Выхлопная система классических моделей ВАЗ состоит из трех элементов. Средний элемент обычно называют резонатором. Любая неисправность сопровождается гулом, исходящим из-под днища автомобиля. Ремонт и замена резонатора своими руками выполняется достаточно просто. В данном случае выбор новой детали приобретает особую актуальность – на ВАЗ 2107 производитель устанавливал резонаторы нескольких типов в зависимости от типа двигателя и системы питания.
- Устройство и назначение резонатора ВАЗ 2107
- Расположение резонатора ВАЗ 2107
- Выбор резонатора для ВАЗ 2107
- Видео: выбор резонатора для ВАЗ 2107
- Производители резонаторов для ВАЗ 2107
- Неисправности и ремонт резонатора
- Видео: неисправности выхлопной системы классических моделей ВАЗ
- Замена резонатора ВАЗ 2107
- Видео: замена резонатора ВАЗ 2107
Устройство и назначение резонатора ВАЗ 2107
Резонатор представляет собой цилиндрический металлический резервуар, предназначенный для временного уменьшения звука выхлопа. К нему спереди и сзади герметично приварены соединительные трубы диаметром 40 мм. Передняя труба оснащена ответным фланцем для каталитического нейтрализатора или водосточной трубы, а задняя труба имеет два продольных паза для соединения с секцией глушителя.
Резонаторные трубки карбюраторных моделей ВАЗ 2106-2107 комплектуются одним или двумя баками. Первый тип устанавливался на автомобили с объемом двигателя до 1,3 л, второй – на модификации с более мощными двигателями 1,5-1,6 л.
Резонатор состоит из:
- наглухо запаянного цилиндрического корпуса, к которому приварены соединительные патрубки;
- внутренней трубы с большим количеством отверстий (перфорацией) для проходящих выхлопных газов;
- поперечной перегородки, разделяющей корпус на две внутренних камеры.
Принцип работы резонатора основан на явлении звукового резонанса. Звуковые волны приходят вместе с выхлопными газами внутрь корпуса, проникают через перфорацию в трубу и многократно отражаются от наружных стенок бака. Происходит взаимное затухание колебаний, и амплитуда волн уменьшается. В результате громкость звука выхлопа значительно снижается.
Резонатор ВАЗ 2107 выполняет следующие функции:
- предварительно снижает уровень звука выхлопа;
- в отличие от основного глушителя практически не создаёт сопротивления выхлопному потоку;
- способствует охлаждению раскалённого газа;
- принимая на себя часть нагрузки, продлевает срок службы основного глушителя.
Расположение резонатора ВАЗ 2107
Выхлопная система карбюраторных ВАЗ 2107 состоит из трёх секций:
- двойная приёмная труба, присоединённая к фланцу выпускного коллектора;
- резонатор;
- основной глушитель.
Похожая система устанавливалась на первые семерки с инжектором, соответствующим нормам Евро 0. Позднее появились инжекторные модификации ВАЗ 2107, выпускаемые в соответствии с требованиями Евро 2 и Евро 3, в которых выпускной тракт был дополнен четвертой секцией – катализатором, расположенным между впускной и резонаторной трубами.
Резонатор, соединенный с водосточной трубой или катализатором спереди, начинается под коробкой передач и заканчивается перед балкой заднего моста. Резонаторный бачок расположен справа (по ходу движения) от карданного вала. Соединительный патрубок, выходящий из кузова, загибается вверх и стыкуется с патрубком основного глушителя, огибающим задний мост. Вся конструкция держится на фланце выпускного коллектора двигателя, металлическом кронштейне и резиновых подвесках, прикрепленных к днищу автомобиля.
Выбор резонатора для ВАЗ 2107
На ВАЗ 2107 устанавливают четыре вида резонаторов:
- Длинный участок с баком. Устанавливается на все классические карбюраторные ВАЗ 2101-2107 с объемом двигателя не более 1,3 л. Каталожный номер — 2101–1202005. Резонатор с одним резервуаром используется для гашения шума небольших двигателей
Для глушения шума двигателей малого объема применяется резонатор с одним бачком - Длинная секция с двумя резервуарами. Устанавливается на карбюраторные и инжекторные ВАЗ 2106-07, соответствующие нормам Евро 0, с объемом двигателя 1,5-1,6 л. Каталожный номер — 2103–1202005. На модели с двигателями большой мощности производитель устанавливал патрубки с двумя резонаторными бачками
На модели с двигателями повышенной мощности производитель устанавливал трубы с двумя резонаторными бачками - Короткая трубка с баком и передним крепежным фланцем под два болта крепления. Устанавливается на инжекторные ВАЗ 2106-07, соответствующие требованиям Евро 2. Каталожный номер — 21073-1200020. Резонатор впрыска ВАЗ 2106-07, соответствующий требованиям Евро 2, укорочен и снабжен фланцем для установки катализатора
Резонатор инжекторных ВАЗ 2106–07, соответствующих требованиям Евро 2, укорочен и снабжён фланцем для установки катализатора - Короткая секция с одним стволом и передним фланцем под три крепежных болта. Устанавливается на инжекторные ВАЗ 2106-07, соответствующие требованиям Евро 3. Каталожный номер — 21074-1200020. В автомобилях ВАЗ 21074 преобразователь большего размера, поэтому сильно укорачивается секция резонатора
В автомобилях ВАЗ 21074 стоит нейтрализатор большего размера, поэтому секция резонатора сильно укорочена
Резонаторы последних двух типов укорочены за счет добавления дополнительного элемента — катализатора. Детали для Евро 2 и 3 отличаются длиной (запчасть для Евро 3 короче) и количеством болтов крепления на фланце. Второй бак отсутствует — его функции выполняет катализатор.
Выбор резонатора зависит от конкретной модификации ВАЗ 2107. При покупке нужно иметь в виду следующие рекомендации:
- Длинная секция с одним (ВАЗ 2101-07) или двумя (ВАЗ 2106-07) баками легко устанавливается на карбюраторную версию с двигателем 1,3 л. Во втором случае звук работающего двигателя станет тише, но эффект снизится прим. 3-5 литров. С. Укороченные резонаторы не подойдут.
- Оба длинных резонатора подходят для карбюраторных и инжекторных ВАЗ 2107 соответствия Евро 0. При установке детали с баком шум выхлопа увеличится, а мощность двигателя немного возрастет. Нельзя устанавливать короткие трубы.
- Выхлопная система для Евро 2 оснащена не только каталитическим нейтрализатором, но и кислородным датчиком (лямбда-зондом), установленным в выхлопной трубе. Для таких автомобилей подойдет родной укороченный резонатор с двухболтовым фланцем или любая длинная секция. Однако на ВАЗ 2107 Евро такой резонатор не подходит – он подходит с другим катализатором и различается по длине.
- Выхлопная система ВАЗ 2107, выпускаемая по нормам Евро 3, имеет два кислородных датчика. На ВАЗ 21074 можно установить родной короткий резонатор или длинный, но с некоторыми доработками. В инжекторной ВАЗ 2107, соответствующей нормам Евро 3, перед резонатором установлен катализатор с двумя кислородными датчиками
В инжекторных ВАЗ 2107, соответствующих нормам Евро 3, перед резонатором установлен катализатор с двумя кислородными датчиками
Однажды довелось модернизировать двигатель 1,3 л, увеличив рабочий объем до 1,7 л, заменив коленвал и расточив цилиндры до размера 82 мм. После этого пришлось заменить «родной» одноствольный резонатор, так как с увеличением мощности двигателя выхлопная труба стала сильнее реветь, особенно на оборотах выше 2500 об/мин.
Ставить на «семерку» резонатор от других марок автомобилей и переднеприводных моделей ВАЗ бессмысленно. Вам нужно сильно нагреть и согнуть трубу из тугоплавкой стали. Альтернативный вариант – сварить резонаторный бак своими руками на основе выгоревшего элемента.
Установка длинных секций на ВАЗ 2101-07, соответствующих нормам Евро 2 и 3, целесообразна в тех случаях, когда необходимо утилизировать вышедший из строя каталитический нейтрализатор. Последний стоит достаточно дорого, и не все автовладельцы готовы производить полноценную замену. В этом случае после установки длинной резонаторной трубки вместо второго лямбда-зонда нужно установить обманку или перепрограммировать (перепрошить) контроллер, управляющий двигателем.
Видео: выбор резонатора для ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/wzCxxRPRfyM
Производители резонаторов для ВАЗ 2107
На постсоветском пространства можно приобрести резонаторы многих производителей. Наибольшим спросом пользуются устройства производства:
- ОАО «АвтоВАЗагрегат» (производитель оригинальных деталей);
- ОАО «Тольяттинский завод технологического оснащения»;
- ООО «Ижорский глушитель»;
- TRANSMASTER UNIVERSAL (производитель выхлопных систем из обычной и нержавеющей стали).
Существенных различий между продукцией этих брендов нет. Срок службы резонаторов из тугоплавкой стали примерно одинаков и составляет 20-30 тысяч километров. Срок службы изделий из нержавейки примерно в два раза больше, но цена в полтора раза выше, чем цена черных металлов.
Неисправности и ремонт резонатора
К неисправностям резонатора относят:
- биение трубы о выступающие части кузова и другие элементы;
- прогорание торцевой части бачка в месте сварки корпуса и трубы;
- прогар корпуса или внутреннего перфорированного канала;
- выход отработанных газов через стыки крепления.
Раздражающий стук, исходящий снизу автомобиля, обычно является результатом удара подвесной выхлопной трубы о кузов и другие компоненты. Виной тому резиновые опоры, которые со временем изнашиваются и растягиваются и не могут обеспечить жесткую фиксацию выхлопного канала при движении. Проблема решается заменой этих креплений.
Обычно вытяжные подвески служат гораздо меньше, чем сама труба. Проверяйте состояние резинок с интервалом в 10 тыс км, при обнаружении трещин сразу устанавливайте новые опоры подвески.
Другие неполадки устраняются следующими способами:
- Прогар боковой части резонатора можно заварить. Для этого не обязательно снимать трубу. Опытный сварщик сделает работу на месте, покрывая кузов листом асбеста.
- Если выхлопные газы выходят через соединения выхлопной системы, затяните крепёжный хомут или фланец сильнее. Также можно ослабить застежку, плотнее соединить детали и снова затянуть хомут.
- При прогорании корпуса или внутреннего канала резонатор обычно меняют на новый. Если свищ небольшой, можно попробовать заварить его, не вынимая из машины. В случае легкого прогара можно попробовать заварить бак резонатора прямо на машине
При небольшом прогаре бачок резонатора можно попробовать заварить прямо на автомобиле
Автолюбители, имеющие опыт сварочных работ, могут изготовить бачок резонатора своими руками. Для этого следует:
- Демонтировать резонатор с автомобиля.
- Аккуратно разрезать корпус болгаркой.
- Снять все размеры (диаметр канала и отверстий, габариты корпуса).
- Изготовить по снятым размерам новый бачок.
- Приварить к новому бачку старые трубы.
- Установить новый резонатор на автомобиль.
Видео: неисправности выхлопной системы классических моделей ВАЗ
https://www.youtube.com/embed/-IwgZnxJojY
Замена резонатора ВАЗ 2107
Замена резонатора ВАЗ 2107 проводится на смотровой яме, эстакаде или подъёмнике. Для выполнения работ потребуется:
- два ключа на 13;
- мощная плоская отвёртка;
- молоток и деревянная наставка;
- пассатижи;
- ключ трубный (газовый);
- аэрозольная смазка WD-40 или аналог;
- перчатки тканевые.
Теоретически демонтировать выхлопную систему не очень сложно. Однако проблема обычно возникает при разделении секций, так как стыки в стыках заедают из-за нагрева и образования внутренней копоти.
Резонатор крепится в четырех точках: на двух стыках (с водосточной трубой и глушителем) и на двух резиновых подвесках, зацепляемых непосредственно за бак. Разбирается в следующем порядке:
- Загоните автомобиль на смотровую яму (эстакаду), поставьте на стояночный тормоз и подстрахуйте противооткатными башмаками.
- На стыки резонаторной секции обильно нанесите аэрозольную смазку и подождите 15—20 минут.
- С помощью гаечных ключей на 13 ослабьте задние и передние хомуты крепления. Аккуратно постучать оправками от утолщенной части соединения вниз по трубе. Разборка начинается с ослабления хомута, фиксирующего соединение резонатора с основной трубой глушителя
Демонтаж начинается с ослабления хомута, фиксирующего соединение резонатора с трубой основного глушителя - Пассатижами и отвёрткой отстегните два резиновых подвеса.Резиновые растяжки легко отцепляются от кронштейнов с помощью отвёртки
Резиновые растяжки легко отцепляются от кронштейнов с помощью отвёртки - Разборку начинайте с заднего соединения. Зафиксировав газовым ключом резонаторную трубу, проворачивайте глушитель рукой, расшатывая его вверх-вниз.
- Отсоединяем соединение между резонатором и штанами таким же образом. Здесь можно использовать молоток. Прикрепите к танку деревянный шип, выбейте его ударами средней силы. Бак можно выбить молотком, так как выхлопная труба прикручена к днищу автомобиля на кронштейне и не будет вибрировать
Бачок можно выбить молотком, поскольку приёмная труба прикручена к днищу авто на кронштейне и не будет вибрировать
При снятии резонаторов типа Евро 2 и 3 вместо переднего хомута нужно открутить болты посадочного фланца.
Если нет возможности разъединить патрубки таким образом, попробуйте расправить конец внешнего патрубка с прорезями, запустив под него плоскую отвертку. Когда зазор увеличится, снова обработайте соединение аэрозольной смазкой. При необходимости можно снять заднюю подвеску основного глушителя и попросить помощника повернуть этот элемент, удерживая резонатор торцевым ключом.
Новый резонатор устанавливается в обратном порядке. Перед установкой рекомендуется внимательно осмотреть основной глушитель и впускную секцию. При обнаружении на них прогара следует провести соответствующие работы.
В процессе сборки необходимо следить, чтобы труба не проседала и в то же время не касалась кузова. В первом случае резонатор можно повредить на неровной дороге, а во втором случае он ударится о кузов во время движения, вызвав глухой стук в машине. По окончании работ необходимо запустить двигатель и, спустившись по смотровой яме, убедиться, что стыки соединений не пропускают отработавшие газы.
Видео: замена резонатора ВАЗ 2107
https://www.youtube.com/embed/OTpms6vdMTo
Резонатор ВАЗ 2107 работает в сложных условиях — температура газов, проходящих через секцию, составляет около 600°С. Если не следить за состоянием резинометаллических опор, патрубок расшатается и начнет пропускать газы. Если в теле появился свищ, бачок следует заварить немедленно, иначе урон будет быстро возрастать. Заменить резонатор ВАЗ 2107 достаточно просто. Для этого потребуется лишь минимальный набор слесарных инструментов и пошаговая инструкция от профессионалов.