Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Двигатель ВАЗ 21011: главное

ДВИГАТЕЛЬ

Силовые агрегаты первого отечественного автомобиля ВАЗ 2101 отличались не только простой и понятной конструкцией, но и удивительной долговечностью. И сегодня еще есть водители, которые ездят на «копейке» на «родном» двигателе — надо только вовремя проводить ТО и заправлять качественным бензином.

Содержание
  1. Какими двигателями оснащался ВАЗ 21011
  2. Технические характеристики мотора ВАЗ 21011
  3. Таблица: основные характеристики двигателей ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011
  4. Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 21011 вместо заводского
  5. Двигатели от ВАЗов
  6. Силовые агрегаты от иномарок
  7. Неисправности мотора ВАЗ 21011
  8. Видео: как должен работать исправный мотор на «копейке»
  9. Невозможность запуска
  10. Видео: что делать, если двигатель не заводится
  11. Неравномерность работы на холостом ходу
  12. Видео: неустойчивая работа ДВС
  13. Сокращение мощностных характеристик
  14. Видео: потеря тяги, что делать
  15. Быстрое нагревание мотора
  16. Видео: причины перегрева и действия водителя
  17. Посторонние шумы и стуки
  18. Видео: стук двигателя
  19. Ремонт двигателя ВАЗ 21011
  20. Как снять мотор
  21. Видео: как правильно демонтировать мотор на «копейке»
  22. Замена вкладышей
  23. Замена поршневых колец
  24. Работа с масляным насосом

Какими двигателями оснащался ВАЗ 21011

Первые ВАЗы в нашей стране стали выпускаться в 1970 году. Для оснащения было разработано два типа двигателей:

  • 2101;
  • 21011.

Первый тип — 2101 — конструктивно продолжил традиции итальянского Fiat-124, хотя и был значительно переработан под нужды и задачи отечественного автомобилестроения. Объем двигателя составлял 1,2 литра, чего было достаточно для мощности в 64 лошадиные силы. В начале 1970-х этого было достаточно.

Второй тип — 21011 — был мощнее и надежнее донора. Восьмиклапанный двигатель 1.3 21011 впервые был установлен на ВАЗ в 1974 году и с тех пор считается самой популярной комплектацией за «копейку».

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

Автомобиль оснащался мощным по тем временам мотором в 69 л.с

Технические характеристики мотора ВАЗ 21011

Силовой агрегат на ВАЗ 21011 весил немало — 114 килограммов без смазки. Рядная компоновка с четырьмя цилиндрами была классическим вариантом дополнения двигателя. Диаметр поршня составил 79 мм (то есть размер немного увеличился по сравнению с двигателем 2101).

Надо сказать, что производитель заявлял ресурс двигателя в 120 тысяч километров, но на практике водители убедились, что эта цифра занижена. При правильной эксплуатации двигатель ВАЗ 21011 не доставлял никаких проблем в течение первых 200 тысяч километров пробега.

Расход топлива у первого карбюраторного двигателя 21011 был колоссальным — почти 9,5 литров в смешанном режиме движения. Однако из-за скудных цен на топливо владельцы не несли серьезных расходов на содержание своего «четырехколесного друга».

В целом же, силовой агрегат ВАЗ 21011 — это классический для АвтоВАЗа мотор с чугунным блоком и головкой из алюминия.

Можно сказать, что мотор 21011 стал прародителем всех двигателей отечественного производства

Таблица: основные характеристики двигателей ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011

Позиции Показатели
ВАЗ 2101 ВАЗ 21011
Вид топлива Бензин
А-76, АИ-92
Бензин
АИ-93
Устройство впрыска Карбюратор
Материал блока цилиндров Чугун
Материал ГБЦ Алюминиевый сплав
Вес, кг 114
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров, шт 4
Диаметр поршня, мм 76 79
Амплитуда движения поршня, мм 66
Диаметр цилиндра, мм 76 79
Рабочий объем, см3 1198 1294
Максимальная мощность, л. с. 64 69
Крутящий момент, Нм 87,3 94
Степень сжатия 8,5 8,8
Смешанный расход топлива, л 9,2 9,5
Заявленный ресурс двигателя, тыс. км. 200000 125000
Практический ресурс, тыс. км. 500000 200000
Распределительный вал
расположение верхнее
ширина фаз газораспределения, 0 232
величина угла опережения выпускного клапана, 0 42
запаздывание впускного клапана, 0 40
диаметр сальников, мм 56 и 40
ширина сальников, мм 7
Коленчатый вал
Диаметр шейки, мм 50,795
Количество подшипников, шт 5
Маховик
наружный диаметр, мм 277,5
посадочный диаметр, мм 256,795
количество зубьев венца, шт 129
вес, г 620
Рекомендуемое моторное масло 5W30, 15W40 5W30, 5W40, 10W40, 15W40
Объем моторного масла, л 3,75
Рекомендуемая охлаждающая жидкость Тосол
Количество охлаждающей жидкости, л 9,75
Привод ГРМ Цепной, двухрядный
Порядок работы цилиндров 1–3-4–2

Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 21011 вместо заводского

ВАЗ 21011 – отличный вариант для любителей тюнинга, так как машина имеет настолько простую конструкцию, что ее вполне можно превратить во что угодно без серьезных доработок. То же самое касается и моторного отсека: любители могут установить более мощный двигатель, не прибегая к помощи специалистов автосервиса.

Однако во всем нужно знать цель: кузов ВАЗ 21011 рассчитан на определенные нагрузки, а потому мощный двигатель может просто разорвать машину на части. Поэтому при выборе альтернативного двигателя лучше всего обратить внимание на конструктивно схожие варианты.

Для ВАЗ 21011 могут стать подходящими как отечественные, так и импортные движки
Это может быть интерено  Ремонт и замена резонатора на ВАЗ 2107: выполняем своими руками

Двигатели от ВАЗов

Конечно, это лучший способ оптимизировать «копейку», так как «родственные» двигатели подходят для ВАЗ 21011 практически по всем параметрам. Двигатели от 2106, 2107, 2112 и даже от 2170 считаются оптимальными для установки, важно чтобы они подходили по креплениям «копейки» и оптимально сходились с коробкой передач.

Вообще «шестёрка» может стать донором для любых ВАЗов — от самых первых до последних современных моделей

Силовые агрегаты от иномарок

Практически без каких-либо переделок на «копейку» можно установить бензиновые моторы 1.6 и 2.0 от Fiat.

Если вы хотите более креативного подхода, также допускается установка силовых агрегатов от Renault Logan или Mitsubishi Galant. Однако эти двигатели должны устанавливаться в комплекте с коробкой передач.

«Фиат Полонез» имеет схожий по габаритам и крепежу мотор, а потому может стать донором для «копейки»
Любители экспериментов также устанавливают на «копейку» дизельные двигатели. Однако сегодня такое сочетание нельзя признать целесообразным из-за резких скачков цен на дизельное топливо во всех регионах страны.

Неисправности мотора ВАЗ 21011

Мы уже писали о том, что первые варианты двигателей ВАЗ 2101 и 21011 до сих пор считаются одними из самых долговечных и надежных. Однако, как и любое техническое устройство, даже самый стабильный двигатель рано или поздно начинает «работать».

Главными признаками этих «капризов», то есть будущих неисправностей, считаются следующие факторы:

  • невозможность запустить мотор;
  • неравномерность работы двигателя на холостых оборотах;
  • сокращение мощностных характеристик;
  • быстрое нагревание;
  • выявленные шумы и стуки;
  • возникновение белых выхлопов.

Видео: как должен работать исправный мотор на «копейке»

https://www.youtube.com/embed/GHlJBEaUjGQ

Каждый из этих факторов еще не говорит о проблемах с двигателем, но их сочетание однозначно говорит о том, что двигатель 21011 вот-вот выйдет из строя.

Внешний вид авто не должен вводить в заблуждение: поломки и неисправности мотора никак не зависят от чистоты кузова и тщательной полировки ЛКП

Невозможность запуска

Важно понимать, что отсутствие реакции двигателя на поворот ключа в замке зажигания – проблема глобальная. Так, например, если стартер крутит, а двигатель никак не реагирует, поломка может скрываться в любом из этих элементов:

  • катушке зажигания;
  • распределительном узле;
  • прерывателе;
  • цепочке зажигания (короткое замыкание);
  • бензиновом насосе;
  • карбюраторной установке.

Поэтому при невозможности запуска двигателя не стоит сразу бежать в автомагазин и покупать все эти элементы на замену. Первым делом нужно проверить наличие напряжения на катушке (есть ли питание от аккумулятора). Затем обычным тестером измеряют напряжение на остальных узлах. Только после этого стоит начинать искать проблемы в установке бензонасоса и карбюратора.

Видео: что делать, если двигатель не заводится

https://www.youtube.com/embed/fGslTtpO3MM

Неравномерность работы на холостом ходу

Если «копейка» чувствует себя крайне неустойчиво на холостых оборотах двигателя, проблема может быть вызвана неисправностью в системе зажигания или питания. По умолчанию нестабильность функций двигателя 21011 обычно связана с:

  • поломками электромагнитного клапана карбюраторной установки;
  • сильным засорением фильтрующих элементов в топливно-воздушной системе;
  • нарушениями в формировании горючей смеси в карбюраторе;
  • залипанием свечей зажигания;
  • окислением/пригоранием контактов сетей;
  • обрывом проводки.

В любом случае стоит начать поиск неисправностей с проверки системы зажигания.

Видео: неустойчивая работа ДВС

https://www.youtube.com/embed/QkkCZ0RNgKY

Сокращение мощностных характеристик

Поначалу водитель может заметить снижение тяги двигателя только при подъеме в гору или при обгоне. Позже трудности с набором скорости могут стать общей проблемой автомобиля.

Это может быть интерено  Какой двигатель можно установить на ВАЗ 2107

Сокращение мощности силового агрегата связывается со следующими неисправностями:

  • поломками бензонасоса;
  • сильным засорением фильтрующего элемента в топливной системе;
  • неполадками в формировании качества горючей смеси;
  • наличием больших зазоров между контактами прерывателя;
  • выработкой поршней.

Стоит сказать, что первым делом при проверке стоит оценить, совпадают ли установочные метки и насколько точно выставлен угол опережения зажигания. Только после этого можно приступать к проверке работоспособности других «подозрительных» узлов.

Видео: потеря тяги, что делать

https://www.youtube.com/embed/ZD4yBUYM4Jw

Быстрое нагревание мотора

Двигатель при нормальной работе всегда должен быть теплым – примерный температурный режим для ВАЗ 21011 составляет 90 градусов Цельсия. Но если стрелка температуры двигателя на приборной панели все чаще и чаще без видимых причин скользит в красный сектор, это сигнал тревоги.

Категорически запрещается продолжать движение при перегреве двигателя! Это приведет к прогару прокладки блока цилиндров и немедленному выходу из строя поршневой группы.

Сильный перегрев мотора может быть вызван:

  • поломками термостата;
  • неисправностями работы водяного насоса;
  • отсутствием в расширительном бачке тосола;
  • сильным засорением радиатора;
  • разрывом ремня привода вентилятора радиатора.

Как только стрелка на термостате перейдет в красный сектор, необходимо остановиться и проверить уровень антифриза в системе. Если жидкость на уровне, нужно искать истинную причину перегрева двигателя.

Видео: причины перегрева и действия водителя

https://www.youtube.com/embed/KGZ4cxanm0Y

Посторонние шумы и стуки

Двигатель ВАЗ 21011 нельзя назвать тихим: во время работы он издает самые разные звуки. Однако внимательный водитель в обычных звуках может услышать необычные стуки и шумы. Для 21011 это:

  • стук клапанов;
  • удары подшипников;
  • стрекотание пальцев поршней;
  • громкий шелест приводной цепи газораспределения.

Все эти посторонние шумовые эффекты не возникают сами по себе: они, как правило, связаны с сильным износом деталей и узлов. Следовательно, необходимо как можно скорее заменить механизмы.

Видео: стук двигателя

https://www.youtube.com/embed/mCWM6gxuBbY

Ремонт двигателя ВАЗ 21011

Любые ремонтные работы на моторе ВАЗ 21011 проводятся только после демонтажа агрегата с автомобиля.

Как снять мотор

Двигатель на ВАЗ 21011 весит 114 килограммов, поэтому вам понадобится помощь как минимум двух человек или лебедка. Традиционно к процедуре нужно подготовиться:

  1. Заранее подготовить смотровую яму или эстакаду для проведения работы.
  2. Лучше всего использовать тельфер (подъёмное устройство) или лебёдку с надёжным тросом для перетаскивания тяжёлого мотора.
  3. Проверить комплектность набора гаечных ключей.
  4. Обязательно подготовить крестовую и плоскую отвёртки.
  5. Найти чистую ёмкость для слива тосола (тазик или ведро с вместимостью от 5 литров).
  6. Маркер для обозначения.
  7. Два старых одеяла или ветошь, чтобы защитить передние крылья автомобиля при извлечении тяжёлого мотора.

Порядок демонтажа двигателя с «копейки» следующий:

  1. Загнать автомобиль на смотровую яму, надёжно зафиксировать колёса.Машина должна быть очень надёжно установлена на яме
    Машина должна быть очень надёжно установлена на яме
  2. Откручиваем гайки крепления бленды к козырькам, убираем бленду в сторону. Чтобы потом не ошибиться, нанося отверстия, контуры навесов лучше сразу отметить маркером.
  3. Накрыть ветошью в несколько слоёв или одеялами передние крылья машины.
  4. Открутить сливную пробку из блока цилиндров мотора и слить из него тосол в ёмкость.Тосол нужно сливать до последней капли
    Тосол нужно сливать до последней капли
  5. Ослабить крепления хомутов на патрубках радиатора, снять патрубки и убрать их.
  6. Снять провода со свечей зажигания, трамблёра и датчика давления масла.Свечи устранять не нужно, достаточно просто снять проводку с них
    Свечи устранять не нужно, достаточно просто снять проводку с них
  7. Ослабить хомутики на шлангах топливного провода. Снять все магистрали, идущие к насосу, фильтру и карбюратору.
  8. Отключить клеммы на АКБ и снять аккумулятор с машины.Аккумулятор нужно снять, чтобы исключить риск ударов током
    Аккумулятор нужно снять, чтобы исключить риск ударов током
  9. Демонтировать от выпускного коллектора приёмную трубу, выкрутив два крепления со шпилек.
  10. Выкрутить три гайки фиксации стартера, убрать устройство из гнезда.
  11. Открутить две верхних болтовых соединения КПП к мотору.
  12. Отсоединить патрубки от радиатора.Нужно удалить все патрубки и магистрали
    Нужно удалить все патрубки и магистрали
  13. Удалить все приводы от поверхностей карбюраторного механизма.
  14. Демонтируйте цилиндр сцепления с днища автомобиля (снимите механизм натяжной пружины и отвинтите два фиксирующих соединения). Цилиндр сцепления не позволяет вытащить двигатель, поэтому его необходимо снять в первую очередь
    Цилиндр сцепления не даст вытащить мотор, поэтому его нужно предварительно устранить
  15. Выкрутить два нижних болта фиксации КПП к мотору.
  16. Открутить все болты крепления двигателя к опорам.
  17. Перебросьте ремни на подъемник или лебедку на двигателе. Обязательно проверьте надежность периметра. Подъемник позволяет безопасно снять двигатель и отложить его в сторону
    Тельфер позволит безопасно извлечь мотор и поставить его в стороне
  18. Медленно поднять мотор тельфером, стараясь не расшатывать, установить на стол или большую подставку.
Это может быть интерено  Карбюраторный двигатель ВАЗ 2107: характеристики, возможности замены

Затем необходимо будет очистить поверхности двигателя от протечек рабочих жидкостей (протереть чистой влажной тряпкой). Можно начинать ремонтные работы.

Видео: как правильно демонтировать мотор на «копейке»

https://www.youtube.com/embed/t6ahqthWEAo

Замена вкладышей

Для замены вкладышей на двигателе ВАЗ 21011 вам понадобится только набор гаечных ключей и отверток, а также динамометрический ключ и зубило. Порядок работы следующий:

  1. Выкрутить сливную пробку снизу и слить масло из поддона.
  2. Выкрутить крепления поддона и убрать его в сторону.
  3. Устранить с мотора карбюратор и распределитель, выкрутив все болты их креплений.
  4. Вывернуть 8 гаек, фиксирующих крышку ГБЦ, снять крышку и убрать её в сторону.
  5. Снять прокладку с крышки.Прокладки могут пригореть, а потому снять их будет непросто
    Прокладки могут пригореть, а потому снять их будет непросто
  6. Зубилом и отвёрткой отогнуть стопор болта звёздочки распределительного вала.
  7. Выкрутить болт и снять его вместе с шайбами.
  8. Устранить натяжитель цепи привода ГРМ, выкрутив 2 гайки.
  9. Снять звёздочку и цепь, убрать их в сторону.
  10. Выкрутить гайки фиксации корпуса подшипников распредвала.
  11. Снять корпус вместе с валом.
  12. Выкрутить крышки шатунов.
  13. Снять крышки вместе с их вкладышами.
  14. Извлечь вкладыши отвёрткой.Отработавший элемент можно выбросить
    Отработавший элемент можно выбросить

На место старых вкладышей установить новые, предварительно очистив место посадки бензином от грязи и копоти. Далее собрать мотор в обратном порядке.

Замена поршневых колец

Для выполнения этой работы вам понадобится тот же набор инструментов, что описан выше, плюс тиски и верстак. Не будет лишней и специальная «вазовская» оправка для сжатия поршней.

На разобранном моторе (см. инструкции выше) нужно провести следующие действия:

  1. По очереди вытолкнуть все поршни с шатунами из блока.
  2. Зажать шатун тисками, пассатижами снимая с него кольца.В редких случаях кольцо снимается легко и без тисков
    В редких случаях кольцо снимается легко и без тисков
  3. Очистить поверхности поршней от грязи и копоти бензином.
  4. Установить новые кольца, правильно соориентировав их замочки.Важно совместить все метки на кольце и поршне
    Важно совместить все метки на кольце и поршне
  5. Использовать оправку, чтобы установить поршни с новыми кольцами обратно в цилиндры.

Работа с масляным насосом

Автовладелец должен знать, что ремонтные работы масляного насоса возможны без демонтажа двигателя. Но если наш двигатель уже снят и разобран, то почему бы заодно не отремонтировать масляный насос?

Порядок работ следующий:

  1. Выкрутить два болтовых соединения крепежа насоса к мотору.
  2. Снять насос вместе с его прокладкой.Прибор имеет очень простую конструкцию
    Прибор имеет очень простую конструкцию
  3. Устранить патрубок заборника масла, выкрутив три болта его фиксации к корпусу масляного насоса.
  4. Снять клапан с пружинкой.
  5. Отсоединить крышку насоса.
  6. Вытащить из полости ведущую шестерёнку.
  7. Вытащить вторую шестерню.
  8. Проведите визуальный осмотр деталей. Если крышка, поверхности или шестерни сильно изношены или повреждены, эти детали необходимо заменить. Все повреждения и износ будут сразу видны
    Все повреждения и следы износа будут сразу же заметны
  9. После замены прочистить сеточку заборника бензином.
  10. Сборку насоса проводить в обратной последовательности.

Двигатель ВАЗ 21011, при максимально простой конструкции, все же требует профессионального подхода к ремонту и обслуживанию. Поэтому, если у вас нет опыта в этой сфере, лучше обратиться к специалистам АЗС.

Оцените статью