Занимаетесь кузовным ремонтом автомобиля?

С продукцией Carsystem вы можете быть уверены в качестве Вашей работы!

Материалы Carsystem- выбор профессионалов!

Перейти в магазин Carsystem.

Дорожно-транспортное происшествие: понятие, участники, виды

ПОЛЕЗНОЕ

Дорожно-транспортное происшествие – это дорожно-транспортное происшествие с участием одного или нескольких транспортных средств. Большинство людей дадут аналогичный ответ, независимо от того, владеют ли они автомобилем или пользуются общественным транспортом, и будут правы лишь отчасти. Несчастный случай – это юридическое понятие, имеющее конкретное содержание и ряд функций.

Понятие дорожно-транспортного происшествия

Содержание термина «дорожно-транспортное происшествие» раскрыто на законодательном уровне и не может рассматриваться в ином значении.

Авария – событие, произошедшее во время движения транспортного средства по дороге и с его участием, в результате которого погибли или получили ранения люди, были повреждены транспортные средства, сооружения, груз или причинен иной материальный ущерб.

искусство. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Аналогичное определение дано в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. В данном значении понятие используется в других нормативных актах , договоров (каско, ОСАГО, аренда/лизинг автотранспорта и др.) и по решению суда.

Признаки ДТП

Для квалификации происшествия в качестве дорожно-транспортного необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

Начни экономить больше 20% топлива уже сегодня!

Жми!

  1. Событие должно соответствовать характеристикам события. Строго в юридическом смысле событие есть явление действительности, не зависящее от воли лица. Но если так называемые абсолютные события происходят и развиваются совершенно изолированно от поведения и намерений участника отношений (природные явления, течение времени и т д.), то относительные события, к которым относится случайность, происходят вследствие к действиям или бездействию человека и разворачиваться в дальнейшем без его участия. Проезд светофора (действие) или неиспользование экстренного торможения (бездействие) происходит по желанию и при участии водителя, а последствия (механические повреждения транспортного средства и других предметов, телесные повреждения или гибель людей) наступают в результате Законы физики и изменения в теле пострадавшего Неправильный асфальт под машиной — одна из немногих ситуаций, когда ДТП происходит совершенно без воли и участия водителя
    Провал асфальта под автомобилем — одна из немногих ситуаций, когда ДТП происходит полностью без воли и участия водителя
  2. Авария произошла во время движения автомобиля. По крайней мере, одно транспортное средство должно двигаться. Повреждение стоявшего автомобиля отлетевшим от попутного транспортного средства предметом будет являться несчастным случаем, даже если в поврежденном транспортном средстве никого не было, а падение сосульки или ветки на оставленный во дворе автомобиль считается причинением ущерба ЖКХ, собственники зданий и т.д.
  3. Авария произошла в пробке. Правила дорожного движения определяют дорожное движение как отношения, существующие в процессе перемещения людей и грузов по дорогам. Дорога же – специально предназначенная для движения транспортных средств поверхность, к которой относятся также обочины дорог, трамвайные пути, разделительные линии и тротуары (п. 1.2 ПДД). Прилегающая территория (дворы, несквозные сельскохозяйственные дороги, автостоянки, стоянки у заправок, жилые массивы и другие подобные поверхности, изначально не предназначенные для сквозного движения) не являются дорогами, но движение на таких участках должно осуществляться в соответствии с ПДД правила. Соответственно, события, произошедшие на них, считаются несчастным случаем. Столкновение двух автомобилей в чистом поле или на льду реки не является случайностью. Лицо, ответственное за ущерб, будет определено на основании фактов, основанных на гражданском праве
  4. В компоновке задействовано как минимум одно транспортное средство — техническая единица, конструктивно выполненная как единица для перемещения людей и/или грузов именно по дорогам. Транспортное средство может приводиться в движение (механическое транспортное средство) или приводиться в действие другими средствами (мышечная сила, животные). Помимо самого автомобиля (трактора, другого самоходного транспортного средства) правила дорожного движения распространяются на велосипеды, мопеды, мотоциклы и прицепы к автомобилям (п. 1.2 ПДД). Задний тягач со специальным прицепным оборудованием не является транспортным средством, так как по первоначальному конструктивному замыслу не предназначен для движения по дорогам, даже если технически способен перевозить людей и грузы. Лошадь, слон, осел и другие животные не являются транспортными средствами в понимании ПДД в силу того, что их нельзя считать техническим устройством, а вот телега, повозка и другие подобные объекты, иногда встречающиеся на дорогах, вполне соответствуют к характеристикам автомобиля. Аварии с таким экзотическим транспортом будут считаться ДТП Авария мотоблока не ДТП
    Авария мотоблока не является ДТП
  5. Происшествие всегда должно иметь материальные и/или физические последствия в виде телесных повреждений или гибели людей, повреждения транспортных средств, конструкций, груза или иного материального ущерба. Повреждение декоративного забора, например, будет считаться несчастным случаем, даже если на машине не останется ни царапины. Если автомобиль наехал на пешехода, но он не пострадал, то инцидент нельзя отнести к ДТП, что не исключает нарушения водителем правил дорожного движения. В то же время, если в результате наезда у пешехода разобьется телефон или порвутся штаны, событие соответствует признакам ДТП, так как имеет материальные последствия. Для того чтобы квалифицировать событие как несчастный случай, недостаточно иметь телесные повреждения. Правила оформления ДТП, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, и принятые в соответствии с ними ОДМ 218.6.015-2015, утвержденные приказом Росавтодора от 12.05.2015 г. 2015 N 853-р, в отношении дорожно-транспортных происшествий оценивается:

    раненый — лицо, получившее телесные повреждения, в результате которых оно было помещено в стационар на срок не менее 1 суток или требовало амбулаторного лечения (п. 2 правил, п. 3.1.10 ОДМ);

    смерть — лицо, погибшее непосредственно на месте происшествия или не позднее 30 дней от последствий полученных телесных повреждений (п. 2 правил, п. 3.1.9 ОДМ).

  6. раненый — лицо, получившее телесные повреждения, в результате которых оно было помещено в стационар на срок не менее 1 суток или требовало амбулаторного лечения (п. 2 правил, п. 3.1.10 ОДМ);
  7. погибшим — человек, умерший непосредственно на месте ДТП или не поздне 30 дней от последствий полученных повреждений (п. 2 Правил, п.3.1.9 ОДМ).

Значение квалификации события в качестве ДТП

Правильная квалификация ДТП как дорожно-транспортного происшествия важна для решения вопросов об ответственности водителя и возмещении ущерба. На практике не так уж много ситуаций, когда правильное отнесение события к аварии имеет решающее значение для разрешения спора, но они вполне реальны. Без понимания сути дорожно-транспортного происшествия их решить невозможно. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

Первый пример касается водителя, который покидает место аварии. При движении задним ходом на минимальной скорости водитель наехал на пешехода, в результате чего человек упал. При первом осмотре травм не обнаружено, самочувствие по-прежнему хорошее. Одежда и другое имущество не пострадали. Претензий к водителю пешеход не предъявлял, инцидент закончился извинениями и примирением. Участники разошлись, обращения в ГИБДД по обоюдному согласию не было. Через некоторое время пешеход стал предъявлять водителю материальные претензии в связи с появлением боли или обнаруженным материальным ущербом и пригрозил привлечь его к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП). Наказание за предполагаемое нарушение серьезное — лишение прав до 1,5 лет или арест до 15 суток. Справедливое разрешение дела возможно только при правильной квалификации события. Если событие не соответствует признакам аварии по последствиям, ответственность исключается. Сложность заключается в том, что физические последствия могут проявиться позже.

Такие ситуации могут быть инсценированы для дальнейшего вымогательства денег. Мошенники приводят свидетелей происшествия и даже видео инцидента. Столкнувшись с противоправными действиями, не стоит полагаться только на собственные силы. Выйти из таких ситуаций без квалифицированной помощи крайне сложно.

Второй случай, когда принципиальное значение имеет квалификация события как несчастного случая, – это возмещение убытков. Страхователь заключил договор КАСКО по специальной программе, после чего застрахованным риском является только несчастный случай, вне зависимости от вины страхователя в причинении ущерба. При въезде на огороженный участок с индивидуальным жилым домом (загородный дом, дача и т.п.) водитель выбрал неправильный боковой интервал и совершил боковой наезд на створки ворот, автомобиль получил повреждения. Возмещение ущерба от страховщика возможно, если ДТП квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие. Въезд на площадку обычно осуществляется с дороги или прилегающей территории, в связи с чем событие, произошедшее при таком въезде, на мой взгляд, однозначно является несчастным случаем, и страховая компания обязана выплатить.

Сложнее обстоит дело, когда инцидент с транспортным средством произошел на придомовой территории. Такие инциденты, кажется, нельзя считать несчастными случаями. Прилегающая территория предназначена не только для проезда, но и для движения вообще, и поэтому не может считаться дорогой или прилегающей к дороге территорией.

Видео: что такое ДТП

https://www.youtube.com/embed/4RKHKQfK9oM

Категории участников ДТП

Термин участник ДТП в законодательстве не определен, но очевидно вытекает из филологического смысла выражения. Членами могут быть только физические лица. В ПДД выделяют следующие категории (п. 1.2 ПДД):

  • погонщик — лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (обучение вождению приравнено к погонщику);
  • велосипедист — лицо, управляющее велосипедом;
  • пассажир — лицо, не являющееся водителем, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или покидает транспортное средство (выходит из него);
  • пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге или на пешеходной или велосипедной дорожке и не работающее на них (к пешеходам приравниваются люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без мотора, передвигающиеся на велосипеде, мопеде, мотоцикле, перевозка санок, тележки, детской или инвалидной коляски, а также использование роликовых коньков, самокатов и других подобных средств передвижения).

Столкновение с запряжённой телегой является ДТП с участием двух транспортных средств

Применительно к ДТП и в связи с ним используются и другие понятия:

  • собственник транспортного средства (автовладелец) — собственник или иное лицо, на законных основаниях владеющее транспортным средством (аренда, финансовое управление и т.п);
  • виновный в ДТП (виновник ДТП) — лицо, по вине которого произошло ДТП;
  • виновник в причинении ущерба (tortfeasor) — лицо, в результате ДТП причинившее вред жизни и здоровью либо повреждение имущества (обычно совпадает с виновным в ДТП, но иногда может быть признан виновным и механик , например, механик, уронивший сломанную машину во время полета, владелец домашнего животного, выпустивший его на улицу, и т д);
  • потерпевший — лицо, жизни и здоровью которого либо имуществу причинен вред (потерпевшим часто называют лицо, которому в отличие от потерпевшего причинен только имущественный ущерб);
  • пострадавший — лицо, жизни и здоровью которого причинён вред.

Основные причины ДТП

Подавляющее большинство аварий происходит по субъективным причинам, полностью или частично. Так или иначе, почти всегда присутствует вина участника события. Исключением могут быть случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и совершенно независимых от воли человека событий: просадки асфальта под проезжающей машиной, удара молнии в машину и т.п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины и др внешние факторы, которых человек мог ожидать и избежать, не считаются единственными причинами несчастных случаев. В лучшем случае, кроме нарушений правил дорожного движения, допущенных водителем, например, устанавливается нарушение Норвежской дорожной администрацией правил и норм содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель обязан перед выездом проверить и убедиться в исправности транспортного средства (п. 2.3.1 ПДД).

В ПДД есть несколько универсальных правил, позволяющих определить вину водителя практически в любом ДТП. Например, пункт 10.1 ПДД — водитель должен выбирать скорость в таких пределах для обеспечения постоянного контроля за движением, пункт 9.10 ПДД — водитель должен соблюдать интервал впереди идущего автомобиля и боковой интервал и т.д.только по вине пешеходов возникают в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выезде на проезжую часть в неположенном месте или на запрещенном светофоре.

В одном случае суд признал водителя виновным в нарушении пункта 10.1 ПДД, когда он двигался по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и пустил машину в занос, последовало столкновение. Вина Норвежской дорожной администрации в ненадлежащем содержании дороги не установлена. Суд постановил, что водитель в этой ситуации выбрал неправильную скорость. Суд не учел доводы о том, что автомобиль (ГАЗ 53) не мог двигаться с меньшей скоростью в силу заслуживающих внимания конструктивных особенностей — в опасной ситуации водитель должен принять все меры для снижения скорости вплоть до полной остановки автомобиль.

Практически любое ДТП происходит в результате нарушения водителем ПДД

Поэтому основной и важнейшей причиной ДТП является нарушение водителем правил дорожного движения. Возможна более подробная классификация на основе конкретных правил дорожного движения. К основным причинам относятся:

  1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением максимально допустимого значения для данного участка (пункты 10.2 — 10.4 ПДД) или определяемого соответствующими дорожными знаками. На самом деле правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из текущей ситуации. Само по себе превышение максимально разрешенной скорости не может привести к аварии, авария происходит из-за невозможности остановиться в выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 100 км/ч в городе, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и чистой дороге, тогда как на скорости 30 км/ч по обледенелому асфальту автомобиль потеряет управление при торможении и столкнуться с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на дорогах с ледяной коркой — в 4-5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
  2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
  3. Неправильный выбор интервала для впереди идущего автомобиля или бокового интервала. Внезапное торможение впереди идущего автомобиля, как правило, не является причиной аварии. Водитель сзади должен выбрать безопасную дистанцию, позволяющую ему остановиться в экстренной ситуации. Нередко водители пытаются избежать столкновения с идущим впереди автомобилем, маневрируя и сталкиваясь с транспортным средством, движущимся по встречной полосе в том же направлении, или выезжая на встречную полосу. Правила дорожного движения не позволяют маневрировать в случае опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости до остановки.
  4. Выезд на встречную полосу (п.9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка избежать столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор места автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и т.п.
  5. Нарушение правил поворота (п.8.6 ПДД). Значительное количество автомобилистов нарушают правила поворота на перекрестках. В конце маневра транспортное средство должно находиться на своей полосе, но фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным транспортным средством.
  6. Другие нарушения ПДД.

Иные обстоятельства, которые часто называют причинами дорожно-транспортных происшествий, на самом деле являются факторами, повышающими вероятность происшествия, или дополнительными причинами. К ним относятся:

  1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимание и замедляют реакцию. Для водителей автобусов, в том числе городских, грузовых и некоторых других категорий, предусмотрен особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и в пути. Нарушение установленных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в состоянии болезни или усталости, а также в состоянии алкогольного опьянения содержится в п. 2.7 ПДД.
  2. Отвлечения. Громкая музыка, особенно прослушивание в наушниках, посторонние шумы и разговоры в салоне, обращение внимания на пассажиров (например, маленьких детей) или животных внутри автомобиля отвлекают водителя от управления движением. Это не позволяет вовремя среагировать на изменение ситуации. Занятие другими делами за рулем — надежный способ попасть в аварию
    Заниматься посторонними делами за рулём — надёжный способ попасть в ДТП
  3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное воздействие на трафик. Дождь и снег ухудшают как видимость, так и сцепные свойства асфальта, туман может ограничить видимость дороги до десяти метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце слепит водителя и т д. Неблагоприятные погодные условия добавляют водителю дополнительный стресс, что приводит к быстрая утомляемость.
  4. Состояние дорожного покрытия – любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, что за последние годы отремонтировано и восстановлено значительное количество как автомагистралей, так и городских дорог, но проблема настолько значительна, что говорить об общем удовлетворительном качестве пока не приходится. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дефектов дорожного движения (ГОСТ Р 50597–93), при отклонениях от которых возможно привлечение дорожных и других соответствующих служб к ответственности за дорожно-транспортные происшествия:

    ширина отдельного горшка – 60 см;

    длина одного горшка 15 см;

    глубина одного горшка 5 см;

    отклонение решетки дождеприемника от уровня доски – 3 см;

    отклонение крышки люка от уровня покрытия – 2 см;

    отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.

  5. ширина отдельной выбоины — 60 см;
  6. длина отдельной выбоины — 15 см;
  7. глубина отдельной выбоины — 5 см;
  8. отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка — 3 см;
  9. отклонение крышки люка от уровня покрытия — 2 см;
  10. отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.
  11. Алкоголь, наркотики или токсичные интоксиканты. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может привести к ДТП, но состояние опьянения катастрофически влияет на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общеправовой и социальной установки высока вероятность того, что пьяный водитель будет «привлечен» к ответственности за ДТП и причиненный ущерб, даже если фактически других нарушений ПДД он не совершает и в результате происходит ДТП действий другого участника. Состояние опьянения катастрофически сказывается на реакции и адекватности водителя

К другим факторам, способствующим дорожно-транспортным происшествиям, относятся неправильный присмотр за домашними животными, действия диких животных, природные явления, неправильный уход за объектами на обочине дороги (например, когда на дорогу падают деревья, столбы, конструкции и т.п.) , и другие условия, которые могут значительно увеличить риск аварии. Способствующими причинами являются также недостаточная квалифицированная подготовка водителей в автошколах и недостатки конструкции автомобилей. Последователи эзотерических учений могут видеть в причине несчастного случая карму, но это уже на любителя.

Виды дорожно-транспортных происшествий

В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:

  • со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом.

По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:

  • материальный ущерб;
  • легкие телесные повреждения — кратковременное расстройство здоровья или легкая стойкая утрата общей трудоспособности (примечание 1 к статье 12.24 КоАП РФ);
  • телесные повреждения средней степени тяжести — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на треть (примечание 2 к статье 12.24 КоАП РФ);
  • тяжелая телесная травма — опасная для жизни травма, потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрата его функций органа, прерывание беременности, психическое заболевание, наркомания или токсикомания, стойкое обезображивание лица, значительное стойкая потеря общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522);
  • смерть потерпевшего;
  • особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).

Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.

По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ 218.6.015–2015):

  • столкновение транспортных средств между собой или с поездом;
  • опрокидывание — потеря устойчивости не вследствие столкновения или столкновения, выезда с дороги (например, при критическом уклоне дороги, в результате порыва ветра и т.п.);
  • наезд на стоящее транспортное средство;
  • наезд на препятствие (любой неподвижный объект, кроме транспортного средства);
  • наезд на пешехода, в том числе когда пешеход натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на велосипедиста, в том числе когда велосипедист натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на гужевой транспорт (как на животных, так и ведомое им устройство), в том числе когда такой транспорт натолкнулся на автомобиль;
  • падение пассажира в процессе движения (например, в автобусе);Падение пассажира в автобусе также является ДТП
    Падение пассажира в автобусе также является ДТП
  • другие несчастные случаи:

    столкновение с другими животными, кроме гужевых экипажей;

    выезд с дороги;

    падение груза;

    бросить предмет;

    наезд на человека, не являющегося пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный рабочий и т.п.).

  • наезд на других животных, кроме гужевого транспорта;
  • съезд с дороги;
  • падение груза;
  • отбрасывание предмета;
  • наезд на лицо, не являющееся пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный работник и т. п.).

Несколько условно можно разделить дорожно-транспортные происшествия на ответственные и невменяемые. Условие заключается в том, что согласно п. 3 Правил учета ДТП регистрации подлежат все ДТП, причем обязанность возлагается не только на МВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств — юридических юридические лица, дорожные власти и владельцы дорог. Но в государственную статистическую отчетность включаются только сведения о несчастных случаях, повлекших смерть и/или телесные повреждения людей (п. 5 правил), за некоторыми исключениями (если несчастный случай произошел в результате попытки суицида, вмешательства в жизнь и здоровье, во время автомобильных соревнований и некоторых других).

Государственная статистическая отчётность учитывает только ДТП, в результате которых погибли ли ранены люди

Непонятно, как это требование сочетается со ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» с правом регистрации ДТП без участия сотрудников ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию сведений о ставших им известными событиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что большое количество аварий остаются неизвестными для внутренних органов и не учитываются при обязательном анализе причин и условий возникновения аварий и разработке мероприятий по их предупреждению. Это положение является еще одним существенным недостатком европейского протокола, наряду с тем, что самостоятельная регистрация дорожно-транспортных происшествий участниками позволяет избежать ответственности виновного за нарушение правил дорожного движения.

В литературе встречается термин «бесконтактное ДТП», под которым понимается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия возникают в результате столкновения с предметом или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространенное явление – водитель «подрезал» или резко затормозил, тем самым создав аварийную ситуацию. Если в результате этого происходит ДТП, возникает вопрос, причастен ли к происшествию такой водитель. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязательств по возмещению вреда, причиненного в результате события, вызванного такими действиями, единичны.

В статистику попадают только данные, зафиксированные ГИБДД

Другим специфическим видом аварии является скрытая авария. Лицо, совершившее нарушение правил дорожного движения и совершившее дорожно-транспортное происшествие, скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно, проведя следственное расследование, если известен номер машины. Также возникает вопрос об участии конкретного водителя, если за руль допускаются несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда потерпевший скрывается с места преступления.

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

При наличии пострадавших необходимо оказать им первую помощь, вызвать скорую помощь и полицию по мобильным номерам 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости направить в ближайшее медицинское учреждение попутным транспортом, а также если он недоступен, возьмите их самостоятельно и вернитесь на локацию.

Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками об обстоятельствах ДТП и о полученном ущербе водители имеют право не уведомлять полицию. Они могут выбрать:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.

При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

Если пострадавших нет, но есть разногласия по поводу обстоятельств происшествия и полученных травм, участники обязаны уведомить ГИБДД и дождаться приезда наряда. По распоряжению ГИБДД инцидент может быть зарегистрирован на ближайшем посту ГИБДД или в отделении полиции с предварительной фиксацией местонахождения транспортных средств.

Возмещение ущерба и морального вреда

Авария неразрывно связана с вопросами возмещения ущерба. Ответственность за возмещение и возмещение неэкономического ущерба возлагается на лицо, виновное в ДТП. Исходя из обстоятельств, можно определить наличие взаимной вины участников события или вины нескольких водителей, если произошло массовое ДТП. В случае возмещения убытков по ОСАГО вина нескольких участников считается равной, пока не установлено иное, оплачивается пропорционально.

Следует понимать, что ГАИ не определяет вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и устанавливает нарушения ПДД в действиях участников. В общем случае в причинении ущерба виновен нарушитель ПДД, но в спорных ситуациях определение вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

Штраф и другие наказания за ДТП

Нарушение ПДД не обязательно является административным правонарушением. Правонарушитель не может быть привлечен к административной ответственности, если за совершенное правонарушение не предусмотрена соответствующая статья КоАП. Типичным примером является распространенная причина аварий – неправильный выбор скорости. За такие действия ответственность не устанавливается, если при этом не была превышена максимально допустимая скорость, указанная для данной территории или установленная дорожными знаками.

При отсутствии в действиях нарушителя ПДД состава административного правонарушения административная ответственность не наступает

В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
  • лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.

За вождение в нетрезвом виде лицом, к которому применено административное взыскание за аналогичное правонарушение или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, уголовная ответственность может быть вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.

Строгое соблюдение правил дорожного движения сводит к минимуму, а возможно и исключает вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей существует мнение, что легко избежать аварии по своей вине, но настоящий водитель должен уметь избегать аварии по вине других участников дорожного движения. Внимание и аккуратность за рулем избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.

Это может быть интерено  Преимущества и практичность автомобильных подголовников для комфортной поездки и безопасности на дорогах.
Оцените статью