Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Масляный насос на ВАЗ 2106: принцип работы, регулировка, ремонт

ДВИГАТЕЛЬ

Автомобили ВАЗ 2106 выпускаются в России с 1976 года. За это время многое изменилось в конструкции машины, но в основном для «шестерки» используются удачно подобранные механизмы до сегодняшнего дня. Силовой агрегат, кузов, подвеска — все это осталось без изменений. Особую роль в работе ДВС играет система смазки, которая с 1976 года осталась цепной. На современных автомобилях таких механизмов практически нет, поэтому владельцы «шестерок» должны точно знать, как работает система смазки и что нужно делать в случае поломки.

Система смазки двигателя ВАЗ 2106

Система смазки любого двигателя представляет собой комплекс различных элементов и деталей, позволяющих качественно обслуживать силовой агрегат. Как известно, залогом успеха двигателя является полноценная смазка, чтобы подвижные части не изнашивались как можно дольше.

На автомобилях ВАЗ 2106 система смазки считается комбинированной, так как смазывание трущихся деталей мотора осуществляется двумя способами:

  • через разбрызгивание;
  • под давлением.

Минимальное давление масла в системе при рабочей температуре двигателя 85–90 градусов должно составлять 3,5 кгс/см2, максимальное — 4,5 кгс/см2.

Общая емкость всей системы составляет 3,75 литра. Система смазки «шестерки» состоит из следующих компонентов, каждый из которых потребляет или направляет свою часть масла:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • картер для жидкости;
  • указатель уровня;
  • насосная установка;
  • патрубок подачи масла в двигатель;
  • масляный фильтрующий элемент;
  • клапан;
  • датчики давления масла;
  • магистрали.

Масляный насос играет важнейшую роль в работе всей системы смазки. Этот агрегат предназначен для обеспечения непрерывной циркуляции масла ко всем компонентам системы.

Качественная смазка двигателя позволяет продлить его ресурс даже при агрессивной манере езды

Масляный насос

На автомобилях ВАЗ 2106 устанавливается шестеренчатый насос, на крышке которого уже находится маслоприемник и механизм редукционного клапана. Конструкция корпуса представляет собой цилиндр с установленными на нем шестернями. Один из них является ведущим (главным), другой движется за счет сил инерции и называется ведомым.

Устройство самого насоса — это последовательное соединение ряда агрегатов:

  • металлический корпус;
  • масляный приёмник (деталь, через которую масло поступает внутрь насоса);
  • две шестерни (ведущая и ведомая);
  • редукционный клапан;
  • сальник;
  • различные прокладки.

Устройство масляного насоса позволяет его считать одним из самых надёжных и долговечных механизмов в автомобиле
Ресурс масляного насоса на ВАЗ 2106 составляет примерно 120-150 тысяч километров. Однако сальник и прокладки могут выйти из строя намного раньше, что приведет к преждевременной замене узла.

Единственной функцией масляного насоса является подача масла ко всем частям двигателя. Можно сказать, что от производительности насоса зависит функция двигателя и его ресурс. Поэтому важно следить за тем, какое масло заливается в двигатель, и в каком режиме работает маслонасос.

Это может быть интерено  ВАЗ 2104 дизель: история, основные характеристики, плюсы и минусы

Принцип работы

На «шестерке» масляный насос запускается с помощью цепной передачи. Это достаточно сложная пусковая система, и поэтому ремонт и замена помпы могут вызвать некоторые трудности.

Принцип работы основывается на следующих этапах запуска насоса:

  1. После включения зажигания запускается первая шестерня насоса.
  2. От её вращения начинает вращаться вторая (ведомая) шестерёнка.
  3. Вращаясь, лопасти шестерёнок начинают втягивать масло через редукционный клапан внутрь корпуса насоса.
  4. По инерции масло выходит из насоса и попадает через магистрали в мотор под необходимым давлением.

Одна шестерня толкает другую, благодаря чему и начинается циркуляция масла по системе смазки
Если по ряду причин давление масла выше нормы, на которую рассчитан насос, часть жидкости автоматически перенаправляется в картер двигателя, что способствует нормализации давления.

Таким образом, масло циркулирует с помощью двух вращающихся шестерен. При этом очень важно, чтобы весь насосный узел был полностью герметичен, так как малейшая утечка масла может значительно снизить рабочее давление в системе и ухудшить качество смазки двигателя.

Перепускной (редукционный) клапан

Ведущая и ведомая шестерни редко ломаются, так как имеют простейшую конструкцию. Помимо сальников и прокладок, в насосном узле есть еще один компонент, который может выйти из строя, что будет иметь пагубные последствия для двигателя.

Это редукционный клапан, иногда называемый перепускным клапаном. Этот клапан необходим для поддержания того давления в системе, которое создавал насос. Ведь повышение давления легко может привести к поломке деталей двигателя, а низкое давление в системе не позволяет качественно смазывать трущиеся детали.

Редукционный клапан (байпас) на ВАЗ 2106 отвечает за контроль давления масла в системе. При необходимости именно этот клапан может снизить или повысить давление, чтобы оно соответствовало норме.

Увеличение или уменьшение существующего давления осуществляется простыми действиями: либо закрытием, либо открытием клапана. Закрытие или открытие клапана возможно за счет болта, который давит на пружину, которая в свою очередь закрывает клапан или открывает его (если нет давления на болт).

Перепускной клапанный механизм состоит из четырёх деталей:

  • маленький корпус;
  • клапан в виде шарика (этот шарик и закрывает проход для подачи масла, если это необходимо);
  • пружинка;
  • болт упора.

На ВАЗ 2106 перепускной клапан монтируется непосредственно на корпусе масляного насоса.

Редукционный клапанный механизм контролирует необходимый уровень давления в системе

Как проверить масляный насос

Аварийная лампочка предупредит водителя о наличии неполадок в работе масляного насоса. На самом деле, если масла в системе достаточно, а лампа продолжает гореть, однозначно есть ошибка в работе масляного насоса.

Красная «маслёнка» высвечивается на панели приборов в тех случаях, когда есть хотя бы минимальные проблемы со смазкой мотора

Чтобы обнаружить неисправность насоса, вы можете оставить его на автомобиле. Достаточно измерить давление масла и сравнить их с нормой. Однако целесообразнее выполнить полную проверку устройства, сняв его с машины:

  1. Загнать ВАЗ 2106 на эстакаду или смотровую яму.
  2. Первым делом обесточить автомобиль (снять провода с аккумулятора).
  3. Слить масло из системы (если оно новое, то потом можно использовать слитую жидкость повторно).
  4. Выкрутить гайки крепления подвески к поперечине.
  5. Снять картер двигателя.
  6. Демонтировать масляный насос.
  7. Разобрать устройство насоса на составляющие: демонтировать клапан, патрубки и шестерни.
  8. Все металлические детали обязательно промыть в бензине, очистить от загрязнений и насухо вытереть. Не лишней будет и продувка сжатым воздухом.
  9. После чего потребуется осмотреть детали на механические повреждения (трещины, сколы, следы износа).
  10. Дальнейшая проверка насоса производится с помощью щупов.
  11. Зазоры между зубьями шестерёнок и стенками насоса должны быть не более 0,25 мм. Если зазор больше, то придётся менять шестерню.
  12. Зазор между корпусом насоса и торцевой стороной шестерёнок не должен превышать 0,25 мм.
  13. Зазоры между осями главной и ведомой шестерни должны быть не более 0,20 мм.
Это может быть интерено  Какой двигатель можно установить на ВАЗ 2107

Видео: проверка маслонасоса на исправность

https://www.youtube.com/embed/1muoQ3u0UBE

Регулировка давления масла

Давление масла всегда должно быть правильным. Повышенные или заниженные напорные характеристики всегда негативно сказываются на работе ДВС. Так, например, недостаток давления может свидетельствовать о сильном износе или загрязнении масляного насоса, а избыточное давление масла может свидетельствовать о заедании пружины редукционного клапана.

В любом случае необходимо будет проверить несколько основных механизмов ВАЗ 2106, чтобы найти причину повышенного/пониженного давления и отрегулировать работу системы смазки:

  1. Убедитесь, что в двигатель залито качественное масло, уровень которого не превышает норму.
  2. Проверьте состояние пробки для слива масла на поддоне. Пробка должна быть полностью затянутой и не пропускать ни капли масла.
  3. Проверить работоспособность масляного насоса (чаще всего выходит из строя прокладка, которую легко заменить).
  4. Проверить затяжку двух болтов маслонасоса.
  5. Посмотреть, насколько загрязнён масляный фильтр. Если загрязнения сильные, придётся его заменить.
  6. Настроить редукционный клапан масляного насоса.
  7. Осмотреть шланги подачи масла и их соединения.

Фото: основные этапы регулировки

Ремонт маслонасоса своими руками

Масляный насос считается механизмом, который под силу отремонтировать даже неопытному водителю. Все дело в простой конструкции и минимальном количестве компонентов. Для ремонта насоса нужно:

  • рожковые ключи на «10» — 2 шт.;
  • линейка — 1 шт.;
  • щупы — набор;
  • тиски.

Для ремонта маслонасоса нужно его снять с автомобиля и разобрать. Разбирать деталь лучше всего по порядку:

  1. Отсоединить патрубок подачи масла от корпуса насоса.
  2. Снять три болта крепления.
  3. Отсоединить редукционный клапан.
  4. Извлечь пружинку из клапана.
  5. Снять крышку с насоса.
  6. Вытащить из корпуса главную шестерню и вал.
  7. Далее извлечь вторую шестерню.

Фото: основные этапы ремонтных работ

На этом разборка масляного насоса завершена. Все снятые детали необходимо промыть бензином (керосином или обычным растворителем), просушить и осмотреть. Если деталь имеет трещину или признаки износа, ее необходимо заменить в обязательном порядке.

Следующий этап ремонтных работ заключается в регулировке зазоров:

  • Между осью и второй шестерней зазор не должен быть более 0,1 мм (необходимо измерить линейкой), если зазор больше, вторая шестерня подлежит замене;
  • между зубцами двух шестерёнок должно быть не более 0,25 мм;
  • зазор между верхней частью шестерёнок и крышкой — не более 0,2 мм;
  • зазор между кожухом насоса и наружной частью любой шестерни — не более 0,25 мм.
Это может быть интерено  Инжекторный двигатель ВАЗ 2107: характеристики и альтернатива

После проверки параметров можно переходить к завершающему этапу ремонта – проверке пружины на клапане. Необходимо измерить длину пружины в свободном положении – она не должна быть больше 3,8 см. Если пружина сильно изношена, рекомендуется ее заменить.

Видео: как правильно выполнить замер зазоров

https://www.youtube.com/embed/ZSR-r4FF5mQ

В обязательном порядке во время ремонта меняются сальник и прокладки, даже если они находятся в удовлетворительном состоянии.

После замены всех изношенных элементов маслонасос нужно собрать в обратном порядке.

Видео: установка маслонасоса на ВАЗ 2106

https://www.youtube.com/embed/AgswsFQ9Ufo

Привод масляного насоса

О работе масляного насоса следует сказать отдельно. Дело в том, что от него зависит продолжительность работы всего двигателя. Сама приводная часть масляного насоса состоит из нескольких частей:

  • паразитный вал;
  • шестерёнка промежуточная;
  • малый вал;
  • большой вал.

Привод считается простой деталью насоса, однако шлицы шестерни быстро изнашиваются в процессе эксплуатации

Большинство случаев выхода из строя масляного насоса связаны именно с неисправностью привода, а точнее с износом клиньев шестерен. Чаще всего шлицы «слизывают» при запуске автомобиля зимой, в этом случае повторно запустить двигатель невозможно.

Износ шестерен – необратимый процесс при длительной эксплуатации машины. Если зубья шестерни начнут проскальзывать, давление в масляной системе будет ниже рабочего. Следовательно, двигатель не получит того количества смазки, которое ему необходимо для нормальной работы.

Как заменить привод насоса

Замена шестерни привода — процедура непростая, однако после тщательной подготовки можно снять привод и отремонтировать его:

  1. Снять распределитель зажигания авто.
  2. Для снятия промежуточной шестерни нужен специальный съемник. Впрочем, можно обойтись и простой деревянной палочкой диаметром около 9–10 мм. Штифт необходимо забить в шестерню молотком, затем повернуть по часовой стрелке. Затем шестерня выходит легко.
  3. На место износившейся шестерни установить новую посредством обычной палочки.
  4. Поставить на место распределитель зажигания.

Видео: замена приводного механизма маслонасоса

https://www.youtube.com/embed/hGmeBREtqQg

Что такое «кабанчик» и где он находится

В составе механизмов ВАЗ 2106 имеется ось, которую называют «свинкой» (или «свиньёй»). Сама ось приводит в движение масляный насос автомобиля, а также топливный насос и датчики. Поэтому, если «болванка» вдруг выйдет из строя, машина перестанет нормально работать.

Промежуточный вал находится в моторном отсеке ВАЗ 2106 на передней части блока цилиндров. На «шестерке» «болванка» запускается с помощью цепного привода. Этот вал имеет предельно простую конструкцию — всего две шейки. Но если втулки на шейках сильно изношены, работа масляного насоса и других механизмов будет затруднена. Поэтому при проверке помпы обычно смотрят на работу «свинки».

Вал, названный «кабанчиком» монтируется в передней части ГБЦ

Работу с масляным насосом на ВАЗ 2106 можно выполнить своими силами в гараже. Главная особенность отечественных «шестерок» заключается именно в неприхотливости в обслуживании и простоте конструкции. А ремонт масляного насоса и регулировка давления в системе допускается производить самостоятельно, так как особых требований к этой процедуре нет.

Оцените статью