Популярность классических моделей ВАЗ во многом зависит от надежности и ремонтопригодности их двигателей. Так как они были спроектированы в далеких семидесятых годах прошлого века, то продолжают «работать» и сегодня. В этой статье мы поговорим о силовых установках, которыми оснащались автомобили ВАЗ 2105. Мы рассмотрим их технические характеристики, конструкцию, а также наиболее важные неисправности и способы их устранения.
- Какими двигателями комплектовались «пятёрки»
- Двигатель ВАЗ 2101
- Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2101
- Двигатель ВАЗ 2105
- Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2105
- Двигатель ВАЗ 2103
- Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2103
- Двигатель ВАЗ 2104
- Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2104
- Двигатель ВАЗ 21067
- Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 21067
- Двигатель БТМ 341
- Таблица: основные характеристики двигателя БТМ 341
- Двигатель ВАЗ 4132
- Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 4132
- Какой двигатель можно установить на ВАЗ 2105 вместо штатного
- Основные неисправности двигателей ВАЗ 2105
- Невозможность запуска двигателя
- Нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотах
- Перегрев
- Снижение мощностных характеристик
- Изменение цвета выхлопа
- Стуки внутри двигателя
- Ремонт двигателя ВАЗ 2105
- Снятие двигателя
- Видео: снятие двигателя
- Замена вкладышей
- Видео: установка вкладышей
- Замена колец
- Видео: установка поршневых колец
- Ремонт маслонасоса
- Видео: ремонт масляного насоса
Какими двигателями комплектовались «пятёрки»
На протяжении всей своей истории ВАЗ 2105 сходили с конвейера с пятью разными двигателями:
- 2101;
- 2105;
- 2103;
- 2104;
- 21067;
- БТМ-341;
- 4132 (РПД).
Они различались не только техническими характеристиками, но и типом конструкции, видом потребляемого топлива, а также способом его подачи в камеры сгорания. Рассмотрим каждый из этих силовых агрегатов подробно.
Двигатель ВАЗ 2101
Первым агрегатом, устанавливаемым на «пятерку», был старый «копеечный» двигатель. Особыми мощностными качествами он не отличался, но уже был испытан и отлично себя зарекомендовал.
Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2101
Наименование характеристики | Показатель |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Вид топлива | Бензин АИ-92 |
Количество клапанов | 8 |
Способ подачи топлива в цилиндры | Карбюраторный |
Объем силового агрегата, см3 | 1198 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Амплитуда движения поршня, мм | 66 |
Величина крутящего момента, Нм | 89,0 |
Мощность агрегата, л.с. | 64 |
Двигатель ВАЗ 2105
Для «пятерки» был специально разработан собственный силовой агрегат. Это был усовершенствованный вариант двигателя ВАЗ 2101, отличавшийся большим объемом цилиндров при одинаковом ходе поршня.
Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2105
Наименование характеристики | Показатель |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Вид топлива | Бензин АИ-93 |
Количество клапанов | 8 |
Способ подачи топлива в цилиндры | Карбюраторный |
Объем силового агрегата, см3 | 1294 |
Диаметр цилиндра, мм | 79 |
Амплитуда движения поршня, мм | 66 |
Величина крутящего момента, Нм | 94,3 |
Мощность агрегата, л.с. | 69 |
Двигатель ВАЗ 2103
«Тройной» двигатель был еще мощнее, но не за счет увеличения объема камер сгорания, а за счет измененной конструкции коленчатого вала, позволившей несколько увеличить ход поршня. Коленчатый вал такой же конструкции устанавливался на «Ниву». Двигатели ВАЗ 2103 с завода оснащались как контактным, так и бесконтактным зажиганием.
Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2103
Наименование характеристики | Показатель |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Вид топлива | Бензин АИ-91, АИ-92, АИ-93 |
Количество клапанов | 8 |
Способ подачи топлива в цилиндры | Карбюраторный |
Объем силового агрегата, см3 | 1,45 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Амплитуда движения поршня, мм | 80 |
Величина крутящего момента, Нм | 104,0 |
Мощность агрегата, л.с. | 71,4 |
Двигатель ВАЗ 2104
Силовой агрегат четвертой модели «Жигулей», который устанавливался на ВАЗ 2105, отличался типом впрыска. Здесь использовался уже не карбюратор, а форсунки с электронным управлением. Двигатель претерпел некоторые изменения, касающиеся установки устройств инжекторной подачи топливной смеси, а также нескольких датчиков контроля. Во всем остальном он практически не отличался от карбюраторной «тройки» двигателя.
Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2104
Наименование характеристики | Показатель |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Вид топлива | Бензин АИ-95 |
Количество клапанов | 8 |
Способ подачи топлива в цилиндры | Распределённый впрыск |
Объем силового агрегата, см3 | 1,45 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Амплитуда движения поршня, мм | 80 |
Величина крутящего момента, Нм | 112,0 |
Мощность агрегата, л.с. | 68 |
Двигатель ВАЗ 21067
Еще один агрегат, которым оснащалась «пятерка», был позаимствован у ВАЗ 2106. По сути, это доработанная версия двигателя ВАЗ 2103, где все доработки сводились к повышению мощности за счет увеличения диаметра цилиндров. Но именно этот двигатель сделал «шестерку» самым популярным автомобилем благодаря разумному соотношению между количеством потребляемого топлива и развиваемой мощностью.
Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 21067
Наименование характеристики | Показатель |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Вид топлива | Бензин АИ-91, АИ-92, АИ-93 |
Количество клапанов | 8 |
Способ подачи топлива в цилиндры | Карбюраторный |
Объем силового агрегата, см3 | 1,57 |
Диаметр цилиндра, мм | 79 |
Амплитуда движения поршня, мм | 80 |
Величина крутящего момента, Нм | 104,0 |
Мощность агрегата, л.с. | 74,5 |
Двигатель БТМ 341
БТМ-341 — дизельный силовой агрегат, который устанавливался на классические ВАЗы, в том числе и на «пятерки». Изначально такие автомобили шли на экспорт, но и здесь мы могли их встретить. Двигатели БТМ-341 не отличались ни особой мощностью, ни малым расходом топлива, что, видимо, и является причиной того, что дизельные «Жигули» не прижились в СССР.
Таблица: основные характеристики двигателя БТМ 341
Наименование характеристики | Показатель |
Расположение цилиндров | Рядное |
Количество цилиндров | 4 |
Вид топлива | Дизельное топливо |
Количество клапанов | 8 |
Способ подачи топлива в цилиндры | Непосредственный впрыск |
Объем силового агрегата, см3 | 1,52 |
Величина крутящего момента, Нм | 92,0 |
Мощность агрегата, л.с. | 50 |
Двигатель ВАЗ 4132
Устанавливается на «пятерки» и роторные двигатели. Сначала это были опытные образцы, а затем серийное производство. Силовой агрегат ВАЗ 4132 развивал вдвое большую мощность, чем любой другой жигулевский двигатель. В основном «пятерки» с роторными двигателями поставлялись полицейским подразделениям и спецслужбам, но купить их могли и обычные граждане. Сегодня редко, но еще можно встретить ВАЗ с двигателем 4132 или аналогичный.
Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 4132
Наименование характеристики | Показатель |
Способ подачи топлива в цилиндры | Карбюраторный |
Вид топлива | АИ-92 |
Объем силового агрегата, см3 | 1,3 |
Величина крутящего момента, Нм | 186,0 |
Мощность агрегата, л.с. | 140 |
Какой двигатель можно установить на ВАЗ 2105 вместо штатного
«Пятёрку» легко можно оснастить силовым агрегатом от любой другой «классики», будь то карбюраторный ВАЗ 2101 или инжекторный ВАЗ 2107. Однако ценители такого тюнинга предпочитают двигатели от иномарок. Лучше всего для этих целей подходят силовые установки от «ближайшего родственника» — Fiat. Его модели «Аргента» и «Полонез» комплектуются двигателями, которые без проблем подходят к нашим ВАЗам.
Любители более мощных двигателей могут попробовать установить силовой агрегат от Mitsubishi Galant или Renault Logan объемом от 1,5 до 2,0 см3. Здесь, конечно, придется менять крепления для самого двигателя и для коробки передач, но если все сделать правильно, то результат вас удивит. Но важно не переусердствовать, ведь каждый кузов рассчитан на определенную нагрузку, в том числе и мощность двигателя.
Ну, а для тех, кто хочет передвигаться на уникальном автомобиле, можем посоветовать оснастить «пятерку» роторным силовым агрегатом. Стоимость такого двигателя сегодня составляет 115-150 тысяч рублей, но установка не потребует никаких изменений. Он прекрасно подойдет для любой «классики» ВАЗ.
Основные неисправности двигателей ВАЗ 2105
Если не брать в расчет силовые установки БТМ 341 и ВАЗ 4132, то двигатели ВАЗ 2105 мало чем отличаются друг от друга. Они имеют схожую конструкцию и, следовательно, имеют те же недостатки. Наиболее важными признаками того, что двигатель вышел из строя, являются:
- невозможность его запуска;
- нестабильная работа на холостом ходу;
- нарушение нормального температурного режима (перегрев);
- падение мощности;
- изменение цвета выхлопа (белый, сизый);
- возникновение посторонних шумов в силовом агрегате.
Давайте выясним, о чём могут свидетельствовать перечисленные симптомы.
Невозможность запуска двигателя
Силовой агрегат не запустится при:
- отсутствии напряжения на свечах зажигания;
- неполадках в системе питания, которые препятствуют поступлению топливно-воздушной смеси в цилиндры.
Отсутствие искры на электродах свечей может быть обусловлено неисправностью:
- самих свечей;
- высоковольтных проводов;
- распределителя зажигания;
- катушки зажигания;
- прерывателя (для автомобилей с контактным зажиганием);
- коммутатора (для машин с бесконтактным зажиганием)
- датчика Холла (для автомобилей с бесконтактной системой зажигания);
- замка зажигания.
Топливо может не поступать в карбюратор, а оттуда в цилиндры в связи с:
- засорением топливного фильтра или топливопровода;
- неисправностью топливного насоса;
- непроходимостью входного фильтра карбюратора;
- неисправностью или неправильной регулировкой карбюратора.
Нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотах
Нарушение стабильности работы силового агрегата на холостом ходу может свидетельствовать о:
- неисправности электромагнитного клапана карбюратора;
- выходе из строя одной или нескольких свечей зажигания, пробое изоляции или нарушении целостности токоведущей жилы высоковольтного провода;
- пригорании контактов прерывателя;
- неправильной регулировке количества и качества горючего, используемого для образования топливно-воздушной смеси.
Перегрев
Нормальная рабочая температура двигателя ВАЗ 2105 87-950С. Если производительность превысит предел 950C, двигатель перегреется. Это может привести не только к прогоранию прокладки блока цилиндров, но и к заклиниванию движущихся частей внутри силового агрегата. Причинами перегрева могут быть:
- недостаточный уровень охлаждающей жидкости;
- некачественный тосол (антифриз);
- неисправный термостат (зацикливший систему на малом круге);
- засорённый (забитый) радиатор охлаждения;
- воздушная пробка в системе охлаждения;
- поломка вентилятора охлаждения радиатора.
Снижение мощностных характеристик
Мощность двигателя может снижаться при:
- использовании некачественного топлива;
- неправильно выставленном моменте и угле опережения зажигания;
- пригорании контактов прерывателя;
- нарушении регулировок качества и количества топлива, используемого для образования горюче-воздушной смеси;
- износе деталей поршневой группы.
Изменение цвета выхлопа
Выхлопные газы исправного силового агрегата имеют форму пара и пахнут исключительно сгоревшим бензином. Если из выхлопной трубы идет густой белый (синий) газ, это верный признак того, что вместе с топливом в цилиндрах сгорает масло или охлаждающая жидкость. Без капитального ремонта такой силовой агрегат долго не «проживет.
Причинами густого белого или сизого выхлопа являются:
- прогорание (пробой) прокладки головки блока цилиндров;
- повреждение (трещина, коррозия) головки блока цилиндров;
- износ или повреждение деталей поршневой группы (стенок цилиндров, поршневых колец).
Стуки внутри двигателя
Работающий силовой агрегат издает множество различных звуков, которые сливаются в приятный гул, свидетельствующий о том, что все узлы и механизмы работают исправно. Но если вы слышите странные звуки, особенно стук, это должно вас насторожить. Они являются верным признаком серьезной проблемы. В двигателе такие шумы могут издавать:
- клапаны;
- поршневые пальцы;
- шатунные подшипники;
- коренные подшипники;
- цепь привода газораспределительного механизма.
Клапана стучат вследствие:
- нерегулированного увеличения теплового зазора;
- износа (усталости) пружин;
- износа кулачков распредвала.
Стук поршневого пальца обычно возникает из-за неправильного опережения зажигания. При этом топливно-воздушная смесь воспламеняется заранее, что провоцирует возникновение детонации.
Неисправные шатунные и коренные вкладыши коленчатого вала также являются причиной посторонних шумов в двигателе. При их износе увеличивается зазор между подвижными элементами коленчатого вала, что вызывает люфт, сопровождающийся высокочастотным стуком.
Что касается цепи ГРМ, то она может издавать посторонние звуки в случаях растяжения и неисправностей в работе заслонки.
Ремонт двигателя ВАЗ 2105
Большинство проблем с силовым агрегатом можно устранить, не снимая его с автомобиля. Особенно, если они связаны с системами зажигания, охлаждения или питания. Но если речь идет о неисправностях системы смазки, а также о выходе из строя элементов поршневой группы, коленчатого вала, без разборки не обойтись.
Снятие двигателя
Разборка силового агрегата не столько трудозатратный процесс, сколько требует специального оборудования, а именно подъемника или другого приспособления, позволяющего вытащить тяжелый двигатель из подкапотного пространства.
Кроме тельфера также потребуются:
- гараж со смотровой ямой;
- набор гаечных ключей;
- набор отвёрток;
- сухая посудина объёмом не меньше 5 л для слива охлаждающей жидкости;
- мел или маркер для создания меток;
- пара старых одеял или покрывал для защиты лакокрасочного покрытия передних крыльев при демонтаже мотора.
Чтобы снять двигатель необходимо:
- Загнать автомобиль на смотровую яму.
- Полностью снимите капот, предварительно отметив контуры фонарей маркером или мелом. Это нужно для того, чтобы не мучиться с выставлением гапсов при его установке.
- Слить охлаждающую жидкость с блока цилиндров.Чтобы слить ОЖ нужно открутить сливную пробку на блоке цилиндров
Чтобы слить ОЖ нужно открутить сливную пробку на блоке цилиндров - Отключить и снять аккумуляторную батарею.
- Ослабить хомуты на всех патрубках системы охлаждения, демонтировать патрубки.Для снятия патрубков нужно ослабить хомуты их крепления
Для снятия патрубков нужно ослабить хомуты их крепления - Отсоединить высоковольтные провода от свечей зажигания, катушки, распределителя зажигания, датчика давления масла.
- Ослабьте хомуты на топливопроводах. Снимите все топливопроводы, идущие к топливному фильтру, топливному насосу, карбюратору. Топливные шланги также фиксируются хомутами
Шланги топливопровода также фиксируются при помощи хомутов - Открутить гайки крепления приёмной трубы к коллектору.Для отсоединения приемной трубы нужно открутить две гайки
Для отсоединения приемной трубы нужно открутить две гайки - Отсоединить стартер, открутив три гайки его крепления к картеру сцепления.
- Открутить верхние болты крепления коробки переключения передач к двигателю (3 шт).Вверху КПП крепится тремя болтами
Вверху КПП крепится тремя болтами - Отсоединить и снять приводы воздушной и дроссельной заслонок на карбюраторе.
- Из смотровой ямы снять стяжную пружину и выкрутить болты крепления рабочего цилиндра сцепления. Отвести цилиндр в сторону, чтобы не мешал.
- Выкрутить нижние болты крепления коробки переключения передач к двигателю (2 шт).Внизу КПП крепится двумя болтами
Внизу КПП крепится двумя болтами - Открутить болты фиксации защитного кожуха (4 шт).Защитный кожух держится на 4 болтах
Защитный кожух держится на 4 болтах - Открутить гайки крепления силового агрегата к опорам.Двигатель крепится на двух опорах
Двигатель крепится на двух опорах - Надёжно закрепить цепи (ремни) тельфера на двигателе.Проще всего двигатель поднять электротельфером
Проще всего двигатель поднять электротельфером - Аккуратно приподнять мотор, расшатывая, чтобы вывести его из направляющих.
- Переместить двигатель при помощи тельфера и установить его на верстак, стол или пол.
Видео: снятие двигателя
https://www.youtube.com/embed/oCeUagdzavU
Замена вкладышей
Чтобы произвести замену вкладышей, необходимо:
- Очистить силовую установку от пыли, грязи, масляных потёков.
- Используя шестигранный ключ на 12, открутить сливную пробку и слить масло из поддона.Пробка откручивается шестигранным ключом на 12
Пробка откручивается шестигранным ключом на 12 - При помощи ключа на 10 открутить 12 болтов, крепящих поддон к картеру. Снять поддон.
- Снять с силового агрегата распределитель зажигания и карбюратор.
- Демонтировать крышку клапанов, открутив 8 гаек ключом на 10.Крышка зафиксирована 8 гайками
Крышка зафиксирована 8 гайками - Подденьте край стопорной шайбы, крепящей болт крепления звездочки распределительного вала, большой отверткой или монтажным шпателем. Чтобы открутить болт, необходимо отогнуть край диска
Чтобы выкрутить болт нужно отогнуть край шайбы - Ключом на 17 открутить болт звезды распредвала.Чтобы выкрутить болт потребуется ключ на 17
Чтобы выкрутить болт потребуется ключ на 17 - Используя ключ на 10 открутить две гайки крепления натяжителя цепи привода ГРМ. Снять натяжитель.Натяжитель крепится при помощи двух гаек
Натяжитель крепится при помощи двух гаек - Снять звезду распредвала вместе с цепным приводом.
- Торцевым ключом на 13 открутить 9 гаек крепления «постели» распредвала. Снять её вместе с валом.«Постель» закреплена 9 гайками
«Постель» закреплена 9 гайками - Ключом на 14 отвернуть гайки крепления шатунных крышек. Снять крышки с вкладышами.Для снятия крышки потребуется ключ на 14
Для снятия крышки потребуется ключ на 14 - Снять шатуны с коленчатого вала, вытянуть все вкладыши.Вкладыши расположены под крышками
Вкладыши расположены под крышками - При помощи ключа на 17 открутить болты, фиксирующие крышки коренных вкладышей.
- Демонтировать крышки, изъять упорные кольца.
- Вынуть коренные вкладыши из блока цилиндров и крышек.Коренные вкладыши расположены под крышками и в блоке цилиндров
Коренные вкладыши расположены под крышками и в блоке цилиндров - Демонтировать коленчатый вал.
- Промыть коленвал в керосине, протереть чистой сухой тряпкой.
- Поставить новые вкладыши и упорные кольца.
- Моторным маслом смазать все вкладыши.
- Установить коленчатый вал в блок цилиндров.
- Поставить на место крышки коренных вкладышей. Закрутить и затянуть болты их крепления динамометрическим ключом, соблюдая момент затяжки 64,8–84,3 Нм.
- Шатуны установить на коленвал. Затянуть гайки динамометрическим ключом, соблюдая момент затяжки на уровне 43,4–53,4 Нм.
- Собрать двигатель в обратном порядке.
Видео: установка вкладышей
https://www.youtube.com/embed/u50N3rdqY-o
Замена колец
Чтобы произвести замену поршневых колец, выполните п.п. 1–14 предыдущей инструкции. Дальше необходимо:
- По очереди вытолкать поршни из цилиндров вместе с шатунами.
- Тщательно очистить поверхности поршней от нагара. Для этого можно использовать керосин, мелкую наждачную бумагу и сухую тряпку.
- При помощи отвёртки снять старые кольца.Старые кольца можно снять при помощи отвертки
Старые кольца можно снять при помощи отвертки - Надеть новые кольца, соблюдая правильную ориентацию замков.
- С помощью специальной оправки для колец (можно и без) вдавите поршни в цилиндры. Устанавливать поршни с новыми кольцами в цилиндры удобнее с помощью специальной оправки
Поршни с новыми кольцами удобнее устанавливать в цилиндры при помощи специальной оправки
Дальнейшая сборка двигателя производится в обратном порядке.
Видео: установка поршневых колец
https://www.youtube.com/embed/nd4l13Oq2PA
Ремонт маслонасоса
Чаще всего масляный насос выходит из строя из-за износа крышки, механизма привода и ведомых шестерен. Такая неисправность устраняется заменой изношенных деталей. Для ремонта масляного насоса необходимо:
- Выполнить п.п. 1–3 первой инструкции.
- Используя ключ на 13, открутить 2 болта крепления маслонасоса.Маслонасос крепится двумя болтами
Маслонасос крепится двумя болтами - Ключом на 10 открутить 3 болта крепления патрубка маслозаборника.Патрубок закреплен на 3 болтах
Патрубок закреплен на 3 болтах - Отсоединить редукционный клапан.Клапан расположен внутри корпуса насоса
Клапан расположен внутри корпуса насоса - Снять с масляного насоса крышку.Под крышкой расположены ведущая и ведомая шестерни
Под крышкой расположены ведущая и ведомая шестерни - Извлечь ведущую и ведомую шестерни.
- Осмотреть элементы устройства. Если на них имеются видимые следы износа, произвести замену неисправных деталей.
- Осуществить очистку сетки маслозаборника.Если сетка засорена, ее нужно очистить
Если сетка засорена, ее нужно очистить - Собрать устройство в обратном порядке.
- Произвести сборку двигателя.
Видео: ремонт масляного насоса
https://www.youtube.com/embed/6Pz7tL06HAk
Как видите, самостоятельный ремонт двигателя ВАЗ 2105 не представляет особой сложности. Его можно провести в условиях собственного гаража без привлечения специалистов.