Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107

ГРМ

Если в какой-то момент владелец ВАЗ 2107 стал замечать, что машина ведет себя странно, а ее странное поведение сопровождается характерным звоном из-под капота, следует проявить осторожность. Велика вероятность того, что цепь ГРМ в двигателе ослаблена, и ее необходимо как можно скорее подтянуть или заменить. Опытный водитель без труда заменит цепь самостоятельно. Попробуем разобраться, как это сделать с наименьшими усилиями и нервами.

Назначение цепи ГРМ и её длина

Чтобы понять назначение газораспределительной цепи, необходимо в общих чертах обозначить, что собой представляют двигатели классических моделей ВАЗ. Все эти двигатели верхнеклапанные. То есть вал ГРМ (он же ГРМ) находится сверху двигателя, над коленчатым валом и над валом масляного насоса.

Цепь ГРМ является основным связующим звеном в моторе ВАЗ 2107

Все эти валы снабжены шестернями, на которые насажена цепь ГРМ. Задача цепи проста: она должна передавать крутящий момент от вала ГРМ на коленчатый вал и на вал масляного насоса. От коленчатого вала крутящий момент передается на шасси, а оттуда на ведущие колеса. Они начинают вращаться, и машина движется вперед. Таким образом, цепь ГРМ является важнейшим звеном между тремя валами двигателя, и выход из строя этого звена неминуемо приведет либо к серьезным сбоям в работе двигателя, либо к полной остановке при обрыве цепи.

Длина цепей ГРМ для двигателей ВАЗ

Если водитель решит заменить цепь ГРМ на «семерке», он отправится в магазин запчастей, где перед ним неизбежно встанет вопрос: какую цепь выбрать?

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Знайте простое правило: все двигатели ВАЗ «классика» комплектуются только цепями. Отличие только в длине цепочек, а точнее в количестве звеньев:

  • цепи на 114 звеньев. Их ставят на ВАЗ 2102, ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011 (эти короткие цепи рассчитаны на двигатели небольшого объёма — от 1.2 до 1.3 литра);
  • 116 звеньев цепи. Устанавливаются на модели ВАЗ с 2103 по 2107. Такие же цепи устанавливаются на Ниву (ВАЗ 21213). Необходимость в более длинной цепи связана с увеличением объема двигателя, который варьируется от 1,5 до 1,7 литров.

Исходя из всего вышесказанного, водителю в магазине придётся определить, какую он покупает цепь — короткую или длинную. Для этого есть два способа:

  • первый способ очевиден: просто подсчитать количество звеньев. Если их 116 — цепь для ВАЗ 2107 найдена;
  • Второй способ проще: цепочку нужно сложить пополам, а затем посмотреть на пару концевых звеньев. Если эти звенья симметричны, в цепи 116 звеньев. Если нет, то цепь короткая, 114 звеньев.

Тут следует отметить, что в последнее время на прилавках магазинов часто встречаются поддельные цепи ГРМ. К счастью, подделки сделаны довольно небрежно, так что внимательный автолюбитель сразу заподозрит неладное.

Видео: как распознать поддельную цепь ГРМ

https://www.youtube.com/embed/Ng9h8MxJr2I

Основные элементы натяжительной системы цепи ГРМ

Цепь ГРМ в моторе держится не только на трёх звёздочках, о которых говорилось выше. Её поддерживает ещё несколько важных устройств.

Натяжительная система цепи ГРМ состоит из нескольких важнейших элементов

Разберёмся с ними подробнее.

Ограничительный палец цепи ГРМ

Цепь ГРМ в двигателе ВАЗ 2107 поддерживается сложной системой натяжения. Одним из элементов этой системы является ограничительный палец. Это небольшая цилиндрическая деталь, ввернутая в стенку блока цилиндров. Палец расположен рядом с шестерней коленчатого вала. Назначение штифта следующее: если вдруг ослабнет натяжение цепи ГРМ, штифт не позволит цепи отсоединиться от шкива коленчатого вала.

Это может быть интерено  Натяжитель цепи ВАЗ 2107: назначение, виды, признаки износа, замена

Конструкция ограничительного пальца предельно проста — это обычный болт с усечённой по бокам головкой

При этом цепь с характерным лязгом начнет задевать ограничитель, что обязательно привлечет внимание водителя, так как этот звук будет слышен даже в салоне. В случае обрыва цепи ограничитель не даст ей полностью слететь со звездочки и сломать близлежащие звездочки масляного насоса и шестерни. Если цепь ГРМ натянута нормально, она не касается ограничительного штифта, так как в этом случае имеется постоянный зазор ок. 1,5 см между ним и палкой.

О натяжителях цепи ГРМ

Назначение натяжителя цепи легко догадаться из названия. Он должен постоянно подтягивать цепь, чтобы она не провисала. Если цепь опустится хотя бы на полсантиметра, она может слететь с одной из звездочек (хотя такое случается довольно редко, гораздо больше ситуаций, когда цепь остается на звездочке, но при этом некоторые зубья прыгают вперед, как результате чего равномерность натяжения полностью нарушается, а материя увеличивается еще больше). В разное время на ВАЗ 2107 устанавливались разные типы натяжителей.

Натяжители механические

В механическом натяжителе усилие, необходимое для прижатия башмака натяжителя к цепи, создается обычной пружиной. Давит на шток, вытягивается из корпуса и давит на башмак. А колодка, в свою очередь, давит на цепь, постоянно гася колебания.

Главным элементом механического натяжителя является плунжерная пружина

Пружина в таком натяжителе регулируется обычной поршневой гайкой. Если райдеру нужно немного подтянуть цепь, он просто немного подтягивает гайку, устраняя провисание.

Механические натяжители для ВАЗ 2107 отличаются надёжностью и простотой конструкции

Натяжители автоматические

Автонатяжители устанавливались на более поздние модели ВАЗ 2107. В отличие от механических устройств, этот натяжитель имеет зубчатую рейку с храповиком.

Основным элементом автоматического натяжителя цепи ГРМ является зубчатая планка

Пружина поршня давит на этот шток, и шток передает это усилие на колодку. Храповой механизм предотвращает возвращение штока в исходное положение. Таким образом поддерживается постоянное натяжение цепи ГРМ.

Найти в продаже автоматические натяжители для ВАЗ 2107 в последнее время всё труднее

Натяжители гидравлические

Эти натяжители устанавливались на последние модели ВАЗ 2107. Основное отличие этих устройств заключается в принципе их работы. Усилие в гидронатяжителе создается не пружиной, а давлением масла. Подается к натяжителю по армированному шлангу высокого давления.

Масло подаётся в гидравлический натяжитель по специальному армированному шлангу

Успокоитель цепи ГРМ

Направляющая цепи ГРМ — еще один обязательный элемент в системе натяжения, без которого цепь ГРМ не может работать ровно. Демпфер представляет собой металлическую пластину, которая крепится к стенке блока цилиндров.

Успокоитель цепи ГРМ на «семёрке» представляет собой простую металлическую пластину, держащуюся на двух болтах

Эта пластина находится с противоположной стороны от натяжителя, то есть демпфер воздействует на другую половину цепи. Так как натяжитель очень сильно давит на цепь, противоположная сторона этой цепи неизбежно начинает вибрировать. Чтобы погасить эту вибрацию, нужен демпфер. Цепь, ударяясь о пластину демпфера, теряет часть своей энергии и амплитуда колебаний значительно снижается. Без демпфера цепь будет растягиваться гораздо быстрее.

Перескок цепи ГРМ и его признаки

Цепь, как и все остальные детали автомобиля, со временем изнашивается. Износ обычно проявляется в виде растяжения цепи. Причиной растяжения является так называемая усталость металла, которой подвержены практически все детали, испытывающие циклические нагрузки. При растяжении цепь начинает значительно провисать. Если водитель ничего не делает, рано или поздно возникает ситуация, когда цепь на одной из звездочек перескакивает на один-два зуба вперед. После этого будут нарушены все фазы газораспределения в двигателе, а также работа. Вот основные признаки перескока цепи ГРМ:

  • двигатель работает с перебоями, причём возникают они даже на холостых оборотах;
  • во время езды появляются провалы мощности, которые чаще всего возникают в процессе разгона автомобиля;
  • двигатель очень плохо заводится, причём это не зависит от температуры на улице;
  • из-под капота раздаётся характерное позвякивание, которое усиливается по мере увеличения оборотов мотора.
Это может быть интерено  Как устроен цепной привод ГРМ автомобиля ВАЗ 2106: обзор и замена

Все эти признаки говорят о том, что цепь ГРМ не только ослабла, но и перескочила. И водитель должен заменить его как можно быстрее. Если этого не сделать, рано или поздно двигатель заклинит, после чего придется делать дорогостоящий капитальный ремонт.

Процедура замены цепи ГРМ на ВАЗ 2107

Перед началом замены следует подобрать все необходимые инструменты и расходники. Нам необходимы следующие вещи:

  • новая оригинальная вазовская цепь на 116 звеньев;
  • рожковые ключи в комплекте;
  • торцевые головки и длинный вороток;
  • отвёртка плоская;
  • отрезок стальной проволоки длиной 20 см.

Последовательность операций

Поскольку замена цепи ГРМ является серьезной операцией, ее нельзя проводить без предварительной подготовки. Эта подготовка включает в себя полный слив охлаждающей жидкости и снятие радиатора.

  1. Крышка клапана снимается вместе с гнездом. Открывает доступ к шестерням на коленвале и распредвале. Эти шестерни имеют небольшие углубления, которые должны совпадать с выступами на корпусе регистра. Перед заменой цепи ГРМ необходимо совместить метки на валах и картере
    Перед заменой цепи ГРМ метки на валах и корпусе должны быть совмещены
  2. После регулировки автомобиль ставится на пятую передачу, а колеса надежно блокируются ручным тормозом. Затем с помощью рожкового ключа на 38 откручиваем болт крепления коленчатого вала. Чтобы закрутить этот болт, нужно приложить немало усилий. Поэтому есть смысл надеть на ключ стальную трубу и использовать ее как дополнительный рычаг. Чтобы открутить гайку коленвала, нужен ключ на 38 и много усилий
    Чтобы открутить гайку коленвала, требуется ключ на 38 и огромное усилие
  3. После откручивания гайки коленвала открывается доступ к передней крышке двигателя. Держится он на девяти болтах с 14 гайками, которые удобно откручивать длинной буртиковой головкой. Помимо шпилек в поддоне двигателя есть еще три болта крепления, которые держат крышку. Их также следует разблокировать. Снятие крышки Крышка двигателя держится на девяти внешних болтах и ​​трех болтах в поддоне, о которых нельзя забывать
    Крышка мотора держится на девяти наружных болтах и на трёх болтах в поддоне, о которых нельзя забывать
  4. Звездочка масляного насоса имеет шплинтовую гайку. Эту занозу следует отогнуть плоской отверткой и удалить. После этого можно ослабить фиксирующую гайку. Делается это ключом на 15. Точно так же снимается шплинт на распредвале. Шестерня также ослабляется после удаления занозы. Чтобы выпрямить шлицы на осях, используйте молоток и отвертку
    Чтобы разогнуть шплинты на валах, следует использовать молоток и отвёртку
  5. Теперь откручиваем гайку на натяжителе цепи. Натяжитель снимается, а после этого цепь сильно ослабляется. Гайку на натяжителе необходимо открутить, так как без нее не получится ослабить цепь
    Гайку на натяжителе придётся открутить, так как без этого ослабить цепь не получится
  6. Ослабленную цепь можно легко снять с шестерен на осях. Его удаляют и заменяют новым. После ослабления натяжителя цепь ГРМ сильно болтается и ее можно снять вручную
    После ослабления натяжителя цепь ГРМ сильно провисает и её можно извлечь вручную

О сборке ГРМ и установке цепи по меткам

Как было сказано выше, ГРМ имеет систему маркировки, которая позволяет после замены правильно установить направляющие колеса и звездочки.

  1. Если на карбюраторной «семерке» меняли цепь ГРМ, то первой подтягивается звездочка масляного насоса, которая была ослаблена выше. В данном случае клеймо на звезде совмещено с выступом на корпусе (а если «семерка» инжекторная, то этот элемент большой роли не играет).
  2. На место возвращается успокоитель цепи и натяжительный башмак.
  3. Коленчатый вал теперь на месте. На нем также имеется вмятина, которую также необходимо совместить с выступом на корпусе ГРМ, и только после этого затягивается гайка крепления шестерни и устанавливается на место шплинт.
  4. После выставления звёздочки коленвала по меткам на неё надевается новая цепь ГРМ.
  5. Теперь осталось установить шестерню распредвала на место. Звезда не расширяется. На него надевается цепь ГРМ. При этом звезду необходимо повернуть так, чтобы риск на ней совпал с риской на блоке цилиндров. При отсутствии совпадения следует снять цепь с зубьев и провернуть звездочку в правильном направлении до полного совпадения меток. Перед натяжкой звездочки на распредвале метки необходимо тщательно совместить
    Перед затягиванием звёздочки на распредвалу риски необходимо тщательно совместить
  6. При совпадении риски необходимо проверить совпадение меток и на других шестернях. Если расхождения меток нет, можно подтянуть звездочку распределительного вала и установить на нее шплинт.
  7. Теперь осталось вернуть на место крышку ГРМ, после чего поставить на место снятый ранее радиатор.
Это может быть интерено  Особенности конструкции, дефектовка и замена распредвала ВАЗ 2107

Видео: как установить цепь ГРМ по меткам на «классике»

https://www.youtube.com/embed/NzHr89litiI

О замене однорядной цепи на двухрядную

В ранних моделях ВАЗ 2107 устанавливались преимущественно двухрядные цепи ГРМ. У такого технического решения были свои плюсы:

  • False
  • Двухпроволочные цепи более безопасны. Если одно звено в такой цепочке по какой-то причине выйдет из строя, то цепочка не разорвется полностью. Это дает водителю шанс вовремя остановить машину после того, как он услышит характерный звук полуобрыва цепи, доносящийся из-под капота. С другой стороны, своевременная остановка позволяет избежать остановки двигателя и дорогостоящего капитального ремонта.

Основным недостатком двухрядной цепи был ее большой вес. Именно по этой причине в более поздних моделях ВАЗ 2107 от него решили отказаться. Однако водители, заботящиеся о безопасности и надежности двигателя, всегда могут вернуть двухрядную цепь обратно. Для этого потребуется заменить не только саму цепь, но и весь натяжной механизм, от шестерен до успокоителей и башмаков натяжителя. Обувь, как нетрудно догадаться, должна быть шире, то есть с расчетом на два ряда звеньев. Шестерни для осей также должны быть двухрядными.

Для установки двухрядной цепи на «семёрку» придётся ставить специальные двухрядные звёздочки

Раньше все эти детали можно было купить одним комплектом. Сейчас такие наборы попадаются все реже и реже, поэтому водителям приходится покупать все по отдельности. Продукция компании «Кедр» пользуется спросом. Этот производитель выпускает не только цепи, но и двухрядные звездочки.

Цепи от фирмы «Кедр» пользуются большим спросом у владельцев «семёрок»

Последовательность установки двухрядной цепи на ВАЗ 2107 ничем не отличается от вышеописанной. Есть только одна особенность: вместо однорядных звезд установлены двухрядные. То же самое относится и к натяжному башмаку. Порядок установки двухрядной цепи с метками ничем не отличается от описанного выше.

Таким образом, цепь ГРМ является наиболее важной частью двигателя. Последствия отказа в этой части могут быть катастрофическими. В особо тяжелых случаях заглохший двигатель вообще невозможно восстановить. Именно по этой причине автомобилист должен внимательно следить за состоянием цепи, и менять ее при малейших подозрениях на неисправность. Меняйте цепь по силам и новичкам в машине. Несмотря на кажущуюся сложность этой процедуры, ничего страшного в ней нет. Главное, правильно установить цепь по меткам, и проблем с ее дальнейшей эксплуатацией не возникнет.

Оцените статью