Двигатель ВАЗ 2106 по праву считается самым удачным из всей линейки силовых агрегатов «Жигулей». И именно ему «шестёрка» обязана своей популярностью.
- Основные характеристики двигателя ВАЗ 2106
- Таблица: характеристики силового агрегата ВАЗ 2106
- Устройство двигателя ВАЗ 2106
- Таблица: системы и механизмы двигателя ВАЗ 2106
- Система питания ВАЗ 2106
- Как работает система питания ВАЗ 2106
- Видео: принцип работы системы питаня карбюраторного двигателя
- Система зажигания ВАЗ 2106
- Принцип работы контактной и бесконтактной систем зажигания ВАЗ 2106
- Видео: контактная система зажигания ВАЗ 2106
- Система смазки ВАЗ 2106
- Как работает система смазки ВАЗ 2106
- Видео: работа системы смазки ВАЗ 2106
- Система охлаждения
- Как работает система охлаждения ВАЗ 2106
- Видео: схема работы системы охлаждения ВАЗ 2106
- Кривошипно-шатунный механизм ВАЗ 2106
- Принцип работы КШМ
- Видео: кривошипно-шатунный механизм
- Газораспределительный механизм ВАЗ 2106
- Как работает ГРМ ВАЗ 2106
- Видео: принцип работы газораспределительного механизма
- Неисправности двигателя ВАЗ 2106 и их признаки
- Двигатель не запускается вообще
- Видео: почему не заводится автомобиль
- Двигатель троит, наблюдается нарушение холостого хода
- Видео: почему троит двигатель ВАЗ 2106
- Снижение мощности двигателя
- Видео: почему снижается мощность двигателя
- Перегрев двигателя
- Видео: почему перегревается двигатель
- Посторонние звуки
- Видео: стук в двигателе
- Изменение цвета выхлопа
- Видео: почему из выхлопной трубы идёт белый дым
- Ремонт силового агрегата ВАЗ 2106
- Демонтаж двигателя ВАЗ 2106
- Как заменить вкладыши
- Замена компрессионных и маслосъемных колец поршней
- Ремонт масляного насоса
Основные характеристики двигателя ВАЗ 2106
Силовая установка ВАЗ 2106 является усовершенствованной версией двигателя 2103. За счет увеличения диаметра цилиндров разработчикам удалось увеличить мощность двигателя с 71 до 74 лошадиных сил. В остальном конструкция двигателя не изменилась.
Таблица: характеристики силового агрегата ВАЗ 2106
Позиции | Характеристики |
Тип горючего | Бензин |
Марка горючего | АИ-92 |
Механизм впрыска | Карбюратор/инжектор |
Материал блока цилиндров | Чугун |
Материал головки БЦ | Алюминиевый сплав |
Масса агрегата, кг | 121 |
Положение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров, шт | 4 |
Диаметр поршня, мм | 79 |
Величина хода поршня, мм | 80 |
Рабочий объем всех цилиндров, см3 | 1569 |
Максимальная мощность, л. с. | 74 |
Крутящий момент, Нм | 87,3 |
Степень сжатия | 8,5 |
Расход топлива (трасса/город, смешанный), л/100 км | 7,8/12/9,2 |
Ресурс двигателя, заявленный производителем, тыс. км. | 120000 |
Реальный ресурс, тыс. км. | 200000 |
Расположение распределительного вала | Верхнее |
Ширина фаз газораспределения,0 | 232 |
Величина угла опережения выпускного клапана,0 | 42 |
Запаздывание впускного клапана,0 | 40 |
Диаметр сальников распредвала, мм | 40 и 56 |
Ширина сальников распредвала, мм | 7 |
Материал изготовления коленчатого вала | Чугун (литье) |
Диаметр шейки, мм | 50,795–50,775 |
Количество коренных подшипников, шт | 5 |
Диаметр маховика, мм | 277,5 |
Диаметр внутреннего отверстия, мм | 25,67 |
Количество зубьев венца, шт | 129 |
Масса маховика, г | 620 |
Рекомендуемое моторное масло | 5W-30, 15W-40 |
Объем моторного масла, л | 3,75 |
Максимальный расход моторного масла на 1000 км, л | 0,7 |
Рекомендуемая охлаждающая жидкость | Тосол А-40 |
Требуемое количество охлаждающей жидкости, л | 9,85 |
Привод ГРМ | Цепной |
Порядок работы цилиндров | 1–3-4–2 |
Устройство двигателя ВАЗ 2106
Конструкцию силового агрегата ВАЗ 2106 составляют четыре системы и два механизма.
Таблица: системы и механизмы двигателя ВАЗ 2106
Системы | Механизмы |
Питания | Кривошипно-шатунный |
Зажигания | Газораспределительный |
Смазки | |
Охлаждения |
Система питания ВАЗ 2106
Система питания предназначена для очистки топлива и воздуха, приготовления из них топливно-воздушной смеси, своевременной подачи ее в цилиндры и удаления выхлопных газов. В ВАЗ 2106 он состоит из следующих элементов:
- бак с датчиком уровня топлива;
- топливный фильтр;
- бензонасос;
- карбюратор;
- фильтр очистки воздуха;
- топливо- и воздухопроводы;
- впускной коллектор;
- выпускной коллектор.Топливо из бака подается в карбюратор при помощи насоса механического насоса
Топливо из бака подается в карбюратор при помощи насоса механического насоса
Как работает система питания ВАЗ 2106
Подача топлива из бака осуществляется топливным насосом диафрагменного типа. Агрегат имеет механическую конструкцию и приводится толкателем от эксцентрика к вспомогательному приводному валу. Перед топливным насосом стоит фильтр тонкой очистки, который улавливает мельчайшие частицы мусора и влаги. От бензонасоса топливо подается в карбюратор, где смешивается в определенной пропорции с предварительно очищенным воздухом, и в виде смеси поступает во впускной коллектор. Выхлопные газы удаляются из камер сгорания через выпускной коллектор, водосточную трубу и глушитель.
Видео: принцип работы системы питаня карбюраторного двигателя
https://www.youtube.com/embed/A3_P0ilQGOo
Система зажигания ВАЗ 2106
Изначально «шестёрки» комплектовались контактной системой зажигания. Она состояла из следующих узлов:
- выключатель (замок) зажигания;
- аккумулятор;
- генератор;
- катушка зажигания;
- распределитель напряжения с прерывателем;
- высоковольтные провода;
- свечи.Двигатели ВАЗ 2106 оснащались контактной и бесконтактной системами зажигания
Двигатели ВАЗ 2106 оснащались контактной и бесконтактной системами зажигания
В дальнейшем система зажигания была несколько модернизирована. Вместо прерывателя, который использовался для создания электрического импульса и требовал постоянной подстройки контактов, были применены электронный переключатель и датчик Холла.
Принцип работы контактной и бесконтактной систем зажигания ВАЗ 2106
В системе зажигания при повороте ключа зажигания аккумулятор подает напряжение на катушку, которая действует как трансформатор. При прохождении через обмотки напряжение возрастает в несколько тысяч раз. Далее следует к контактам выключателя, где превращается в электрические импульсы и поступает на бегунок распределителя, который «несет» ток через контакты на крышке. Каждый разъем имеет свой высоковольтный провод, соединяющий его со свечами зажигания. Через него импульсное напряжение передается на электроды свечи.
Бесконтактная система работает немного иначе. Здесь датчик Холла, установленный в корпусе распределителя, считывает положение коленчатого вала и посылает сигнал на электронный коммутатор. Коммутатор на основании полученных данных подает на катушку электрический импульс низкого напряжения. От него ток снова поступает к распределителю, где с помощью ползункового переключателя, контактов крышки и высоковольтных проводов «растекается» по фарам.
Видео: контактная система зажигания ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/jUcA06Jp9fc
Система смазки ВАЗ 2106
Система смазки силовой установки ВАЗ 2106 комбинированного типа: к одним деталям масло подается под давлением, а к другим путем разбрызгивания. Конструкция состоит из:
- картера для хранения смазки;
- маслонасоса с маслоприемником, редукционным клапаном и фильтром грубой очистки;
- масляного фильтра тонкой очистки;
- масляных каналов, расположенных внутри блока цилиндров и ГБЦ;
- датчика аварийного давления смазки.Система смазки ВАЗ 2106 дополнительно выполняет функцию охлаждения
Система смазки ВАЗ 2106 дополнительно выполняет функцию охлаждения
Как работает система смазки ВАЗ 2106
Циркуляцию смазки в системе обеспечивает масляный насос. Он имеет простую механическую конструкцию, основанную на двух шестернях (ведущей и ведомой). Вращаясь, они создают вакуум на входе в насос и давление на выходе. Движущая сила агрегата передается от вала к вспомогательным агрегатам через шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней масляного насоса.
На выходе из насоса смазка по специальному каналу подается на полнопоточный фильтр тонкой очистки, а от него — в магистральный маслопровод, откуда подается к рабочим и нагревательным элементам двигателя.
Видео: работа системы смазки ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/UgrioKqBeqU
Система охлаждения
Система охлаждения силового агрегата ВАЗ 2106 имеет герметичную конструкцию, где охлаждающая жидкость циркулирует под давлением. Он служит как для охлаждения двигателя, так и для поддержания теплового режима работы. Структура системы такова:
- жидкостный насос (помпа);
- термостат;
- радиатор с электровентилятором;
- датчик включения вентилятора охлаждения;
- температурный датчик;
- радиатор отопителя;
- расширительная ёмкость;
- соединительные патрубки;
- рубашка охлаждения двигателя.Двигатель ВАЗ 2106 оснащен жидкостной системой охлаждения закрытого типа
Двигатель ВАЗ 2106 оснащен жидкостной системой охлаждения закрытого типа
Как работает система охлаждения ВАЗ 2106
Рубашка жидкостного охлаждения представляет собой сеть каналов, расположенных внутри головки блока цилиндров и блока цилиндров силового агрегата. Он полностью заполнен охлаждающей жидкостью. Во время работы двигателя коленчатый вал вращает приводной шкив ротора жидкостного насоса через клиновой ремень. На другом конце ротора находится крыльчатка, которая заставляет хладагент циркулировать через рубашку. При этом в системе создается давление, равное 1,3–1,5 атмосферы.
При движении по каналам силового агрегата охлаждающая жидкость снижает температуру, но нагревается сама по себе. Когда жидкость попадает в радиатор охлаждения, она отдает тепло трубам и пластинам агрегата. Благодаря конструкции теплообменника и постоянно циркулирующему воздуху температура снижается. Затем охлаждающая жидкость снова поступает в двигатель, повторяя цикл. При достижении охлаждающей жидкостью критических температур срабатывает специальный датчик, который включает вентилятор. Он осуществляет принудительное охлаждение радиатора, обдувая его сзади потоком воздуха.
Чтобы двигатель быстрее прогревался в морозы и не перегревался летом, в конструкцию системы включен термостат. Его роль заключается в регулировании направления охлаждающей жидкости. При холодном двигателе блок не пропускает охлаждающую жидкость в радиатор, заставляя ее двигаться только внутри двигателя. При нагреве жидкости до температуры 80-850С срабатывает термостат, и хладагент уже циркулирует по большому кругу и поступает в теплообменник для охлаждения.
При нагреве теплоноситель расширяется в объеме, и ему нужно куда-то деваться. Для этих целей используется расширительный бачок – пластиковый бак, в котором собираются излишки хладагента и его пары.
Помимо снижения температуры двигателя и поддержания его теплового режима, система охлаждения также служит для обогрева салона. Это достигается за счет дополнительного радиатора, установленного в модуле обогрева. При попадании в него хладагента корпус нагревается, из-за этого нагревается воздух, который находится в модуле. Тепло в салон поступает благодаря электровентилятору, установленному на входе в «топку».
Видео: схема работы системы охлаждения ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/EK7_GSpECNo
Кривошипно-шатунный механизм ВАЗ 2106
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) является основным механизмом силовой установки. Он служит для преобразования возвратно-поступательного движения каждого из поршней во вращательное движение коленчатого вала. Механизм состоит из:
- блока цилиндров;
- головки блока;
- коленвала;
- маховика;
- элементы поршневой группы (шатуны, поршни, поршневые кольца и пальцы) Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала
Принцип работы КШМ
Дно поршня воспринимает усилие, создаваемое давлением горящей горючей смеси. Он направляет его на шатун, на котором сам крепится пальцем. Последний под действием давления движется вниз и толкает коленчатый вал, с которым сочленяется его нижняя шейка. Учитывая, что поршней в двигателе ВАЗ 2106 четыре, и каждый из них движется независимо друг от друга, то коленчатый вал вращается в одном направлении, подталкиваемый поршнями по очереди. На конце коленчатого вала установлен маховик, который предназначен для гашения вращательных колебаний, а также увеличения инерционности вала.
Каждый поршень оснащён тремя кольцами. Два из них служат для создания давления в цилиндре, третье — для очистки стенок цилиндра от масла.
Видео: кривошипно-шатунный механизм
https://www.youtube.com/embed/VaZ_-VXgaDE
Газораспределительный механизм ВАЗ 2106
Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя необходим для обеспечения своевременного поступления топливно-воздушной смеси в камеры сгорания, а также выхода из них продуктов сгорания. Другими словами, он должен вовремя закрывать и открывать вентили. В конструкцию ГРМ входит:
- распределительный вал;
- клапаны;
- толкатели;
- штанги толкателей;
- коромысла;
- элементы привода (колесо распредвала и коленвала, приводная цепь с демпфером, натяжитель, башмак). Механизм газораспределения ВАЗ 2106 приводится в действие цепной передачей от коленчатого вала
Газораспределительный механизм ВАЗ 2106 приводится в действие при помощи цепной передачи от коленчатого вала
Как работает ГРМ ВАЗ 2106
Основным элементом ГРМ двигателя является распределительный вал. Именно он с помощью кулачков, расположенных по всей длине, через дополнительные детали (толкатели, тяги и коромысла) приводит в действие клапаны, открывает и закрывает соответствующие окна в камерах сгорания.
Коленчатый вал вращает распределительный вал с помощью натянутой цепи. При этом скорость вращения последних из-за разницы в размерах звезд ровно в два раза меньше. При вращении кулачки распределительных валов воздействуют на толкатели, которые передают усилие на тяги. Последние нажимают на коромысла, а те на штоки клапанов.
В работе механизма очень важна синхронизация вращения коленчатого и распределительного валов. Малейшее смещение одного из них приводит к нарушению фаз газораспределения, что негативно сказывается на функциональности силового агрегата.
Видео: принцип работы газораспределительного механизма
https://www.youtube.com/embed/zKPXafnlPyk
Неисправности двигателя ВАЗ 2106 и их признаки
Как бы ни был надежен двигатель «шестерки», он, к сожалению, иногда выходит из строя. Причин поломки силового агрегата может быть ряд, начиная от банального обрыва одного из проводов и заканчивая износом деталей поршневой группы. Чтобы определить причину неисправности, важно разобраться в симптомах.
Признаками того, что двигатель ВАЗ 2106 требует ремонта, могут быть:
- невозможность запуска (неважно на холодную, или на горячую);
- троение, «плавающие» обороты, нестабильный холостой ход;
- снижение мощности при старте, под нагрузкой;
- перегрев;
- появление посторонних шумов (стука, цокота);
- изменение цвета выхлопа (густой белый или сизый дым).
При этом следует помнить, что некоторые из этих симптомов могут прямо не свидетельствовать о неисправности в том или ином узле, механизме или системе, поэтому к диагностике следует подходить комплексно и перепроверять свои выводы.
Двигатель не запускается вообще
Если при заряженном аккумуляторе и нормально работающем стартере силовой агрегат не запускается, и не «схватывает», необходимо проверить:
- катушку зажигания;
- прерыватель (датчик Холла, коммутатор);
- бегунок и контакты крышки распределителя;
- высоковольтные провода с наконечниками;
- свечи зажигания;
- бензонасос;
- фильтр на штуцере приёма топлива карбюратора;
- клапан холостого хода.
Отсутствие признаков ресурса двигателя является следствием неисправности либо в системе зажигания, либо в системе питания. Диагностику лучше начать с зажигания, «прозвонить» цепь тестером и проверить есть ли напряжение на каждом элементе. В результате такой проверки следует убедиться в наличии искры на свечах зажигания при вращении стартера. Если нет искры, следует проверить каждый узел в системе.
Суть проверки системы заключается в том, чтобы понять, доходит ли топливо до карбюратора и попадает ли оно в цилиндры. Для этого нужно отсоединить выходной патрубок бензонасоса от карбюратора, опустить его в емкость и щелкнуть стартером. Если в сосуд поступает бензин, с насосом и фильтром все в порядке.
Для проверки карбюратора достаточно снять с него воздушный фильтр и верхнюю крышку. Затем нужно резко дернуть трос газа и заглянуть во вторичную камеру. В этот момент должна быть видна тонкая струйка топлива, направленная во впускной коллектор. Это означает, что ускорительный насос карбюратора работает нормально. Подтекания нет — карбюратор нуждается в ремонте или регулировке.
Стоит проверить клапан холостого хода. В случае отказа двигатель не запустится. Чтобы его проверить, нужно открутить его от крышки карбюратора и отсоединить шнур питания. В этом случае клапан должен быть подключен непосредственно к клеммам аккумуляторной батареи. Во время соединения должен быть отчетливо слышен щелчок, характерный для работы электромагнита, а шток устройства должен двигаться назад.
Видео: почему не заводится автомобиль
https://www.youtube.com/embed/pDVrRaJqGio
Двигатель троит, наблюдается нарушение холостого хода
Троение силового агрегата и нарушение холостого хода может быть вызвано:
- выходом из строя одной или нескольких свечей зажигания;
- пробоем высоковольтного провода;
- пригоранием контактов крышки распределителя;
- засорением топливного фильтра тонкой очистки;
- непроходимостью фильтра на впускном штуцере карбюратора;
- неправильной регулировкой карбюратора.
Как и в предыдущем случае, здесь диагностику лучше начать с системы зажигания. Следует сразу же проверить искру на электродах фонарей и измерить сопротивление каждого из высоковольтных проводов. Затем снимается крышка трамблера и оценивается состояние контактов. В случае, если они подгорают, необходимо очистить их от копоти или заменить крышку.
Диагностика фильтра тонкой очистки проводится путем определения скорости потока, как описано выше. А вот что касается карбюраторного фильтра, то его нужно открутить от крышки и при необходимости продуть сжатым воздухом.
Если симптомы сохраняются после этих этапов диагностики, необходимо отрегулировать карбюратор, а именно качество смеси и уровень топлива в поплавковой камере.
Видео: почему троит двигатель ВАЗ 2106
https://www.youtube.com/embed/jkUuDdikxZQ
Снижение мощности двигателя
К ухудшению мощностных качеств силового агрегата приводят:
- засорение фильтров тонкой очистки или карбюратора;
- неисправность топливного насоса;
- неправильная регулировка качества горючей смеси;
- нарушение фаз газораспределения;
- неправильная регулировка угла опережения зажигания;
- износ деталей поршневой группы.
При заметном снижении мощности двигателя первым делом необходимо оценить работу топливной системы, проверив фильтры, топливный насос и отрегулировав качество смеси. Далее необходимо определить, совпадают ли установочные метки на звездочках коленчатого и распределительного валов с метками на крышках двигателя и распределительного вала. Если с ними все в порядке, отрегулируйте угол опережения зажигания, поворачивая корпус трамблера в ту или иную сторону.
Что касается поршневой группы, то при износе деталей потеря мощности проявляется не так явно и быстро. Выяснить, какой именно поршень виноват в потере мощности, может помочь замер компрессии в каждом из цилиндров. Для ВАЗ 2106 нормальными считаются показатели в пределах 10–12,5 кгс/см2. Допускается работа двигателя с компрессией 9-10 кгс/см2, хотя такие цифры говорят о явном износе элементов поршневой группы.
Видео: почему снижается мощность двигателя
https://www.youtube.com/embed/P2I6gXkmbmg
Перегрев двигателя
Нарушение теплового режима силовой установки можно определить по указателю температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка на устройстве постоянно или периодически меняется на красный сектор, это явный признак перегрева. Не рекомендуется продолжать движение на автомобиле, двигатель которого склонен к перегреву, так как это может привести к прогоранию прокладки ГБЦ, а также заклиниванию подвижных частей силового агрегата.
Нарушение теплового режима мотора может быть следствием:
- недостаточного уровня хладагента в системе;
- заклинивания термостата;
- непроходимости (засорения) радиатора охлаждения;
- поломкой вентилятора охлаждения;
- неисправности жидкостного насоса.
При обнаружении признаков перегрева в первую очередь необходимо обратить внимание на уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, при необходимости долить охлаждающую жидкость. Определить работоспособность термостата можно по температуре патрубков радиатора. Когда двигатель прогрет, они оба должны быть теплыми. Если нижний патрубок горячий, а верхний холодный, то клапан термостата застревает в закрытом положении и хладагент движется по малому кругу, минуя радиатор. В этом случае узел подлежит замене, так как ремонту он не подлежит. Прозрачность радиатора также регулируется температурой форсунок. Если он засорен, верхний выход будет горячим, а нижний – горячим или холодным.
Вентилятор охлаждения на ВАЗ 2106 обычно включается при температуре охлаждающей жидкости 97-990С. Его работа сопровождается характерным гулом, который издает крыльчатка. Он может выйти из строя по ряду причин, среди которых плохой контакт в разъёме, сломанный датчик, неисправность самого электродвигателя. Чтобы протестировать устройство, просто подключите контакты напрямую к аккумулятору.
Диагностировать поломку жидкостного насоса без его разборки достаточно сложно, поэтому его проверяют в последнюю очередь. Чаще всего неисправность связана с повреждением крыльчатки и износом подшипника ротора.
Видео: почему перегревается двигатель
https://www.youtube.com/embed/gFQ23g7Bbyg
Посторонние звуки
Работа любого силового агрегата сопровождается множеством звуков, поэтому различить, где есть посторонний шум, а где его нет, может только специалист, да и то не каждый. Для определения «лишних» ударов существуют специальные автомобильные телефонные эндоскопы, позволяющие более-менее точно определить место, откуда они исходят. Что касается двигателя ВАЗ 2106, то посторонние звуки могут издавать:
- клапаны;
- коренные и шатунные подшипники;
- поршневые пальцы;
- цепь привода газораспределительного механизма.
Клапаны издают громкий стук, который исходит от клапанной крышки. Они стучат из-за неправильной регулировки тепловых зазоров, износа кулачков распредвала и ослабления пружин клапанов.
Коренные и шатунные подшипники издают одинаковые звуки. Причиной этого является их износ, в результате чего увеличивается люфт между ними и шатунными пальцами. Кроме того, стук также может быть вызван низким давлением масла.
Пробивные штифты обычно звенят. Это явление часто вызывается детонацией внутри цилиндров. Возникает из-за неправильной регулировки угла опережения зажигания. Аналогичная проблема решается установкой более позднего зажигания.
Шум цепи ГРМ похож на громкий грохот или лязг, вызванный ослаблением натяжения цепи или проблемами с демпфером. Замена демпфера или колодки поможет избавиться от таких звуков.
Видео: стук в двигателе
https://www.youtube.com/embed/Y0fiz1-cfAo
Изменение цвета выхлопа
О состоянии двигателя обычно можно судить по цвету, консистенции и запаху выхлопных газов. Исправный силовой агрегат имеет белый, светлый, полупрозрачный выхлоп. Пахнет исключительно горелым бензином. Изменение этих критериев свидетельствует о наличии проблем с двигателем.
Густой белый дым из выхлопной трубы под нагрузкой свидетельствует о сгорании масла в цилиндрах силовой установки. А это признак износа поршневых колец. Убедиться в том, что кольца пришли в негодность, или «залегли», можно осмотрев корпус воздушного фильтра. Если жир попадет в цилиндры, он будет вытолкнут через сапун в «поддон», где осядет в виде эмульсии. Подобная неисправность лечится заменой поршневых колец.
Но густой белый выхлоп может быть и результатом других проблем. Так, в случае пробоя (прогара) прокладки ГБЦ охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, где при сгорании превращается в белый пар. В этом случае выхлоп будет иметь характерный запах охлаждающей жидкости.
Видео: почему из выхлопной трубы идёт белый дым
https://www.youtube.com/embed/wcrDa9XX9bg
Ремонт силового агрегата ВАЗ 2106
Ремонт двигателя «шестерки», предполагающий замену деталей поршневой группы, лучше производить после его демонтажа с автомобиля. В этом случае редуктор снимать нельзя.
Демонтаж двигателя ВАЗ 2106
Даже после снятия всех принадлежностей вручную вытащить двигатель из моторного отсека не получится. Поэтому для выполнения этой задачи вам понадобится гараж со смотровой ямой и электротельфер. В дополнение к этому вам понадобятся:
- набор отвёрток и гаечных ключей;
- ёмкости для сбора охлаждающей жидкости и масла;
- маркер;
- несколько старых одеял (чтобы защитить лакокрасочное покрытие автомобиля о время извлечения двигателя).
Для демонтажа мотора необходимо:
- Загнать машину на смотровую яму.
- Поднять капот, обвести козырьки по контуру маркером. Это необходимо для того, чтобы вы не оставили зазоров при установке вытяжки. Чтобы не пришлось оставлять зазоры при установке капота, обведите навесы маркером
Чтобы не пришлось выставлять зазоры при установке капота, нужно обвести маркером навесы - Открутить гайки крепления капота, снять его.
- Полностью слить охлаждающую жидкость.Охлаждающую жидкость нужно слить и с радиатора, и с блока цилиндров
Охлаждающую жидкость нужно слить и с радиатора, и с блока цилиндров - При помощи отвёртки ослабить хомуты патрубков системы охлаждения. Снять все патрубки.Для снятия патрубков нужно ослабить хомуты
Для снятия патрубков нужно ослабить хомуты - Таким же образом снять шланги топливопроводов.Шланги также закреплены при помощи хомутов
Шланги также закреплены при помощи хомутов - Отсоединить высоковольтные провода от свечей зажигания и крышки распределителя.
- Открутив две гайки, отсоединить от выпускного коллектора приёмную трубу.Для отсоединения трубы необходимо открутить две гайки
Для отсоединения трубы необходимо открутить две гайки - Отключить аккумулятор, снять его и убрать в сторону.
- Открутить три гайки крепления стартера, отсоединить провода. Снять стартер.Стартер крепится тремя гайками
Стартер крепится тремя гайками - Открутить верхние болты крепления КПП (3 шт).Сверху КПП крепится тремя болтами
Сверху КПП крепится тремя болтами - Отсоединить от карбюратора приводы воздушной и дроссельной заслонок.От карбюратора нужно отсоединить приводы воздушной и дроссельной заслонок
От карбюратора нужно отсоединить приводы воздушной и дроссельной заслонок - Спустившись в смотровую яму, демонтировать рабочий цилиндр сцепления.Чтобы снять цилиндр, нужно демонтировать пружину
Чтобы снять цилиндр, нужно демонтировать пружину - Выкрутить два нижних болта крепления КПП к двигателю.Снизу КПП закреплена двумя болтами
Снизу КПП закреплена двумя болтами - Открутить гайки крепления защитного кожуха (4 шт).Кожух закреплен на четырех гайках
Кожух закреплен на четырех гайках - Открутить три гайки крепления силовой установки к опорам.Двигатель установлен на трех опорах
Двигатель установлен на трех опорах - Надёжно закрепить монтажные цепи (ремни) тельфера к двигателю.
- Накрыть старыми одеялами передние крылья машины (чтобы не поцарапать ЛКП).
- Аккуратно приподнять двигатель тельфером.Перед снятием двигателя нужно убедиться в надежности креплений
Перед снятием двигателя нужно убедиться в надежности креплений - Отвести мотор в сторону и установить его на пол или стол.
Как заменить вкладыши
Когда двигатель будет снять с автомобиля, можно приступать к его ремонту. Начнём с вкладышей. Чтобы произвести их замену, необходимо:
- Шестигранным ключом открутить сливную пробку на поддоне картера.Пробка выкручивается шестигранником
Пробка выкручивается шестигранником - Ключом на 10 выкрутить все двенадцать болтов по периметру поддона. Снять поддон с прокладкой.Поддон крепится на 10 болтах
Поддон крепится на 10 болтах - Демонтировать карбюратор и распределитель зажигания.
- Используя ключ на 10 выкрутить восемь гаек крепления клапанной крышки. Снять крышку с прокладкой.Клапанную крышку фиксируют восемь гаек
Клапанную крышку фиксируют восемь гаек - При помощи монтажной лопатки или зубила отогнуть шайбу, стопорящую болт крепления звезды распредвала.Чтобы выкрутить болт, нужно отогнуть шайбу
Чтобы выкрутить болт, нужно отогнуть шайбу - Ключом на 17 выкрутить болт звезды распредвала. Снять звезду и цепь.
- Открутить ключом на 10 две гайки фиксации натяжителя цепи.Натяжитель закреплен двумя гайками
Натяжитель закреплен двумя гайками - Торцевым ключом на 13 открутить девять гаек крепления постели распредвала. Снять постель.Чтобы снять постель, нужно открутить девять гаек
Чтобы снять постель, нужно открутить девять гаек - Ключом на 14 открутить гайки, крепящие крышки шатунов. Снять крышки вместе с вкладышами.Каждая крышка крепится двумя гайками
Каждая крышка крепится двумя гайками - Демонтировать шатуны, извлечь из них вкладыши.
- Ключом на 17 выкрутить болты на крышках коренных подшипников.Крышка крепится двумя болтами
Крышка крепится двумя болтами - Отсоединить крышки, извлечь упорные кольца
- Извлечь из крышек и блока цилиндров вкладыши коренных подшипников.Вкладыши выполнены из сплава стали и алюминия
Вкладыши выполнены из сплава стали и алюминия - Демонтировать коленчатый вал.Вал необходимо очистить от масла путем промывки в керосине
Вал необходимо очистить от масла путем промывки в керосине - Промыть вал в керосине, вытереть сухой чистой тряпкой.
- Поставить новые вкладыши и упорные кольца.
- Моторным маслом смазать коренные и шатунные шейки коленвала, после чего установить вал в блок цилиндров.
- Поставить крышки коренных подшипников, зафиксировать их болтами. Болты затянуть динамометрическим ключом с усилием 68,3–83,3 Нм.
- Установить на коленчатый вал шатуны с новыми вкладышами. Зафиксировать их гайками. Затянуть гайки с усилием 43,3–53,3 Нм.
- Собрать двигатель в обратном порядке.
Замена компрессионных и маслосъемных колец поршней
Для замены поршневых колец потребуются те же инструменты, а также тиски и специальная оправка для усадки поршней. Ремонтные работы необходимо проводить в следующем порядке:
- Разобрать двигатель в соответствии с п.п. 1–10 предыдущей инструкции.
- Поочерёдно вытолкать поршни из блока цилиндров вместе с шатунами.Поршни нужно снимать вместе с шатунами
Поршни нужно снимать вместе с шатунами - Зажмите шатун в тиски и тонкой отверткой снимите с поршня два компрессионных и одно маслосъемное кольца. Повторите эту процедуру для всех поршней На каждый поршень устанавливаются три кольца
На каждом поршне установлено по три кольца - Очистить поршни от нагара.
- Установить новые кольца, ориентируя их замки на выступы в проточках.
- При помощи оправки установить поршни с кольцами в цилиндр.Устанавливать поршни удобней с помощью оправки
Устанавливать поршни удобней с помощью оправки - Собрать двигатель в обратном порядке.
Ремонт масляного насоса
Для снятия и ремонта маслонасоса необходимо:
- Ключом на 13 выкрутить два болта крепления насоса.Нсос держится на двух болтах
Нсос держится на двух болтах - Демонтировать устройство вместе с прокладкой.
- Ключом на 10 открутить три болта крепления патрубка маслозаборника.Патрубок крепится тремя болтами
Патрубок крепится тремя болтами - Отсоединить редукционный клапан.Клапан служит для поддержания давления в системе
Клапан служит для поддержания давления в системе - Снять крышку насоса.
- Извлечь ведущую и ведомую шестерни.Шестерни не должны иметь следов износа и повреждений
Шестерни не должны иметь следов износа и повреждений - Осмотрите детали насоса, оцените их состояние. Если на корпусе, крышке или шестернях имеются следы износа или механические повреждения, замените дефектные детали.
- Почистить сетку маслоприемника.Если сетка загрязнена, ее нужно очистить или заменить
Если сетка загрязнена, ее нужно очистить или заменить - Собрать устройство в обратном порядке.
Ремонт двигателя своими руками – достаточно сложный процесс, но не настолько, чтобы он был неуправляемым. Самое главное начать, а потом сами узнаете что к чему.