Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Что надо знать о датчике давления масла ВАЗ 2106: устройство, способы проверки и замена

ДВИГАТЕЛЬ

Работа двигателя любого автомобиля зависит от наличия смазки двигателя и давления, создаваемого масляным насосом. Для того чтобы водитель мог контролировать эти важные параметры, на панели приборов «классического» ВАЗ 2106 установлен соответствующий указатель и мигающая красным сигнальная лампа. Оба индикатора получают информацию от одного встроенного в двигатель элемента – датчика давления масла . Деталь проста и при необходимости легко меняется своими руками.

Назначение датчика контроля давления масла

Все движущиеся и трущиеся детали силового агрегата постоянно омываются жидкой смазкой, подаваемой шестеренчатым насосом из масляного поддона двигателя. Если по разным причинам подача смазки прекратится или уровень упадет до критической отметки, двигатель ждет серьезная поломка, а то и не одна. Итог — капитальный ремонт с заменой подшипников коленвала, цилиндро-поршневой группы и тд.

Отсутствие давления масла индикатор показывает после включения зажигания либо в случае неисправности

Чтобы обезопасить автовладельца от этих последствий, в классических моделях «Жигулей» предусмотрен двухуровневый контроль системы смазки двигателя, работающий по следующему алгоритму:

  1. При повороте ключа в замке и включении зажигания загорается красная сигнальная лампа, указывающая на отсутствие давления масла. Указатель стоит на нуле.
  2. В течение первых 1-2 секунд после запуска двигателя индикатор продолжает гореть. Если подача масла в нормальном режиме, лампа гаснет. Стрелка сразу показывает фактическое давление, создаваемое насосом.
  3. При отключении двигателя, потере большого количества смазки или возникновении неполадок красный индикатор моментально загорается.
  4. Если давление смазки в каналах двигателя падает до критического значения, лампа периодически мигает. После запуска силового агрегата стрелка показывает давление в смазочных каналах
    После запуска силового агрегата стрелка показывает величину давления в смазочных каналах

Неисправности, ведущие к падению давления — поломка либо износ масляного насоса, полная выработка вкладышей коленчатого вала или пробой картера.

Основную роль в работе системы играет датчик – элемент, фиксирующий давление масла в одном из основных каналов двигателя. Индикатор и стрелка являются лишь средством отображения информации, передаваемой манометром.

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Расположение и внешний вид прибора

Датчик, устанавливаемый на классические модели ВАЗ 2106, состоит из следующих деталей:

  • элемент в виде круглого металлического бочонка с одной клеммой для присоединения провода (заводское название — ММ393А);
  • вторая деталь — мембранный выключатель в виде гайки с контактом на торце (обозначение — ММ120);
  • стальной тройник, куда прикручиваются вышеуказанные детали;
  • уплотнительные бронзовые шайбы.

Датчик включает в себя 2 измерителя, прикрученных к одному тройнику
Это может быть интерено  Устройство и ремонт выхлопной системы автомобиля ВАЗ 2107

Большой «бочонок» MM393A предназначен для измерения величины давления, «гайка» с клеммой MM120 фиксирует ее отсутствие, а тройник является соединительным элементом, вкручиваемым в двигатель. Расположение датчика – на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения машины) под свечой зажигания №4. Не путайте прибор с датчиком температуры, установленным выше в головке блока цилиндров. Провода, идущие в салон, к приборной панели, подключаются к обоим разъемам.

В более поздних моделях «классики» ВАЗ 2107 стрелка на приборной панели отсутствует, осталась только контрольная лампа. Поэтому используется урезанный вариант датчика без футболки и большого ствола.

Измерители стоят на левой стенке блока цилиндров, рядом находится сливная пробка охлаждающей жидкости

Устройство и схема подключения

Задачей мембранного переключателя, выполненного в виде гайки с выводом, является своевременное замыкание электрической цепи с контрольной лампой при падении давления смазки. Устройство состоит из следующих частей:

  • металлический корпус в виде шестигранника;
  • контактная группа;
  • толкатель;
  • мембрана измерительная.

Свечение индикатора зависит от положения мембраны, растягивающейся под напором смазки

Элемент включен в схему по простейшей схеме — последовательно с индикатором. Нормальное положение контактов «замкнуто», поэтому лампочка загорается после включения зажигания. В работающем двигателе давление масла поступает на диафрагму через тройник. Под напором смазки последний давит на толкатель, который размыкает контактную группу, в результате индикатор гаснет.

При возникновении одной из неисправностей в двигателе, вызывающей снижение давления жидкой смазки, эластичная мембрана возвращается в исходное положение и электрическая цепь замыкается. Водитель сразу видит проблему по мигающему «управлению».

Устройство второго элемента — «бочки» под названием MM393A несколько сложнее. Главную роль здесь также играет эластичная мембрана, соединенная с исполнительным механизмом – реостатом и ползунком. Реостат представляет собой катушку из высокоомной хромоникелевой проволоки, а ползунок — подвижный контакт, перемещающийся по виткам.

При увеличении напора смазки реостат уменьшает сопротивление цепи, стрелка отклоняется сильнее

Электрическая схема подключения датчика и указателя аналогична первой — реостат и прибор стоят в цепи последовательно. Алгоритм работы следующий:

  1. Когда водитель включает зажигание, в цепь подается напряжение встроенной сети. Ползунок находится в крайнем положении, а сопротивление обмотки максимально. Стрелка прибора остается на нуле.
  2. После запуска двигателя в канале появляется масло, которое через тройник попадает в «бочку» и давит на диафрагму. Он выдвигается, и толкатель перемещает ползунок по обмотке.
  3. Общее сопротивление реостата начинает уменьшаться, ток в цепи увеличивается и вызывает отклонение стрелки. Чем выше давление смазки, тем больше растягивается диафрагма и меньше сопротивление катушки, и устройство ощущает увеличение давления.

Датчик реагирует на снижение давления масла в обратном порядке. Усилие на мембрану уменьшается, она отбрасывается назад и тянет за собой ползунок. Он включает в цепь новые витки обмотки реостата, сопротивление увеличивается, стрелка на приборе падает до нуля.

Это может быть интерено  Ремонт и замена резонатора на ВАЗ 2107: выполняем своими руками

По схеме датчик подключается последовательно с указателем, расположенным на панели приборов

Видео: какое давление должен показывать исправный прибор

https://www.youtube.com/embed/AUCvdY3oq3Y

Как проверить и заменить элемент

В процессе длительной эксплуатации внутренние части датчика с определенной периодичностью изнашиваются и выходят из строя. Ошибка проявляется в виде ложных показаний на шкале индикации или постоянно горящей аварийной лампочке. Прежде чем делать выводы о поломке силового агрегата, крайне желательно проверить работоспособность датчика.

Если сигнальная лампа загорается при работающем двигателе, а стрелка падает до нуля, ваше первое действие — немедленно заглушить двигатель и не запускать его до тех пор, пока проблема не будет обнаружена.

Когда лампочка вовремя включается и гаснет, а стрелка не отклоняется, следует проверить исправность датчика масла — манометра ММ393А. Вам понадобится гаечный ключ на 19 мм и манометр со шкалой до 10 бар (1 МПа). К манометру необходимо прикрутить гибкую трубку с резьбовым наконечником М14 х 1,5.

Проверочные манометры оснащаются переходниками для проверки различных двигателей

Порядок проверки следующий:

  1. Заглушите двигатель и дайте остыть до 50—60 °С, чтобы не пришлось обжигать руки во время работы.
  2. Отсоедините провода от датчиков и открутите их ключом на 19 вместе с тройником. Обратите внимание, что в момент разборки из блока может вытечь небольшое количество масла. Крепежный узел откручивается спокойно обычным рожковым ключом
  3. Вверните резьбовую часть трубы в отверстие и тщательно затяните. Запустите двигатель и следите за показаниями манометра. Для проверки прикрутите манометр к датчику
    Для проверки манометр вкручивается на место датчика
  4. Давление масла на холостом ходу составляет от 1 до 2 бар, на изношенных двигателях может опускаться до 0,5 бар. Максимальное показание на высоких скоростях составляет 7 бар. Если датчик выдает другие значения и равен нулю, необходимо купить и установить новую запчасть. При измерении рекомендуется сравнивать показания манометра и стрелки на приборной панели
    При измерении желательно сопоставить показания манометра и указателя на приборной панели

В дороге датчик масла ВАЗ 2106 проверить сложнее, так как в наличии нет манометра. Чтобы убедиться в наличии смазки в каналах двигателя, отверните элемент, отсоедините главный провод зажигания и прокрутите коленчатый вал стартером. При исправном насосе масло будет брызнуть из отверстия.

Если стрелка на шкале прибора показывает нормальное давление (в диапазоне 1-6 бар), но горит красная лампочка, то явно вышел из строя малый мембранный датчик ММ120.

Когда световой сигнал не горит вовсе, рассматривайте 3 варианта:

  • перегорела лампочка;
  • обрыв проводки;
  • пришёл в негодность малый датчик в виде шестигранника.
Это может быть интерено  Масляный насос на ВАЗ 2106: принцип работы, регулировка, ремонт

Первые две версии легко проверить прозвонив тестером или мультиметром. Исправность мембранного элемента проверяется следующим образом: включают зажигание, снимают провод с клеммы и замыкают его на массу автомобиля. Если индикатор горит, не стесняйтесь заменить датчик.

Для снятия измерителя нужно открутить гайку штуцера, прижимающую к блоку тройник

Замена производится путем откручивания большого или малого датчика с помощью гаечного ключа. Важно не потерять тугие бронзовые шайбы, так как они могут не прийти в комплекте с новой деталью. С помощью тряпки удалите любые утечки моторной смазки из отверстия.

Оба счетчика ремонту не подлежат, только замена. Их металлические корпуса, выдерживающие давление масла работающего двигателя, герметичны и не подлежат разборке. Вторая причина – низкая цена запчастей ВАЗ 2106, что делает такой ремонт бессмысленным.

Видео: как проверяется давление смазки манометром

https://youtube.com/watch?v=dxg8lT3Rqds

Видео: замена датчика ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/8N3eqUCQu34

Функции и работа указателя

Прибор, встроенный в приборную панель слева от тахометра, предназначен для отображения уровня давления моторного масла, контролируемого датчиком. Принцип работы указателя аналогичен работе обычного амперметра, реагирующего на изменение силы тока в цепи. Когда механический реостат внутри измерительного элемента изменяет сопротивление, ток увеличивается или уменьшается, отклоняя стрелку. Шкала отградуирована в единицах давления, соответствующих 1 бар (1 кгс/см2).

Стрелочный указатель реагирует на изменение сопротивления электрической цепи, создаваемого датчиком

Прибор состоит из следующих основных элементов:

  • корпус круглой формы;
  • стрелочный механизм с постоянным магнитом и обмотками;
  • контрольная лампочка, присоединённая к соответствующему датчику отдельной линией;
  • шкала с лампой подсветки;
  • резистор компенсационный;
  • соединительные провода с разъёмом.

Указатель подключается к датчикам, замку зажигания и габаритам для подсветки шкалы

Нулевое показание прибора соответствует сопротивлению цепи 320 Ом. При снижении до 100-130 Ом стрелка держится на уровне 4 бар, 60-80 Ом — 6 бар.

Если на холостом ходу стрелка не показывает давление, стоит проверить работоспособность прибора

Указатель давления смазки двигателя Жигули – достаточно надежный элемент, который очень редко выходит из строя. Если стрелка не покидает нулевую отметку, обычно виноват датчик. Если вы сомневаетесь в работоспособности блока индикации, проверьте его простым методом: измерьте напряжение на соединительных контактах датчика масла ММ393А при работающем двигателе. Если напряжение есть, а стрелка на нуле, блок следует заменить.

Система контроля давления масла ВАЗ 2106 с двумя датчиками и механическим индикатором проста и надежна в эксплуатации. Несмотря на устаревшую конструкцию, автолюбители часто покупают и устанавливают эти датчики на другие, более современные автомобили, оснащенные с завода только одним контрольным указателем. Примеры — обновленная ВАЗовская «семерка», Шевроле Авео и Нива.

Оцените статью