Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Звуковой сигнал ВАЗ 2107: устройство, неисправности и ремонт

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Правила дорожного движения запрещают использование автомобиля с неработающим звуковым сигналом. Поэтому автовладельцы должны периодически проверять работоспособность этого сигнала и незамедлительно устранять неисправности.

Звуковой сигнал ВАЗ 2107

Производитель ВАЗ 2107 оснастил автомобиль двумя вариантами звукового сигнала (АС). В первом случае были установлены два звуковых элемента (СЭ) с низким и высоким тоном (типы сигналов С-304 и С-305), что позволило добиться громкого и объемного звучания. Эти элементы крепились на металлическом кронштейне в моторном отсеке возле радиатора системы охлаждения.

Звуковой сигнал ВАЗ 2107 состоит из двух элементов разной тональности — С-304 и С-305

Второй вариант предусматривал установку одного ЗЭ типа 20.3721–01, также размещенного на кронштейне перед радиатором охлаждения. Все звуковые элементы не могут быть разделены и не могут быть восстановлены.

Звуковой сигнал ВАЗ 2107 состоит из одного элемента 20.3721–01

Назначение звукового сигнала

Сигнал предназначен для предупреждения участников дорожного движения об опасности и предотвращения аварий. Сигнал подается нажатием кнопки ZS, которая находится на руле.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Правила дорожного движения ограничивают применение ЗС двумя ситуациями.

ПДД глава 19.10. Звуковые сигналы можно использовать только:

– предупреждать других водителей о намерении совершить обгон вне населенных пунктов;

— в случаях, когда необходимо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Правила дорожного движения Российской Федерации

http://www.pdd24.com/

В первом случае AP информирует водителя о впереди идущем транспортном средстве до начала маневра. Ситуации, подпадающие под действие второго раздела ПДД, более разнообразны. Возможны следующие варианты.

  1. Во время гололёда по пешеходному переходу идёт человек, а скользкая дорога не позволяет вам резко затормозить. Услышав ЗС, пешеход среагирует.
  2. Водитель, двигающийся по соседней полосе, не увидел вас в боковое зеркало и начал перестраиваться. Подав сигнал, вы обратите его внимание на себя.
  3. На проезжую часть вышло животное. Звуковым сигналом можно согнать его с дороги.
  4. При выезде со второстепенной дороги водитель не увидел ваш автомобиль, двигающийся по главной дороге. ЗС заставит его остановить свой автомобиль.
  5. Велосипедист двигается не по краю, а по середине проезжей части. Звук сигнала заставит его пропустить автомобиль.

Таких случаев очень много. Своевременное и обоснованное использование ЗС позволит участникам дорожного движения избежать больших неприятностей.

Устройство звукового сигнала ВАЗ 2107

В корпусе ЧЭ находится металлическая диафрагма, которая колеблется за счет движений металлического якоря. Эти колебания являются источником звука. Сам якорь приводится в движение магнитным полем, создаваемым катушкой с обмоткой.

Звуковой сигнал ВАЗ 2107 устроен довольно просто: 1 — ярмо; 2 — корпус ЗЭ; 3 — обмотка; 4 — сердечник; 5 — якорь; 6 — регулировочный винт; 7 — мостик; 8 — текстолитовая пластина; 9 — держатель неподвижного контакта; 10 — пластина подвижного контакта; 11 — мембрана; 12 — диффузор; 13 — кольцо

Принцип работы ЗС ВАЗ 2107 заключается в следующем. Электромагнитное поле, создаваемое при подаче напряжения на катушку, выталкивает якорь диафрагмы, которая, в свою очередь, размыкает выключатель и выключает катушку. В результате диафрагма возвращается в исходное положение, а якорь снова замыкает контакты переключателя. В результате повторения таких циклов мембрана вибрирует и издает звук.

Электрическая схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2107

Схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2107 с двумя элементами разной тональности довольно проста.

Схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2107: 1 — звуковые сигналы; 2 — блок реле и предохранителей; 3 — кнопка включения сигнала на рулевом колесе; РЗ — реле звукового сигнала; А — плюс генератора

Принцип действия звукового сигнала ВАЗ 2107

На клеммы аудиоэлементов подается напряжение через реле, предназначенное для замыкания и размыкания электрической цепи с высокой нагрузкой. Это слаботочное управляемое реле позволяет избежать перегрузки некоторых органов управления. Его неисправность может привести к перегреву кнопок управления и тумблеров и их выходу из строя.

При замыкании контактов кнопки включения сигнала клемма 85 реле соединяется с массой (минусовая клемма аккумулятора). При этом от генератора на клеммы 86 и 30 реле 3S подается постоянный плюс. Клеммы 85 и 86 — минус и плюс катушки реле. При подаче на них напряжения замыкается контакт между выводами 30 и 87. На последний вывод, который соединен с плюсовым выводом, через нормально разомкнутый контакт подается плюс. В результате при постоянном соединении минусовой клеммы ЭК с массой срабатывает звуковой сигнал.

Неисправности звукового сигнала ВАЗ 2107

Неисправности звукового сигнала ВАЗ 2107 бывают трёх видов:

  • ЗС совсем перестал работать;
  • звук сигнала стал слабым или хриплым;
  • ЗС начал срабатывать самопроизвольно.

Слабый или неестественный звук сигнала

Со временем звук будильника может стать тихим, хриплым или прерывистым. Причиной этого обычно является неисправность СГ или плохой контакт на клеммах. Грязь и вода могут попасть в звуковой элемент. В результате механизм подвергается коррозии, а диафрагма начинает двигаться с трудом или вовсе заедает. Обмотка сигнальной катушки также может выйти из строя, но это случается достаточно редко.

Для диагностики точка доступа подключается напрямую к аккумулятору. Для этого используйте дополнительные провода или снимите блок питания. Если результат тот же, аудиоэлемент неисправен. Поскольку его нельзя отделить, его невозможно очистить. Можно попробовать коснуться диафрагмы, повернув регулировочный винт.

Были случаи, когда «шоковая терапия», так сказать, помогала восстановить сигнал. Застрявшую мембрану можно встряхнуть, сильно постукивая по сигналу рукояткой отвертки. А еще лучше снимите сигнал с автомобиля и постучите им по деревянной поверхности. Еще можно попробовать продуть сжатым воздухом. Мембрану можно отпустить, и сигнал продолжит работать. Делать это стоит тогда, когда нечего делать, кроме как купить новый сигнал.

Регулировка и замена звукового сигнала

Отрегулировать сигнал можно без его демонтажа. Делается это следующим образом:

  1. Звуковые элементы настраиваются один за другим. Это отключает питание элемента, который в данный момент не регулируется. Для отключения сигнала снимите один или оба провода с разъемов аудиоэлемента
    Для отключения сигнала нужно снять один или оба провода с контактов звукового элемента
  2. Вращением регулировочного винта достигается самое громкое и чистое звучание сигнала.

    Вращением регулировочного винта на рупоре по часовой стрелке диафрагма затягивается, против часовой стрелки ослабляется

    Вращением регулировочного винта достигается максимально громкий и чистый звук сигнала.
  3. Таким же образом регулируется второй ЗЭ, предварительно отключив первый.
  4. При замене неисправного ЗЭ от него отключаются провода питания и откручивается гайка, фиксирующая его на кронштейне.
  5. Новый звуковой сигнал устанавливается в обратном порядке.

Неисправности реле и предохранителя

Если звуковой элемент исправен, а сигнал не работает, следует искать место обрыва электрической цепи.

В первую очередь проверьте предохранитель 3S номиналом 16 А или 20 А, расположенный в монтажном блоке под номером F7. Электродвигатель вентилятора радиатора подключается через тот же предохранитель. Если предохранитель часто перегорает, его можно увеличить до 25 А. Это позволит компенсировать нагрузку при одновременной работе вентилятора и звукового сигнала.

Для удобства поиска и замены предохранителей и реле все элементы объединены в один блок

Если предохранитель цел, проверьте реле 3S — его вытаскивают из посадочного места при помощи пластикового съемника, который находится в монтажном блоке, и проверяют мультиметром.

Реле звукового сигнала ВАЗ 2107 применяется практически во всех отечественных автомоблилях

Порядок проверки реле звукового сигнала

Проверка реле звукового сигнала осуществляется в следующем порядке:

  1. Подключаем к клемме 86 положительный провод, к клемме 86 — отрицательный. Тем самым на катушку подаётся напряжение, замыкая контакты 30 и 87.
  2. После установки на мультиметре режима «сигнал», подключаем щупы к клеммам 30 и 87. Проверяем действие реле звукового сигнала с помощью мультиметра
    Работоспособность реле звукового сигнала проверяется при помощи мультиметра
  3. Если прозвучал сигнал, то реле работоспособно. В противном случае оно неисправно и требует замены.

Для тех, у кого нет мультиметра, можно воспользоваться личным опытом автора. Вместо мультиметра используется любая лампочка на 12 В. К клеммам 86 и 85 подключаем с «+» и «-» соответственно, затем подключаем «-» от лампочки к массе или «-» клеммам аккумулятора. Подключаем «+» от аккумулятора к клемме 30 и далее от клеммы 87 к «+» на лампочке. В этом случае цепь питания лампочки прерывается контактом в реле. Соответственно, если лампочка горела, реле срабатывало. При срабатывании реле отчетливо слышен щелчок, по нему можно определить, исправно реле или нет, но это не гарантирует правильный результат проверки, т к контакты в реле могут быть заржавевшими или окислившимися.

Неисправность кнопки включения ЗС на руле

Если при диагностике ЭП, предохранителя и реле на ЭП ошибок не обнаружено, необходимо проверить сигнал на кнопке на руле. Так как сам руль постоянно вращается, и потребность в звуковом сигнале может возникнуть в любой момент, между рулем и рулевой колонкой имеется подвижный контакт. С помощью этого контакта можно замкнуть цепь даже при повороте руля. Кроме того, в самой кнопке есть еще два контакта, так что водитель может подать сигнал как левой, так и правой рукой. Любой из этих контактов (обычно подвижный) может выйти из строя. В этом случае нужно его почистить и убедиться, что кнопка работает. Это делается следующим образом.

  1. Устанавливаем колёса автомобиля прямо. Рулевое колесо тоже не должно отклоняться в сторону.
  2. Поддеваем отвёрткой и снимаем с кнопки руля эмблему «Лада».С кнопки включения ЗС снимается эмблема «Лада», которая закрывает гайку рулевого колеса
    С кнопки включения ЗС снимается эмблема «Лада», которая закрывает гайку рулевого колеса
  3. Головкой на 24 откручиваем гайку рулевого колеса, расположенную под эмблемой.
  4. Удерживая и слегка покачивая руль двумя руками, снимаем его с вала. При этом, если руль не снимается, можно через проставку ударить по валу.
  5. С помощью крестообразной отвертки откручиваем четыре болта с обратной стороны руля и снимаем кнопку сигнала. Чтобы снять кнопку сигнала, откручиваем четыре болта с обратной стороны руля
    Для снятия кнопки сигнала откручиваются четыре болта с обратной стороны руля
  6. Снимаем кнопку с руля и отсоединяем провод от контакта на руле.
    Приподняв кнопку, от руля отсоединяется провод, а сама кнопка отводится в сторону
    Снимаем кнопку с руля и отсоединяем провод от контакта на руле.
  7. Напильником или наждачной бумагой зачищаем подвижный контакт, который находится возле оси на рулевой колонке. Слегка отогните разъем вверх (в сторону руля).

    Подвижный контакт часто загрязняется или погнут, а звуковой сигнал перестает работать

    Надфилем или наждачной бумагой зачищаем подвижный контакт, расположенный около вала на рулевой колонке. Слегка подгибаем контакт вверх (в сторону руля).
  8. Очищаем от грязи и остатков жира, зачищаем наждачной бумагой и покрываем графитовой смазкой часть подвижного контакта в виде кольца на руле. Это избавит от скрипа и обеспечит хорошее соединение.

    Подвижное контактное кольцо, обеспечивающее соединение с рулем при его повороте, необходимо очистить и смазать

    Очищаем от грязи и остатка смазки, зачищаем наждачной бумагой и покрываем графитовой смазкой часть подвижного контакта в форме кольца, расположенную на руле. Это избавит от скрипа и обеспечит хорошее соединение.
  9. На снятой ранее кнопке сигнала чистим оба контакта.
    Все контакты, к которым подходят провода, нужно разобрать и почистить
    На снятой ранее кнопке сигнала чистим оба контакта.
  10. Извлекаем и зачищаем провода и контакты, извлечённые из кнопки.
    Контакты кнопки ЗС разбираются и зачищаются
    Извлекаем и зачищаем провода и контакты, извлечённые из кнопки.
  11. После чистки контактов собираем кнопку. При этом следим, чтобы все контакты соприкасались друг с другом.
  12. Чтобы сигнал не действовал самопроизвольно, проверяем, не ослаблены ли пружины кнопки сигнала. При необходимости растяните пружины или замените их новыми.
  13. Устанавливаем рулевое колесо на вал в положение, которое было до разборки.

Видео: диагностика и ремонт звукового сигнала ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/QxecF_lwsOw

Установка на звуковой сигнал ВАЗ 2107 дополнительной кнопки

Подвижный контакт между рулем и рулевой колонкой ВАЗ 2107 со временем выходит из строя. Его стопа теряет свою эластичность, и части контакта перестают соприкасаться. Чтобы предотвратить такую ​​ситуацию, автовладельцы часто устанавливают дополнительную кнопку для подачи звукового сигнала, дублируя функции кнопки на руле, то есть подключая реле к массе. Устанавливается в любом удобном месте, чаще на панели приборов возле руля.

Часто владельцы ВАЗ 2107 устанавливают для подачи звукового сигнала дополнительную кнопку

Устанавливается дополнительная кнопка следующим образом.

  1. На панели приборов проделываем отверстие подходящего диаметра.
  2. Устанавливаем в проделанное отверстие кнопку.
  3. Если кнопка трёхконтактная, определяем, какие контакты замыкаются при её нажатии. Сделать это можно с помощью мультиметра.
  4. Находим в общем жгуте проводов провод, идущий к кнопке ЗС на рулевом колесе. Обычно это серый провод с чёрной полосой.
  5. Подсоединяем этот или параллельный с ним провод к одному из контактов кнопки.
  6. Вторую клемму кнопки соединяем с массой.

Подключённая таким образом кнопка будет повторять функции кнопки на руле.

Личная практика показывает, что пользоваться сигнальной кнопкой, установленной на панели приборов, нецелесообразно. К нему так не привыкнешь, что сразу пищать не глядя. В результате теряются драгоценные доли секунды, когда они могли быть жизненно необходимы. Стоит потратить деньги и потратить некоторое время на то, чтобы починить сигнал на руле.

Установка на ВАЗ 2107 пневматического звукового сигнала

Некоторые автовладельцы устанавливают на ВАЗ 2107 мощный пневматический звуковой сигнал. Установка такого устройства достаточно проста. Вам понадобится болгарка, дрель и стандартный набор слесарных инструментов.

Универсальная модель пневматического клаксона подходит для большинства автомобилей

Сначала нужно выяснить, где будут располагаться рупор и компрессор, а затем сделать кронштейны для их крепления. Обычно пневмосигнал устанавливается за декоративной решеткой перед радиатором.

Пневмосигнал обычно ставится перед радиатором охлаждения

Монтаж выполняется в следующем порядке:

  1. Из подходящего материала (металлический уголок или планка) изготавливаем кронштейны.
  2. Устанавливаем кронштейны на верхнюю панель перед радиатором охлаждения в соответствии с размерами пневмогорна и конструкцией креплений
    Изготовленные кронштейны прикручиваются в подходящих для крепления пневмоклаксона местах
  3. Устанавливаем на кронштейны пневмоклаксон.
  4. Компрессор монтируем на стандартные сигнальные кронштейны или на панель рядом с радиатором.

    Компрессор воздушного сигнала установлен рядом с радиатором охлаждения

    На кронштейнах штатного сигнала или на панели около радиатора монтируем компрессор.
  5. Соединяем клаксон и компрессор шлангом из комплекта пневмосигнала.
  6. К пневмоклаксону подсоединяем питание от штатного ЗС.

Если потребляемый компрессором ток больше 5 А, по описанной выше схеме для подстраховки нужно будет установить дополнительное реле.

Пневматический звуковой сигнал нецелесообразен, поскольку оснащен компрессором, который запускается с задержкой. Компрессор недолговечен и может быстро потребовать замены, кроме того, в сильный мороз компрессор может выйти из строя и сигнализация не сработает.

На практике алгоритм монтажа пневмоклаксона определяется его размерами, видом, конструкцией креплений и т. п.

Видео: пневматический звуковой сигнал на ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/AY5w6zQSPZk

Поэтому диагностировать неисправность и отремонтировать звуковой сигнал ВАЗ 2107 достаточно просто. Это может сделать даже неопытный автовладелец, у которого перед глазами инструкции от специалистов. Заменить штатный сигнал на пневматический тоже не очень сложно.

Это может быть интерено  Замена торпеды ВАЗ 2107 своими руками: инструкции по замене панели и отдельных приборов
Оцените статью