюраторов, которые обеспечат более равномерную подачу топлива и образование горючей смеси с одинаковой насыщенностью. Такая модернизация выражается в увеличении мощности и крутящего момента двигателя.

Процедура внедрения двух карбюраторов, на первый взгляд, может показаться довольно сложной, но если разобраться, то такая доработка под силу каждому, кого не устраивает работа двигателя. Основными элементами, необходимыми для такой процедуры, являются 2 коллектора от Оки и 2 карбюратора той же модели. Чтобы получить больший эффект от установки двух карбюраторов, следует подумать об установке дополнительного воздушного фильтра. Ставится на второй карбюратор.

Для установки карбюраторов на ВАЗ 2101 снимается старый впускной коллектор и подгоняются детали от Оки под головку блока. Опытные автолюбители рекомендуют для удобства разобрать головку блока цилиндров. Особое внимание уделяется каналам коллекторов: на них не должно быть никаких выступающих элементов, иначе при работающем двигателе будет большое сопротивление противотоку. Все, что будет мешать свободному прохождению топливно-воздушной смеси в цилиндр, необходимо удалить с помощью специальных фрез.

После установки карбюраторов винты качества и количества откручиваются на одинаковое количество оборотов. Для одновременного открывания створок на двух устройствах потребуется сделать скобу, к которой подтягивается педаль газа. Привод газа от карбюраторов при помощи тросиков, на дому, от «Таврии».

Установка двух карбюраторов обеспечивает равномерную подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры, что улучшает работу мотора на высоких оборотах

Признаки неисправности карбюратора

Карбюратор ВАЗ 2101 – это устройство, которое нуждается в периодической чистке и регулировке, что обусловлено условиями эксплуатации и используемым топливом. При возникновении проблем с рассматриваемым механизмом, на работе силового агрегата отразятся признаки неисправности: он может дергаться, глохнуть, плохо набирать скорость и т.д. Будучи владельцем автомобиля с карбюраторным двигателем, будет полезен разобраться в основных нюансах, которые могут возникнуть с карбюратором. Рассмотрим симптомы неисправностей и их причины.

Глохнет на холостом ходу

Довольно распространённой проблемой на «копейке» является глохнущий двигатель в режиме холостого хода. Наиболее вероятными причинами являются:

  • засорение жиклёров и каналов ХХ;
  • выход из строя или неполное заворачивание электромагнитного клапана;
  • неисправности блока ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода);
  • повреждение уплотнителя винта качества.
Это может быть интерено  Самостоятельно устраняем запах бензина в салоне ВАЗ 2107

Карбюраторный блок устроен таким образом, что первая камера совмещена с системой ХХ. Поэтому при проблемной работе двигателя на холостом ходу могут наблюдаться не только ошибки, но и полная остановка двигателя в начале движения автомобиля. Проблема решается довольно просто: заменяются неисправные детали или промываются и прочищаются каналы, что потребует частичной разборки устройства.

Видео: восстановление холостого хода на примере карбюратора Солекс

https://www.youtube.com/embed/VNIHOOit6zA

Провалы при разгоне

Иногда при разгоне автомобиля возникают так называемые падения. Неисправность – это когда силовая установка после нажатия на педаль газа несколько секунд работает на одних оборотах и ​​только потом начинает раскручиваться. Ошибки бывают разные и могут привести не только к более поздней реакции двигателя на нажатие педали газа, но и к полной остановке. Причиной этого явления может быть закупорка главного топливного жиклера. Когда двигатель работает с малой нагрузкой или на холостом ходу, он потребляет небольшое количество топлива. При нажатии на педаль газа двигатель переходит в режим повышенной нагрузки и расход топлива резко возрастает. В случае забитого топливного жиклера проходное сечение становится недостаточным, что приводит к сбоям в работе силового агрегата. Проблема устраняется чисткой жиклера.

Перепады, как и рывки, могут быть связаны с неплотной посадкой клапанов бензонасоса или забитыми фильтрующими элементами, то есть со всем, что может создавать сопротивление при подаче топлива. Кроме того, возможна утечка воздуха в систему питания. Если фильтрующие элементы можно просто заменить, фильтр (сетку) карбюратора можно почистить, то с бензонасосом нужно обращаться более серьезно: разобрать, устранить неисправность, установить ремкомплект и заменить блок.

Если при разгоне наблюдаются провалы, необходимо прочистить сетчатый фильтр карбюратора

Заливает свечи

Одна из проблем, которые могут возникнуть с карбюраторным двигателем, — это заполнение свечей зажигания. В этом случае свечи оказываются мокрыми от большого количества топлива, а появление искр становится невозможным. В результате запуск двигателя будет проблематичным. Если в этот момент хорошо выкрутить свечи из свечного колодца, то можно убедиться, что они будут мокрыми. Такая проблема в большинстве случаев связана с обогащением топливной смеси в момент пуска.

Заливать свечи может по ряду причин:

  • не работает устройство пуска карбюратора;
  • вышел из строя игольчатый клапан;
  • перекачивает бензонасос;
  • засор воздушных жиклёров.

Давайте рассмотрим каждую из причин более подробно. В большинстве случаев проблема залитых свечей на ВАЗ 2101 и прочей «классике» присутствует при холодном пуске. Прежде всего, на карбюраторе должны быть правильно выставлены пусковые зазоры, то есть расстояние между заслонками и стенками камеры. Кроме того, мембрана пусковой установки должна быть целой, а корпус герметичным. В противном случае воздушная заслонка карбюратора при запуске силового агрегата на холодную не сможет приоткрыться на нужный угол, в чем и заключается смысл работы пускового узла. В результате горючая смесь будет сильно разбавляться подачей воздуха, а отсутствие небольшого зазора будет способствовать образованию более богатой смеси, что приведет к эффекту «мокрых свечей».

Что касается игольчатого клапана, то он может просто подтекать, в результате чего лишнее топливо уходит в поплавковую камеру. Такая ситуация также приведет к образованию обогащенной смеси при запуске силового агрегата. При неисправности игольчатого клапана свечи можно заправлять как холодными, так и горячими. В этом случае лучше заменить деталь.

Свечи может заливать по разным причинам, в результате чего запуск мотора становится проблематичным

Свечи зажигания также могут наполниться из-за несоосности работы топливного насоса, в результате того, что насос перекачивает топливо. В этой ситуации на игольчатый клапан создается избыточное давление топлива, что приводит к перетеканию топлива и повышению уровня в поплавковой камере. В результате топливная смесь становится слишком богатой. Чтобы шатун выступал на нужный размер, необходимо установить коленчатый вал в такое положение, при котором привод будет выступать минимально. Затем измерьте размер d, который должен быть 0,8–1,3 мм. Добиться нужного параметра можно установкой прокладок разной толщины под топливный насос (А и В).

Чтобы бензонасос не перекачивал топливо, необходима регулировка штока (привода)

Воздушные жиклеры главной дозирующей камеры отвечают за добавление воздуха в топливную смесь: они создают необходимую пропорцию бензина и воздуха, необходимую для нормального запуска двигателя. Если форсунки заблокированы, подача воздуха полностью или частично прекращается. В результате топливная смесь становится слишком богатой, что приводит к заливанию свечей. Проблема решается чисткой форсунок.

Запах бензина в салоне

Иногда владельцы ВАЗ 2101 сталкиваются с проблемой наличия запаха бензина в салоне. Ситуация не самая приятная и требует быстрого поиска причины и ее устранения. Ведь пары топлива не только вредны для здоровья, но и вообще опасны. Одной из причин запаха может быть сам топливный бак, то есть в баке может образоваться микротрещина. В этом случае нужно найти утечку и закрыть отверстие.

Одной из причин появления запаха бензина в салоне является повреждение топливного бака

Помимо топливного бака, может потечь и сам топливный шланг, особенно если речь идет о «копейке», ведь машина далеко не новая. Топливные шланги и трубки должны быть проверены. Кроме того, следует обратить внимание на бензонасос: при повреждении диафрагмы механизм может дать течь, а запах проникнуть в салон. Так как подача топлива от карбюратора осуществляется механически, устройство со временем необходимо регулировать. При неправильном выполнении этой процедуры карбюратор может переполниться топливом, что вызовет характерный запах в салоне.

Регулировка карбюратора ВАЗ 2101

Убедившись в том, что карбюратор «копейки» нуждается в регулировке, сперва потребуется подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • гаечные ключи;
  • ветошь;
  • набор отвёрток (крестовые, плоские);
  • защитные перчатки;
  • растворитель;
  • зубочистки;
  • баллончик со сжатым воздухом или насос;
  • ремкомплект.

После подготовки можно переходить к регулировочным работам. Процедура требует не столько усилий, сколько точности и аккуратности. Настройка узла предполагает очистку карбюратора, для чего снимается верхушка, поплавковый и вакуумный клапан. Внутри все очищается от загрязнений, особенно если обслуживание карбюратора проводится очень редко. Используйте аэрозольный баллончик или компрессор для удаления засоров. Еще один обязательный этап перед началом регулировки – проверка системы зажигания. Для этого оцените зазор между контактами трамблера, целостность высоковольтных проводов, катушек. После этого остается прогреть двигатель до рабочей температуры +90°С, заглушить его и поставить автомобиль на стояночный тормоз.

Регулировка дроссельной заслонки

Настройка карбюратора начинается с установки правильного положения дроссельной заслонки, где мы разбираем карбюратор с двигателя и выполняем следующие действия:

  1. Поверните рычаг управления дроссельной заслонкой против часовой стрелки, пока он полностью не откроется. Начните настройку карбюратора, отрегулировав дроссельную заслонку, повернув ее против часовой стрелки до упора
    Настройку карбюратора начинают с регулировки дроссельной заслонки путём вращение её против часовой стрелки до упора
  2. Измеряем до основной камеры. Показатель должен быть ок. 12,5–13,5 мм. По другим показаниям усики трахеи изогнуты. При проверке зазора между дроссельным клапаном и стенкой первичной камеры показатель должен быть 12,5-13,5 мм
    При проверке зазора между дроссельной заслонкой и стенкой первичной камеры показатель должен составлять 12,5–13,5 мм
  3. Определить величину открытия заслонки второй камеры. Нормальным считается параметр 14,5–15,5 мм. Для регулировки подкручиваем шток пневмопривода. Расстояние между газом и стенкой вторичной камеры должно быть 14,5–15,5 мм
    Зазор между дросселем и стенкой вторичной камеры должен составлать 14,5–15,5 мм
Это может быть интерено  Регламенты замены топливных фильтров на ВАЗ 2107

Регулировка пускового устройства

На следующем этапе регулировке подлежит пусковое устройство карбюратора ВАЗ 2101. Для этого выполняют такие действия:

  1. Поворачиваем дроссельную заслонку второй камеры, что приведёт к её закрыванию.
  2. Проверяем, что край ползункового рычага плотно прилегает к оси газового клапана первичной камеры, а спусковой стержень находится на наконечнике. Если требуется регулировка, стержень изгибают.

Если возникла необходимость в подобной регулировке, проводить её нужно осторожно, поскольку высока вероятность поломки тяги.

Видео: как отрегулировать устройство пуска карбюратора

https://www.youtube.com/embed/VIzWO6SMEtg

Регулировка ускорительного насоса

Чтобы оценить правильность работы ускорительного насоса карбюратора ВАЗ 2101, необходимо проверить его работоспособность. Для этого понадобится небольшая емкость, например обрезанная пластиковая бутылка. Затем выполняем следующие шаги:

  1. Демонтируем верхнюю часть карбюратора и наполняем поплавковую камеру наполовину бензином. Для регулировки ускорительного насоса заполните поплавковую камеру топливом
    Для регулировки ускорительного насоса потребуется наполнить поплавковую камеру топливом
  2. Заменяем емкость под карбюратор, 10 раз крутим дроссель до упора. Проверяем работоспособность бензонасоса, двигая дроссельную заслонку против часовой стрелки
    Проверяем производительность ускорительного насоса перемещением рычага дроссельной заслонки против часовой стрелки
  3. Набрав жидкость из шприца, измеряем объем шприцем или мензуркой. Нормальный показатель – 5,25–8,75 см³ за 10 ходов заслонки.

В процессе диагностики обратите внимание на форму и направление струи топлива из форсунки насоса: она должна быть ровной, непрерывной и четко попадать между стенкой диффузора и открытой заслонкой. Если это не так, очистите отверстие сопла, продув его сжатым воздухом. При невозможности отрегулировать качество и направление струи необходимо заменить шприц ускорительного насоса.

При правильной сборке ускорительного насоса нормальная подача топлива обеспечивается характеристиками и соотношением размеров насоса. С завода в карбюраторе есть винт, позволяющий изменять подачу топлива насосом: можно только уменьшить подачу топлива, что практически никогда не требуется. Поэтому не стоит лишний раз прикасаться к вину.

Регулировка поплавковой камеры

Необходимость регулировки уровня топлива в поплавковой камере возникает при замене основных элементов: поплавка или клапана. Эти детали обеспечивают подачу топлива и поддержание на определенном уровне, необходимом для нормальной работы карбюратора. Кроме того, требуется регулировка при ремонте карбюратора. Чтобы понять, нужна ли регулировка этих элементов, нужно выполнить проверку. Для этого возьмите плотный картон и вырежьте две полоски шириной 6,5 мм и 14 мм, которые будут служить шаблоном. Затем выполняем следующие шаги:

  1. Сняв верхнюю крышку с карбюратора, ставим ее вертикально так, чтобы язычок поплавка упирался в шар клапана, но при этом пружина не была сжата.
  2. Используйте более узкий шаблон, чтобы проверить зазор между прокладкой верхней крышки и поплавком. Показатель должен быть ок. 6,5 мм. Если параметр не совпадает, подгибаем штифт А, являющийся креплением игольчатого клапана. Для проверки максимального уровня топлива в поплавковой камере между поплавком и прокладкой верхней части карбюратора прислоняем шаблон шириной 6,5 мм
    Для проверки максимального уровня топлива в поплавковой камере, между поплавком и прокладкой верхней части карбюратора прислоняем шаблон шириной 6,5 мм
  3. Насколько далеко открывается игольчатый клапан, зависит от хода поплавка. Максимально втягиваем поплавок и с помощью второго шаблона проверяем зазор между прокладкой и поплавком. Показатель должен быть в пределах 14 мм Максимально втягиваем поплавок и с помощью шаблона проверяем расстояние между прокладкой и поплавком. Показатель должен быть 14 мм
    Максимально отводим поплавок и с помощью шаблона проверяем расстояние между прокладкой и поплавком. Показатель должен составлять 14 мм
  4. Если требуется регулировка, подогните стопор на кронштейне поплавка. Если есть необходимость отрегулировать уровень топлива, отогните упор на кронштейне поплавка
    Если есть необходимость в регулировке уровня топлива, подгибаем упор, расположенный на кронштейне поплавка

Если поплавок отрегулирован правильно, его ход должен составлять 8 мм.

Регулировка холостого хода

Завершающим этапом регулировки карбюратора является установка оборотов двигателя на холостом ходу. Процедура сводится к следующему:

  1. На предварительно прогретом моторе полностью заворачиваем винты качества и количества.
  2. Винт количества откручиваем на 3 оборота, качества — на 5 оборотов.
  3. Запускаем мотор и добиваемся винтом количества, чтобы двигатель работал при 800 об. мин.
  4. Медленно заворачиваем второй регулировочный винт, добиваясь падения оборотов.
  5. Выкручиваем винт качества на пол-оборота и оставляем его в этом положении.

Видео: регулировка карбюратора Вебер

https://www.youtube.com/embed/w0NReyt8ke8

Чистка и замена жиклёров

Чтобы «копейка» не доставляла проблем с работой двигателя, требуется периодическое обслуживание системы питания и особенно карбюратора. Каждые 10 000 км пробега рекомендуется продувать все патрубки карбюратора сжатым воздухом, при этом снимать узел с двигателя не нужно. Сетчатый фильтр, расположенный на входе в карбюратор, также необходимо очистить. Каждые 20 тысяч километров необходимо промывать все детали механизма. Для этого можно использовать бензол или бензин. Если есть загрязнения, которые эти жидкости не могут удалить, используется растворитель.

При очистке «классических» форсунок не используйте металлические предметы (нитки, иголки и т.п.). Для этих целей подойдет деревянная или пластиковая палочка. Также можно использовать безворсовую тряпку. После того, как все форсунки очищены и промыты, проверяют, подходят ли эти детали по размерам к конкретной модели карбюратора. Отверстия можно оценить швейной иглой подходящего диаметра. При замене форсунок используются детали с аналогичными параметрами. Форсунки маркируются определенными цифрами, обозначающими пропускную способность их отверстий.

Жиклеры карбюраторов имеют маркировку в виде цифр, обозначающих пропускную способность их отверстий

Каждой маркировке жиклёра соответствует своя пропускная способность.

Таблица: соответствие маркировки и пропускной способности жиклёров карбюраторов Солекс и Озон

Маркировка жиклёров Пропускная способность
45 35
50 44
55 53
60 63
65 73
70 84
75 96
80 110
85 126
90 143
95 161
100 180
105 202
110 225
115 245
120 267
125 290
130 315
135 340
140 365
145 390
150 417
155 444
160 472
165 500
170 530
175 562
180 594
185 627
190 660
195 695
200 730

Пропускная способность отверстий выражается в см³/мин.

Таблица: маркировка жиклёров карбюраторов для ВАЗ 2101

Обозначение карбюратора Топливный жиклёр главной системы Воздушный жиклёр главной системы Топливный жиклёр холостого хода Воздушный жиклёр холостого хода Жиклёр ускорительного насоса
1 кам. 2 кам. 1 кам. 2 кам. 1 кам. 2 кам. 1 кам. 2 кам. топливный перепускной
2101–1107010 135 135 170 190 45 60 180 70 40 40
2101–1107010–02 130 130 150 190 50 45 170 170 50 40
2101–1107010–03;
2101–1107010–30
130 130 150 200 45 60 170 70 40 40
2103–1107010 135 140 170 190 50 80 170 70 40 40
2103–1107010–01;
2106–1107010
130 140 150 150 45 60 170 70 40 40
2105–1107010–10 109 162 170 170 50 60 170 70 40 40
2105–110711010;
2105–1107010;
2105–1107010–20
107 162 170 170 50 60 170 70 40 40
21053 100 115 150 135 35–45 50 140 150 45 40
2107–1107010;
2107–1107010–20
112 150 150 150 50 60 170 70 40 40
2107–1107010–10 125 150 190 150 50 60 170 70 40 40
2108–1107010 97,5 97,5 165 125 42±3 50 170 120 30/40

Несмотря на то, что автомобили с карбюраторными двигателями сегодня не выпускаются, автомобилей с такими силовыми агрегатами довольно много, в том числе и среди семейства Жигулей. При правильном и своевременном обслуживании карбюратора устройство будет работать долгое время без нареканий. При возникновении проблем с ремонтом лучше не затягивать, так как нарушается правильная работа двигателя, что приводит к увеличению расхода топлива и ухудшению динамики.

Оцените статью