Двигатель ВАЗ 2103 заслуживает особого внимания в связи с его большой популярностью среди «классических» автомобилей. Этот силовой агрегат устанавливался не только на свою исходную модель, но и на другие модификации «Жигулей».
- Какими двигателями оснащался ВАЗ 2103
- Поршни
- Коленчатый вал
- Маховик
- Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 2103 вместо штатного
- Роторный двигатель
- Дизельный мотор
- Моторы от иномарок
- Неисправности мотора ВАЗ 2103
- Двигатель перегревается
- Стук двигателя
- Дымит двигатель ВАЗ 2103
- Троит двигатель
- Ремонт двигателя
- Как снять двигатель
- Замена вкладышей
- Замена поршневых колец
- Ремонт маслонасоса
- Видео: про ремонт двигателя ВАЗ 2103
Какими двигателями оснащался ВАЗ 2103
Силовая установка ВАЗ 2103 – классическая модель, входящая в моторную гамму ОАО «АвтоВАЗ». Это модернизированный вариант агрегата FIAT-124, разработанный отечественными инженерами во второй половине прошлого века. Изменения коснулись распределительного вала и расстояния между цилиндрами.
Наладка двигателя FIAT-124 была проведена качественно, ведь серийное производство в дальнейшем не прекращалось на протяжении нескольких десятков лет. Конечно, были проведены рестайлинги, но костяк двигателя остался прежним. Особенностью двигателя ВАЗ 2103 является то, что вал ГРМ приводится в движение цепью, а не ремнем.
1,5-литровый силовой агрегат — третье из четырех поколений классики. Это наследник двигателей ВАЗ 2101 объемом 1,2 л и ВАЗ 21011 объемом 1,3 л. Он предшествовал созданию мощного 1,6-литрового агрегата ВАЗ 2106 и более современных инжекторных двигателей для переднеприводных автомобилей. Все модификации двигателя ВАЗ 2103 отличались улучшенными техническими возможностями.
ВАЗ 2103 появился в 1972 году и стал первой четырехглазой моделью Жигулей. Возможно, это и стало причиной оснащения автомобиля новым и мощным агрегатом, развивавшим 71 л.с. С. Его по праву называли самым «живущим» двигателем своего времени — даже пробег в 250 тыс км не сказался на нем губительно, если водитель соблюдал заводские правила эксплуатации и ухода. Обычный ресурс этого двигателя составлял 125 тысяч километров.
Улучшенные характеристики силового агрегата ВАЗ 2103 сразу заметны в конструктивных особенностях. Двигатель оснащён другим блоком цилиндров — полный 215,9 мм вместо 207,1 мм. Это позволило увеличить рабочий объем до 1,5 л и установить коленчатый вал с увеличенным ходом поршня.
Распредвал приводится в действие цепью без натяжителя. Он не предусмотрен, в связи с чем натяжение приходится регулярно проверять и настраивать.
Ещё особенности.
- Периодической регулировке подлежат зазоры клапанов, так как ГРМ не оснащён гидрокомпенсаторами.
- Блок цилиндров чугунный, головка отлита из сплава алюминия.
- Распредвал стальной, имеет особенность — 1 необработанную шейку с шестью гранями.
- Вместе с ним работает либо карбюратор с ВРОЗ (вакуумным регулятором зажигания), либо система впрыска, но с соответствующим ГРМ — изменена конструкция ГБЦ.
- Насос подачи смазки расположен в картере двигателя.
Технические возможности двигателя таковы:
- диаметр цилиндра вернули к значению 76 мм;
- ход поршня увеличили на 14 мм;
- объём двигателя в кубических сантиметрах стал равен 1452 куб. см;
- с каждым цилиндром работает два клапана;
- двигатель питается бензином с октановым числом АИ-92 и выше;
- масло используется в пределах 5W-30/15W-40, его расход составляет 700г/1000 км пробега.
Интересно, что последующий двигатель ВАЗ 2106 получил уже цилиндры с увеличенным до 79 мм диаметром.
Поршни
Элементы в двигателе внутреннего сгорания ВАЗ 2103 изготовлены из алюминия, в сечении они овальные. Размер поршня вверху меньше, чем внизу. Этим и объясняется особенность измерения – оно проводится только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и расположенной на расстоянии 52,4 мм от днища.
По наружному диаметру поршни ВАЗ 2103 классифицируются на 5, каждый по 0,01 мм. Они делятся на 3 категории через 0,004 мм по диаметру отверстия для пальца. Все данные о диаметрах поршней можно увидеть на дне элемента — днище.
Для силового агрегата ВАЗ 2103 подходит поршневой тип диаметром 76 мм без насечки. А вот у двигателей ВАЗ 2106 и 21011 этот номер 79, поршень с насечкой.
Коленчатый вал
Коленчатый вал ВАЗ 2103 изготовлен из сверхпрочного материала и имеет девять шеек. Все шейки тщательно закалены на глубину 2-3 мм. Коленчатый вал имеет специальное основание для установки подшипника.
Соединения шеек канальчатое. По ним поступает масло для подшипников. Каналы заглушены колпаками, запрессованными для надёжности в трёх точках.
Коленвал ВАЗ 2103 аналогичен ВАЗ 2106, но отличается от узлов ДВС «копейки» и одиннадцатой модели размером кривошипа. Последний увеличен на 7 мм.
Размеры полуколец и шеек коленвала.
- Полукольца имеют толщину 2,31–2,36 и 2,437–2,487 мм.
- Шейки коренные: 50,545–0,02; 50,295–0,01; 49,795–0,002 мм.
- Шейки шатунные: 47,584–0,02; 47,334–0,02; 47,084–0,02; 46,834–0,02 мм.
Маховик
Деталь изготовлена из чугуна со стальным зубчатым венцом, которое входит в соединение с шестерней стартера. Надавить на макушку – по-теплому. Зубы тщательно закалены высокочастотными токами.
Маховик крепится 6 самостопорящимися болтами. Расположение замков имеет всего два положения по меткам. Центрирование маховика с коленчатым валом осуществляется через передний подшипник на первичном валу коробки передач.
Таблица: основные технические характеристики.
Объём двигателя | 1450 см3 |
Мощность | 75 л.с. |
Крутящий момент | 104/3400 нм |
Газораспределительный механизм | ОНС |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Степень сжатия | 8.5 |
Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 2103 вместо штатного
Отечественные автомобили хороши тем, что при достаточном бюджете можно будет осуществить практически любой мыслимый проект. Даже при подключении двигателя к коробке передач особых сложностей не возникает. Таким образом, на ВАЗ 2103 подойдет практически любой силовой агрегат. Главное, чтобы он подходил по размеру.
Роторный двигатель
До определенного времени автомобили с такими двигателями были «вооружены» только спецподразделениями полиции и КГБ. Однако любители тюнинга в СССР, умельцы, нашли и установили на свой ВАЗ 2103 роторно-поршневой двигатель (РПД.
РПД легко ставится на любую вазовскую машину. Идёт он на «Москвич» и на «Волгу» в трёхсекционном варианте.
Дизельный мотор
Дизель стыкуют со штатной КПП ВАЗ 2103 с помощью переходной плиты, хотя передаточные числа моторов совсем не подходят.
- Езда с дизельным Фольксваген Джетта Мк3 будет не ахти какая удобная, особенно после 70–80 км/ч.
- Чуть лучшая альтернатива дизельному агрегату от Ford Sierra. В этом случае нужно изменить конструкцию тоннеля, установить коробку передач BMW и внести некоторые другие изменения.
Моторы от иномарок
Вообще на ВАЗ 2103 часто устанавливались и устанавливаются двигатели иностранного производства. Правда, без дальнейших модификаций в этом случае не обойтись.
- Самый популярный двигатель — от Fiat Argenta 2.0i. Около половины владельцев тюнингованных «троек» устанавливали эти двигатели. Проблем с установкой практически нет, но двигатель немного староват, что вряд ли порадует владельца.
- Двигатели от БМВ М10, М20 или М40 тоже подходят. Приходится доработать стойки, переварить маховик и заменить оси.
- Моторы от Рено Логан и Митсубиси Галант хвалят умельцы, но в этих случаях приходится менять КПП.
- И, наверное, лучший вариант — силовая установка от Фольксваген 2.0i 2E. Правда, стоит такой двигатель недёшево.
Неисправности мотора ВАЗ 2103
Наиболее частые дефекты, встречающиеся на двигателе:
- большой «жор» масла;
- сложный запуск;
- плавающие обороты или остановка на холостых оборотах.
Все эти неисправности связаны с различными причинами, о которых речь пойдёт ниже.
Двигатель перегревается
Главной причиной перегрева двигательной установки специалисты называют отсутствие охлаждающей жидкости в системе. По правилам перед выездом из гаража водитель обязан каждый раз проверять уровень всех технических жидкостей. Но так делают не все, и потом удивляются, когда стоят с «прокипяченным» ДВС в сторонке.
Антифриз также может вытекать из системы. В этом случае имеет место неисправность – нарушение целостности системы охлаждения. Пятна антифриза на полу гаража, где стояла машина, прямо указывают на утечку владельцу. Важно вовремя ее устранить, иначе в бачке и системе не останется ни капли жидкости.
Причины утечки таковы.
- Утечки охлаждающей жидкости чаще всего возникают из-за ослабленных хомутов шлангов. Ситуация особенно плоха, если зажим железный и перерезает резиновую трубку. В этом случае нужно менять весь сегмент связи.
- Бывает и так, что начинает пропускать радиатор. Разумнее в такой ситуации заменить элемент, хотя небольшие трещины ремонтируются.
- Антифриз просачивается через прокладку. Это самая опасная ситуация, так как жидкость попадет в двигатель, а никаких пятен автовладелец не заметит. Определить «внутреннюю прокачку» в системе можно будет только по увеличению расхода хладагента и изменению цвета на «кофе с молоком».
Еще одна причина перегрева двигателя – неработающий вентилятор радиатора. На ВАЗ 2103 крайне важно качество охлаждения лопатками двигателя. Малейшее провисание приводного ремня негативно сказывается на нем. Но это не единственная причина, по которой срок годности товара истекает.
- Вентилятор может банально испортиться — сгореть.
- Из строя выходит предохранитель, отвечающий за электроцепь.
- На клеммах вентилятора окисляются контакты.
Наконец, перегрев ДВС может произойти из-за порчи термостата.
Стук двигателя
На ВАЗ 2103 ход двигателя определяется без специального оборудования, на слух. Берется 1-метровый деревянный стержень, который одним концом прикладывается к двигателю в проверяемой части. Другую сторону стержня нужно сжать в кулак и поднести к уху. Похоже на стетоскоп.
- Если в районе контакта с масляным картером слышен стук, то он глухой, а частота зависит от амплитуды вращения коленчатого вала — это износ коренных подшипников коленчатого вала.
- Если звук слышен над муфтой картера, то с увеличением оборотов двигателя он будет усиливаться — это шатунные подшипники. Шум будет громче, когда свечи зажигания выключаются одна за другой.
- Если звук идёт с района цилиндров и лучше всего прослушивается на малых оборотах двигателя, а также под нагрузкой, это стучат поршни об цилиндр.
- Стук в зоне головки при резком нажатии на педаль акселератора говорит об изношенных поршневых гнёздах.
Дымит двигатель ВАЗ 2103
Как правило двигатель подъедает масло одновременно с дымом. Может быть серого цвета, увеличиваться при увеличении оборотов холостого хода. Причина связана с маслосъемными кольцами, которые необходимо заменить. Также возможно, что одна из лампочек не работает.
В некоторых случаях это происходит из-за обрыва прокладки, недостаточной затяжки болтов крепления головки блока. На старых двигателях возможна трещина на головке блока.
Троит двигатель
Термин «троит двигатель» означает, что один или несколько цилиндров не работают. Силовая установка не способна развивать полную мощность и не имеет необходимой тяги – следовательно, увеличивается расход топлива.
Основные причины срабатывания: неисправные свечи зажигания, неправильно выставленный угол опережения зажигания, разгерметизация в районе впускного коллектора и т.д.
Ремонт двигателя
Самый простой способ ремонта силовой установки – замена расходных материалов. Однако настоящее восстановление ДВС предполагает снятие, разборку и последующую установку.
Перед тем, как начать операцию, важно подготовить правильные инструменты.
- Комплект ключей и отвёрток.
- Оправка для центровки ведомого диска муфты.
- Специальное приспособление для снятия масляного фильтра.Съёмник для снятия масляного фильтра
Съёмник для снятия масляного фильтра - Особый ключ для прокручивания храповика.
- Съёмник для демонтажа звёздочки коленвала.
- Маркер для пометки шатунов и вкладышей.
Как снять двигатель
Алгоритм действий.
- Скинуть клеммы с аккумулятора.Клеммы аккумулятора важно скинуть перед снятием двигателя
Клеммы аккумулятора важно скинуть перед снятием двигателя - Вытащить крышку капота — однозначно, она будет мешать.
- Слить весь хладагент из системы.
- Избавиться от брызговика.
- Демонтировать стартер и радиатор.Стартер придётся демонтировать
Стартер придётся демонтировать - Отсоединить приёмный шланг выпускного коллектора.
- Разъединить КПП и нажимной диск вместе в сборе с ведомым.
- Вытащить воздушный фильтр карбюратора, отсоединить тяги заслонки.
- Снять все оставшиеся шланги.
Теперь нужно будет подготовить защиту кузова — установить деревянный брусок между двигателем и кузовом. Он хочет застраховать себя от возможного ущерба.
Далее.
- Скинуть топливный шланг.
- Отсоединить проводку генератора.
- Отвернуть фиксаторы подушек опор.
- Обернуть ДВС стропами, отвести мотор в сторону и назад, убрать брусок.
- Поднять моторную установку и вывести за пределы капота.Снятие двигателя лучше проводить с напарником
Снятие двигателя лучше проводить с напарником
Замена вкладышей
Они представляют собой тонкие полукруглые пластинки из стали, и являются обоймами для подшипников.
Буши не подлежат ремонту, так как они имеют фиксированный размер. Менять детали приходится по причине физического износа, так как поверхности со временем изнашиваются, появляется люфт, который важно вовремя устранить. Еще одна причина замены – проворот втулок.
Замена поршневых колец
Вся процедура по замене поршневых колец сводится к трём действиям:
- снятию навесного оборудования и ГБЦ;
- проверкой состояния поршневой группы;
- установке новых колец.
С помощью съемника не составит труда снять старые кольца с поршня. Если инструмента нет, можно попробовать вскрыть кольцо тонкой отверткой и снять его. В первую очередь снимается маслосъемное кольцо, затем компрессионное.
Вставлять новые кольца надо с помощью специальной оправки или обжимки. Сегодня они продаются в любом автомагазине.
Ремонт маслонасоса
Масляный насос является важнейшим узлом в системе смазки двигателя ВАЗ 2103. Он служит для прокачки смазки из картера по всем каналам. Первым признаком неисправности помпы является снижение давления, а причина – засорение маслоприемника и герметичность картера.
Ремонт масляного насоса сводится к сливу масла, снятию поддона и промывке маслобака. Среди других причин выхода из строя узла выделяется разрушение корпуса насоса. Для восстановления детали используются специальные инструменты, такие как ударная отвертка, паяльник, набор ключей и отвертка.
Видео: про ремонт двигателя ВАЗ 2103
https://www.youtube.com/embed/-5ksDUVix7E
Двигатель ВАЗ 2103 и его модификации считаются одними из лучших в классе. Однако и они со временем требуют проведения ремонта и замены составляющих.