Отечественная «семерка» выпускалась в период 1982-2012 гг. За это время она завоевала звание народного автомобиля благодаря относительной дешевизне, надежности узлов и агрегатов и возможности ремонта сложных элементов (вплоть до двигателя) чуть ли не «на коленке».
- Устройство двигателя ВАЗ 2107
- Система смазки
- Система охлаждения ВАЗ 2107
- Поршневая группа
- Блок цилиндров
- Неисправности штатного двигателя ВАЗ 2107
- Перегрев двигателя
- Стук двигателя
- Дым из сапуна
- Троение двигателя
- Дым из глушителя
- Забрасывает маслом свечи
- Не тянет мотор
- Ремонт двигателя
- Как снять двигатель
- Замена вкладышей коленвала
- Замена поршневых колец
- Ремонт маслонасоса
Устройство двигателя ВАЗ 2107
Силовую установку 2107 можно назвать революционной для серии автомобильных двигателей Тольяттинского автозавода. Это первая из машин так называемой классики, получившая усовершенствованную систему впрыска.
Система впрыска «семерки» работает в достаточно тяжелых условиях, с постоянной высокой нагрузкой, особенно на наших дорогах. По этой причине двигатель требует хорошего и своевременного обслуживания. Даже малейшая закупорка отрицательно скажется на подаче топлива, что приведет к увеличению расхода топливной жидкости и снижению КПД двигателя внутреннего сгорания.
Система смазки
Одним из основных направлений работы двигателя ВАЗ 2107 является система смазки, работающая за счет подачи масла на трущиеся поверхности. Благодаря ему снижается трение и повышается КПД силовой установки. Масло заливается через маслоналивную горловину, которая плотно закрывается крышкой. Старая, уже не нужная смазка сливается из системы через другое отверстие – оно закрывается резиновой пробкой.
Важные характеристики системы смазки:
- вмещает система ровно 3,75 литров масла, за уровнем которого можно следить по указательной мерке;
- давление на прогретом ДВС при средних оборотах коленвала составляет 0,35–0,45 МПа;
- функционирует смазочная система комбинировано — под давлением и путём разбрызгивания.
К основным проблемам системы смазки принято относить:
- засорение масляного фильтра;
- неполадки, связанные с вентиляцией картера;
- утечку смазки через неплотные соединения;
- разрушение сальников коленвала;
- проблемы с давлением жидкости.
Причины, способствующие возникновению неисправностей, достаточно разнообразны. Необходимо понимать, что многолетняя работа двигателя напрямую связана с системой смазки – от нее зависит долговечность силовой установки. Ведь даже кратковременное прекращение подачи смазки на трущиеся внутренние детали двигателя может привести к капитальному ремонту и даже замене дорогостоящего узла.
Система охлаждения ВАЗ 2107
Предназначен для поддержания заданного теплового режима двигательной установки за счет коррелированного отвода тепла от наиболее нагретых узлов и деталей. На «семерке» стоит герметичная жидкостная система с принудительной циркуляцией. Одними из важных его компонентов являются насос, расширительный бачок, радиатор отопления с электровентилятором и термостат.
- Центробежный насос приводится в движение коленчатым валом. Он состоит из крышки, удерживаемой четырьмя выступами, и корпуса, соединенного с крышкой через уплотнительную прокладку. Насос также имеет ролик с крыльчаткой, которая вращается на подшипнике.
- Расширительный бачок интегрирован в систему охлаждения не просто так. Элемент принимает излишки антифриза, который при расширении создает высокое давление, способное разорвать все шланги, патрубки и ячейки радиатора. Такую же силу имеет вакуумное расслоение, образующееся при охлаждении (восстановлении) жидкости. Расширительный бачок призван устранить оба явления. Является элементом прочного бака с заливной горловиной и фитингами. Особую роль играет крышка бака, оснащенная клапанами для сброса избыточного давления.
- Тепловой радиатор представляет собой конструктивную деталь с двумя резервуарами и железным сердечником. Устанавливается на резиновые подушки, крепящиеся к кузову «семерки» двумя болтами. Элемент соединен с расширительным бачком по герметичному контуру. Он оснащен электрическим вентилятором, который активируется датчиком. На «семерках» первого года выпуска электровентилятор не устанавливался, лопасти вращались механически от двигателя. В инжекторных системах электровентилятор получает команду уже от ЭБУ через реле и датчик температуры антифриза.
- Термостат поддерживает нужный тепловой режим силового агрегата, помогает ему быстро запуститься. Оснащен двумя клапанами: основным и перепускным. Благодаря термостату двигатель быстро прогревается.
Принцип работы охлаждения двигателя можно представить следующим образом: антифриз циркулирует по всем зонам системы, нагревается и затем поступает в радиатор и помпу.
Поршневая группа
Сюда входят 4 обязательных элемента.
- Поршни на ВАЗ 2107 сортируются по диаметру пальца на 3 класса по 0,004 мм. При производстве особое внимание уделялось и массе, поэтому при капитальном ремонте двигательной установки не обязательно использовать поршни из одной группы — достаточно того, чтобы они были под «семерку» двигатель. На днище поршня имеется стрелка направления.
- Поршневой палец — конструктивный элемент, прихваченный стопорными кольцами.
- Шатуны на ВАЗ 2107 применяются с прессованной втулкой из комбинированного железа. Их, как и поршни, тоже делят на 3 класса в зависимости от диаметра гильзы. Шатуны стальные, кованые.
- Кольца в поршневой группе «семёрки» используются чугунные. Два из них, бочкообразной формы, полухромированные и компрессионные, одно — маслосъёмное.
Блок цилиндров
Блок изготовлен из особого сорта чугуна — высокопрочного. Гильзы для цилиндров ВАЗ не требуются, так как предполагается их растачивание на месте. Цилиндры мелко отшлифованы внутри, что делает их очень точными. Они делятся на 5 классов, чередующихся с 0,01 мм.
Неисправности штатного двигателя ВАЗ 2107
Принято различать основные неисправности штатного двигателя «семерки». Все требуют раннего и обязательного разрешения, чтобы избежать капитального ремонта.
Перегрев двигателя
Частая неисправность, вызванная разными причинами и грозящая разрушением прокладки ГБЦ или сложным ремонтом двигателя. Обычно о перегреве двигателя сигнализирует индикатор на приборной панели. К сожалению, есть много автомобилистов, которые вовремя не реагируют на приближение стрелки к красной зоне.
При первых симптомах перегрева надо действовать уже за рулём:
- открыть воздушную заслонку;
- включить вентилятор отопителя, поставив на самую высокую скорость;
- поставить нейтральный режим коробки передач, постараться за счёт инерции скатить машину на край дороги (обязательно включить аварийку);
- оставить двигатель поработать на холостом ходе 2–3 минуты.
Это сработает, если из-под капота не идет пар, т.е уровень перегрева низкий. Помните, что при таком перегреве не рекомендуется сразу глушить двигатель. Делается это только при условии, что шланг лопнул, и есть угроза разгерметизации системы охлаждения.
После поворота ключа в обратное положение двигатель полностью не выключается, он работает за счет псевдозажигания, поэтому выключать его нужно принудительно, поставив рычаг переключения передач в положение, отличное от нейтрального, и нажав кнопку тормоз — затем отпустите сцепление.
После остановки двигателя антифриз продолжает циркулировать, и оказывает наибольшее влияние на соединения деталей двигателя. При неблагоприятном исходе это грозит образованием паровых пробок. Явление называется «тепловой удар».
Если перегрев моторной установки сопровождается выбиванием пара из-под капота автомобиля, инструкция по устранению выглядит уже иначе.
- Открыть капот, проверить наличие антифриза в расширительном бачке, целостность шлангов, радиатора и термостата.
- Взяться тряпкой за крышку бачка, осторожно выкрутить на 1 оборот, чтобы вышло давление. Работать крайне аккуратно, чтобы не ошпарило горячим тосолом!
- Для устранения причин перегрева и разгерметизации системы охлаждения: обмотайте оборванный шланг изолентой или замените его, заделайте образовавшуюся из-за коррозии трещину на радиаторе, залейте необходимую дозу охлаждающей жидкости и т д
В некоторых случаях виновником перегрева является датчик, включающий моторчик вентилятора. Проверить легко: нужно скинуть оба провода с клемм датчика и соединить их — если вентилятор работает при включенном зажигании, датчик надо менять, он не работает.
Термостат, который регулирует поток антифриза через радиатор и вокруг него, также может выйти из строя. Узел системы охлаждения проверяется следующим образом: на прогретом двигателе следует ощупать рукой верхний и нижний патрубки, соединяющие двигатель с радиатором. О выходе из строя термостата можно судить по холодному нижнему шлангу.
Стук двигателя
Он бывает разным.
- Во-первых, когда речь идет о стуке, мы имеем в виду шатун. Если элемент начинает стучать, давление масла сразу падает. Как правило, опытные автомобилисты легко узнают звук поврежденного шатуна по удару, усиливающемуся при разгоне автомобиля.
- Стук возникает и в коренных шейках коленчатого вала при падении давления в системе и слышен глухой металлический шум. Распознается на всех оборотах двигателя и диагностировать неисправность можно без разборки ДВС.
- Стук на холодную проявляется на изношенных двигателях. В этом нет ничего страшного. Просто зазоры между сопрягаемыми деталями вышли за допустимые пределы, при прогреве силовой установки все приходит в норму.
- Стук возможен из-за биения клапанов, что возникает из-за плохой настройки «постели» распредвала или износа рокера.
- Наконец, это может быть связано с ослаблением цепного привода. При этом отчетливо можно различить металлический звон на холостом ходу. При увеличении скорости звук полностью или частично пропадает.
Дым из сапуна
При этом в глушитель не попадает ни дым, ни пар, но машина начинает расходовать литры масла. При этом засоряются первый и четвертый цилиндры двигателя.
Эта неисправность имеет несколько причин: изменение компрессии двигателя, износ маслоотражательных колпачков или лопание колец.
Троение двигателя
Автомобили семейства ВАЗ, оснащенные системами впрыска старого поколения, часто «грешат» таким эффектом, как троение. Причины неисправности следует, как правило, искать в системах впрыска, подачи топлива и так далее
Устранить срабатывание из-за забитого топливного насоса или фильтров можно только одним способом — заменой элементов или их очисткой. В некоторых случаях помпа может работать не так, как надо, в таком случае ее необходимо демонтировать и найти причину.
Если забиваются форсунки, это чаще случается из-за некачественного топлива. Сами элементы также подвержены износу. Форсунки проверяются с помощью специального стенда, который не только позволяет диагностировать состояние форсунок, но и очищает их.
Утроение может произойти из-за потери искры. В этом случае подозрение сразу падает на свечи зажигания. Их рекомендуется тщательно проверить, визуально осмотреть на наличие трещин или скопившейся грязи. Сомнительные элементы должны быть заменены немедленно. Двигатель «семерки» может троить из-за прогара клапанов.
Дым из глушителя
Многие по незнанию игнорируют дым, потому что на горячем двигателе его практически не видно. Но если не останавливается, это признак более-менее серьезных проблем в моторной установке.
По словам опытных автомобилистов, дым усиливается при запуске установки двигателя. На него следует обратить особое внимание, чтобы вовремя определить неисправность.
Чрезмерное задымление в большинстве случаев свидетельствует о неисправности систем охлаждения и подачи топлива. Возможен выход из строя распределительного механизма или поршневой группы.
Забрасывает маслом свечи
Также является одной из частых неисправностей двигателя ВАЗ 2107. Нить свечи или корпус покрывают маслом, а в особых случаях даже все основание. При этом двигатель сигнализирует об ухудшении динамических свойств, повышенной дымности и повышенном расходе масла.
Причину подтекания масла на свечи специалисты называют, в первую очередь, повреждение или износ направляющих клапанов, маслосъемных колпачков, элементов поршневой группы или прокладок ГБЦ.
Не тянет мотор
Автомобиль потерял прежнюю тягу? С этим явлением сталкивается практически каждый владелец «семерки», управляющий автомобилем более 5 лет. Она долго разгоняется, не может преодолеть подъемы на высоких передачах.
Как известно, ВАЗ 2107 бывает с инжекторным и карбюраторным двигателями. В зависимости от этого различают причины неисправности.
- На карбюраторном ДВС отсутствие тяги вызвано системой питания — не хватает топлива или слишком велика подача. Карбюраторы нуждаются в правильной регулировке, иначе двигатель будет работать нестабильно. Механизм газораспределения влияет и на показатель мощности двигателя, для которого характерно снижение давления.
- Если плохо тянет мотор с системой впрыска, причина бывает связана с ГРМ, фильтрами, системами зажигания и неполадками в поршневой группе.
Ремонт двигателя
Следующие инструменты понадобятся для этой работы:
- съёмник, позволяющий легко вытащить поршневой палец;
- настраиваемая опора под днище, выдерживающая не менее 1 тонны;
- ключ храповика коленвала;Ключ храповика коленвала позволит легко удерживать маховик
Ключ храповика коленвала позволит легко удерживать маховик - широкий плоский щуп 0,15 мм;
- манометр, способный измерять давление в топливной рампе;
- металлическая линейка;
- тиски;
- компрессометр и т. д.Компрессометр поможет определить состояние двигателя
Компрессометр поможет определить состояние двигателя
Как снять двигатель
Двигатель снимается для ремонта или замены. Ничего особо сложного в процедуре нет, если это специальная лебедка. В этом случае двигатель можно демонтировать целиком, но это сложнее, чем снять его без ГБЦ.
Последовательность действий выглядит так.
- Капот автомобиля рекомендуется снять, чтобы обеспечить свободный доступ.
- Слить весь хладагент.
- Снять воздушный фильтр, отсоединить трос всасывания, выкинуть рычаг газа, бензошланг карбюратора — словом, все навесное, что может помешать работе.
- Открутить глушитель, снять шланг с отопителя.Открутить глушитель Ваз 2107 можно обычным гаечным ключом
Открутить глушитель Ваз 2107 можно обычным гаечным ключом - Снять трамблёр.
- Вытащить стартер.
- Снять радиатор.
- Скинуть топливный шланг с насоса.
Теперь можно переходить к непосредственной работе с двигателем.
- Открутить гайки с подушек.Подушка двигателя ВАЗ 2107 держится на гайке
Подушка двигателя ВАЗ 2107 держится на гайке - Отделить коробку передач от мотора.
- Сдёрнуть двигатель с подушек, под них подставить прочный канат.
Эффективнее будет воткнуть под веревку металлическую трубу. Поместите концы троса на гидравлическое оборудование, чтобы поднять двигатель. Закрутите и вытащите двигатель.
Замена вкладышей коленвала
Двигатель снят, можно продолжать.
- Отвернуть 14 болтов крепления поддона к ГБЦ.
- Снять масляный насос.
- Отвернуть гайки крепления шатунов, снять крышки.Гайки крепления шатунов должны быть сняты
Гайки крепления шатунов должны быть сняты - Вытолкнуть поршни из цилиндров.
- Отвернуть болты крышки коренного подшипника коленвала.
- Снять коленвал.
Для снятия и замены втулок необходимо извлечь половинки упорного подшипника из канавок на пятой коренной постели. После разборки коленчатого вала можно снять старые втулки и заменить их. Новые предметы должны соответствовать желаемой категории.
Вставки можно только заменить. Ремонту они не подлежат, так как изготавливаются по точным размерам. Со временем детали изнашиваются, приходится подгонять новые. По сути, втулки — это подшипники скольжения для шатунов, воздействующие на коленчатый вал.
Замена поршневых колец
Во многих случаях данная процедура необходима по вине самого автовладельца, заливающего вместо качественного масла что-то непонятное. Кроме того, большое значение имеет частота обновления смазки. Первым симптомом, указывающим на выход из строя колец, является резкое увеличение расхода топлива.
Замена на снятом, но ещё не разобранном двигателе.
- Коленвал проворачивается так, чтобы требуемый поршень встал в нужное положение — в нижнюю мёртвую точку.
- Крышка шатуна снимается, все поршни выталкиваются цилиндрами наверх.
- С поршней счищается нагар.
- Старые кольца меняются на новые.
Надо обязательно сначала поставить маслосъёмное кольцо, а в завершение стянуть оба элемента специальной оправкой.
Ремонт маслонасоса
Масляный насос на ВАЗ 2107 – важнейший элемент системы смазки, позволяющий осуществлять подачу смазочного материала под давлением. Ремонт элемента предполагает наличие таких инструментов, как плоские щупы размером 0,15–0,25 мм, линейки и тиски.
Алгоритм проведения восстановительных работ с маслонасосом.
- Демонтировать насос и установить его в тиски.Маслонасос ВАЗ 2107 зажимается в тиски
Маслонасос ВАЗ 2107 зажимается в тиски - Отвернуть болты, фиксирующие приёмный патрубок к корпусу.
- Отсоединить патрубок от корпуса, делая это аккуратно. Главное — не потерять шайбу редукционного клапана.
- Снять пружину и редукционный клапан.
- Вынуть крышку.Крышка маслонасоса вынимается, затем снимаются шестерёнки
Крышка маслонасоса вынимается, затем снимаются шестерёнки - Затем снять шестерёнки.
Каждая снятая деталь должна быть осмотрена на наличие трещин и деформаций. При их обнаружении элемент подлежит замене. В конце обязательно промойте все детали парафином и высушите сжатым воздухом. После этого собираешь все обратно.
Двигатель ВАЗ 2107 просто выглядит сложным агрегатом. На самом деле, если следовать инструкции и внимательно, то можно смело разбирать и собирать его.