Систему охлаждения без преувеличения можно назвать одной из самых важных для автомобиля, так как от ее правильной работы зависит долговечность и надежность ключевого узла любой машины – двигателя. Особая роль в системе охлаждения отводится радиатору – устройству, в котором охлаждается жидкость, предохраняющая двигатель от перегрева. Радиатор, используемый в автомобиле ВАЗ-2107, имеет свои особенности и требует периодического осмотра и обслуживания. Строгое соблюдение правил эксплуатации, прописанных производителем, позволит сохранить радиатор в исправном состоянии на долгое время. Благодаря простоте конструкции радиатор достаточно легко разбирается и вполне доступен для самостоятельного ремонта.
- Функции и принцип работы системы охлаждения ВАЗ-2107
- Радиатор системы охлаждения
- Ремонт радиатора
- Видео: самостоятельный демонтаж радиатора ВАЗ-2107
- Вентилятор радиатора ВАЗ-2107
- Датчик включения вентилятора
- Замена охлаждающей жидкости
- Принцип работы пробки радиатора
- Видео: проверка исправности пробки радиатора
Функции и принцип работы системы охлаждения ВАЗ-2107
Система охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2107 относится к категории жидкостных, герметичных, использующих принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Для компенсации температурных колебаний объема антифриза в системе используется расширительный бачок. Нагретая в двигателе жидкость используется в отопителях салона, которые соединены с системой впускным и выпускным шлангами.
В состав системы охлаждения входят следующие элементы.
- Трубка, по которой охлаждающая жидкость отводится от радиатора отопителя.
- Шланг, подающий жидкость в отопитель салона.
- Перепускной шланг термостата.
- Патрубок рубашки охлаждения.
- Шланг, по которому жидкость подаётся в радиатор.
- Расширительный бачок.
- Рубашка охлаждения блока цилиндров и головки блока.
- Крышка (пробка) радиатора.
- Радиатор.
- Кожух вентилятора.
- Вентилятор радиатора.
- Резиновая подкладка под радиатор.
- Шкив привода помпы.
- Шланг, по которому жидкость выводится из радиатора.
- Приводной ремень генератора и насоса.
- Помпа (водяной насос).
- Шланг, по которому охлаждающая жидкость подаётся в насос.
- Термостат.Система охлаждения ВАЗ-2107 относится к классу герметичных с принудительным нагнетанием охлаждающей жидкости
Система охлаждения ВАЗ-2107 относится к классу герметичных с принудительным нагнетанием охлаждающей жидкости
Основной функцией системы охлаждения является поддержание температуры двигателя в пределах нормы, т.е в диапазоне 80–90 °С. Принцип работы основан на отводе избыточного тепла в атмосферу через промежуточное технологическое звено — теплоноситель. Другими словами, антифриз или другая жидкость, нагретая до высокой температуры в рубашке охлаждения, направляется в радиатор, где охлаждается под действием воздушных потоков и возвращается в двигатель. Циркуляция осуществляется с помощью насоса, имеющего ременную передачу от коленчатого вала – чем быстрее вращается коленчатый вал, тем быстрее циркулирует охлаждающая жидкость в системе.
Радиатор системы охлаждения
Радиатор охлаждения ВАЗ-2107, являющийся ключевым элементом системы охлаждения автомобиля, обычно изготавливается из меди или алюминия. В конструкцию радиатора входят:
- верхний и нижний бачки;
- крышку (или пробку);
- подводящий и отводящий патрубки;
- предохранительный патрубок;
- трубопластинчатую сердцевину;
- резиновые подушки;
- элементы крепления.
Кроме того, в корпусе радиатора есть отверстие для датчика вентилятора, который обычно располагается на нижнем бачке, рядом со сливным отверстием.
Габариты радиатора составляют:
- длина — 0,55 м;
- ширина — 0,445 м;
- высота — 0,115 м.
Вес изделия 6,85 кг. Для обеспечения более высокой теплопроводности бачки радиатора могут быть изготовлены из латуни. Сердечник состоит из тонких поперечных пластин, через которые проходят припаянные к ним вертикальные трубки: такая конструкция позволяет более интенсивно охлаждать жидкость. Для соединения с рубашкой охлаждения на верхний и нижний баки укладываются трубы, на которые с помощью хомутов крепятся шланги.
Изначально производитель ВАЗ-2107 предусмотрел медный однорядный радиатор, который многие автовладельцы заменяют двухрядным (с 36 патрубками) для повышения эффективности системы охлаждения. Для экономии можно установить алюминиевый радиатор, который, однако, менее долговечен и сложен в ремонте. При необходимости «родной» радиатор на «семерке» можно заменить на аналогичный элемент от любой «классики», выполнив определенную реконструкцию креплений.
У меня было несколько ВАЗов классики, и разные радиаторы в печках и в системе охлаждения. По опыту эксплуатации могу сказать одно, теплоотдача практически одинакова. Латунный, благодаря металлическим бакам и дополнительному ряду картриджей, по теплоотдаче почти не уступает алюминиевому радиатору. Но алюминий меньше весит, практически не подвержен тепловому расширению, да и теплоотдача лучше, при открытом кране отопления латунь обеспечивает нагрев почти за минуту, а алюминий за пару секунд. Единственный минус — прочность, но у нас все стараются не привлекать мастеров, а делать что-то кривыми ручками с помощью лома и кувалды. А алюминий металл нежный, с ним надо аккуратно обращаться, тогда все будет хорошо.И многие говорят, что он рвет их давлением в системе охлаждения. Так что если следить за клапанами крышек расширителя и радиатора охлаждения, то избыточного давления не будет.
Мадж
https://otzovik.com/review_2636026.html
Ремонт радиатора
Самой распространенной неисправностью радиатора является течь. Из-за износа или механических повреждений в корпусе радиатора появляются трещины, которые на начальном этапе можно попытаться устранить различными химическими добавками. Однако практика показывает, что такая мера зачастую носит временный характер и через определенное время течь начинается снова. Некоторые автовладельцы в этом случае используют так называемую холодную сварку – пластилиновую смесь, затвердевающую при нанесении на металл. Самым эффективным и проверенным средством борьбы с течью радиатора является пайка корпуса обычным паяльником.
Приступая к ремонту радиатора методом запаивания, необходимо иметь под рукой для начала:
- крестообразную отвёртку;
- накидной ключ или головку на 10 с удлинителем.
Этого набора инструментов достаточно для снятия радиатора при условии, что в системе уже нет охлаждающей жидкости. Для снятия радиатора необходимо:
- Крестообразной отвёрткой ослабить хомуты, удерживающие шланги на патрубках.
- Снять шланги с подводящего, отводящего и предохранительного патрубка.Открутив хомуты, необходимо снять шланги с патрубков радиатора
Открутив хомуты, необходимо снять шланги с патрубков радиатора - С помощью ключа или головки на 10 открутить крепёжные гайки.Ключом или головкой на 10 необходимо открутить крепёжные гайки радиатора
Ключом или головкой на 10 необходимо открутить крепёжные гайки радиатора - Извлечь радиатор со своего посадочного места.После того как будут откручены все крепёжные гайки, можно извлекать радиатор с посадочного места
После того как будут откручены все крепёжные гайки, можно извлекать радиатор с посадочного места
После того как радиатор будет демонтирован, следует подготовить:
- паяльник;
- канифоль;
- олово;
- паяльную кислоту.
Запаивание повреждённых участков выполняется в такой последовательности:
- Место повреждения зачищается, обезжиривается и обрабатывается канифолью или паяльной кислотой.
- С помощью хорошо разогретого паяльника повреждённый участок поверхности равномерно заливается оловом.
- После остывания жести радиатор устанавливается на место. После того, как припой на всех обработанных участках затвердеет, можно устанавливать радиатор на место
Когда припой на всех обработанных участках застынет, радиатор можно устанавливать на место
Если на одном из бачков радиатора образовалась трещина, вы можете заменить неисправный бачок на аналогичный, снятый с другого радиатора. Для этого вам нужно:
- Плоской отверткой выдавите выступы, которыми бачок крепится к корпусу радиатора
Повреждённый бак необходимо снять, отжав крепёжные лепестки плоской отвёрткой - То же самое выполнить с исправным баком другого радиатора.С другого радиатора необходимо снять исправный бак
С другого радиатора необходимо снять исправный бак - Очистите и смажьте контактную поверхность нового бачка с корпусом радиатора герметиком. Поверхность контакта нового бачка с корпусом радиатора очистить и смазать термостойким герметиком
Поверхность соприкосновения нового бака с корпусом радиатора следует зачистить и смазать термостойким герметиком - Установить бак на место и загнуть лепестки.Новый бак устанавливается на корпусе радиатора с помощью крепёжных лепестков
Новый бак устанавливается на корпусе радиатора с помощью крепёжных лепестков
Монтаж радиатора выполняется в последовательности, обратной демонтажу.
Видео: самостоятельный демонтаж радиатора ВАЗ-2107
https://www.youtube.com/embed/7suI7exyBzg
Вентилятор радиатора ВАЗ-2107
Электровентилятор охлаждения радиатора, установленный на автомобиле ВАЗ-2107, автоматически включается при достижении температуры охлаждающей жидкости 90°С. Основное назначение вентилятора – обеспечение нормальной температуры двигателя вне зависимости от внешних условий и режима движения автомобиля. Например, если машина стоит в пробке, двигатель продолжает работать и греется. Естественное воздушное охлаждение радиатора в это время не работает, и на помощь приходит вентилятор, который включается по сигналу датчика, установленного на радиаторе.
Датчик включения вентилятора
Датчик должен обеспечивать своевременное включение вентилятора в ситуации, когда радиатор не справляется в одиночку с охлаждением двигателя. Если все устройства и механизмы работают исправно, сначала после запуска двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу до тех пор, пока не нагреется до 80°С. После этого открывается термостат и жидкость начинает двигаться по большому кругу, включая радиатор . И только если работы радиатора недостаточно для охлаждения и температура жидкости достигает 90°С, вентилятор включается по команде датчика, который находится внизу радиатора и закреплен в специально оборудованном дыра. Если датчик по какой-то причине отсутствует, отверстие закрывается заглушкой.
Если вентилятор не включается при 90 °C, не прикасайтесь к датчику сразу. Сначала проверьте, чтобы уровень охлаждающей жидкости не опускался ниже допустимого уровня. Еще одной причиной перегрева может быть неисправность в термостате: если температура перевалила за 90°С, а нижняя часть радиатора холодная, скорее всего дело в этом блоке. Вы можете проверить состояние датчика, отсоединив клеммы и замкнув их вместе. Если вентилятор включается, датчик вышел из строя. Проверить датчик, который еще не установлен на автомобиль, можно с помощью омметра. Для этого прибор опускают в воду (часть, находящаяся внутри радиатора), которая начинает нагреваться. Если он работает, то омметр будет работать и при нагреве воды до температуры 90-92°С.
Для замены вышедшего из строя датчика необходимо:
- отключить «массу» от аккумулятора;
- освободить систему от охлаждающей жидкости;
- снять провода с контактов датчика;
- ключом на 30 выкрутить гайку датчика;
- если медная уплотнительная шайба непригодна к использованию, заменить её;
- смазать резьбу нового датчика термостойким герметиком;
- установить датчик на место;
- заполнить систему жидкостью;
- включить «массу»;
- проверить работу датчика.
Замена охлаждающей жидкости
Рекомендуется менять охлаждающую жидкость каждые 60 000 км пробега или каждые два года эксплуатации автомобиля. Замену необходимо производить раньше, если жидкость изменила цвет на красноватый, что свидетельствует об ухудшении ее качеств. Выполнять работы необходимо в следующем порядке:
- Автомобиль располагается на смотровой яме.
- Снимается крышка защиты картера.Для доступа к сливному отверстию блока цилиндров потребуется снять крышку защиты картера
Для доступа к сливному отверстию блока цилиндров потребуется снять крышку защиты картера - В салоне рычаг горячего воздуха перемещается вправо до упора. Рычаг подачи горячего воздуха должен быть переведен в крайнее правое положение
Рычаг подачи тёплого воздуха необходимо переместить в крайнее правое положение - Откручивается и снимается пробка расширительного бачка.Пробка расширительного бачка откручивается и снимается
Пробка расширительного бачка откручивается и снимается - Откручивается и снимается пробка радиатора.Пробку радиатора необходимо выкрутить и снять
Пробку радиатора необходимо выкрутить и снять - Ключом на 13 откручиваем сливную пробку на блоке цилиндров. Жидкость сливается в заранее подготовленную емкость.Сливная пробка на блоке цилиндров откручивается ключом на 13
Пробка сливного отверстия блока цилиндров откручивается ключом на 13 - При помощи ключа на 30 открутите гайку датчика вентилятора. Если таковой нет, откручивается сливная пробка радиатора, после чего сливаются остатки охлаждающей жидкости Гайка датчика вентилятора откручивается ключом на 30
Гайка датчика вентилятора откручивается ключом на 30
Для полного опорожнения системы от отработанной жидкости следует ослабить расширительный бачок и приподнять его: это удалит все следы антифриза. Затем сливные пробки (а также гайка датчика вентилятора) возвращаются на место и заливается новая охлаждающая жидкость в радиатор и расширительный бачок. Затем удаляются воздушные пробки и закручиваются пробки радиатора и расширительного бачка.
Сначала нужно слить старый антифриз. Собственно там, на радиаторе, есть специальный кран, но я решил даже не пытаться его открутить, а сразу снял нижний патрубок. Поток. В инструкции было сказано, что замена антифриза не обязательна, можно залить старый обратно. Перед тем, как опорожнить, я немного приподнял машину и аккуратно поставил под трубу поддон. Черный антифриз вылился, как масло жижи, и я пришел к выводу, что очень не хочется его обратно в систему лить. Сливать мотор опять же не стал из-за нежелания возиться с прикипевшей гайкой. Снял старый радиатор, на удивление, без проблем. Ребята, которые занимались ремонтом старых автомобилей, знают, что снять что-то на них редко удается просто так, без «захватов» и прочих наворотов. Пробовал новый радиатор. Все бы ничего, но вот проблема — нижняя трубка не достает. Это был пятёрошный радиатор, а я купил семёрошный. Пришлось ехать в магазин за антифризом и даунпайпом.
остроумие
http://autokadabra.ru/shouts/31618
Принцип работы пробки радиатора
Конструкция пробки радиатора предусматривает наличие:
- впускного и выпускного клапанов;
- пружины;
- прокладок клапанов.
Посредством впускного и выпускного клапанов пробки радиатор имеет соединение с расширительным бачком.
Между впускным клапаном и прокладкой имеется зазор 0,5-1,1 мм, через который поступает охлаждающая жидкость (ОЖ) при прогреве или охлаждении двигателя. Если жидкость в системе закипает, впускной клапан не успевает подать охлаждающую жидкость в расширительный бачок и закрывается. Когда давление в системе приближается к 50 кПа, открывается выпускной клапан и охлаждающая жидкость направляется в расширительный бачок, который закрывается пробкой, также снабженной резиновым клапаном, открывающимся при давлении, близком к атмосферному.
Видео: проверка исправности пробки радиатора
https://www.youtube.com/embed/Hh_iHp0H0uM
Радиатор – часть системы охлаждения, в которой происходят процессы теплообмена, благодаря которым температура двигателя поддерживается в заданном режиме. Перегрев двигателя может привести к его выходу из строя, в результате чего потребуется сложный и дорогостоящий ремонт или замена силового агрегата. Долгую и безотказную работу радиатора можно обеспечить соблюдением инструкций производителя и своевременным обслуживанием этого ключевого элемента системы охлаждения. Максимальная эффективность работы радиатора достигается за счет исправности вентилятора охлаждения, датчика вентилятора, крышки радиатора, а также путем контроля за состоянием охлаждающей жидкости.