Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Почему пропадает зарядка АКБ на ВАЗ 2107

ГЕНЕРАТОР

Срок службы автомобильного аккумулятора во многом зависит от генератора. Именно он поддерживает аккумулятор в рабочем состоянии, заряжает его электричеством. Малейшие сбои в работе могут привести к повреждению аккумулятора.

Содержание
  1. Как происходит зарядка АКБ в ВАЗ 2107
  2. Устройство, привод и характеристики генератора ВАЗ 2107
  3. Таблица: основные технические характеристики генераторных установок ВАЗ 2107
  4. Как работает генераторная установка ВАЗ 2107 и цепь генератора
  5. Видео: как работает генератор
  6. Нет зарядки: признаки и причины
  7. Признаки отсутствия зарядки
  8. Сигнальная лампа
  9. Быстрая разрядка аккумулятора
  10. Снижение производительности электрооборудования
  11. Причины отсутствия зарядки
  12. Обрыв ремня
  13. Ослабление ремня
  14. Обрыв в цепи и окисление клемм
  15. Выход из строя выпрямительного модуля
  16. Поломка регулятора
  17. Неисправность фазовых обмоток
  18. Диагностика и ремонтные работы
  19. Видео: натяжение ремня генератора
  20. Демонтаж генератора
  21. Видео: снятие генератора
  22. Проверка выпрямительного модуля, стабилизатора и обмоток
  23. Ремонт генератора
  24. Видео: ремонт генератора ВАЗ 2107
  25. Ещё несколько слов о регуляторе напряжения

Как происходит зарядка АКБ в ВАЗ 2107

Чтобы понять, как происходит процесс зарядки аккумулятора «семерки», нужно знать принцип работы генератора и разбираться в принципиальной схеме этих устройств.

Устройство, привод и характеристики генератора ВАЗ 2107

Автомобильная генераторная установка используется для обеспечения питания бортовой сети автомобиля, а также для зарядки аккумуляторной батареи при работающем силовом агрегате. Конструктивно он состоит из следующих основных элементов:

  • корпуса с обмотками (статора);
  • якоря (ротора);
  • модуля преобразования тока (выпрямителя);
  • стабилизатора (регулятора величины напряжения).Генератор служит для обеспечения электроэнергией бортовой сети машины
    Генератор служит для обеспечения электроэнергией бортовой сети машины

Установка приводится в действие ремнём от шкива коленчатого вала.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

На протяжении всей истории «семерки» комплектовались генераторными установками двух типов: 372.3701 и 9412.3701. Они имеют конструкцию и принцип работы, за исключением того, что лопасти вентилятора блока 9412.3701 расположены внутри корпуса, а модуль выпрямителя снаружи.

Таблица: основные технические характеристики генераторных установок ВАЗ 2107

372.3701 9412.3701
Номинальное напряжение, В 14 14
Ток при номинальном напряжении и оборотах якоря 5000 об/мин, А 55 80
Максимальная мощность, Вт 770 1120
Вес, кг 4,5 4,9

Производительность этих устройств сильно различается в зависимости от количества производимого тока и выходной мощности. Генератор 9412.3701 более производительный. Применяется в инжекторных «семерках», где бортовая сеть дополняется электронной системой управления двигателем.

Как работает генераторная установка ВАЗ 2107 и цепь генератора

Если не вникать в теорию электротехники, генератор работает следующим образом. При повороте ключа в замке зажигания ток от аккумуляторной батареи через реле и сигнальную лампу поступает на заряд обмотки возбуждения статора. В то же время коленчатый вал начинает вращать ротор. При вращении якоря в фазных обмотках образуется электромагнитное поле, которое индуцирует переменный ток. Поскольку все электроприборы бортовой сети рассчитаны на постоянный ток, в конструкции установки предусмотрен модуль полупроводникового выпрямителя. Величина напряжения, вырабатываемого генератором, изменяется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Для его стабилизации используется специальный регулятор, который выравнивает скачки и падения и подает в бортовую сеть автомобиля напряжение, максимально приближенное к номинальному.

Электрический ток, вырабатываемый генератором, подаётся на клеммы АКБ для её зарядки

При работающем двигателе генератор преобразует крутящий момент коленчатого вала в постоянный ток 55 или 80 А (в зависимости от типа устройства) и напряжение 13,9-14,5 В, что необходимо для работы электрических бытовая техника и зарядка аккумулятора. Ток подается на положительный полюс батареи через вывод «30» и отдельный провод, а «масса» установки подключается к отрицательному полюсу батареи.

Видео: как работает генератор

https://www.youtube.com/embed/fkan4uajpTw

Нет зарядки: признаки и причины

Если по каким-либо причинам напряжение от генератора перестанет поступать на аккумулятор, он разрядится в течение нескольких дней. А в случае полного выхода из строя аккумуляторной установки всю бортовую сеть, включая систему зажигания, придется обеспечивать своими силами. Поэтому она не может работать больше часа.

Признаки отсутствия зарядки

Симптомами того, что генератор не заряжает аккумуляторную батарею, являются:

  • постоянно горящая или периодически включающаяся сигнальная лампа на приборной панели;
  • быстрая разрядка аккумулятора;
  • снижение производительности отдельных электрических приборов бортовой сети машины.

Сигнальная лампа

На приборной панели «семерки» есть специальная лампа, которая сигнализирует о том, что аккумулятор не заряжается. Если цепь генератора работает нормально, лампочка будет гореть только при включенном зажигании, пока силовой агрегат не начнет работать. После запуска двигателя он должен погаснуть. Если он продолжает гореть, скорее всего, батарея не заряжается.

Первым признаком отсутствия зарядки АКБ является постоянно горящая красная лампа в виде аккумулятора

Бывает и так, что контрольная лампа загорается время от времени. Это признак того, что напряжение на аккумулятор либо вообще не подается, либо подается периодически.

Быстрая разрядка аккумулятора

Если генератор или его цепь выйдет из строя, аккумулятор не получит напряжения, необходимого для его зарядки. Кроме того, она должна питать части электрооборудования автомобиля с помощью электричества. В такой ситуации батарея быстро разрядится. Вы сможете понять это, когда возникнут трудности в процессе запуска двигателя. Когда стартер получает недостаточно энергии, он будет медленно крутить маховик коленвала или просто «щелкать» тяговым реле.

Это может быть интерено  Диагностика и ремонт генератора ВАЗ 2107

Снижение производительности электрооборудования

Понять, что генератор не работает нормально, также помогут некоторые электроприборы. При подозрении на неисправность в генераторной установке, например, можно завести двигатель, включить фары (если в них обычные лампы накаливания или галогенные) и посмотреть, как они светят. В случае выхода из строя генератора их яркость будет на порядок ниже, ведь лампы тоже рассчитаны на определенный номинальный ток. Снижение производительности также можно наблюдать с вентилятором отопителя. Он будет крутить лопасти заметно хуже. При его включении свет от фар будет еще слабее.

Причины отсутствия зарядки

Причин отсутствия зарядки аккумулятора немного. К ним относятся:

  • нарушение целостности (обрыв) ремня привода;
  • ослабление ремня;
  • обрыв в проводке электрической цепи генератора или сильное окисление соединительных клемм;
  • сбои в работе выпрямителя;
  • поломка регулятора напряжения;
  • обрыв в обмотках генератора или замыкание.

Обрыв ремня

Несмотря на то, что ремень рассчитан на 50 тысяч километров пробега, он может порваться уже через несколько дней эксплуатации. Особенно если есть дефекты шкивов самого агрегата, коленчатого вала или помпы. Сам по себе обрыв приводного ремня генератора не опасен для двигателя, но только в том случае, если эта неисправность обнаружена сразу. И дело тут не столько в отсутствии зарядки, сколько в остановке насоса. Если он перестанет работать, мотор сразу перегреется. А это уже полное прогорание прокладки ГБЦ со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если загорается сигнальная лампа или появляются другие признаки неисправности генератора, первое, что вам нужно сделать, это проверить, не поврежден ли приводной ремень. Для этого необходимо заглушить двигатель, открыть капот и произвести визуальный осмотр генераторной установки.

При обрыве ремня перестаёт работать не только генератор, но и помпа

Ослабление ремня

Приводной ремень должен иметь определенное натяжение. При снятии напряжения оно будет проскальзывать на шкиве коленчатого вала, и не будет обеспечивать количество оборотов ротора генератора, необходимое для выработки тока с нужными параметрами. Признаком ослабления ремня является характерный свист, чаще всего проявляющийся при повышении влажности. При проскальзывании ремня контрольная лампа обычно не загорается, но в некоторых случаях может загораться на некоторое время или мигать.

При слабом натяжении ремня генератора он может проскальзывать на шкиве

Обрыв в цепи и окисление клемм

Аккумулятор не будет заряжаться, даже если нарушена целостность проводки на электрической схеме генератора. Схема зарядки аккумулятора довольно проста: всего один провод соединяет положительный полюс аккумулятора с полюсом «30» генераторной установки. Отсюда и азарт. «Минус» аккумулятора замыкается на «землю», к которой также подключается корпус генератора и соответствующие провода обмотки. Нужно только проверить наличие контакта между указанными точками на схеме.

Окисление клемм аккумуляторной батареи, а также ненадежное их соединение с колодками проводов также могут существенно повлиять на питание. Визуально проверить состояние клемм можно, но на глаз определить, как течет ток, не получится. Лучше еще раз зачистить и подтянуть все соединения проводов на аккумуляторе и генераторе.

При окислении клемм аккумулятора ухудшается контакт и перестаёт поступать ток зарядки

Выход из строя выпрямительного модуля

При поломке выпрямителя ток от генератора к аккумулятору тоже не пойдет. Сам блок представляет собой плату с шестью кремниевыми диодами (3 положительных и 3 отрицательных). При перегорании хотя бы одного из них выпрямитель необходимо заменить, так как он не подлежит ремонту.

Выпрямитель предназначен для преобразования переменного тока в постоянный

Поломка регулятора

Отказ стабилизатора характеризуется изменением характеристик тока, подаваемого на аккумуляторную батарею. Другими словами, на аккумулятор подается зарядное напряжение, но оно выше или ниже, чем должно быть. Регулятор также не подлежит ремонту и в случае неисправности подлежит замене.

Реле-регулятор выполняет функцию стабилизатора напряжения

Неисправность фазовых обмоток

При обрыве обмоток генератор перестает выполнять свои задачи. При возникновении короткого замыкания между витками установка может вести себя по-разному. Обычно признаком такой поломки является характерный запах гари и гул при работе. Эти две неисправности можно диагностировать только после снятия блока с автомобиля. Ремонт генератора в случае обрыва или короткого замыкания предполагает замену сгоревшей обмотки или узла статора.

При обрыве или замыкании в обмотках генератор выходит из строя

Диагностика и ремонтные работы

Если возникли подозрения на отсутствие зарядки АКБ, нужно произвести ряд диагностических и ремонтных работ в таком порядке:

  1. Остановить автомобиль, выключить двигатель.
  2. Поднимите капот, проверьте целостность приводного ремня. Если он цел, проверьте натяжение, надавив отверткой или другим инструментом на ветвь ремня посередине между генератором и шкивами коленчатого вала. Прогиб в этом месте должен быть 12–17 мм. Прогиб ветви ремня между шкивами генератора и коленвала должен быть 12–17 мм
    Прогиб ветви ремня между шкивами генератора и коленвала должен составлять 12–17 мм
  3. Если прогиб больше указанного значения, натяните ремень. Для этого ключом на 17 мм (для установок типа 9412.3701 используйте ключ на 13 мм) открутите гайку крепления генератора к натяжному кронштейну. С помощью отвертки (скобы) отодвиньте генератор от блока цилиндров. Затяните гайку и снова измерьте натяжение ремня. Для натяжки ремня отверните регулировочную гайку и отодвиньте генератор от блока цилиндров
    Чтобы натянуть ремень, нужно открутить регулировочную гайку и сдвинуть генератор в сторону от блока цилиндров
  4. Подключите один щуп тестера, настроенный на режим измерения прозвонки или измерения сопротивления, к положительному полюсу аккумуляторной батареи, а другой — к разъему «30» генератора. Если устройство не издает звуковой сигнал, замените шнур. Далее проверьте массу, подключив щупы к минусовой клемме аккумулятора и корпуса генератора. При отсутствии контакта проверьте все соединения «минуса» на аккумулятор с кузовом и двигателем. Очистите и смажьте сопрягаемые поверхности (резьбовые колодки, болты, шайбы, гайки) антикоррозионным средством (WD-40 или эквивалентным). Также стоит проверить состояние клемм аккумулятора и надежность их соединения с проводами. В любом случае лучше снять провода, зачистить наконечники и клеммы аккумулятора мелкой наждачной бумагой и обработать WD-40.
  5. С помощью мультиметра (вольтметра) измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Прибор должен показать 11,7-12,6 В. Затем запустить двигатель и повторить измерения. При исправном генераторе напряжение на клеммах должно быть 13,9-14,5 В. Напряжение на клеммах аккумулятора при выключенном двигателе должно быть в пределах 11,7-12,6 В
    Напряжение на клеммах АКБ при неработающем двигателе должно быть в пределах 11,7–12,6 В
Это может быть интерено  Генератор ВАЗ 2105: принцип работы, неисправности и их устранение

Если напряжение ниже, причину нужно искать в обмотках выпрямителя, стабилизатора или генератора. В любом случае дальнейшая диагностика требует разборки генератора.

Видео: натяжение ремня генератора

https://www.youtube.com/embed/8INeUgX-YKQ

Демонтаж генератора

Чтобы снять генераторную установку, необходимо:

  1. Открыть капот, отключить провода от аккумулятора.
  2. С помощью ключа на 17 мм (для блоков типа 9412.3701 ключ на 13 мм) полностью отверните гайку крепления блока к регулировочному кронштейну. Регулировочная гайка откручивается ключом на 13 или 17 мм в зависимости от модели генератора
    Регулировочная гайка откручивается ключом на 13 или на 17 мм в зависимости от модели генератора
  3. Сдвинуть генератор по направлению к блоку цилиндров.
  4. Снять ремень привода.Когда генератор подвинется ближе к блоку цилиндров, ремень можно будет снять рукой
    Когда генератор подвинется ближе к блоку цилиндров, ремень можно будет снять рукой
  5. Отсоединить контактную колодку от устройства.Колодка подведена к задней крышке устройства (контакт D)
    Колодка подведена к задней крышке устройства (контакт D)
  6. Снять защитный колпачок с клеммы «30» и ключом на 10 мм открутить гайку, крепящую клеммы проводов. Отсоедините провода, отложите их в сторону. Выход «30» на генераторе защищен резиновой заглушкой
    Вывод «30» генератора защищён резиновым колпачком
  7. При помощи ключа на 13 отверните гайку крепления корпуса агрегата к кронштейну на блоке цилиндров. Снимите болт с кронштейна. Чтобы открутить гайку, понадобится ключ на 13 мм
    Для откручивания гайки потребуется ключ на 13 мм
  8. Снять генератор, опуская его под автомобиль.Доставать генератор необходимо из-под автомобиля
    Доставать генератор необходимо из-под автомобиля

Видео: снятие генератора

https://www.youtube.com/embed/FYNwA3je1zY

Проверка выпрямительного модуля, стабилизатора и обмоток

Для диагностики выпрямителя, регулятора и обмоток нужен мультиметр и два отрезка провода с зажимами. Для проверки сделайте следующее:

  1. Переключить мультиметр в режим измерения сопротивления.
  2. Подключите плюсовой щуп прибора к выводу «30» прибора, а минусовой щуп к его «массе». Сопротивление между этими точками может быть разным, но если оно близко к нулю, то возможно замыкание обмоток на землю или пробит один из диодов выпрямителя. Сопротивление между выводом «30» и корпусом генератора не должно быть близко к нуль
    Сопротивление между выводом «30» и корпусом генератора не должно быть близким к нулю
  3. Проверьте «плюсовые» диоды выпрямителя на пробой. Для этого подключаем плюсовой щуп к клемме «30», а минусовой к одному из болтов крепления выпрямителя. Если значение сопротивления стремится к нулю, произошел пробой Если сопротивление между выводом «30» и любым из болтов крепления выпрямителя близко к нулю, один или несколько положительных диодов пробиты
    Если сопротивление между выводом «30» и любым из болтов крепления выпрямителя близко к нулю, один или несколько положительных диодов пробиты
  4. Проверьте минусовые диоды. Для этого плюсовой щуп блока необходимо подключить к одному из болтов крепления выпрямителя, а минусовой щуп к корпусу блока. Здесь тоже сопротивление не должно быть близко к нулю Сопротивление между корпусом генератора и болтами крепления выпрямителя также не должно быть близко к нулю
    Сопротивление между корпусом генератора и болтами крепления выпрямителя также не должно быть близким к нулю
  5. Проверьте, нет ли короткого замыкания обмотки ротора на корпус. Прикрепите испытательные щупы к токосъемному кольцу на роторе и корпусе генератора. Если между ними протекает ток, якорь необходимо заменить Если сопротивление между корпусом генератора и контактным кольцом близко к нулю, обмотка ротора закорочена
    Если сопротивление между корпусом генератора и контактным кольцом близко к нулю, имеет место замыкание обмотки ротора
  6. Снимите регулятор напряжения, открутив два винта крестовой отверткой. Регулятор напряжения крепится двумя винтами-звездочками
    Регулятор напряжения закреплён двумя винтами под крестовую отвёртку
  7. Вынуть устройство в сборе со щёточным узлом из корпуса генератора.
  8. Оценить состояние кистей и их подвижность. Они должны быть целыми, свободно перемещаться в щеткодержателях и выступать из них не менее чем на 5 мм. Щетки должны быть целыми и свободно перемещаться в щеткодержателях
    Щётки должны быть целыми и свободно двигаться в щёткодержателях
  9. К клемме «В» регулятора подключите провод от плюсового полюса аккумулятора, а к клемме «А» подключите провод от «минуса» аккумуляторной батареи. Переключите мультиметр в режим вольтметра и измерьте напряжение на щетках регулятора. Если напряжения нет, регулятор неисправен и подлежит замене. Напряжение на щетках должно быть такое же, как и на клеммах аккумулятора
    Напряжение на щётках должно быть таким же, как и на клеммах АКБ
Это может быть интерено  Устройство, назначение, диагностика и ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками

Ремонт генератора

При обнаружении проблем с выпрямительным модулем или обмотками неисправную деталь необходимо заменить. Для этого потребуется:

  1. Зафиксировать отвёрткой крыльчатку генератора, уперев в неё одну из лопастей.
  2. Головкой или торцевым ключом на 19 мм открутить гайку фиксации шкива.Чтобы открутить гайку, необходимо зафиксировать крыльчатку
    Чтобы открутить гайку, необходимо зафиксировать крыльчатку
  3. Снять с вала устройства элементы шкива.Когда гайка будет откручена, с вала нужно снять все детали
    Когда гайка будет откручена, с вала нужно снять все детали
  4. С помощью отвертки Phillips открутите четыре болта крепления передней и задней крышки. Снимите стяжные болты.Болты крепления откручиваются крестовой отверткой
    Болты крепления откручиваются крестовой отвёрткой
  5. Установив переднюю крышку агрегата на деревянный или пластмассовый брусок, легкими ударами по валу резиновой киянкой или киянкой сбейте крышку со статора. Крышка отключается легкими ударами по корпусу
    Крышка сбивается путём нанесения лёгких ударов по корпусу
  6. Демонтировать переднюю крышку и втулку, находящуюся под ней.Под крышкой расположена дистанционная втулка
    Под крышкой расположена дистанционная втулка
  7. Поместите заднюю крышку генератора в тиски (можно использовать два бруска) и аккуратно выдавите из нее ротор. Ротор выбивается легкими ударами молотка через пробойник
    Ротор выбивается лёгкими ударами молотка через выколотку
  8. С помощью головки на 8 мм открутите три гайки, крепящие модуль выпрямителя и выводы обмоток. Снимите болты и обмотки с корпуса. Модуль выпрямителя крепится тремя болтами
    Выпрямительный модуль крепится тремя болтами
  9. При помощи головки на 10 мм открутить гайку вывода «30» генератора и снять шайбу. Демонтировать выпрямительный модуль.
  10. Заменить неисправные детали новыми. Произвести сборку генератора в обратном порядке.

Видео: ремонт генератора ВАЗ 2107

https://www.youtube.com/embed/IqA58JGW4Ew

Ещё несколько слов о регуляторе напряжения

Напоследок следует добавить, что в автомобилях типа ВАЗ 2107 необходимо не реже одного раза в месяц проверять вольтметром напряжение, подаваемое от генератора на аккумулятор. Как это сделать, мы рассмотрели выше. Дело в том, что автомобильный блок, показывающий уровень заряда аккумулятора, очень часто врет, показывая нам норму, в то время как напряжение на клеммах аккумулятора при работе двигателя ниже или выше его. И тут опасен не столько недостаток зарядки, сколько так называемый перезаряд. Возникает при неработающем регуляторе напряжения и характеризуется подачей на аккумуляторную батарею напряжения, значение которого больше заданного значения.

Мне лично приходилось сталкиваться с подобной проблемой. Все началось с того, что относительно новый аккумулятор перестал держать заряд. При ежедневном использовании машина заводилась без проблем. Но как только машина постояла неделю, стартер своим лязгом дал понять, что без проводов «зажигания» работать не будет. Визит к автоэлектрику показал, что вздулся последний «бах» аккумулятора. Это означает, что электроды в нем замкнуты накоротко. Почему они вдруг закрылись, если все было нормально. Запустив двигатель, электрик измерил напряжение на клеммах аккумулятора. Вольтметр показал 17,2 В, что недопустимо для данной модели аккумулятора. При этом блок на панели добросовестно выпустил «норму». Проверка регулятора напряжения подтвердила диагноз автоэлектрика. Он был неисправен. На замену устройства ушло не более получаса. И ремонт, похоже, не сильно ударил по карману. Конечно, аккумулятор пришлось заменить, так как в морозы он стал разряжаться еще быстрее.

Примерно через полгода я случайно заметил, что фары автомобиля стали светить заметно ярче. Потом перегорела одна из лампочек. Еще одна сгорела через неделю. Не дожидаясь, пока аккумулятор снова вздуется, решил провести диагностику и ремонт самостоятельно. Вооружившись мультиметром, я отправился в гараж. Результаты измерений снова показали, что регулятор напряжения вышел из строя. На этот раз генератор выдал 15,6 В. К электрику я больше не ходил. Сам снял генератор, заменил регулятор и все установил на место. Измерение управляющего напряжения показало 14,2 В. После этого случая я регулярно дважды в неделю измеряю напряжение. Прошло больше года и все хорошо.

К сожалению, ВАЗ 2107 нельзя назвать надежным автомобилем. Но у него все же есть одно преимущество — простой дизайн. Поэтому не стоит обращаться к специалистам при незначительных неисправностях.

Оцените статью