Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Кондиционер не работает: как избежать глобального потепления у себя в авто

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Летние поездки на автомобиле с высунутым левым локтем из окна и открытыми остальными окнами для полного проветривания салона остались в прошлом. Большинство водителей сегодня имеют в своих автомобилях кондиционер, что делает езду в жару комфортной. Однако автомобильные кондиционеры являются сложными и уязвимыми устройствами в сложных дорожных условиях. Можно ли быстро определить неисправности, возникшие в работе кондиционера, и стоит ли пытаться устранить их самостоятельно?

Не работает кондиционер в машине — причины и их устранение

Автомобильный кондиционер, который не включается или все-таки включается, но не охлаждает салон, приводит к такому же печальному результату, хотя причины этого могут существенно различаться. Наиболее частые неисправности кондиционера автомобиля вызываются:

  • дефицитом хладагента;
  • загрязнением кондиционера;
  • магистральной непроходимостью;
  • проблемой с компрессором;
  • выходом из строя конденсатора;
  • поломкой испарителя;
  • отказом ресивера;
  • выходом из строя терморегулирующего вентиля;
  • проблемами с вентилятором;
  • поломкой датчика давления;
  • сбоями в функционировании электрической системы.Так устроена система кондиционирования в автомобиле
    Так устроена система кондиционирования в автомобиле

Не хватает хладагента

При недостатке хладагента в виде фреона в системе он автоматически блокируется. В этом случае пытаться включить кондиционер с помощью блока управления бесполезно. Не менее проблематичны попытки самостоятельно компенсировать недостаток фреона в системе. Специалисты утверждают, что выполнить эту операцию в условиях гаража технологически невозможно. Особенно, если в системе есть утечка охлаждающей жидкости, обнаружить которую самостоятельно невозможно. Попытки некоторых автолюбителей заправить систему фреоном R134 самостоятельно с помощью распылителя нередко могут заканчиваться гидроударом, выводящим из строя кондиционер. Профессионалы на АЗС заправляют кондиционер фреоном с помощью специальной установки и берут за услугу в пределах 700-1200 рублей.

Специалисты не рекомендуют заправлять климатическую систему фреоном самостоятельно, хотя некоторые автолюбители делают это с разной степенью успеха

Загрязнение кондиционера

Эта проблема является наиболее распространенной причиной выхода из строя системы автокондиционера. Накопление грязи и влаги провоцирует коррозию подводящих трубок и конденсатора, что в итоге приводит к разгерметизации контура охлаждения. В качестве профилактики этого явления следует чаще мыть машину на автомойке, либо не забывать при мойке моторного отсека. Симптомами чрезмерного загрязнения кондиционера являются:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  • отказ системы включаться;
  • самопроизвольное выключение во время простаивания в автомобильной пробке;
  • выключение при движении на низкой скорости.

Это явление связано с перегревом устройства, что приводит к повышению давления в контуре и последующему автоматическому отключению системы. При движении на высокой скорости интенсивный обдув компонентов кондиционера воздухом позволяет им остыть, и кондиционер снова включается. Такая ситуация является явным сигналом к ​​тщательной мойке автомобиля.

В таком состоянии климатическая установка вряд ли создаст в салоне комфортные условия

Непроходимость контура

Данное обстоятельство является продолжением вышеперечисленного и является одной из самых частых причин выхода из строя кондиционера. Грязь, скапливающаяся при эксплуатации автомобиля в поворотах трассы и в местах пониженного давления, приводит к образованию пробок, препятствующих циркуляции хладагента и делающих кондиционер бесполезным устройством. Кроме того, ухудшается производительность компрессора, который начинает испытывать недостаток смазки, подаваемой с фреоном. А отсюда недалеко и до блокировки компрессора — очень дорогая поломка. Чтобы устранить закупорку контура, нужно разобрать часть кондиционера и промыть магистраль под давлением.

Другой проблемой, которая может возникнуть в работе контура, часто является сброс давления. Чаще всего это приводит к деформации уплотнений и прокладок под воздействием климатических и внешних факторов. То же самое может произойти и с основными шлангами. Для устранения проблемы необходимо заменить пришедшие в негодность детали главного контура, что желательно делать на АЗС. А в профилактических целях также следует зимой не реже 2 раз в месяц включать кондиционер и давать ему поработать 10 минут. Но при этом нужно помнить, что зимой кондиционер можно включать только тогда, когда в салоне тепло.

Это может быть интерено  Кондиционер на ВАЗ 2114 — в чем сложность самостоятельной установки

Поломка компрессора

К счастью, эта проблема возникает редко, так как решение, как уже было сказано, дорогое. А это приводит либо к износу узла от длительной эксплуатации, либо к недостатку смазки. Последний фактор является наиболее важным и является следствием рассмотренных выше причин. Кроме того, заклинивший компрессор может привести к тому, что кондиционер будет долго работать без включения. В большинстве случаев заклинивший компрессор требует замены, что можно сделать только с помощью специалистов.

Решить проблему неработающего компрессора из-за состояния приводного ремня намного проще. Если он ослаблен или совсем порвался, его необходимо подтянуть или заменить новым. Обе операции вполне под силу любому автолюбителю. В качестве профилактики рекомендуется регулярно осматривать приводной ремень. Даже если он нормально затянут, незначительное его повреждение уже должно служить сигналом к ​​замене.

Так выглядит важнейший элемент системы автокондиционирования

Поломка конденсатора

Конденсатор кондиционера, расположенный перед радиатором автомобиля, во время движения подвергается воздействию встречного воздуха, который несет с собой влагу, грязь, пыль, мусор и насекомых. Все это забивает конденсаторные ячейки и значительно замедляет процессы теплообмена, в результате чего устройство перегревается. Это сказывается сразу же, пока машина стоит в пробке или при движении на малой скорости, как уже было сказано выше.

Этот элемент климатической системы авто стоит перед радиатором и принимает на себя весь сор, приносимый встречным воздухом

Чтобы устранить проблему, продуйте конденсатор сжатым воздухом или промойте его водой под высоким давлением. В этом случае рекомендуется снять решетку радиатора автомобиля, открутить болты крепления конденсатора и получить доступ к задней части. Применяемое средство от насекомых способно в течение получаса тщательно очистить конденсатор, а бензин — удалить с него масляные отложения и другие загрязнения.

Если на радиаторе конденсатора обнаружатся деформированные соты, то их лучше всего выправить с помощью деревянных предметов типа зубочистки.

Поломка испарителя

Часто включение кондиционера сопровождается появлением неприятных запахов в салоне. Их источником является испаритель, расположенный под приборной панелью и представляющий собой радиатор. В процессе эксплуатации он способен забиваться пылью и накапливать влагу, что создает благоприятные условия для размножения микроорганизмов, выделяющих неприятные запахи.

Исправить ситуацию можно самостоятельно, воспользовавшись специальным средством, распыленным из аэрозольного баллончика. Однако целесообразнее обратиться к профессионалам, имеющим в своем распоряжении оборудование для биологической и ультразвуковой очистки не только радиатора испарителя, но и всех прилегающих к нему воздуховодов. Это тем более желательно, так как забитый испаритель, помимо нежелательного запаха, может стать источником инфекционных заболеваний.

Именно из этого устройства может исходить неприятный запах в салоне авто

Неисправность фильтра-осушителя

Если система кондиционирования автомобиля грешит частыми самопроизвольными отключениями, а шланги системы покрываются инеем, это свидетельствует о неисправности в ресивере, он же фильтр-осушитель. Его задачей является удаление жидкости из системы и фильтрация хладагента. Фильтр выделяет фреон из продуктов жизнедеятельности, поступающих от компрессора.

Добраться до этого устройства несложно, чего не скажешь о самостоятельном обнаружении утечки

Часто виновником разгерметизации ресивера, из-за чего он перестает выполнять свои функции, является сам фреон, например, класса R12 и 134а. Содержащий фтор и хлор хладагент при соединении с водой образует кислоты, разъедающие элементы кондиционера. Поэтому производители кондиционеров рекомендуют потребителям менять фильтр-осушитель не реже одного раза в два года.

Это может быть интерено  Чем опасно включение вентилятора на холодном двигателе и как устранить проблему

Разгерметизация ресивера и утечка из него фреона сопровождается образованием на поверхности устройства взвеси белого цвета. Заметив это, необходимо немедленно обратиться к специалистам, которые заправят систему красящим газом и быстро обнаружат утечку с помощью ультрафиолета. В условиях любительского гаража сделать это самостоятельно проблематично.

Неисправность, связанная с терморегулирующим вентилем

Данный элемент кондиционера предназначен для оптимизации температурного режима и сопряжения его с давлением в системе, которое необходимо для нормального состояния хладагента. При выходе из строя расширительного клапана будет перебой в подаче холодного воздуха. Чаще всего наблюдается замерзание магистральных шлангов.

Основной причиной выхода из строя этой части кондиционера являются механические повреждения или неправильная регулировка. В последнем случае необходимо исправить регулировку, а механическое повреждение требует замены устройства. Также бывают случаи, когда загрязнение системы провоцирует блокировку расширительного клапана, который также требует замены.

Чаще всего это неисправное устройство подлежит замене

Отказ вентилятора

Этот элемент системы кондиционирования автомобиля присутствует не во всех кондиционерах, а там, где он есть, редко выходит из строя. Но если такое и происходит, то чувствуется через менее эффективное охлаждение салона, а то и вовсе по отключению агрегата. Функции вентилятора заключаются в дополнительном охлаждении фреона и стимулировании поступления холодного воздуха в салон. При отказе вентилятора происходит перегрев хладагента, что повышает давление в системе, что автоматически блокирует работу. Вентилятор может выйти из строя по следующим причинам:

  • обрыва в цепи электропитания;
  • поломки электродвигателя;
  • износа подшипников;
  • неисправности датчиков давления;
  • механических дефектов в лопастях.

Обычно автолюбители легко обнаруживают ненадежные контакты в электросети и устраняют неисправность. Что касается внутренних дефектов вентилятора, то здесь чаще всего приходится обращаться к специалистам или полностью заменять устройство.

Его поломка сразу заметна во время работы кондиционера

Отказ датчика давления

Данный элемент системы охлаждения салона автомобиля предназначен для отключения кондиционера при слишком сильном повышении давления в системе, так как давление выше нормы может привести к физическому разрушению системы. Датчик давления также отвечает за своевременное включение или выключение вентилятора. Чаще всего датчик давления выходит из строя из-за чрезмерного загрязнения, механического повреждения или поломки контактов в контактах. С помощью компьютерной диагностики на АЗС очень быстро выявляется ошибка в работе этого устройства. В гаражных условиях это проблематично, но после проведения правильной диагностики заменить неисправный датчик самостоятельно не составляет труда. Для этого потребуется смотровое отверстие и рожковый ключ на «14». Процесс замены деталей выглядит следующим образом:

  1. Необходимо заглушить двигатель, поскольку замена осуществляется только при выключенном зажигании.
  2. Затем нужно слегка отодвинуть защиту бампера из пластика и получить доступ к расположенному справа датчику давления.
  3. Для его демонтажа следует освободить защёлку на штекере и отсоединить подведённые провода.
  4. Теперь гаечным ключом необходимо выкрутить датчик, не боясь утечки фреона, поскольку в системе имеется специальный предохранительны клапан.
  5. После этого остается только вкрутить в это место новое устройство и выполнить предыдущие действия в обратном порядке. Эта небольшая деталь оснащена возможностью автоматического отключения всей климатической системы
    Эта небольшая деталь наделена способностью автоматически выключать всю климатическую систему

Другие возможные причины, почему не работает кондиционер

Если в большинстве автомобилей со временем обязательно возникают те или иные проблемные места в электрической части, то, по мнению специалистов, процент некачественной пайки и слабых контактов в контактах в электрических цепях систем климат-контроля еще выше.

Это может быть интерено  Как заправить кондиционер авто без трат на СТО: когда это действительно нужно

Часто в том, что кондиционер не включается, виновата встроенная электроника в автомобиле. Например, при нажатии на кнопку включения кондиционера сигнал с нее идет на электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля. При наличии каких-либо проблем в электрической цепи системы или в самой кнопке компьютер может не реагировать на сигнал от кнопки кондиционера и система просто не будет работать. Поэтому в таком случае и в качестве профилактики полезно «прозвонить» электрическую цепь кондиционера и саму кнопку включения с помощью мультиметра.

Нередко выходит из строя электромагнитная муфта компрессора. На заправке его обычно меняют полностью. Эта деталь дорогая, но ремонтировать ее по частям и самостоятельно, как показывает практика, нецелесообразно. Во-первых, его отдельные детали в сумме будут стоить примерно как новое сцепление, а во-вторых, ремонт своими руками сложен и требует много времени и нервных сил.

Эту дорогостоящую деталь чаще всего приходится заменять целиком

Целесообразен ли ремонт своими руками

На примере электронной муфты компрессора видно, что самостоятельный ремонт неисправных элементов кондиционера автомобиля далеко не всегда оправдан. Даже при должном уровне квалификации автомобилиста это допустимо и часто практикуется. О соотношении стоимости отдельных элементов кондиционера автомобиля (в зависимости от класса и марки) и цены ремонта на АЗС можно судить по следующим цифрам:

  • электронная муфта компрессора стоит в пределах 1500–6000 руб.;
  • сам компрессор — 12000–23000 руб.;
  • испаритель — 1500–7000 руб.;
  • расширительный клапан — 2000–3000 руб.;
  • радиатор кондиционера — 3500–9000 руб.;
  • салонный фильтр — 200–800 руб.;
  • заправка системы фреоном, компрессорным маслом — 700–1200 руб.

Стоимость ремонта зависит от сложности, марки автомобиля, типа кондиционера и уровня репутации СТО. Если исходить из средних показателей, например, полный ремонт компрессора стоит в пределах 2000-2500 рублей, а промывка одноконтурного кондиционера (+промывочная жидкость) может вылиться в 10 000 рублей. Замена шкива компрессора, которую несложно сделать самостоятельно, стоит (без учета стоимости самого ремня) не менее 500 рублей. Если принять за условный потолок цену комплексного ремонта кондиционера на автомобиле премиум-класса с заменой хладагента, масла и компрессора, то сумма может достигать 40 000 рублей.

Как предотвратить выход из строя кондиционера

Исправно работающая система кондиционирования на новом автомобиле по-прежнему требует осмотра каждые 2-3 года год. Это требование объясняется тем, что даже идеально герметичная система ежегодно неизбежно теряет до 15% циркулирующего в ней фреона. Автомобиль, достигший 6-летнего возраста, уже подлежит ежегодному осмотру своей системы кондиционирования, так как в процессе эксплуатации изнашиваются прокладки в местах соединений, а на магистральных патрубках возникают небольшие трещины. Кроме того, в качестве профилактики специалисты рекомендуют:

  1. Установите дополнительную сетку на бампер для защиты радиатора кондиционера от мусора и мелких камней. В особенности это относится к автомобилям с крупноячеистыми решетками радиатора.
  2. Включайте кондиционер регулярно и во время длительного простоя автомобиля, и даже зимой. 10-минутная работа агрегата пару раз в месяц поможет избежать высыхания основных элементов.
  3. Выключайте кондиционер незадолго до окончания поездки с работающей топкой, что позволяет горячему воздуху осушать воздуховоды, чтобы в них не могли размножаться микроорганизмы.

Видео: как быстро самому проверить работоспособность автокондиционера

https://www.youtube.com/embed/qvPrM1d3pmw

Неисправности в работе системы кондиционирования автомобиля могут быть вызваны как глубинными проблемами в агрегате, связанными с некорректным функционированием отдельных его элементов, так и элементарной нехваткой хладагента. Но в любом случае профилактические действия, выражающиеся в первую очередь в заботе о чистоте своего автомобиля, многократно окупаются с учетом возможных последующих затрат на ремонт.

Оцените статью