Отечественный автопром представлен множеством различных моделей. Однако в истории АвтоВАЗа есть модификация, которая и сегодня вызывает самые противоречивые отзывы. Это ВАЗ 2104, оснащенный дизельной силовой установкой. Зачем понадобился такой инженерный подвиг? Удалось ли вам создать автомобиль с более четкими характеристиками и возможностями? Что думают о дизельной версии «четверки» сами владельцы»?
ВАЗ 2104 дизель
Для отечественного автопрома дизельные силовые установки не характерны. Поэтому появление ВАЗ 2104 с дизелем стало сенсацией. Но насколько успешным можно считать это изменение?
На ВАЗ 2104 устанавливался вихрекамерный дизельный двигатель ВАЗ-341. Двигатель производился на отечественном предприятии ОАО «Барнаултрансмаш». За счет этого устройства инженеры АвтоВАЗа несколько изменили саму конструкцию автомобиля:
- установили пятиступенчатую КПП;
- подключили радиатор повышенной мощности;
- увеличили ёмкость АКБ до 62 Ач;
- разработали новую форму стартера;
- дорабатали передние пружины подвески;
- усилили шумоизоляцию салона.
При этом на практике благодаря использованию дизельного агрегата удалось значительно снизить расход топлива, так как, как и по всем остальным параметрам, дизельный ВАЗ 2104 ничем не уступал бензиновому.
История возникновения дизельного мотора ВАЗ
Впервые ВАЗ 2104 выпустили в Тольятти в 1999 году. Изначально автомобиль планировалось оснастить более мощной 1,8-литровой силовой установкой, но эта идея так и не была реализована.
Новый дизельный двигатель ВАЗ-341 отличался высокой стоимостью и пониженной мощностью. И даже учитывая низкую цену дизеля в 1999 году, целесообразность такой модификации была поставлена под сомнение экспертами.
Дизель ВАЗ-341 создан в 1983 году. Фактически новый образец стал результатом модернизации «тройки» двигателя. Инженеры значительно усилили существующий блок цилиндров и соотношение хода поршня. Благодаря множеству мелких доработок двигатель ВАЗ-341 впервые был опробован на автомобилях только в конце 1999-х годов.
Технические характеристики
Двигатель ВАЗ 2104 (дизельный вариант) состоит из четырех цилиндров, расположенных в ряд. Рабочий объем двигателя составляет 1,52 литра. Как уже было сказано ранее, изначально планировалась установка двигателя 1,8 л, но испытания провалились. Мощность устройства составляет всего 52 лошадиные силы. Изначально дизельная версия ВАЗ 2104 была рассчитана на новичков в вождении и спокойных водителей.
Для работы двигателя используется жидкостная система охлаждения.
Важным отличием от бензинового агрегата является дооснащение мощным стартером и доработанным блоком со свечами накаливания. Это необходимо для быстрого запуска двигателя зимой.
Поэтому ВАЗ-341 нельзя назвать мощной силовой установкой. Однако именно благодаря этому автомобиль получил звание одного из самых экономичных в линейке ВАЗ: расход топлива по трассе всего 5,8 л, в городских условиях – 6,7 л. Учитывая низкие цены на дизель в начале 2000-х, можно сказать, что эксплуатация модели стоила недорого.
Время разгона до скорости 100 км/ч у неторопливого дизельного ВАЗ 2104 составляет 23 секунды.
Производители обозначили и ресурс дизельного мотора — он требует капитального ремонта по прохождению каждых 150 тысяч километров.
Преимущества дизельного двигателя ВАЗ-341
Зачем производителям понадобилось экспериментировать с двигателями ВАЗ 2104? Гонка среди производителей автомобилей в начале 20 — 21 века привела к необходимости новых модификаций и разработок для завоевания «своего» сегмента покупателей.
Самым большим преимуществом дизельного ВАЗ 2104 является низкий расход топлива, что при самых низких ценах на топливо делает автомобиль самым бюджетным в гамме производителя.
Вторым достоинством модели можно считать ее надежность – дизельный двигатель и усиленные комплектующие сделали машину более экономичной. Следовательно, владельцы не нуждались в частом ремонте и специализированном обслуживании так, как это приходилось делать на бензиновых версиях «четверки».
И третьим преимуществом ВАЗ 2104 можно считать высокую мощность двигателя даже при отдаче в 52 лошадиные силы. Поэтому автомобиль очень активно приобретался:
- для дачных перевозок;
- для эксплуатации в больших семьях;
- любителями путешествовать большими компаниями.
И, конечно же, дизель ВАЗ-341 отлично выдерживает российские морозы. Например, установка температуры для холодного пуска двигателя возможна даже при температуре минус 25 градусов. Это преимущество очень важно для российских водителей всех категорий.
Недостатки дизельного двигателя ВАЗ-341
Владельцы дизельных версий ВАЗ 2104 отмечают несколько недостатков своих автомобилей:
- Сложности при ремонте топливной системы. На самом деле использование некачественного топлива или пренебрежение необходимым уровнем обслуживания быстро приводит к тому, что топливный насос высокого давления выходит из строя. Ремонт возможен только в специализированных автомастерских и стоит недешево.
- При обрыве ремня ГРМ гнутся клапана. То есть при рядовой поломке приходится тратиться ещё и на покупку новых клапанов и их регулировку.
- Высокая стоимость. При всей своей экономичности в работе, дизельные модели ВАЗ 2104 стоят гораздо дороже бензиновых.
ВАЗ 2104 дизель: отзывы владельцев
Рекламная кампания при старте продаж дизельных ВАЗ 2104 была направлена на неподготовленных и экономных водителей. При этом производитель пообещал предоставить российским автолюбителям модель, которая будет хорошо заводиться при низких температурах:
Дизель в моей машине действительно барнаульский. Впрочем, на качество сборки не жалуюсь. Кленом не пахнет, как в Икарусе. Пока проблем с зимним запуском нет. Экономит топливо подогрев, установленный на фильтре тонкой очистки топлива. По опыту — в минус 25 заводится без проблем. Что касается динамики, то она меня вполне устраивает. В городе я не выпадаю из потока машин.
Таас
https://forum.zr.ru/forum/topic/245411-%D0%B2%D0%B0%D0%B7–2104-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0% BB%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE/
При усиленной шумоизоляции салона водители всё равно продолжают жаловаться на сильный шум во время движения:
Минус моей машины, а судя по всему ВАЗ 21045, это высокий уровень шума при выжатой педали сцепления. Где-то в Интернете я уже читал указание на такой же дефект. Грохот (слабый) был слышен даже на новой машине при покупке. Возможно, это явление связано с повышенной вибрацией дизеля. В сцеплении используется специальный ведомый диск 21045 или 21215 (от дизельной «Нивы»)/
Алекс
http://avtomarket.ru/opinions/VAZ/2104/300/
Однако большинство владельцев подчеркивает надежность автомобиля ВАЗ 2104 (дизель) и её долгий срок службы:
Автомобиль куплен в 2002 году в августе. Папка уехала в Тольятти за семеркой. И вот наконец увидел эту дизельную улитку =)) и решил купить))) За все время эксплуатации поменяли диск сцепления и пятую передачу Несколько поломок и сбоев не было. -Двигатель ВАЗ-341, 1,5 л, 53 л.с., дизель, очень хорошо тянет на низах.
Марсель Галиев
https://www.drive2.ru/r/lada/288230376151980571/
В целом задумка инженеров АвтоВАЗа удалась: водители получили качественный автомобиль на долгие годы эксплуатации. Однако производство дизельных ВАЗ 2104 было прекращено в 2004 году, поскольку производитель не смог удержать свои позиции из-за высокой конкуренции на рынке.