ВАЗ 2105 считается самым продолжительным автомобилем в линейке АвтоВАЗа. На самом деле первые модели сошли с конвейера завода в 1979 году, а последние – в 2010-м. Причин популярности автомобиля было много: это и эксплуатационные характеристики «пятерки», и практичная функциональность, и простота в обслуживании.. Наибольшее количество вопросов по эксплуатации ВАЗ 2105 по сей день связано с карбюраторами, которые устанавливались на модель в разные годы. Именно карбюратор стал постоянной темой для обсуждения среди водителей, так как инженеры завода периодически меняли этот агрегат и дорабатывали автомобиль, что также сказывалось на его характеристиках.
- Карбюратор ВАЗ 2105
- Устройство карбюратора
- Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2105
- Модификация ДААЗ
- Модификация «Озон»
- Модификация «Солекс»
- Установка двух карбюраторов
- Процесс работы
- Видео: выполнение работ по монтажу двух карбюраторов на ВАЗ 2105
- Признаки неисправности карбюратора
- Машина глохнет на холостом ходу
- Провалы в работе двигателя при разгоне
- Проблема: заливает свечи
- Запах бензина в салоне автомобиля
- Автомобиль резко теряет скорость
- Регулировка карбюратора ВАЗ 2105
- Основные этапы регулировки
- Фотогалерея: регулировка своими руками
- Чистка жиклёров
- Таблица: номера и размеры жиклёров ВАЗ 2105
- Замена карбюратора
- Готовим инструменты
- Процесс работы
- Видео: как заменить карбюратор своими руками
Карбюратор ВАЗ 2105
Что такое карбюратор и каковы его функции? На сегодняшний день карбюраторные модификации автомобилей считаются уже «устаревшими», так как им на смену пришли более «стойкие» инжекторные.
Однако в нашей стране еще долго будут популярны карбюраторные версии автомобилей, так как большинство автомобилей АВТОВАЗ сконструированы именно на базе карбюраторных двигателей. В том числе и модель ВАЗ 2105, которую в народе называют «пятеркой».
Таким образом, карбюратор является важнейшим механизмом в составе двигателя автомобиля. Его основное назначение – подготовка топливно-воздушной смеси и подача ее в цилиндры двигателя. Проще говоря, карбюратор необходим для того, чтобы двигатель получал топливо в необходимых для работы дозах.
Устройство карбюратора
На двигатели автомобиля ВАЗ 2105 устанавливаются карбюраторы типа 2105–1107010. Этот номер должен быть указан на черной табличке, которая прикреплена к крышке самого карбюратора.
Агрегат имеет две камеры, благодаря чему процессы образования топливно-воздушной смеси и ее подачи в цилиндры происходят быстро и правильно. На самом деле конструктивно карбюратор имеет большое количество мелких деталей, связанных между собой, но технически устройство не считается сложным.
Для того, чтобы двигатель работал в разных режимах (прогрев, холостой ход, средняя нагрузка и высокие обороты), карбюратор состоит из трех основных частей:
- Верхняя — состоит из крышки устройства и штуцеров для подачи топлива.
- Средняя — непосредственно сам корпус карбюратора, в котором размещаются две камеры внутреннего сгорания и диффузоры.
- Нижняя — включает в себя поплавковую камеру и дроссельные заслонки.
В правильной работе карбюратора ВАЗ 2105 большую роль играют мелкие детали, такие как прокладки, пружины или форсунки. Именно эти детали чаще всего выходят из строя, что сказывается на работе двигателя.
Суть работы карбюраторной установки на ВАЗ 2105 сводится к следующим процессам:
- В поплавковую камеру через специальный клапан попадает строго ограниченное количество бензина.
- Через жиклёры топливо направляется в камеру № 1.
- Здесь бензин дробится на мельчайшие части и смешивается с частями воздуха.
- Если требуется максимальное количество топлива (например, при разгоне), то аналогичным образом начинает работать и камера № 2.
- После образования топливно-воздушной смеси ускорительный насос направляет горючее в диффузоры, а затем — непосредственно к цилиндрам.
Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2105
Все карбюраторные установки в комплектации ВАЗ 2105 в первую очередь ориентированы на минимизацию расхода топлива. Конечно, на протяжении всей истории «пятерки» инженеры АвтоВАЗа экспериментировали с оснащением автомобиля, чтобы выявить наиболее эффективные механизмы.
В разные годы на ВАЗ 2105 устанавливались разные модификации карбюраторов. Все они имели как свои преимущества, так и недостатки, которые часто приходилось выявлять самим водителям во время движения.
Модификация ДААЗ
Предприятие Димитровградского автомобильного агрегатного завода (ДААЗ) запустило производство карбюраторных агрегатов по лицензии Weber. Главное качество продукции ДААЗ – простота в эксплуатации и ремонте. Было налажено производство всех необходимых для ремонта и замены деталей, поэтому при необходимости водитель мог легко приобрести необходимые комплектующие и самостоятельно провести работы по настройке карбюратора.
Карбюраторы ДААЗ придали автомобилю повышенные скоростные характеристики, так как новая реактивная система позволяла максимально быстро реагировать на увеличение скорости и подавать в двигатель необходимое количество топлива.
Существенным недостатком карбюратора Димитровградского автоагрегатного завода можно считать расход топлива. В смешанном цикле агрегату требовалось не менее 10-14 литров топлива на 100 км пути.
Недостатков нет Карбюратор ДААЗ 2105 отличная штука. Машинка не троит и не переливается, расход в норме… Спасибо производителю за такой отличный товар. Будем пользоваться вашими услугами и рекомендовать друзьям.
Джи 5410
http://otzovik.com/review_2963738.html
Модификация «Озон»
Карбюратор Ozon считается модифицированной версией агрегата, который собирался на ДААЗе по лицензии Weber. «Озон» — более совершенная версия старого «ДААЗ». Этот карбюратор отличается более высокой экологичностью, кроме того, он значительно снижает расход топлива на 100 км пути.
Однако не все так хорошо в дизайне Озона. После многочисленных нареканий водителей ВАЗ 2105 конструкторы выявили главный недостаток карбюратора этого типа. Устройство оснащено двумя камерами, но в работе второй камеры участвует пневматический клапан. Именно из-за него у водителей были проблемы, ведь даже при малейшем загрязнении клапан начинал глючить.
У меня Озон 2105 с механическим приводом затвора второй камеры, калибровки стандартные. Попробовал поставить форсунки с увеличенным диаметром — мне показалось, что расход заметно возрастает, а динамика не очень 🙂 При этом двигатель легко набирает максимальную мощность (5500) на 1,2,3 передачах, Больше 6000 крутить не пробовал 🙂 Машина развивает заявленную производителем максимальную скорость — 150 км/ч на спидометре
Злая мышь
http://vaz-2106.ru/forum/index.php?showtopic=868
Модификация «Солекс»
Солекс — одна из самых современных модификаций карбюраторов производства Димитровградского автоагрегатного завода. Устройство максимально экологично, неоднократно проверено на соответствие международным стандартам, а также отличается производительностью в работе.
Карбюраторы Solex первыми в продуктовой линейке ДААЗ оснащены системой возврата топлива, что делает их максимально экономичными в эксплуатации. Из-за наличия этой системы карбюратор стал достаточно требователен к качеству заливаемого бензина. Поэтому водителю необходимо чистить форсунки и проверять работу агрегата не реже одного раза в год.
Боюсь очень плохого бензина, очень быстро лопаются мембраны. В первую очередь, если ставить его на автомобили семейства Жигули, в первую очередь нужно обзавестись ЭЛЕКТРОННЫМ ЗАЖИГАНИЕМ, а когда оно позволит искре наконец выдать долгожданный результат, можно приступать к установке Солекса! После этого он должен отдать свои долгожданные сбережения около 8 литров по городу (но если двигатель в хорошем состоянии и за рулем нет Шумахера)! В первую очередь, экономию заметят люди, у которых остался старый механический WEBER. Карбюратор Солекс рекомендуется устанавливать исходя из объема автомобиля, чтобы не увеличивался расход:
Автомобиль 218
http://otzovik.com/review_54364.html
Установка двух карбюраторов
Опытные водители ВАЗ 2105 иногда прибегают к такой радикальной мере, как установка сразу двух карбюраторов на двигатель обычного автомобиля. Почему это необходимо? Два карбюратора смогут решить основные проблемы с работой двигателя:
- равномерная подача топлива;
- равномерное оснащение смеси воздухом;
- на высоких оборотах топливно-воздушная смесь будет образовываться быстрее, что существенно облегчит работу мотора.
Соответственно, работа двух карбюраторных установок позволит минимизировать износ двигателя, что продлит ресурс автомобиля на долгие годы.
Проще всего установить пару карбюраторов в автомастерской, однако при желании можно провести эту работу и в гаражных условиях. Для этого понадобятся:
- набор гаечных ключей;
- пассатижи;
- дрель;
- тиски;
- два карбюратора одной модели;
- два коллектора одного вида;
- охлаждающая жидкость;
- ветошь;
- шланги по диаметру входных отверстий карбюратора.
Процесс работы
Перед установкой второго карбюратора необходимо слить антифриз из системы и снять штатный коллектор. После этого можно переходить непосредственно к установке:
- На каждый коллектор насадить карбюраторы.
- При насадке важно убедиться в том, чтобы края коллекторов не выпирали, так как в противном случае они могут быть причиной для заклинивания камер.
- Если в каналах коллектора есть какие-либо предметы (например, шпильки), их необходимо удалить, чтобы не было сопротивления потоку топлива. Шипы можно срезать сверлом.
- Далее каждый карбюратор «испытывается» на коллекторе ГБЦ. Для правильной установки каждого из двух блоков необходимо снять головку блока цилиндров.
- Из стальной пластины 3–4 мм нужно вырезать крепежи. Эти изделия и будут держать коллекторы при помощи гаек.
- Подключить подогреватель коллектора с помощью бензиновых тройников и вакуумного усилителя тормозов. Если усилитель в данной комплектации не предусмотрен, места для него нужно затопить удобным способом.
- Далее карбюраторы установить на головку блока цилиндров, отрегулировать их работу винтами качества и количества.
- К разъёмам устройств подсоединить привод газа, бензиновые шланги.
Видео: выполнение работ по монтажу двух карбюраторов на ВАЗ 2105
https://www.youtube.com/embed/h-VSKcuZLQQ
Бытует мнение, что при установке двух карбюраторов на ВАЗ 2105 расход топлива сразу увеличивается в 2 или 3 раза. Однако это не так. Расход можно сократить до 1,5 раз, так как работа двух агрегатов одновременно значительно облегчает функциональность двигателя.
Признаки неисправности карбюратора
Карбюраторы ДААЗ любого типа и года выпуска должны обеспечивать непрерывную работу двигателя в любом режиме работы: будь то холостой ход или высокая скорость на скорости. Однако именно при изменении этих режимов (например, после прогрева зимой, быстрого старта с места) могут быть обнаружены ошибки в работе устройства. Так что карбюратор явно имеет определенные неисправности, если:
- мотор, работая вхолостую, испытывает провалы;
- водитель начал замечать провалы по времени между нажатием на педаль газа и ускорением машины;
- двигатель работает с рывками (особенно это заметно на высоких скоростях);
- планомерно увеличивается расход топлива;
- трудно с первого раза запустить мотор после длительной стоянки.
Машина глохнет на холостом ходу
Если ВАЗ 2105 легко заводится, некоторое время работает на холостом ходу и глохнет, то причина данной ошибки, скорее всего, кроется в низком уровне топлива в поплавковой камере. Также велика вероятность того, что сильно забиты топливные форсунки, из-за чего в двигатель не поступает необходимое количество топлива. Также машина может остановиться на холостом ходу из-за неисправности экономайзера.
В любом случае, если наблюдаются проблемы с холостым ходом, потребуется:
- Снять карбюратор с машины.
- Разобрать устройство на детали.
- Промыть механизмы, прочистить жиклёры.
- Убедиться в работоспособности каждого из механизмов карбюратора.
Обязательно при каждой промывке устройства рекомендуется менять уплотнительные элементы.
Провалы в работе двигателя при разгоне
Первым сигналом неисправности карбюратора является отказ двигателя при разгоне. Как правило, на больших скоростях карбюратору становится сложно выполнять свои функции при наличии каких-либо препятствий.
Если ВАЗ 2105 вдруг начинает дергаться на дороге, а двигатель на мгновение «зависает», причина этого в недостатке топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Скорее всего детали карбюратора сильно забиты, что мешает агрегату быстро сделать нужное количество топлива и отправить его на переработку.
В этом случае также рекомендуется провести чистку карбюратора и заменить все детали, на которых появились следы износа.
Проблема: заливает свечи
Из-за неправильного использования карбюратора в двигатель может поступать избыточное количество топливно-воздушной смеси. Следовательно, двигатель не может перерабатывать топливо, а значит, излишки смеси выбрасываются через свечи зажигания.
Разумеется, ни к чему хорошему это привести не может. Свечи быстро выходят из строя, требуя замены.
Чтобы избежать такой проблемы, необходимо тщательно прочистить все каналы подачи и оттока топливно-воздушной смеси в карбюратор. Кроме того, не помешает обратиться к специалистам, так как есть риск некорректной работы ускорительного насоса.
Запах бензина в салоне автомобиля
Неприятный запах бензина в салоне – первый признак того, что в карбюраторе произошла какая-то неисправность. Запах топлива обычно возникает из-за чрезмерной прокачки или заедания клапанов, так как в этих случаях в моторный отсек может просочиться большое количество бензина.
Избавиться от запаха в салоне можно только одним путём: провести полную диагностику карбюратора.
Автомобиль резко теряет скорость
В случаях, когда вторая камера сгорания в карбюраторе перестает работать, автомобиль теряет до 50% скорости. Водитель не может разогнаться на ровном участке дороги, хотя машина еще совсем недавно хорошо справлялась с любой задачей.
Проблема заключается в газовом клапане, который предназначен для регулирования уровня топлива в камере. Вам необходимо заменить заслонку, так как проще купить новый узел, чем ремонтировать старый механизм.
Регулировка карбюратора ВАЗ 2105
Во время эксплуатации все карбюраторы ДААЗ подлежат регулировке. Некоторые водители настраивают устройство при смене времен года, некоторые – при появлении тех или иных дефектов.
В любом случае регулировка карбюратора ВАЗ 2105 – это процесс, который позволит оптимизировать работу двигателя и продлить срок его службы. Кроме того, даже типовая настройка карбюратора значительно улучшает основные показатели работы двигателя: например, увеличивает скоростные данные и снижает расход топлива.
Регулировать установку карбюратора рекомендуется в автосервисе. Самостоятельное выполнение процедуры показано только тем автомобилистам, которые хорошо знакомы с системами автомобиля.
Для качественной полноценной регулировки понадобится:
- Подготовить рабочее место. Для регулировки системы устройства его необходимо снять с машины, промыть, продуть и установить на ровное и чистое место.
- Подготовьте инструмент. В случае с ВАЗ 2105 это набор гаечных ключей, крестовая и плоская отвертки. Файлы не будут лишними, так как возможны утечки топлива.
- Найдите сервисную книжку на ВАЗ 2105. В данном мануале производитель указал все рабочие параметры конкретной модели, именно с этими параметрами и надо будет сверяться в процессе работы.
Основные этапы регулировки
После того как карбюратор был полностью подготовлен к работе, можно начинать его регулировку:
- Во-первых, специалисты обычно регулируют количество, поворачивая коленчатый вал. Оптимальное число составляет от 750 до 800 об/мин. Чтобы выставить этот параметр, необходимо будет закрутить регулировочный винт до упора, а затем осторожно открыть его обратно на три оборота.
- Затем вы должны отрегулировать количество газа CO2 в выхлопе автомобиля. Для этого винт качества нужно закрутить до упора и отвернуть на 4 или 5 оборотов.
- Регулировка холостого хода проводится винтом холостого хода. Для этого нужно слегка подтянуть винт в обратном от карбюратора направлении.
- Поплавок в поплавковой камере должен находиться строго по центру, поэтому для достижения нужного показателя можно слегка надавить на защёлки.
Фотогалерея: регулировка своими руками
Чистка жиклёров
Многие вопросы возникают у автовладельцев по поводу струйной очистки. Есть ли смысл чистить эти устройства или лучше сразу заменить на новые? На самом деле все зависит от финансового состояния водителя – конечно, быстрее и проще вытащить старые форсунки и установить вместо них новые.
Однако, если отверстия в патрубках не расползлись, можно просто промыть форсунки в ацетоне или специальной жидкости, затем продуть сжатым воздухом из баллончика и установить обратно. Они будут работать точно так же, как новые.
Таблица: номера и размеры жиклёров ВАЗ 2105
Параметры | Первая камера | Вторая камера | ||
---|---|---|---|---|
Тип | К-151 | К-151Д | К-151 | К-151 |
Жиклер топливный главный, см 3 /мин | 220±3,0 | 220+3,0 | 380±5,0 | 380±5,0 |
Жиклер воздушный главный, см 3 /мин | 330±4,5 | 330±4,5 | 330±4,5 | 330±4,5 |
Блок жиклеров холостого хода, см 3/мин: | ||||
трубка холостого хода | 95±1,5 | 95±1,5 | ─ | ─ |
трубка эмульсионная | 85±1,5 | 85±1,5 | ─ | ─ |
Жиклер воздушный холостого хода | 330±4,5 | 330±4,5 | ─ | ─ |
Жиклер эмульсионный холостого хода | 280±3,5 | 280±3,5 | ─ | ─ |
Жиклер топливный переходной системы, см 3 /мин | ─ | ─ | 150+2,0 | 150+2,0 |
Жиклер воздушный переходной системы, см 3 /мин | ─ | ─ | 270±3,5 | 270±3,5 |
Диаметр отверстия распылителя ускорительного насоса, мм | 0,4 +0,03 | 0,4 +0,03 | ─ | 0,4 +0,03 |
Диаметр отверстия в винте эконостата, мм | 1,1 +0,06 | 1,1 +0,06 | ─ | 2 +0,06 |
Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм | 1,1 +0,06 | 1,1 +0,06 | ─ | ─ |
Диаметр седла топливного клапана, мм | 2,2 +0,06 | 2,2 +0,06 | ─ | ─ |
Диаметры диффузоров, мм: | ||||
малых | 10,5 +0,1 | 10,5 +0,1 | 10,5 +0,11 | 10,5 +0,11 |
больших | 23 +0,045 | 23 +0,045 | 26 +0,045 | 26 +0,045 |
Масса поплавка в сборе — не более 12,5 г. |
Замена карбюратора
Смена карбюратора не такой сложный процесс, как может представить неопытный автовладелец. Если устройство вышло из строя и вам необходимо установить новое, вполне возможно выполнить эту задачу самостоятельно.
Готовим инструменты
Чтобы заменить карбюратор на ВАЗ 2105, понадобится штатный набор инструментов:
- крестовая отвёртка;
- отвёртка с плоским и тонким лезвием;
- стандартный набор ключей;
- накидные головки (или вороток).
Рекомендуется приготовить ветошь, так как рабочие жидкости могут вытекать в процессе снятия устройства.
Процесс работы
Карбюратор находится в моторном отсеке автомобиля, сразу под «поддоном», т.е под корпусом воздушного фильтра. Работа начинается с демонтажа старого карбюратора:
- Снять корпус воздушного фильтра.
- Необходимо будет отсоединить от корпуса карбюратора все соединенные с ним магистрали и тяги. Порядок отсоединения значения не имеет, важно вовремя перекрыть шланги и патрубки чистой ветошью, чтобы уменьшить потери топлива.
- После того, как все провода были отсоединены, необходимо открутить гайки крепления со шпилек. Карбюратор крепится к кузову на 4-х болтах, открутив гайки можно вытащить блок из машины.
Следовательно, установка нового карбюратора осуществляется в обратном порядке. Важно не забыть поменять прокладку между коллектором и карбюратором, даже если прокладка еще используется.
Видео: как заменить карбюратор своими руками
https://www.youtube.com/embed/FTbD_7BWoxs
После установки нового карбюратора и подключения всех его систем рекомендуется сразу запустить двигатель, чтобы убедиться в правильности всех своих действий.
Таким образом, карбюратор на ВАЗ 2105, независимо от года выпуска и модификации, можно отрегулировать и заменить своими силами. Стоит учитывать тот факт, что внутри чугунного корпуса расположены чувствительные элементы, которые необходимо проверять не реже одного раза в год на предмет износа и загрязнения.