Если в машине в жаркую или холодную погоду выходит из строя система кондиционирования, это не сулит ничего хорошего водителю. А самым уязвимым элементом в автомобильных кондиционерах являются радиаторы. Они очень легко ломаются, особенно если водитель не ухаживает за ними должным образом. Можно ли отремонтировать радиатор самостоятельно? Да. Давайте узнаем, как это делается.
- Причины поломки радиатора кондиционера
- Признаки поломки устройства
- О целесообразности самостоятельного ремонта
- Быстрые способы заделать трещины
- Применение герметика
- Использование клея
- «Холодная сварка»
- Пайка радиатора
- Последовательность операций
- Видео: как запаять радиатор
- Проверка герметичности
- Очистка радиатора после ремонта
- Видео: очистка кондиционера пеной
Причины поломки радиатора кондиционера
Радиатор может выйти из строя по следующим причинам:
- механические повреждения. Возле каждого радиатора есть небольшой вентилятор. Лопасти этого узла при поломке практически всегда входят в ребра радиатора, ломая их и застревая между ними. А сломаться вентилятор может как из-за физического износа, так и из-за низкой температуры. Этот вариант особенно актуален для нашей страны: на морозе пластик легко ломается; Стенка радиатора деформировалась из-за лопасти вентилятора
Стенка радиатора деформировалась из-за попадания лопасти вентилятора - коррозия. Радиатор представляет собой систему трубок и алюминиевой ленты, сложенных гармошкой. Но в некоторых автомобилях патрубки радиатора сделаны не из алюминия, а из стали. Такое техническое решение сложно назвать удачным, так как сталь подвержена коррозии. Рано или поздно трубы заржавеют, радиатор потеряет герметичность, а из системы охлаждения уйдет фреон. Ниже вы можете видеть радиатор, частично разрушенный из-за коррозии стальных труб
Внизу виден радиатор, частично разрушившийся из-за коррозии стальных трубок
Признаки поломки устройства
Вот несколько типичных признаков, при появлении которых автовладельцу следует насторожиться:
- После включения кондиционера в салоне слышен свист. Этот звук говорит о том, что в радиаторе или в подсоединенных к нему шлангах появилась трещина и нарушена герметичность системы;
- плохое охлаждение. Если после длительной работы кондиционера воздух в салоне остается теплым, значит, поврежден радиатор, а в системе не осталось фреона;
- При включении кондиционера в салоне ощущается запах сырости. Могут появиться и другие неприятные запахи. Это происходит, когда фреон выходит из поврежденного радиатора, а на его месте появляется влага. Образует конденсат, который застаивается в системе и издает неприятный запах;
- Стекла в салоне потеют. Если в дождь окна остаются запотевшими при включенном кондиционере, следует проверить герметичность радиатора и уровень фреона в нем.
О целесообразности самостоятельного ремонта
Целесообразность ремонта радиатора напрямую зависит от степени его повреждений:
- Если в узле обнаружено несколько мелких трещин или деформирована пара ребер, такую поломку можно полностью устранить, не выезжая из гаража;
- А если осколки вентилятора попали в радиатор и от патрубков с оребрением остались только тряпки, отремонтировать это своими силами не получится. Да и к тому же не всегда устройства с такими повреждениями везут в сервис. Водители обычно просто покупают новые радиаторы и устанавливают их, экономя время и деньги.
Если автовладелец все же решил воспользоваться услугами автосервиса, то трудозатраты будут сильно различаться, так как зависят не только от степени повреждения, но и от марки автомобиля (ремонт бытовых радиаторов дешевле, иностранные дороже). Диапазон цен на сегодняшний день следующий:
- устранение мелких трещин с помощью клея или герметика — от 600 до 2000 рублей;
- пайка разорванных трубок и полное восстановление деформированных рёбер — от 4000 до 8000 рублей.
Быстрые способы заделать трещины
Существует несколько простых способов, позволяющих водителю самостоятельно заделать треснувший радиатор.
Применение герметика
Радиаторный уплотнитель представляет собой полимерный порошок, в состав которого входят мельчайшие связующие волокна. Разбавляется водой в определенной пропорции. Полученную смесь заливают в радиатор и устраняют течь. Наиболее популярной среди отечественных автомобилистов является продукция компании ЛАВР.
Их герметики отличаются хорошим качеством и демократичной ценой. Последовательность ремонта такова:
- Радиатор кондиционера снят с автомобиля. Следует отметить, что этот момент зависит от конструкции машины. На некоторых автомобилях (например, Ford и Mitsubishi) можно обойтись без снятия радиатора.
- В радиатор заливается смесь на основе герметика. Пропорции приготовления смеси и количество зависят от марки герметика, и всегда указываются на упаковке.
- После заливки смеси выждите 30-40 минут. Обычно этого достаточно, чтобы герметик достиг трещин и заполнил их. После этого радиатор промывают водой для удаления остатков герметика с патрубков, а затем сушат.
- Высушенный радиатор проверяется на герметичность, затем устанавливается на место и заполняется фреоном.
Использование клея
Специальный эпоксидный клей позволяет заделывать даже большие трещины в радиаторах.
Последовательность действий:
- Место нанесения клея на радиаторе тщательно зачищается мелкой наждачной бумагой и обезжиривается ацетоном.
- Из подходящего листа жести ножницами по металлу вырезается заплата соответствующего размера. Её поверхность тоже необходимо зачистить и обезжирить.
- На заплатку и поверхность радиатора наносится тонкий слой клея. Ему нужно дать высохнуть в течение 2-3 минут. После этого заплатку кладут на трещину и плотно прижимают к ней Радиатор с заплаткой сажают на эпоксидную смолу
Радиатор с заплатой, посаженной на эпоксидную смолу - Клею необходимо дать просохнуть, так что пользоваться радиатором можно будет лишь через сутки.
«Холодная сварка»
Еще один распространенный вариант ремонта. «Холодная сварка» представляет собой двухкомпонентный состав. Пара маленьких палочек, по виду и форме напоминающих детский пластилин. Один из них – клеевая основа, другой – катализатор. Купить «холодную сварку» можно в любом магазине автозапчастей.
Последовательность работы проста:
- Повреждённая поверхность радиатора зачищается наждачной бумагой и обезжиривается ацетоном.
- Компоненты «холодной сварки» смешиваются друг с другом. Их нужно просто тщательно помять в руках до образования одноцветной массы.
- Из этой массы формируется небольшая полоска, которая аккуратно вдавливается в трещину на радиаторе.
Пайка радиатора
Серьезные повреждения радиатора нельзя устранить с помощью герметика или клея. При наличии необходимых навыков восстановить герметичность устройства можно с помощью пайки. Вот что для этого требуется:
- паяльник или бытовой сварочный аппарат;
- припой;
- канифоль;
- паяльная кислота;
- кисточка;
- сварочная присадка (она может быть латунной или алюминиевой в зависимости от материала радиатора);
- ацетон для обезжиривания;
- набор ключей и отвёрток.
Последовательность операций
Перед началом сварки радиатор снимается с помощью отвёртки и набора рожковых ключей.
- Место пайки тщательно зачищается наждачной бумагой и обезжиривается ацетоном Некоторые автомобилисты предпочитают чистить радиаторы дрелью с подходящей насадкой
Некоторые автолюбители предпочитают чистить радиаторы дрелью с соответствующей насадкой - Паяльная кислота наносится на зачищенное место маленькой кисточкой. Затем металл нагревается паяльником, мощность которого должна быть не менее 250 Вт (если мощности недостаточно, для нагрева металла можно использовать сварочную горелку) Для нагрева подходит как паяльник, так и горелка радиатор
Для разогревания радиатора подойдёт как паяльник, так и горелка - На разогретое жало паяльника наносится канифоль, затем жалом следует поддеть небольшую каплю припоя и нанести на обрабатываемую поверхность, закрывая трещину. При необходимости операцию повторяют несколько раз до полного закрытия раны.
Вышеописанная процедура подходит только для ремонта медного радиатора. Паять алюминиевый радиатор в гараже очень сложно. Дело в том, что поверхность алюминия покрыта оксидной пленкой. Для его удаления требуется специальный флюс (смола с опилками кадмия, цинка и висмута), достать который рядовому автолюбителю удается далеко не всегда. Самые опытные автовладельцы готовят флюсы самостоятельно. Последовательность работы выглядит так:
- 50 граммов канифоли помещают в специальный тигель. Отапливается газовой горелкой. Когда канифоль начнет таять, добавляют по 25 граммов металлической стружки висмута, цинка и кадмия, причем опилки должны быть очень мелкими, как порошок.
- Полученная смесь тщательно перемешивается обычной стальной вилкой.
- Повреждённая поверхность радиатора зачищается и обезжиривается.
- На трещины наносится паяльником горячий флюс, делается это круговыми движениями. Состав как бы втирается в поверхность металла до полного устранения повреждения.
Видео: как запаять радиатор
https://www.youtube.com/embed/plnvvYRmBAk
Проверка герметичности
После заделывания повреждений радиатор необходимо проверить на герметичность. Вот как это делается:
- Все дополнительные патрубки радиатора тщательно закупориваются (пробки для них можно вырезать из куска резины).
- В основной патрубок заливается вода. Так, чтобы радиатор заполнился доверху.
- Затем положите устройство на сухую поверхность и оставьте там на 30-40 минут. Если по прошествии этого времени под радиатором не появилась вода, он запаян и может быть установлен в автомобиле.
Возможен и второй вариант проверки, с помощью воздуха:
- Необходимо взять ёмкость, в которую свободно поместится радиатор (лучше всего для этого подойдёт средних размеров таз).
- Ёмкость заполняется водой.
- Патрубки радиатора закрыты заглушками. К магистральной трубе подключается штатная автомобильная помпа (для подключения можно использовать переходник, а при его отсутствии шланг просто привязывается к трубе изолентой).
- С помощью насоса в устройстве создаётся избыточное давление.Выходящие пузырьки воздуха говорят о том, что радиатор не герметичен
Выходящие пузырьки воздуха говорят о том, что радиатор не герметичен - Накачанный воздухом радиатор помещается в таз с водой. Если нигде не видно пузырьков выходящего воздуха — устройство герметично.
Очистка радиатора после ремонта
Поскольку радиатор был отремонтирован, в нем осталось много мусора и посторонних химических соединений, перед заправкой фреоном его следует очистить. Проще всего это сделать с помощью специальной чистящей пены, которую можно приобрести в любом магазине запчастей.
Вот последовательность очистки:
- Под приборной панелью автомобиля нужно найти сливной патрубок радиатора (обычно это короткий гибкий шланг с хомутом). Дренажная трубка кондиционера расположена рядом с цветным жгутом проводов
Дренажный патрубок кондиционера находится рядом со жгутом цветных проводов - Шланг от пеноочистителя подсоединяется к сливному патрубку и фиксируется хомутом. Пенопластовый бокс подключается к сливному патрубку с помощью переходника
Баллончик с пеной подключён к дренажному патрубку с помощью переходника - Двигатель автомобиля заводится. Кондиционер тоже запускается и устанавливается в режим рециркуляции.
- Двигатель должен работать на холостом ходу 20 минут. За это время пена из коробки успеет пройти через весь радиатор. После этого под сливной патрубок ставится подходящая емкость, пенопласт отсоединяется и выходит из радиатора.
Видео: очистка кондиционера пеной
https://www.youtube.com/embed/EFfxTyc9C7U
Так можно починить радиатор кондиционера в гараже, если повреждение агрегата не слишком серьезное. С этой задачей справится даже начинающий автомобилист, который хоть раз держал в руках эпоксидный клей или «холодную сварку». При более крупных повреждениях помогает только пайка. А если у автовладельца нет необходимых навыков, без помощи квалифицированного автослесаря не обойтись.