Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Как устроен цепной привод ГРМ автомобиля ВАЗ 2106: обзор и замена

ГРМ

Популярный автомобиль ВАЗ 2106, выпуск которого начался еще во времена СССР, оснащался тремя типами двигателей – рабочим объемом 1300, 1500 и 1600 см3. Конструкция перечисленных двигателей одинакова, разница только в размерах цилиндро-поршневой группы, коленчатого вала и шатунов. На всех силовых агрегатах шестерни газораспределительного механизма (ГРМ) приводятся двухрядной цепью. Последний постепенно растягивается и нуждается в периодической подтяжке, минимальный ресурс детали составляет 100 тысяч километров. При пропадании напряжения цепной привод меняется полностью — вместе с шестернями.

Назначение и конструкция привода

Газораспределительный механизм отвечает за подачу топливной смеси в цилиндры и выхлопных газов. Чтобы вовремя открыть впускной и выпускной клапаны, распределительный вал должен вращаться синхронно с коленчатым валом. В «Жигулях» эта функция возложена на цепной привод, установленный перед двигателем.

Замену цепи ГРМ и шестерен нельзя отнести к сложным операциям, но процедура достаточно трудоемкая. Для выполнения работы своими руками необходимо понимать принцип работы и устройство станции, которая состоит из следующих элементов:

  • на переднем конце коленчатого вала установлена ведущая шестерёнка малого диаметра;
  • над ней расположена промежуточная большая звёздочка, отвечающая за вращение привода масляного насоса и трамблёра;
  • к торцу распредвала прикреплена третья ведомая шестерня большого диаметра;
  • 3 вышеуказанные звёзды соединяются двухрядной цепью;
  • с одной стороны цепь натягивается изогнутым башмаком, который поджимает плунжерное устройство;
  • чтобы исключить биение ослабленной цепи, с другой стороны предусмотрен второй башмак — так называемый успокоитель;
  • возле ведущей звёздочки установлен ограничительный палец, не позволяющий цепи соскочить с зубьев.

Главную роль в механизме играет двухрядная цепь, соединяющая ведущую нижнюю шестерёнку с ведомыми
Передаточное отношение примерно 1:2. То есть, пока ведомая шестерня коленчатого вала делает 2 оборота, шестерня распределительного вала делает 1 оборот.

Необходимое натяжение ГРМ ВАЗ 2106 обеспечивает поршневое устройство, поддерживающее полукруглый башмак. Старые автомобили оснащались чисто механическим поршнем — выдвижным штоком с мощной пружиной, которую нужно было подтягивать вручную. Более поздние модели получили гидравлический натяжитель цепи, работающий автоматически.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Неосознанно я однажды попал в дурацкую ситуацию. У знакомой на «шестерке» растянулась цепь и начала сильно шуметь, я ей посоветовал подтянуть. На месте выяснилось, что отсутствует болт крепления поршня, совет оказался бесполезным. Позже выяснилось, что в машине стоит автоматический натяжитель, работающий под давлением масла. Растянутую цепь пришлось заменить.

Привод ГРМ смазывается моторным маслом, поступающим от распределительного вала. Для предотвращения разбрызгивания смазки механизм спрятан за герметичной алюминиевой крышкой, прикрученной к торцу блока цилиндров 9 болтами М6. Еще 3 винта соединяют защитную крышку с масляным картером.

Итак, цепной привод выполняет 3 функции:

  • крутит распредвал, который поочерёдно нажимает кулачками на штоки клапанов;
  • через косозубую шестерню (на жаргоне водителей — «поросёнок») передаёт крутящий момент масляному насосу;
  • вращает валик главного распределителя зажигания.

Как подобрать цепь по длине

При покупке новой запчасти необходимо учитывать один параметр — длину, определяемую количеством звеньев. Указанное значение зависит от типа двигателя, установленного на конкретный автомобиль. У двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 литра (модификации ВАЗ 21061 и 2106) ход поршня составляет 80 мм, а у силовых агрегатов объемом 1,3 литра (ВАЗ 21063) этот показатель равен 66 мм. Соответственно, блоки двигателей 1,5 и 1,6 литра выше, а цепь длиннее:

  • версии ВАЗ 21061 и 2106 — 116 секций;
  • ВАЗ 21063 — 114 звеньев.
Это может быть интерено  Натяжитель цепи ВАЗ 2107: назначение, виды, признаки износа, замена

Добросовестные производители прописывают число звеньев цепи на упаковке

Количество секций новой запчасти можно узнать без утомительного пересчета. Положите цепь на ровную поверхность так, чтобы соседние звенья касались друг друга. Если концевые части выглядят одинаково, в цепи 116 звеньев. Деталь из 114 частей образует конечное звено, повернутое под углом.

При замене приводной цепи настоятельно рекомендуется установить новые звездочки — ведущую, ведомую и промежуточную. В противном случае механизм долго не прослужит – звенья снова растянутся. Шестерни продаются комплектами по 3 штуки.

Видео: выбор новой цепи для «Жигулей»

https://www.youtube.com/embed/Ng9h8MxJr2I

Замена цепного привода — пошаговая инструкция

Часть ремонтных работ осуществляется из смотровой траншеи. Вам нужно ослабить вал генератора, демонтировать защиту и открутить храповую гайку – перечисленные операции выполняются из-под автомобиля. Для полной замены привода лучше приобрести готовый ремкомплект ГРМ на ВАЗ 2106, состоящий из следующих запчастей:

  • три звёздочки;
  • цепь на 114 или 116 секций в зависимости от рабочего объёма мотора;
  • башмаки успокоителя и натяжителя;
  • механический плунжер (гидравлический менять не обязательно);
  • прокладки для крышки и плунжерного устройства.

В полный ремкомплект цепного привода не входит только силиконовый герметик, его нужно купить отдельно

Расходные материалы потребуют высокотемпературной герметизации силикона, ветоши и тканевых перчаток. Перед разборкой обратите внимание на внешний вид передней части двигателя — бывает, что передний сальник коленвала подтекает смазка, двигатель покрывается слоем маслянистой грязи. Так как сальник установлен внутри крышки ГРМ, поменять его при ремонте не составит труда.

Подготовка инструментария

Чтобы успешно разобрать и поменять цепь вместе со звёздочками, приготовьте рабочий инструмент:

  • стандартный набор головок с воротком, оборудованным возвратной трещоткой;
  • комплект рожковых либо накидных ключей размером 10—19 мм;
  • мощная отвёртка с плоским наконечником;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • монтировка, желательно с изогнутым концом.

При разборке привода ГРМ «Жигулей» лучше пользоваться набором головок, действовать рожковыми ключами не слишком удобно

Чтобы открутить большую гайку-трещотку, найдите специальный накидной ключ на 36 мм с длинной рукояткой. Он также используется при регулировке меток вращением коленчатого вала вручную. В крайнем случае возьмите накидной ключ с загнутой на 90° ручкой по образцу колеса «баллон».

Ключ с длинной рукояткой применяется не только для откручивания храповика, но и выставления меток

Этап предварительной разборки

Сразу добраться до узла ГРМ невозможно — мешает ремень привода генератора, шкив коленвала и электровентилятор. В старых моделях ВАЗ 2106 крыльчатка крепится к валу помпы, поэтому снимать ее не нужно. Для разборки цепного привода выполните ряд операций:

  1. Загнать автомобиль на яму, затормозить и подождать 20-60 минут, пока двигатель не остынет до комфортной температуры 40-50°С. Иначе вы обожжете руки при разборке.
  2. Залезьте под автомобиль и снимите решетку, защищающую масляный поддон силового агрегата. С помощью ключа на 10 мм открутите 3 винта, крепящих корпус ГРМ к крышке поддона, затем ослабьте гайку на 19 мм на валу генератора. Чтобы получить доступ к гайке крепления генератора снизу, снимите боковую защитную крышку
    Чтобы снизу добраться до гайки крепления генератора, нужно снять боковой защитный кожух
  3. Пользуясь ключиками 8 и 10 мм, демонтируйте корпус воздушного фильтра.Корпус воздушного фильтра прикручен к карбюратору четырьмя гайками М5
    Корпус воздушного фильтра прикручен к карбюратору четырьмя гайками М5
  4. Отсоедините вакуумные трубки распределителя и вентиляции картера. Затем снимите «всасывающий» трос и рычаги дроссельной заслонки. Разъем установлен на кронштейне клапанной крышки, поэтому его необходимо отсоединить, чтобы не мешал
    Тяга установлена на кронштейне клапанной крышки, поэтому её нужно отсоединить, чтобы не мешала
  5. С помощью головки на 10 отверните 8 гаек, удерживающих клапанную крышку. Снимите фигурные диски и снимите крышку. Клапанную крышку нужно снимать осторожно – с нее может капать моторное масло
    Клапанную крышку надо снимать аккуратно — из неё может капать моторное масло
  6. Отсоедините разъем питания электровентилятора и разберите агрегат, отвернув 3 болта под ключ на 10 мм. Вентилятор охлаждения крепится к радиатору в 3-х точках
    Вентилятор охлаждения крепится к радиатору в 3 точках
  7. С помощью торцевой головки с удлинителем ослабьте гайку натяжения генератора (находится сверху монтажного кронштейна). С помощью хомута сдвинуть корпус агрегата к двигателю и сбросить ремень Приводной ремень натягивается перемещением корпуса генератора и фиксируется гайкой
    Приводной ремень натягивается за счёт перемещения корпуса генератора и фиксируется гайкой

В процессе разборки проверяйте состояние прокладки клапанной крышки – возможно, она вздулась и подтекает масло. Затем купите и установите новый уплотнитель.

Перед снятием алюминиевой крышки, за которой скрывается блок ГРМ, рекомендуется удалить всю грязь с передней части двигателя. Когда вы снимите крышку, между блоком и масляным поддоном откроется небольшой зазор. Нельзя допускать попадания туда посторонних частиц, особенно после недавней замены масла.

Это может быть интерено  Замена успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107 своими руками

После снятия защитной крышки узла ГРМ открывается проём масляного картера

На автомобиле, оснащенном электронной системой впрыска топлива (инжектором), разборка производится в том же порядке. Только здесь шланг адсорбера отсоединяется, а корпус воздушного фильтра снимается вместе с гофрой, соединенной с дроссельной заслонкой.

Видео: как снять вентилятор ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/7suI7exyBzg

Выставление меток и монтаж цепи ГРМ

Перед дальнейшей разборкой совместите метку на шайбе коленчатого вала с первой длинной меткой на картере. При такой комбинации поршень первого или четвертого цилиндра находится в верхней мертвой точке, все клапана закрыты. Обратите внимание: в этом положении круглая метка на верхней звездочке совпадет с приливом на нижней части распределительного вала.

Разбирать механизм и снимать звёздочки надо после совмещения заводских меток
Две оставшихся метки на крышке (возле шкива) предусмотрены для установки углов опережения зажигания на 5 и 10 градусов соответственно.

Разметка облегчает дальнейшую работу — крутить коленвал храповиком намного проще, чем захватить его ключом при снятом шкиве. Далее действуйте по инструкции:

  1. Заклиньте шкив любым подходящим инструментом и ослабьте храповик ключом на 36.Ослабление гайки шкива удобнее выполнять из смотровой ямы
    Ослабление гайки шкива удобнее выполнять из смотровой ямы
  2. Используйте монтировку, чтобы поддеть и снять шкив с коленчатого вала. Шкив сидит близко к концу коленчатого вала
    Шкив плотно сидит на конце коленвала, для снятия нужно поддевать элемент монтажной лопаткой
  3. Открутите оставшиеся 9 болтов крепления кожуха к блоку цилиндров. Снимите крышку, поддев ее плоской отверткой. Корпус ГРМ прижат к блоку цилиндров девятью болтами, еще 3 соединяют крышку с масляным поддоном
    Кожух узла ГРМ прижимается к блоку цилиндров девятью болтами, еще 3 соединяют крышку с поддоном картера
  4. С помощью гаечного ключа на 13 ослабьте болт поршня, прижмите монтировку к колодке и снова затяните болт. Операция ослабит цепь и легко удалит шестерни. Поршневой палец расположен под патрубком системы охлаждения, с правой стороны головки блока цилиндров (если смотреть по ходу движения)
    Болт плунжера находится под патрубком системы охлаждения, с правой стороны ГБЦ (если смотреть по ходу движения)
  5. Проверив еще раз положение метки, снимите высшую шестерню. Для этого разблокируйте стопорную шайбу и накидным ключом на 17 мм отверните болт. При необходимости зафиксируйте распределительный вал отверткой Головка болта на верхней шестерне фиксируется стопорной шайбой, которую необходимо расправить
    Головка болта на верхней шестерне зафиксирована стопорной шайбой, которую надо распрямить
  6. Таким же образом разберите среднюю звездочку, нижняя звездочка вместе с цепью легко снимается руками. Будьте осторожны, чтобы не потерять ключ. Промежуточная шестерня не имеет следов, ее можно снять и поставить в любое положение
    Промежуточная шестерня не имеет меток, снимается и ставится в любом положении
  7. Осталось демонтировать старый демпфер и натяжитель, открутив болты крепления головкой на 10 мм. При откручивании заслонки придерживайте пластину рукой, чтобы она не упала в картер
Это может быть интерено  Цепь ГРМ ВАЗ 2107: неисправности, замена, регулировка

Мой друг при разборке ГРМ случайно уронил ключ в картер. Местные «специалисты» посоветовали оставить его в поддоне, мол, он опустится на дно поддона и останется там, ничего страшного. Напарник к этим рекомендациям не прислушался, слил масло и выключил поддон для извлечения ключа. Чтобы избежать таких проблем, после разборки передней крышки заткните отверстие картера ветошью.

По окончании разборки хорошенько протрите внутренние полости блока, крышку и сальник. Как правильно установить новые запчасти привода:

  1. Поставьте новый успокоитель, плунжерный механизм и башмак натяжителя.
  2. Опустить цепь сверху через канавку в головке блока цилиндров (где находится шестерня распредвала). Чтобы она не упала, вставьте любой длинный инструмент. Новая цепь протягивается в отверстие сверху и надежно фиксируется
    Новая цепь затягивается в проём сверху и надёжно фиксируется
  3. Вставьте шпонку обратно в прорезь на коленвале, благодаря установленным меткам она окажется сверху. Установите малую шестерню, убедившись, что выемка на зубе совмещена с меткой на поверхности блока. Если метки изначально выставлены правильно, то шпонка окажется сверху вала
    Если метки изначально выставлены правильно, шпонка окажется сверху вала
  4. Наденьте цепь, установив все звёздочки по меткам. Дальше собирайте узел в обратном порядке.

После сборки цепь необходимо натянуть. Для этого достаточно ослабить болт поршня — мощная пружина вытолкнет шток, который будет давить на колодку. Проверните коленчатый вал на 2 оборота рукой и снова затяните болт натяжителя. После поворота убедитесь, что метки не потерялись. Затем проверьте двигатель в работе – заведите и прислушайтесь к шуму от цепного привода.

Видео: как самостоятельно поменять цепь ГРМ на «классике»

https://www.youtube.com/embed/vS9M1hStIpk

Изношенный привод ГРМ на «Жигулях» издает определенный звук – стук и дребезжание в передней части двигателя. Второй признак – невозможность натянуть цепь. Обнаружив эти симптомы, загляните под клапанную крышку, проверьте состояние механизма. Не затягивайте с заменой — слишком растянутая цепь перескочит на 1 зуб, ГРМ начнет глючить, а двигатель заглохнет и «выстрелит» в карбюратор или выхлопную трубу.

Оцените статью